HISTORY Эльвира Абдусалямова 16 июля, 2015 14:00

Ибрагим Кубеков: Карикатура должна говорить сама за себя

Ибрагим Кубеков: Карикатура должна говорить сама за себя
Карикатура живет с нами уже несколько столетий. Она может существовать и как самостоятельная единица, и как дополнение к определенному тексту на злободневную тему. Чаще всего карикатуры можно встретить в газетах: они острые, высмеивающие и, в некоторой степени, бесстрашные. Мы побеседовали с одним из самых лучших карикатуристов Казахстана Ибрагимом Кубековым. Герой продемонстрировал нам свои работы, показал процесс создания карикатуры и рассказал о неприятном инциденте, связанным с его профессией. Перед встречей со значимым художником мы снова решили отправиться во временное путешествие, но только теперь в поисках интересных газетных рисунков, которые, как сказал Ибрагим «должны говорить сами за себя».

iИдея сделать материал о карикатурах пришла к нам не сразу. Мы готовили материал «Реклама 90-х: смеяться и плакать» и все время натыкались на интересные карикатуры, которые отражали и извечные проблемы, и проблемы того времени. Почему им не отдают должного внимания, ведь именно карикатуры являются отличной «заправкой» для полноценного журналистского текста и раскрашивают их в более сочные цвета, даря нам дополнительную пищу для размышления. 

В 1994 году газета «Известия» очень интересно использовала силу карикатуры. Такими незаурядными рисунками они привлекали своих читателей к подписке.

Также в нижнем правом углу газета «Известия» публиковала самостоятельные карикатуры. И, как принято, в классическом его понимании. 

На известные акции АО «МММ» в мае 1994 года даже была сделана рекламная карикатура-комикс. Если бы только мы могли наперед знать, что такое АО «МММ» и чем закончится эта игра. 

Карикатуры как дополнение к основному тексту известного карикатуриста, лауреата различных конкурсов Константина Куксо.

«Известия», 1994 год

В 1990 году в «Казахстанской правде» практически невозможно было найти карикатуры. «Веселые картинки» как единичное исключение.

Ноябрь/декабрь 1990 г.

«Вечерка» тоже не могла похвастать обилием картинок данного жанра.



В основном, это были картинки без какого-либо текста, который они могли сопровождать. 

«Вечерний Алматы» от 1995 года, март.

Хотя в данном материале, рисунок служит отличной иллюстрацией к основному журналистскому тексту.

«Вечерний Алматы» от 1995 года, март.



В отличие от других газет периода 90-х, «Караван» более других пестрил карикатурами, коллажами и прочими рисунками.



Они были как отдельными картинками из серии «без слов», так и иллюстрациями к текстам. 

«Караван» от 1994 года, декабрь.

После часов, проведенных в архиве, мы отправились к, не побоюсь этого слова, живой легенде казахстанской карикатуры Ибрагиму Кубекову, который входит в сотню лучших шаржистов мира. Художник рисует карикатуры, шаржи, портреты, иллюстрации.

Ибрагим Кубеков учился в педагогическом институте на художественно-графическом факультете. По профессии он — преподаватель рисования. После окончания института три года проработал в 48-й алматинской школе, в которой и сам первые три года проучился в начальных классах. После были шесть лет с «Дружными ребятами», где он работал за одним столом вместе с Владимиром Кадырбаевым, шесть лет в «Караване», год в ныне не существующей газете «Ковчег» и газете «Страна и мир», которая тоже сейчас не существует.

Последние десять лет Ибрагим Кубеков работает за этим столом в газете «Мегаполис»:

— Я не могу сказать, сколько всего за свою жизнь я сделал рисунков. В одном «Мегопалисе» я проработал 10 лет. В среднем, каждую неделю я делаю по пять рисунков. В год выходит 250 работ, а если теперь это умножить на десять лет, то получится 2500 рисунков. Конечно, бывают карикатуры похожие из-за похожей темы, но в целом, они все разные, — объясняет художник.

— Я не вступал в советское время в союз художников. Тогда многие этого не делали, потому что это было необязательным. Туда вступали для того, чтобы у художников были заказы. Когда я был студентом второго или третьего курса, оформил одну книжку, не будучи членом союза. Каким-то образом получил заказ, совершенно без блата, без откатов. Я сделал иллюстрации к книжкам и получил огромные по тем временам деньги: 400 рублей. Представьте, стипендия была 40 рублей, средняя зарплата была 70-80 рублей, а я получил 400 рублей. Работал я над ней около полутора месяца. Название книги не помню. Просто затерялась она как-то и все. Это было издательство «Онер». Тогда это был мой первый и последний заказ. Позже заказы начали приходить, когда начали появляться частные типографии, когда можно было издать книжку самим за свои деньги. Это было уже в постсоветское время, — вспоминает наш герой.

— Помимо основной работы, я выполняю и другие заказы. Вот, например, мое оформление книги. Автор Радик Темиргалиев. Это только обложка, внутри рисунков нет, — показывает нам Ибрагим Кубеков.

Когда мы показывали найденные карикатуры в библиотеке Ибрагиму Кубекову, в некоторых неподписанных работах он увидел свои:

— Это моя работа, но она слабенькая. Сейчас я такое не рисую, конечно.

«Караван» от 1994 года.

Данный рисунок тоже принадлежит руке художника:

— Когда я работал в «Караване», у нас был отдел дайджестов. Они сами подбирали иллюстрации, карикатуры для страниц с анекдотами и так далее. Я же занимался именно рисованием карикатур под журналистские материалы.

Рисунок к рубрике «Слухи» также принадлежит Ибрагиму Кубекову. В 1994 году в газете «Караван» была интересная рубрика «Слухи», в которой публиковались короткие предложения, типа «говорят, что на юге Казахстана организованная преступность снимает очень неплохие барыши с детской проституции», или «говорят, что вот уже второе воскресенье центральную „барахолку“ столицы посещает некий „авторитет“ в окружении телохранителей. Говорят, что предстоит передел „сфер влияния“ мафии». Конец колонки обязательно увенчивался словами «Вот так!»

— Как именно сделать рисунок к рубрике — моя идея. Я не скажу, что я сижу, сильно напрягаю мозги, и они дымятся, нет. Приходит идея, я делаю. Чаще происходит так, что я все делаю сам, а редакция соглашается со мной. Обычно мне доверяют, говорят: «Ибрагим, вот сделай карикатуру на такую тему. И я делаю. Это как с журналистами. Им доверяют и говорят: «Напиши материал на такую тему, и они пишут». Мне повезло вообще со всеми моими директорами.

— А это уже не карикатура, — отмечает художник,  — это всего лишь коллаж.

Хотелось бы заметить, что данный рисунок — иллюстрация к интервью журналиста «Караван» с неким «мафиози»...

— Надо же, я напрочь забыл об этом рисунке, но как только увидел, сразу же все вспомнил. Сейчас смотрю на свои работы двадцатилетней давности и вижу, что, конечно, техника у меня уже другая, серьезней стал относиться к своим карикатурам. Из-за возраста, наверное, — рассуждает Ибрагим Кубеков.



В 2007 году Ибрагим напечатал сборник своих работ, но не для продажи, а для себя, своих друзей и близких:

— В книге мои рисунки, которые были сделаны здесь, за этим столом, под чутким руководством товарищей из «Мегаполиса». Все, что было здесь опубликовано, ранее было на страницах газеты «Мегаполис», кроме иллюстраций в конце. Но это не все мои работы, это всего лишь одна сотая часть.



— О карикатурах невозможно рассказывать. Они должны сами за себя говорить. Я делаю их к материалу, но также старюсь делать так, чтобы они были как самостоятельные единицы. Чтобы на рисунок можно было посмотреть вне контекста того текста, извините за каламбур, — поясняет художник.



— На карикатуру у меня не уходит много времени в целом. Хотя все зависит от того, какая карикатура. Бывает, долго работаешь, если карикатура сложная, а иногда дольше над идеей сидишь, — делится с нами Ибрагим Кубеков. 

Художник не против новых технологий, но больше ему нравится работать с карандашом и бумагой. Единственным неудобством, которое создает такой выбор - дополнительное сканирование работ. 

 — В моем понимании карикатура — это рисунок на злободневную тему, он «острый», я бы даже сказал, «с улыбочкой». Он не обязательно должен быть смешным. Он может быть злым, но «с улыбочкой». Там должен быть элемент гротеска, — говорит герой. 


Как происходит работа над карикатурой:

— Мне дают уже готовый текстовый материал, и по нему я делаю рисунки. Сейчас я вынужден делать инфографику, но мне она, откровенно говоря, не нравится. Это может сделать любой дизайнер средней руки.




В книге Ибрагима Кубекова достаточно много шаржей. В основном они сделаны на бывших и настоящих деятелей политики, преимущественно казахстанской. На фото шаржи на небезызвестного Рахата Алиева.


 — На рисование шаржей и портретов, если человек с интересной фактурой, уходит час-полтора. А бывают такие люди, у которых не за что ухватиться и шарж на них трудно делать, то там побольше времени надо, — объясняет Ибрагим Кубеков.


В конце книги представлены иллюстрации художника Ибрагима Кубекова.

— Больше всего я люблю шаржи рисовать, портреты. Вот Сережу (прим. ред. — Сергей Туник — журналист, контент-редактор портала Informburo.kz) я нарисовал. У него был День рождения совсем недавно.

Мы попросили художника нарисовать нам карикатуру, чтобы мы смогли запечатлеть процесс создания рисунка.

В процессе рисования, мы спросили художника, каких хороших карикатуристов может он назвать:

— Володя Кадырбаев — замечательный карикатурист, в газете «Время» работает сейчас. Игорь Кийко — удивительный карикатурист со своим почерком. У него очень смешные, четкие, тонкие работы. Мурат Дильманов — молодой художник. Шаржи и портреты у него тоже удивительные.

— Сейчас я, на самом деле, просто импровизирую. Даже не знаю, какую сюжетность придать, — признается Ибрагим Кубеков.

— Я просто рисую и все. Не знаю, чем закончится этот рисунок, — шутит художник.

— Вот сейчас он ваххабит. Маленькая деталь, огонь в глазах и все, — завершает рисунок наш герой.

Ибрагим Кубеков участвовал в конкурсе карикатур, посвященном Всемирному дню свободы прессы. Там он занял третье место:

— Если честно, я не знаю, по каким критериям они отбирали победителей, — комментирует художник.

В 2013 году за данную карикатуру Ибрагима Кубекова хотели привлечь к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих:

— Тема была такая: был какой-то праздник, и акима какого-то ранга церковные деятели чуть ли не с хлебом солью встречали, освещали. Кто он такой вообще? Я сделал на эту тему рисунок: Иисус стоит в церкви, а ему «попик» говорит: «Гражданин, освободите амвон, иначе вызову ОМОН!». Иисусу, Богу своему говорит. Подняли они бучу, шум был. Все закончилось тем, что они просто покипели, здесь пытались стоять, судить хотели, — рассказывает Ибрагим Кубеков.

— Мне никогда не угрожали за мои карикатуры, и тот инцидент с церковью был в первый раз. Это вообще последнее дело — гнобить художника за его работы. Я никого не трогаю. Какие чувства? А как же мои чувства как неверующего? Когда они сами попирают своим мракобесием, поклоняются чиновнику, если перед ними Бог! Будь честен перед всеми, перед Богом, в первую очередь. Это очень тонкая и тяжелая тема, я не хочу о ней даже говорить.

Завтра кому-то может не понравится, что вы ходите с непокрытой головой, или что у вас на руке изобразительное искусство. И что? Это твои личные проблемы — отвернись и не смотри. А когда свои личные проблемы начинают выносить на вас: диктовать, что вам надеть, как вам думать, что вам рисовать, какую музыку вам сочинять, извините меня, это уже совсем разные вещи.

Благодарим Ибрагима Кубекова и Национальную Библиотеку имени Абая за помощь в подготовке материала!

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000