HISTORY Святослав Антонов 26 февраля, 2015 14:00

История Зеленого базара

Зеленый базар в <span>семидесятые годы</span>
Зеленый базар в семидесятые годы
Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК
Зеленый базар уже более 100 лет является одним из важнейших торговых центров города. Сегодня мы расскажем вам полную историю этого легендарного рынка, от верненских “обжорных” рядов до шашлычных 90-х годов.

Первые рынки появились в прилегающих к Верному станицах. Это были небольшие, хаотически расположенные торговые ряды. Первой площадкой, специализированной под торговлю, стал Гостиный двор, находившийся на месте современного Зеленого базара в квадрате улиц Кульджинская (Макатаева), Торговая (Жибек Жолы), Первогильдейская (Зенкова), Бульварная (Пушкина). Его построили в 1875 году по заказу богатого семипалатинского купца Рафикова по проекту архитектора Козелл-Поклевского, высланного в Верный после участия в Польском восстании. Место для этого сооружения было отведено в плане Верного еще в 60-е годы 19-го века. В то время в каждом мало-мальски крупном городе имелись свои гостиные дворы, где останавливались заезжие купцы, куда направлялись караваны, где местные торговцы открывали небольшие лавочки. Верненский Гостиный двор представлял собой два невысоких павильона, протянувшихся вдоль Торговой улицы. Помещения, окруженные деревянной галереей, были разбиты на отдельные секции. Каменные лестницы вели в подвал, где хранились товары. Торговые площадки были облагорожены – во внутреннем дворе имелся фонтан с арычной системой подачей воды.

На базаре можно было купить всевозможную снедь. Перед покупателем раскидывались ряды свежих овощей и фруктов, круп, зелени. На базаре стояли лавки, в которых продавались различные сорта чая, привезенного из Китая. На Гостином дворе разрешалось торговать купцам 1-й и 2-й гильдии, приказчикам, агентам чайных фирм, представителям московских и ташкентских контор. По периметру раскинулся стихийный рынок, где продавали всевозможные предметы утвари, сырье, дрова, горюче-смазочные материалы. Некоторые торговцы реализовали товар прямо с возов. Неподалеку стояли извозчики, готовые доставить нагруженных товарами покупателей до самого дома.

В 1887-м году Гостиный двор сильно пострадал в результате землетрясения. В память об этом событии архитектор Поль Гурдэ на деньги богатых горожан построил недалеко от рынка на проспекте Колпаковского (Достык) Знаменскую часовню . Изящное сооружение являлось одной из достопримечательностей города, пока не было снесено в ходе реконструкции базара в 1927-м году.

Фото: Фонд музея истории Алматы
Фото: Фонд музея истории Алматы

После землетрясения Гостиный двор был отстроен заново, но потерял былое значение главного торгового центра города. Появились новые базары. Городские власти стремились к тому, чтобы каждый из них был ориентирован на определенный товар. Сенной базар расположился в прямоугольнике улиц Илийской (Маметовой), Лепинской (Фурманова) и Сергиопольской (Тулебаева). На нем продавали сено, дрова, различные продукты. Этот рынок славился обжорными рядами, где готовили лучшие в городе пирожки, самсу, манты и столь любимые семиреченскими казаками пельмени. На Конном и Скотском базаре, раскинувшемся на площади почти в 10450 квадратных саженей (в одной сажени около двух метров) между улицами Штабной (Гоголя), Губернаторской (Казыбек би), Таранчинской (Байтурсынова) и Дунганской (Масанчи), купцы продавали скот, скупленный у чабанов в окрестностях Верного. Самым крупным рынком стал Малый (известный также как Мясной и Верхний) базар в квадрате Торговой (Жибек Жолы), Лепсинской (Фурманова) и Сергиопольской (Тулебаева). В северной его части торговали мясом, в южной – хлебными изделиями. Кроме того, там продавали арбузы и яблоки. В конце 19 века отвели площадь в западной части города под новый рынок – Овощной базар. Однако он находился слишком далеко, со временем рынок перенесли на Зубовскую площадь, где он сохранился до нашего времени под названием Никольский.

После революции и компании по борьбе с частной торговлей базары переживали не лучшие времена. С появлением колхозов возникла необходимость где-то продавать сельскохозяйственную продукцию, и на рынках города снова появились овощи и фрукты. В 1927-м Гостиный двор был перестроен и получил новое название – Центральный колхозный рынок. Однако в народе больше прижилось название Зеленый базар. Традиция называть так главные рынки города была распространенной в Средней Азии.

Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК
Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК

Каким был Зеленый базар 40-х годов, помнят только старожилы города. Об этом периоде истории рынка рассказывают Иван Анисимович Царьков и его супруга Лидия Владимировна:

– Базар представлял собой длинные прямоугольные ряды под навесами, протянувшиеся от Горького (Жибек Жолы) до Пастера (Макатаева). Все прилавки были деревянными. На каждого торговца был отведен небольшой участок прилавка, на котором выкладывался товар. Зачастую часть овощей лежала прямо на земле. На этом рынке продавали ряженку, молоко, мясо и рыбу. Большая часть товара распродавалась уже к середине дня, – говорит Лидия Владимировна.

Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК
Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК

Ниже торговых рядов к улице Макатаева примыкала открытая часть базара. Сюда на бричках привозились фрукты и овощи с окрестных колхозов: Калинина, Мичурина, Горный Гигант, Луч Востока, Заря Востока. Каждый из торговцев занимал определенное место, привязывал лошадей к столбам вдоль дороги и продавал свой товар прямо с телеги.

– Мальчишками мы делали засады на дороге из Алексеевки и Николаевки в Алматы – сидели в кустах и ждали, когда проедут брички. Повозки цеплялись одна к другой, образуя своеобразные караваны, доверху груженые арбузами. Мужики сидели на первой телеге; мы тихонько подбегали к хвосту "поезда" и крали арбузы – сколько могли унести, – вспоминает Иван Анисимович.

Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК
Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК

На Зеленом базаре торговали и живым скотом. Коров, свиней и овец отарами и стадами сгоняли к задней части рынка.

Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК
Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК

Большим спросом на базаре пользовался знаменитый алматинский апорт. Яблоки продавали целыми корзинами, по 3 копейки за килограмм. Тут же готовили манты, лапшу и шашлык.

Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК
Фото: Центральный государственный архив кино-, фотодокументов и РК

В многочисленных ларьках продавалось все  от керосина для ламп до самодельных конфет.

Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК
Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК

Во время войны базар оставался единственным местом, где продовольственные товары продавали за деньги, а не выдавали по карточкам. Цены на продукты значительно возросли. Многие люди просто не могли позволить себе покупать еду на базаре. По городу стали появляться барахолки, на которых люди обменивали свое немногочисленное имущество на продукты.

Неприятное впечатление базар того времени оставил у Александра Лухтанова – известного краеведа и автора книги воспоминаний об Алматы военного периода:

– Меня иногда брала на базар мама. Там стоял ужасный шум, вонь, запахи жарящейся еды. Толпы в тесных проходах между рядами, животные вперемешку с людьми. Зато на месте будущего Саяхата работал цирк шапито и зверинец, куда приходили дети со всего города.

Фото: Фонд музея истории Алматы
Фото: Фонд музея истории Алматы

Структура базара не претерпела серьезных изменений вплоть до начала 70-х годов. Это были все те же крытые деревянные прилавки. На них еще можно было встретить почти исчезнувшую в наше время илийскую маринку.

Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК
Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК

Вместо телег с овощами и фруктами появились грузовики. Колхозники продавали свою продукцию, открыв борт кузова.

В середине 70-х на месте деревянных лавок было выстроено монументальное здание в стиле советского конструктивизма. Архитектор этого проекта Серик Рустамбеков рассказывает, как базар приобрел свой нынешний облик:

– К тому времени, как мы начали работать над этим проектом, базар (за исключением капитального здания магазина "Колос" и мясного павильона) представлял собой хаотичное переплетение временных торговых рядов, имеющих весьма обшарпанный вид. При этом он оставался одним из самых посещаемых горожанами мест. Назрела необходимость построить современный крытый рынок, работа которого не зависела бы от капризов погоды. Руководство республики поставило эту задачу перед институтом "Казгипроторг" при Министерстве торговли. Это учреждение обслуживало не только Казахстан, там проектировались здания, построенные в Бишкеке, Ашхабаде, Душанбе. Мы возвели такие строения, как Дворец бракосочетания, аэровокзал и самый большой ресторан в городе "Алма-Ата". Главным архитектором проекта базара стал Марк Павлов. В работе над проектом приняли участие инженеры Н. Оразымбетов, В. Щипицин, Г. Казиев, А. Котов. Мы работали не покладая рук, жили в небольших вагончиках на площадке. Зато нам удалось создать один из самых технологичных рынков того времени в Союзе, а проект вошел в методички по проектированию торговых площадок.

Фото: Фонд музея истории Алматы
Фото: Фонд музея истории Алматы

В плане базар имел очень четкую структуру и был спроектирован как строение, состоящее из нескольких уровней. Под главным павильоном , рассчитанным на 800 мест, разместился подвал со складскими помещениями. К павильону примыкал магазин "1000 мелочей". Между ними под навесом протянулись ряды двухэтажного летнего рынка на 200 мест. Со стороны Макатаева было предусмотрено место для автостоянки на 400 машин.

При строительстве базара нужно было учитывать сейсмическую ситуацию. Основу конструкции составил стальной каркас. С целью максимального облегчения нагрузки при строительстве перекрытий этажей использовался профнастил, утеплитель и тонкая железобетонная плита. Верхний этаж летнего рынка опирался на тонкие колонны. Чтобы они выдержали его вес, перекрытия были сделаны из облегченных панелей – кассет, заполненных минеральной ватой, и отштукатуренных с двух сторон.

– Для внутренней отделки помещений применялись достаточно дешевые и практичные материалы. В то время для выделения большого количества мрамора или гранита нужно было получать разрешение в Москве. Чтобы избежать этих проволочек, мы решили отделать все керамической плиткой. Однако и этого материала на отечественных заводах не хватило, и нам все равно пришлось обращаться в руководящие органы.

Самой технологичной частью базара стало его нижнее пространство. По проекту здесь разместились склады для хранения товаров. В помещениях установили большие холодильники с особым температурным режимом – отдельно для мяса, молока, овощей, а также небольшие морозильные установки, переназначенные для товара арендаторов торговых площадей. Коридоры этажа были сделаны достаточно широкими, чтобы в них мог заехать грузовик. Для подъема продуктов на верхний уровень было построено несколько широких лифтов. По первоначальному плану архитекторов за счет того, что для развозки товаров со склада на прилавки предполагалось использовать электрокары, можно было отказаться от услуг большого количества грузчиков. Шахты лифта были рассчитаны под их размеры, а в помещении выделено пространство для зарядки батарей. Однако подобные кары можно было купить только за рубежом. Возникли сложности с выделением иностранной валюты. Вместо электрокаров на склады поступили бензиновые мотороллеры, которые не могли заезжать в торговые помещения. Так услуги грузчиков вновь оказались востребованы.

Крытый торговый павильон имеет форму квадрата 80 на 80 метров, с двухъярусной структурой. На нижнем ярусе разместились торговые ряды. Вверху расположились администрация, столовая, кафе, бары, гастроном, магазин промтоваров. Кровля строения опирается на четыре симметричных пилона. Внутри в них были вмонтированы лифты для доставки грузов со складского этажа. Зал использует естественное освещение с помощью световых фонарей в виде девяти пирамид на крыше. Эти фонари придали базару его характерный внешний облик.

Перепад высоты рельефа местности позволил проектировщикам запланировать сбоку от крытого рынка летнюю площадку. Для соблюдения гигиенических норм здесь были установлены три фонтанчика для мойки овощей. Перед входом в рынок имелся еще один фонтан, который не только облагораживал местность, но и выполнял вполне практическую функцию - охлаждение компрессоров морозильной установки.


Базар строился всего два года – с 1973-го по 1975-й. Строители стремились сдать объект в эксплуатацию летом 1975-го, пришлось ускорить темп работы. Для работы были привлечены лучшие строительные бригады республики. Авторы проекта работали наравне со строителями, ночуя прямо на площадке, обедая здесь же, на полевой кухне. Несмотря на периодически возникающие перебои с материалами, строительство базара было завершено в срок.

– Через год после окончания строительства мы подали заявку на соискание премии Совета министров СССР. К сожалению, у нас были недоброжелатели, которые пожаловались на антисанитарные условия. Дело в том, что мы изначально предусмотрели целую систему уничтожения отходов с помощью мусоросборника, прессующего мусор в брикеты. Пищевые отходы временно помещались в охлаждающие камеры. Однако некоторым сотрудникам базара было лень этим заниматься. Проблема вскоре была улажена, но премию мы уже не получили, – вспоминает Серик Рустамбеков.

Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК
Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК

Зеленый базар был распланирован как место для конкурентной торговли различных типов. Строители предусмотрели площадки для розничных, частных и кооперативных продавцов. Со стороны Зенкова были построены два десятка небольших ларьков, предназначенных для сдачи в аренду представителям совхозов. На рынке работали и потребительские кооперативы, агенты которых ездили по селам и скупали продукты.

Каждый продавец в начале рабочего дня должен был пройти через санитарный пропускник, где имелись душевые и гардеробные комнаты. Торговцам ежедневно выдавали чистые халаты, колпаки, перчатки. Весы выдавались администрацией в начале рабочего дня и изымались в его конце, чтобы исключить возможность обвешивания покупателей.

Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК
Фото: Центральный государственный архив кино- и фотодокументов и звукозаписей РК

Торговать на базаре могли продавцы с 18 лет. Для того, чтобы получить место за прилавком, нужно было предоставить справку с места жительства и документы, подтверждающие наличие хозяйства. Продавать фрукты, овощи и молочную продукцию могли только представители колхозов и те, кто имел собственное хозяйство. В торговых рядах была широко представлена продукция колхозов Мичурина, Рыскулова, Луч Востока. После обеда базар пустел, ведь основную часть товара раскупали еще до 13:00.

На летней площадке продавали овощи, фрукты, рыбу. В павильоне торговали в основном мясом, молочной продукцией, медом, специями. Цена за килограмм мяса доходила до 3 рублей, овощи стоили 20-40 копеек за килограмм. За аренду торговых площадок продавцы платили от 5 до 7 рублей в сутки.

О базаре и торговле в советское время рассказали старожилы рынка, торгующие там более 20 лет. Один из них – продавец молочного отдела Зухра:

– Я стою на рынке с 85-го года. Мне тогда было 15 лет, и я приходила сюда вместе с мамой. У нас в хозяйстве было шесть коров, мы сами сепарировали молоко и делали домашний сыр, сметану, масло и сливки. Приезжали на базар в 8 утра и заканчивали торговлю к 12 часам. Посетителей было много, а вот продавцов мало - всего три-четыре человека в молочном отделе. У каждого был свой холодильник, где мы могли оставить продукцию на время. Администрация базара устраивала для нас массовые мероприятия. Поздравляла всех женщин с 8 марта.

Мухим приехал в Алматы из Таджикистана в 88-ом году:

– В нашей семье с 60-х годов была традиция - пару раз в год кто-нибудь из родственников приезжал в Алматы торговать сухофруктами. Привозили курагу, изюм, абрикосы. Жили здесь пару месяцев, все продавали и возвращались обратно.

Нагима-апай с 1989-го года продает в мясном ряду продукцию своего небольшого фермерского хозяйства:

– Тогда, чтобы продавать говядину, свинину или конину на базаре, нужно было иметь собственный скот. Мы получали справку от местного ветеринара, на рынке тоже проходили ветеринарно-санитарный контроль. Проходимость базара была выше, а на каждый вид мясной продукции приходилось всего несколько продавцов.

Фото из фондов музея истории Алматы
Фото из фондов музея истории Алматы

Развал Союза и лихие 90-е оставили свой след в истории Зеленого базара. Резко увеличилось количество продавцов. Торговлей занялись оставшиеся без работы колхозники, рабочие предприятий и даже бывшие государственные служащие. Перед входом на рынок появилось несколько десятков металлических киосков, где жарили шашлыки и продавали их по 35-40 тенге за палочку. Зеленый базар стал одним из главных шашлычных мест города. Там же в ларьках продавали пиво. В летней части базара появилась вещевая барахолка. Товар завозили из Китая многочисленные "челноки".

Множество алматинцев одевались именно там. В нижней части базара поставили контейнеры, в которых развернулась оптовая торговля. Базар стал чем-то вроде современных торговых центров, где можно было поесть, купить основные продукты и одежду.

Современный базар не сильно изменился с тех времен, разве что с улицы исчезли шашлычные. Вещевой рынок тоже потерял значительную часть покупателей.

На базаре все также продают молочные продукты, мясо, фрукты и овощи. Далеко не все продукты – местного производства, зачастую их везут из Китая.

Базар – популярное место среди туристов. Их привлекает восточная экзотика нашего рынка.

Со времени строительства Гостиного двора на протяжении уже 140 лет Зеленый базар остается одним из самых известных, культовых и популярных мест среди жителей Алматы. В 90-е годы его внешний облик претерпел значительные изменения. Наследием эпохи "челноков" стал безобразный вещевой рынок и всевозможные постройки, испортившие некогда четкую организацию базара. Серик Рустамбеков, автор проекта рынка, выступает за то, чтобы отчистить базар от всего лишнего, провести масштабную реконструкцию, придав ему современный вид. Тогда Зеленый базар превратится из просто популярной торговой площадки в достопримечательность, достойно представляющую Алматы.


Материал подготовлен совместно с Центральным государственным архивом кино-, фотодокументов и звукозаписей РК, а также Музеем истории Алматы. За помощь в подготовке репортажа отдельная благодарность администрации Зеленого базара, а также архитектору Серику Рустамбекову, Ивану и Лидии Царьковым.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000