HISTORY Святослав Антонов 31 июля, 2015 12:00

История в объективе: Три эпохи прошлого Казахстана в фотографиях династии Ионовых

История в объективе: Три эпохи прошлого
История в объективе: Три эпохи прошлого
Фото: Александр Ионов
Олег Ионов — признанный мэтр отечественной фотографии. Три поколения его семьи посвятили себя этому делу. На их снимках целая эпоха истории нашей страны: патриархальный дореволюционный период, бурные годы становления советской власти и ностальгическая эпоха 60-80-х годов. В этом году 1 августа Олег Алексадрович отмечает свое 80-летие, и в преддверии знаменательной даты он решил представить широкой публике часть своего уникального архива.

Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов
Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов

Первым фотографом в семье Ионовых стал дед Олега Александровича, Нестор Ионов. Медик по образованию, он окончил Высшую медицинскую академию Санкт-Петербурга. По долгу службы побывал во многих регионах страны, работал в Персии, но в конечном итоге осел в Семиреченской области. В 1898-м он приобрел свою первую фотокамеру, снимал виды города, своих друзей и родственников.


Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов
Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов

На стеклянных пластинах старинной камеры Нестор Ионов запечатлел уклад жизни горожан, вскоре после этого изменившийся навсегда.


Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов
Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов

Генерал-губернатор Семиреченской волости Михаил Ефремович Ионов с дочерьми на отдыхе на Иссыкском озере. 1904-1905 годы.

Даже природа за этот относительно недолгий по меркам истории период претерпела изменения. На фотографиях Нестора Ионова можно видеть Иссыкский водопад и располагавшееся ниже озеро, которые были стерты с ландшафта печально известным селем 1963 года.


Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов
Автор фото — дед Олега Александровича, Нестор Ионов

— Дед был мирным человеком, несмотря на то, что жил в казачьей среде. У него в доме не было оружия. Когда началась революция, он попросил жену поставить на подоконник банку с мелким песком и, в случае если полезут большевики, сыпать его им в глаза.


На фото отец Олега Александровича, Александр Ионов
На фото отец Олега Александровича, Александр Ионов

Следующий представитель династии — Александр Ионов. Ему довелось жить в неспокойное время революции и больших перемен, которые он фиксировал с тщательностью летописца при помощи своей камеры.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Александру Ионову довелось стать свидетелем переломного момента в истории государства. Это процесс неминуемо привел ко многим трагедиям. Новая власть безжалостно попирала основы старого общества. На снимке Ионова предстает яркая картина срыва крестов и колокольни с одного из талгарских храмов.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Молодые активисты, стремясь к достижению “светлого коммунистического будущего”, создавали комиссии по борьбе с религией. Работа одной из таких комиссий также не осталась без внимания фотографа.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Политическая жизнь охватила даже самые отдаленные поселки. Их жители проводили стихийные собрания и выборы.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

В объектив фотографа попали известные личности, сыгравшие противоречивую роль в истории нашей страны. Так, на одном из кадров можно увидеть венгерского писателя и революционера Мате Залку, производящего продразверстку в Талгаре. Именем этого интернационального борца за социализм позже была названа одна из алматинских улиц.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

— Отец начал фотографировать, когда ему исполнилось двадцать лет. Он пробовал снимать на камеру моего деда, а позже приобрел собственную — складной аппарат с мехами “Фотокор №1”. Папа учился на биофаке КазГУ и должен бы стать одним из первых выпускников этого университета. Однако, закончив последний курс, он не стал сдавать экзамены, а вместо этого стал неофициальным фотокором университета, числясь в качестве заведующего институтским музеем.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Вместе со студентами КазГУ Александр Ионов объездил окрестности города и стал свидетелем становления пролетарского хозяйства, первых совхозов и колхозов в республике.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Пункт сортировки зерна. Талгар, 1924 год.

Именно в 20-е годы тяжелый ручной труд стал постепенно механизироваться.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Ионов часто снимал виды станицы Софийской (ныне г. Талгар), где он проживал.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Конный базар в Талгаре, 1925 год.

Сельские базары и их колоритные завсегдатаи сегодня кажутся нам весьма интересными.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

На ярмарке в Ассы, июль 1926 года.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

На фотографиях словно живые предстают молодые работницы ткацкой фабрики — девушки без образования, осваивающие новое ремесло.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Женщины-казашки валяют кошму, 1924-25 годы.

Снимки Ионова стали ценным материалом для изучения этнографии края. Ему удалось запечатлеть народные традиции и ремесла, практически исчезнувшие с течением времени.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Среди фотографий Александра Несторовича встречаются весьма редкие кадры, отмечающие интересные вехи в истории края, такие как открытие судоходства на реке Или.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Катание пионеров на реке Или во время открытия судоходства, июль, 1927 год.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Фотографии Александра Ионова составили целый фонд в Центральном фотоархиве Казахстана. Они печатались в таких крупных изданиях, как журнал “Вокруг света”, и в настоящее время представляют большую историческую ценность.


Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов
Автор фото — отец Олега Александровича, Александр Ионов

Весна на Тяньшанской улице, 1930-е годы.

Детство Олега Ионова прошло на улице Тяньшанской. Именно здесь произошла памятная встреча с легендарным акыном Жамбылом Жабаевым, о которой Ионова часто расспрашивают все знакомые. Маленькому Олегу тогда было не больше десяти лет, а возраст Жамбыла подошел к столетней черте. Группа ребятишек, увидев, как сопровождающие выводят известного поэта из машины подбежала к нему с криками «Спой песенку, Жамбыл». Петь для детей Жамбыл не стал, а вместо этого смачно плюнул в их сторону. Уже будучи взрослым, общаясь с аксакалами, Ионов узнал, что таким образом акын дал им «бата» - благословение. Олег Александрович считает, что оно помогло ему в будущем, ведь он дважды оказывался на грани между жизнью и смертью, и оба раза чудом спасался из опасных ситуаций.


Олег Ионов
Олег Ионов

Олег Ионов с 17 лет пошел по стопам своего отца и деда. Он пробовал снимать на отцовский фотоаппарат пейзажи и портреты. Вместе с одним знакомым в армии он продолжил изучение фотоискусства, освоив технологию печати кадров. После возвращения из армии Олег поступил в КазГУ на физфак, по окончании три года преподавал физику, а затем работал старшим научным сотрудником в Институте химии. Однако карьера ученого Ионова не прельщала, его не оставляли мечты о фотографии.

— Желание запечатлевать окружающий мир в снимках засело у меня где-то на генетическом уровне. Чем бы я ни занимался в жизни, никогда не бросал это дело и всегда возвращался к нему. Чувство композиции, видимо, у меня от природы, мне не пришлось этому учиться. Как и многие казахстанские фотографы своего поколения, я — самоучка. В постижении искусства фотосъемки мне помогли друзья и коллеги из фотоклуба «Медео», который появился как раз в период, когда я стал снимать регулярно. Мы делились мнениями о снимках друг друга. Свой первый фотоаппарат «Зоркий» я приобрел в 1964 году. После ухода из Института химии работал в строительном тресте, формально числясь инженером. На самом деле я был кем-то вроде штатного фотокора, занимался фиксацией знаменательных моментов строительства значимых объектов. Помимо этого, внештатно сотрудничал с «Ленинской сменой», «Казправдой», газетой «Вечерняя Алма-Ата».


Олег Ионов
Олег Ионов

В 1980-м Олег Александрович профессионально занялся фотографией, начав работу в газете “Дружные ребята”. Он отдал этому изданию 27 лет своей жизни. Снимая пионерлагеря, детские праздники и различные мероприятия, Ионов параллельно  продолжал фотографировать и для себя. Его работы побеждали на конкурсах и печатались в таких всесоюзных изданиях, как “Правда”, “Вокруг света”, “Известия”. Один из его снимков попал на страницы чешского журнала “Foto”, что считалось весьма почетно и престижно среди советских фотографов. Фотографии Ионова экспонировались на выставках в Испании, Чехословакии, Гонконге и других странах. Он получал гран-при международной выставки AGFA, диплом выставки “За социалистическое фотоискусство” в ГДР.

— Помню один интересный случай, связанный с этими конкурсами. Мы с моим коллегой были в командировке, снимая ныряльщиков на Алматинском озере. У нас обоих вышли интересные и примерно похожие кадры. Однако там была очень строгая охрана, и они потребовали засветить пленку. Мы приняли решение испортить негативы в моей камере, а коллега обещал позже передать мне пять кадров. Одну из этих фотографий я послал на конкурс “Известий”, и она выиграла, но подписана была как моя. После этого тот знакомый со мной больше десяти лет не общался.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Ионов любил снимать разножанровые фотографии, не ограничивая себя рамками портрета, пейзажа или репортажа. Он просто старался запечатлеть все интересное и любопытное, что окружало его.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Соревнования по горным лыжам, Чимбулак, 1972 год.

Помимо основной работы, много внимания Олег Александрович уделял спорту. В молодости он участвовал в соревнованиях по водному плаванию, погружался во многие водоемы СССР. На протяжении двадцати лет Ионов был председателем Казахстанской федерации технических видов спорта, судьей республиканской категории по плаванию. Это позволило ему часто выезжать в различные уголки страны, привозя из поездок интересные снимки. Спорт стал важной темой в творчестве фотографа.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Среди прочих жанров особенно хорошо Ионову удавались портреты.

— В снимках я старался максимально отразить характер человека, его внутренний мир. Люди раскрываются постепенно — иногда приходилось подолгу общаться с ними, прежде чем получался хороший портрет.

В 1975-м Олег Александрович, сам любивший полазать по горам, снял знаменитого казахстанского альпиниста Валерия Хрищатого. Этот человек стал первым четырехкратным обладателем титула “Снежный барс”. Чтобы получить его, нужно было взойти на четыре семитысячника — высочайшие вершины СССР. Альпинист трагически погиб в 1993-м, приблизившись к установлению нового рекорда.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Во время работы корреспондентом Ионову часто приходилось иметь дело с известными людьми. Он был знаком со знаменитым казахским археологом Алькеем Маргуланом, телеведущим и путешественником Юрием Сенкевичем, писателем и первым ведущим программы “В мире животных” Василием Песковым, писателем-натуралистом Максимом Зверевым.

В начале 90-х он снял один из первых мастер-классов, который давал недавно приехавший на историческую родину шестикратный чемпион мира по тхэквондо и обладатель 7-го дана Мустафа Озтюрк. Чемпион открывал школы тхэквондо в Германии и Турции, а его воспитанники занимали призовые места на мировых первенствах. В 1990-м Озтюрк переезжает в Казахстан и становится основателем федерации тхэквондо, тренирует казахстанскую сборную вплоть до своей кончины в 1995-м. Позже на обложку книги об Озтюрке попал кадр Олега Ионова.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Певица Нагима Ескалиева, Алматы, 1990-е годы.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Однако фотограф снимал не только знаменитостей, но и обычных людей.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Каждый снимок мастера отмечен вехой в его жизни. Так, за на первый взгляд вполне тривиальной и бытовой сценкой уборки зерна стоит отражение конъюнктуры времени.

— Работников нашего института часто отправляли на сельхозработы. Однажды это была длительная командировка в Акмолинскую область, на целину. Это была не пустая формальность или требование “уравниловки” — там просто не хватало рабочих рук. К тому времени было распахано настолько много залежных земель, что целинники просто не успевали убирать поспевший урожай. Тонны зерна буквально гнили в амбарах.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

Своеобразную известность приобрел снимок Ионова, сделанный на Медео, периодически всплывающий в сети и вызывающий бурные споры о его подлинности. Это фотография была сделана в марте 1990 года. Во время закрытия сезона катаний на Медео многие люди по традиции катались голыми по пояс. Когда Олег Александрович общался с ветераном, у него в голове возникла идея этого интересного кадра. Он попросил старика встать рядом с молодой журналисткой газеты “Дружные ребята” Аленой Островской. На взгляд автора, фотография отлично передавала контрасты нашей жизни.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

В 1999 году в Казахстан приехал знаменитый конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников. Именно в нашей стране, работая на железнодорожном депо станции Матай, он разработал свой первый пистолет-пулемет, отчасти послуживший прототипом для самого известного в мире автомата — АК-47. Калашников встретился с местными военными и пообщался с детишками из поселка Матай.


Автор фото — Олег Ионов
Автор фото — Олег Ионов

— Фотография имеет огромное значение, как средство сохранения свидетельств о прошлом. Это видно на снимках моего отца и деда. Снимок порой лучше любого учебника и научного труда может рассказать нам об истории, жизни людей различных эпох и перипетий судьбы целых народов и государств. Сейчас люди очень много снимают, но они не осознают ценности своих снимков, безвозвратно удаляя их. У меня был один знакомый, который собрал большой архив снимков 60-70-х годов, сжег его за ненадобностью, а потом долго кусал себе локти. То, что мы снимали тогда, сейчас — ценное свидетельство ушедших времен. Мне хотелось бы сохранить его для будущих поколений. Именно поэтому я начал оцифровку своего архива и архива отца, — добавляет Олег Александрович.


P.S. Вы можете увидеть снимки трех поколений Ионовых вживую, посетив выставку, которая будет проходить до 5 августа в галерее “Вернисаж”, по адресу пр. Достык, 17, угол улицы Толе би.


Читайте также предыдущие материалы цикла:

Неизвестная Алма-Ата - Владимир Шургаев

Лихие 90-е - Валерий Коренчук

Черно-белые 80-е - Владимир Бабкин

История в объективе: Алма-Ата 60-х - Владислав Елагин

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000