HISTORY Святослав Антонов 11 июня, 2015 15:00

История в объективе: Алма-Ата 60-х

История в объективе: Алма-Ата 60-х
Владислав Елагин один из старейших фотографов Казахстана, стоявший у истоков первого алматинского фотоклуба “Медео”. Его отец, тоже фотограф, снимал виды нашего города и его жителей с 1914-го года. Личный архив Владислава Елагина - окно в прошлое нашей страны, жизни и быта людей различных эпох. Мы предлагаем вам окунуться в ностальгию давно ушедших времен. Этим материалом Vox Populi открывает цикл репортажей “История в объективе”.

Семья Владислава - потомственные алматинцы. Его дед работал истопником (заведовал отопительными печами и котлами) в Верненской женской гимназии, сейчас в здании расположен один из факультетов КазНПУ им. Абая.

Его отец начал заниматься фотографией в молодости. После Первой мировой войны и революции он превратил свое увлечение в ремесло. Он работал в фотостудии “Динамо”, владел небольшим фото-павильоном в парке 28-ми панфиловцев, снимал строительные объекты.

Когда Владиславу было всего десять лет, семья переехала в город Новочеркасск в Ростовскую области. Его отдали в музыкальную школу, где он учился играть на скрипке. Позже Владислав Елагин поступил в инженерный институт на факультет канализации и водоснабжения. В то же время он серьезно увлекся фотографией. Снимал студентов и преподавателей для институтской многотиражки. В свободное время Владислав любил фотографировать пейзажи и людей. В последний год обучения он стал свидетелем известного Новочеркасского события 1962 года, одного из первых актов гражданского протеста в истории СССР.

— После окончания института попросил направить меня на работу в Алма-Ату. Это был родной город, с которым связаны детские воспоминания. Здесь жило много моих родственников. Работу начал в институте “Казмеханобр”, где занимался обработкой полезных ископаемых. Параллельно продолжал снимать. В середине 60-х вступил в первый казахстанский фотоклуб “Медео”. Тогда его члены активно начали посылать свои снимки на конкурсы и выставки в различные страны мира. Из-за работы связанной с цветными металлами у меня был запрет на всякие контакты с иностранцами и общением с зарубежными организациями. Только после ухода из института удалось наверстать упущенное. Мои работы экспонировались во Франции, Австрии, Польше, Индии, Корее.

Владислав, как и многие советские фотографы того времени, не ограничивал себя рамками определенных жанров, снимая городские зарисовки, пейзажи, портреты, ню, предметы, события и явления. Его снимки печатались в “Казправде”, “Вечерней Алма-Ате”, “Огнях Алатау”. Владислав никогда не снимал специально по заказу этих изданий, а лишь отправлял им свои фотографии, сделанные в свободное от работы время. 

— Первая моя большая персональная выставка прошла пятнадцать лет назад, на шестидесятилетие. Позже я устраивал тематические выставки “Лица”, “Скульптура”, “Про любовь”, “Фотографии из путешествий”. Несколько лет назад получил звание художник (Artiste) международной федерации фотографического искусства FIAP.

— Мое детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Из-за эвакуации и переселения в Алма-Ату граждан из разных республик Союза резко вырос уровень преступности. Район, где я жил - “Компот” считался довольно криминальным. Было опасно ходить по ночам вблизи Пугасова моста, - рассказывает Владислав Елагин.

— Время было трудное. В стране не хватало металла. Даже октябрятам тогда вручали картонные звезды вместо металлических значков.

— У нас в доме часто бывали творческие люди. Например, музыканты из ГАТОБ, Григорий Емельянович Школенко и его супруга. Они дружили с моим отцом, и я часто бывал на спектаклях оперного театра. Именно они убедили родителей отдать меня учиться играть на скрипке, - вспоминает фотограф.

— Городские парки были в те годы главными и единственными местами досуга горожан. В Парке 28-ми панфиловцев, который тогда назывался парк “Федерации советских республик”, был кинотеатр “Алма-Ата”. Перед ним стоял очень красивый фонтан.

— У отца была очень интересная подборка снимков нашего города, начиная с верненских времен. Многое затерялось, но кое-что сохранилось. Так, например, этот снимок озера Иссык за тридцать лет до знаменитого селя. Тогда достопримечательностью озера была эта нависающая скала, но после катастрофы ее смело и рельеф местности изменился до неузнаваемости, - комментирует Елагин.

— До середины тридцатых годов Новый год не праздновался на государственном уровне и новогодних открыток практически не выпускали. Фотографы делали их самостоятельно, печатая ограниченным тиражом и продавая своим клиентам. Так я послужил моделью для одной из таких серий.

Практически сразу после своего приезда в Алма-Ату фотограф отправился на Медео и сделал серию снимков высокогорного катка. До 1972 года ограждений и трибун здесь не было. Знаменитая достопримечательность города представляла из себя площадку с дорожками, которые каждую зиму заливали льдом.

Зрители соревнований наблюдали за конькобежцами и фигуристами прямо со склонов холмов, окружающих каток.

Елагин любил снимать пейзажи в окрестностях города. Он часто прогуливался в районе Малой и Большой Алматинки, совершал походы на Кок-Жайляу и Просвещенец. По снимкам видно, что на земле практически нет мусора. Видимо, алматинцы в те годы бережнее относились к природе.

— Парк Горького был главным местом досуга горожан. Здесь можно было прокатиться на нехитрых советских аттракционах, погулять по аллеям, прокатиться по небольшому пруду на катамаране. В парке стояли живописные скульптуры.

— Медео в 70-е годы, как и сейчас, был популярным местом среди молодоженов.

В 1967 году Владислав Елагин сделал серию слайдов с видами города, которую хотел оформить в виде диафильма. Пленка пролежала у фотографа несколько десятков лет, и теперь сквозь века она стала для нас зазеркальем навсегда зафиксировавшим Алма-Ату 60-х.

— В парке 28-ми панфиловцев шашлыки готовили даже в зимнее время.

— Вознесенский собор мало изменился с тех дней. В нем размещался Центральный музей. Архитектурный памятник поддерживали в хорошем состоянии, однако он выглядел не столь празднично, как в наши дни. Золото с куполов сняли еще в 20-е годы. После реставрации здание было красиво расписано.

Любимым развлечением детворы в зимнее время было катание на санях.

Магазин "Кызыл-Тан", бывший торговый дом купцов Габдувалиевых, имел оригинальный облик.

Какое-то время здесь располагался крупнейший гастроном, но позже здание вновь стало магазином тканей.

— Первая гостиница “Казахстан” располагалась современных улицах на Абылай хана - Макатаева. Здесь останавливалось большинство иностранцев. С обратной стороны находилась парикмахерская и различные хозяйственные учреждения.

— На углу современных улиц Гоголя и Абылай хана находился один из крупных хлебных магазинов.

— Кинотеатр "Ала-Тау" был одним из крупнейших в городе, он был рассчитан почти на 800 мест. Я заснял его как раз к юбилею 50-летия Октябрьской революции - замечает Елагин.

— Стеклянное здание “Детского мира” привлекало внимание издалека. На одной линии с ним по Абылай хана располагались помпезные дома министерства здравоохранения и энергетики.

На месте нынешнего памятника Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, напротив бывшего дома Правительства, стоял бронзовый “дедушка” Ленин. Его автором стал известный советский скульптор Евгений Вучетич, работавший над знаменитым монументом “Родина-мать” в Волгограде и скульптурой “Воин-освободитель” в Берлине. Позже творение мэтра отправилось на кладбище памятников у Family Park.

— А это легендарная “Льдинка”, прозванная "стекляшкой" за характерные окна, занимающие все пространство стен. Это было молодежное кафе, где можно было угоститься мороженым.

— Университет Жургенева в те годы пестрел коммунистическими плакатами, здесь размещался филфак КазГУ. Еще раньше это удивительное сооружение было построено как дом правительства. Оно отражает популярный в 30-е годы стиль конструктивизма, а его архитектор - Моисей Гинзбург был одним из лидеров этого направления, - рассказывает Владислав Елагин.

На снимке современная улица Толе би, но здесь видна только одна машина. В городе в те годы их было очень мало, и пробок не было.

— Старый ТЮЗ, некогда очень известное здание, но сейчас его уже мало кто помнит. Он находился на углу Кабанбай батыра и Абылай хана. Его построили еще в 30-е годы. На фасаде в нишах были красивые барельефы Пушкина и Джамбула. С другой его стороны располагался кинотеатр. В середине 80-х здание сгорело.

Еще одна исчезнувшая легенда - ресторан “Алма-Ата”. Двухэтажное здание с шестиэтажной пристройкой в стиле постмодерна в конце 60-х смотрелось вполне современно. На первом этаже располагалось молодежное кафе, а на втором просторный ресторан. Третий этаж пристройки был известен, как популярный бар, а на шестом располагалась шашлычная.

Гастроном “Столичный” по Абылай хана один из старейших в городе.

— Я хорошо помню этот магазин. “Сауле” был чем-то вроде женского бутика, но в те годы он был единственным. Здесь всегда был большой ажиотаж. Если на прилавке появлялась новая вещь, то через несколько часов об этом уже знали все женщины города.

В конце 70-х Владислав сделал еще одну интересную серию снимков. С помощью фотоаппарата “Горизонт” он запечатлел несколько интересных видов города.

В объектив фотографа попала еще не достроенная телебашня.

Возможность панорамной съемки особенно пригодилась при фотографировании с вершины горы Кок-Тобе.

В те годы большая часть города представляла из себя частный сектор.

— В наше время город интенсивно застраивается. Появляется много новых зданий, но пропадает некий “алматинский” дух. Город потерял свою фотогеничность. Возможно, это лишь ностальгия по ушедшим временам, когда везде росли яблоки, а по арыкам бежала холодная вода с гор, - добавляет Владислав Елагин.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000