HISTORY Святослав Антонов 19 февраля, 2015 08:00

ЦУМ – первый молл в Казахстане

ЦУМ – первый молл в Казахстане
Алматинский ЦУМ за 55 лет своего существования стал частью исторического наследия города и приобрел культовый статус. В советское время он был главным центром торговли в стране, здесь можно было достать любой дефицит. В ЦУМе проводились праздничные мероприятия, снимались сцены фильма "Игла". Vox Populi рассказывает историю этого магазина и людей, которые работали в нем на протяжении многих десятилетий.

Отмена распределения товаров по карточкам и "хрущевская оттепель" в конце 50-х годов привели к росту потребления. Эта тенденция вызвала необходимость перехода от мелких магазинов различного профиля к крупным торговым площадкам. По всей стране в областных и республиканских центрах были построены новые ЦУМы – центральные универсальные магазины, в которых можно было приобрести одежду, электронику, мебель, ткани, посуду и другие товары. Подобные магазины выполняли не только торговую, но и представительскую функцию.

Алматинский ЦУМ был построен в 1961 году по проекту института "Казгипросельстрой". Торговый центр разместился на одной из самых оживленных улиц города – Жибек Жолы (Горького), которая раньше называлась Торговой и всегда была центром деловой активности в городе. Кроме того, большинство ЦУМ-ов располагались в старинных зданиях начал века и имели общий облик. Возможно именно этим объясняется классическое решение фасада здания. Первая очередь ЦУМа была построена, когда архитекторы еще не позабыли традиции сталинского времени. Общая площадь торговых площадей составила 4 500 кв.м.

О том, что представлял собой алматинский ЦУМ в советское время, рассказывает один из старейших его работников, инженер-электрик Анатолий Мозговых.

– Я пришел работать в ЦУМ в 1968 году в качестве простого электрика. Тогда как раз заканчивалось строительство второй очереди магазина, и для работы в нем требовался технический персонал. В те годы в магазине были толпы посетителей. Товар исчезал с полок мгновенно. Ажиотаж был такой, что к нашему подвалу, где располагались склады, выстраивались очереди из грузовых машин. Пришлось даже поставить там светофор для регулировки движения, – вспоминает он.

В первый же год работы объем товарооборота в ЦУМе составил 42,8 миллионов рублей. Назрела необходимость строительства нового павильона, который был открыт в 1969 году. В плане архитектуры второй павильон значительно отличался от первого, больше соответствовал традициям советского конструктивизма. Внутренние помещения отличались свободной планировкой и просторными залами. Общая площадь торговых помещений составила 9 622 кв.м.

– Второй павильон ЦУМа открывали к 7 октября. На церемонии ожидалось появление Кунаева. Все работники выстроились перед Аблай хана – думали, что правительственная машина подъедет с этой стороны. Но Динмухамед Ахмедович приехал на улицу Панфилова и до ЦУМа дошел пешком. Когда люди заметили руководителя республики позади себя, все были ошарашены. Про день открытия особой информации не распространялось, чтобы не создавать лишний ажиотаж. Тем не менее, к концу дня в магазине была толпа посетителей, – рассказывает Анатолий Иванович.

Торговые залы в ЦУМе 60-80-х годов не были похожи на современные. Секции не были разделены стеклом или перегородками. Большое открытое пространство было заставлено полками с товаром. В дальнем конце каждого зала размещались кассы. Отделы универмага имели четкую структуру. На первом этаже павильона, построенного в 1961 году, находились отделы электроники, радиотехники, канцелярских товаров и посуды. На втором продавалась обувь, одежда для мужчин и парфюмерия. На третьем – ткани и товары для женщин. В павильоне 1969 года продавали люстры, холодильники, одежду и нижнее белье.

Собрание работников ЦУМ-а
Собрание работников ЦУМ-а

За каждой секцией было закреплено по три-четыре продавца. Один стоял у входа, остальные работали на кассе и помогали посетителям совершать покупки. ЦУМ был открыт с 10:00 до 19:00.

Ценники на всех товарах, кроме зарубежных, печатались сразу на заводе-производителе. Стоимость вещей зависела от их качества и дефицитности. К примеру, корейский сервиз можно было приобрести по 17 рублей, а за подобный набор посуды немецкого или чешского производства пришлось бы выложить 150 рублей. Мужское пальто стоило 80 рублей. Особой дороговизной отличалась техника. Стоимость холодильника доходила до 180 рублей. Цветной телевизор был роскошью. При средней зарплате 100-120 рублей телевизор "Радуга" стоил примерно 750 рублей. Кажется, что приобрести его было просто нереально, но существовала система кредитования. Покупатель, желающий взять товар в кредит, должен был представить справку о зарплате. Кредитные платежи списывались сразу с зарплаты.

– В ЦУМ многие рабочие и грузчики рубились в карты на деньги, иногда проигрывали серьезные суммы. Помню, один из них взял дефицитный телевизор в кредит, тут же перепродал его по большей цене, а разницей погасил карточный долг, – продолжает Анатолий Мозговых.

30-летие ЦУМ-а
30-летие ЦУМ-а

К дефициту относились все предметы повышенного спроса, завозившиеся в магазины ограниченными партиями. Особый ажиотаж вызывала импортная женская обувь и магнитофоны. Чтобы не создавать в ЦУМе лишние очереди, продажа этих товаров была вынесена за пределы магазина, во внутренний двор.

В 9-этажном доме напротив универмага разместился магазин Внешпосылторга, являвшийся филиалом ЦУМа. Здесь продавались зарубежные товары, которые можно было купить только за иностранную валюту или специальные чеки. В магазине отоваривались иностранные туристы, дипломатические работники, рабочие нефтяной и угольной промышленности, приехавшие из командировок на Ближний Восток, специалисты, работавшие на крайнем Севере, а чуть позже – и воины-афганцы, зарплату которым тоже выдавали чеками Внешпосылторга.

ЦУМ входил в обязательную программу посещения для туристов, приезжающих в Алматы. Сюда часто ходили представители культурной, научной и политической элиты, многие из которых проживали неподалеку. Специально для таких гостей часть дефицитного товара откладывалась про запас. Кроме того, в универмаг заглядывали известные советские актеры, приезжавшие в наш город на гастроли. Анатолий Иванович хорошо запомнил, как однажды встретил в магазине звезду фильмов "Девчата" и "Высота" Николая Рыбникова.

Кроме торговых секций, в Центральном универмаге имелась столовая, летнее кафе на террасе, небольшое ателье для подгонки швейных изделий, парикмахерская, а также представительство "Трансагентства", занимавшееся доставкой крупногабаритных покупок на дом.

Работники ЦУМ-а на Первомайской демонстрации
Работники ЦУМ-а на Первомайской демонстрации

В ЦУМе работало не меньше сотрудников, чем на многих крупных предприятиях. С учетом всех филиалов (одним из которых был дом тканей Кызыл-Тан) в нем работало 1600 человек. Специально для продавцов и техперсонала в магазине имелся медицинский кабинет, учебный центр, комната отдыха и психологической разгрузки. В универмаге работали профсоюзная и комсомольская организации, обеспечивавшие сотрудников путевками в санатории и на курорты. В 80-е годы для работников ЦУМа была открыта зона отдыха на берегу Капчагая, где были построены комфортабельные коттеджи.

В ЦУМе были свои спортивные команды, коллективы художественной самодеятельности. В праздничные дни работники магазина выступали прямо на Арбате или в парках города.

Новогодняя ярмарка
Новогодняя ярмарка

Особые отношения у работников ЦУМа были с колхозами Алматинской области. Торговые сотрудники часто выезжали в села, проводили ярмарки товаров и концерты самодеятельности. Животноводы и хлеборобы, в свою очередь, весной и летом устраивали выставку достижений народного хозяйства на площадке перед магазином.

Делегация работников торговли из Ташкента
Делегация работников торговли из Ташкента

ЦУМ быстро стал одним из крупнейших торговых центров Центральной Азии. Делегации работников магазина ездили для обмена опытом в крупнейшие советские и зарубежные универмаги в Москве, Киеве, Минске, а также в такие страны, как Польша, Венгрия, Чехословакия.

В ЦУМе проходили стажировку работники торговли из Ташкента, Бишкека и других городов соседних республик.

В 1980 году за хорошую работу часть коллектива алматинского ЦУМа была направлена на обслуживание гостей московской Олимпиады. В это же время в универмаге были изменены торгово-технологические процессы. Была применена линейная расстановка оборудования новых образцов, товары разделены по потребительским комплексам: товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, товары для мужчин, товары для женщин. Большая часть секций магазина стала работать по принципу самообслуживания. Это позволило повысить эффективность торговли.

В рамках общественной работы ЦУМ наладил тесные связи с такой далекой от торговли сферой, как военно-морской флот. В рамках программы шефской работы в 1986 году было налажено сотрудничество между ВЛКСМ республики и комсомольскими организациями вооруженных сил. Организации договорились о взаимном шефстве между коллективом универмага и командой атомного крейсера "Киров", входившего в состав Северного флота.

Матросы крейсера отвечали за военно-патриотическое воспитание продавцов, а работники магазина помогали им с посылками и ценными подарками. Делегация из ЦУМ приехала в Североморск для посещения крейсера. В свою очередь, офицеры с "Кирова" отправились в Алматы и побывали в ЦУМе.

Важную роль в развитии универмага на стыке эпох сыграла Тамара Левченко. Начав свою карьеру с самого открытия ЦУМа на должности простого продавца, она дослужилась до позиции директора универмага (1984-1994 гг.). В эпоху тотального дефицита она заключала прямые договоры с поставщиками товаров, обеспечив наполняемость магазина. По ее инициативе были введены новые формы торговли, единые кассы, где можно было рассчитаться за покупки в различных отделах магазина, внедрен бригадный хозрасчет – взаимная ответственность администрации и бригады за продажи в магазине, оплата труда при этом зависела от конечных результатов работы. По ее ходатайству на баланс универмага были приняты столовая, кафе, летнее кафе-мороженое.

В это время значительно улучшились условия труда работников универмага. При магазине были открыты библиотеки, комнаты психологического отдыха, душевые зоны, зона отдыха на Капчагае. К 1990 году для сотрудников ЦУМа было выделено 16 квартир, построено семейное общежитие, сдан в эксплуатацию 35-квартирный дом.

В 1987 году ЦУМ вошел в анналы советского кинематографа. В подвале между двумя павильонами магазина, который работники универмага прозвали сосиской, проходили съемки сцены из фильма "Игла" – Моро (Виктор Цой) приходит за долгом к Спартаку (Александр Баширов) и произносит фразу, ставшую знаменитой: "Люди в мире разделяются на две категории – одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты".

В 90-е годы, в связи с падением покупательской способности и разрушением каналов поставки, ЦУМ пережил не самые лучшие времена. И без того нерадостную ситуацию усугубило финансовое мошенничество. Особо сильно сотрудники магазина пострадали от фальшивых авизо-банковских платежных документов, которые активно подделывались в начале 90-х годов. Магазин понес убытки размером в десятки тысяч рублей. В 1994 году было создано Акционерное общество "Торговый дом "Зангар". Владельцем компании стал гремевший на весь Казахстан холдинг "Бутя".

Именно в ЦУМе впервые в Казахстане началась официальная продажа товаров таких брендов, как Adidas, Nike, Sony и Wrangler.

В 1998 году ко второму павильону ЦУМа было пристроено пятиэтажное административное здание площадью 2000 кв.м с фасадами из тонированного стекла.

К средине 2000-ых наибольшую известность ЦУМ приобрел благодаря расположившейся на первом этаже второго корпуса универмага мобильной барахолки. Здесь можно было приобрести самые последние модели сотовых телефонов, отремонтировать их, купить аксессуары, установить мелодии, поменять прошивку и получить другие виды сопутствующих услуг.

В 2013 году ТОО "Ардис" разработало план реконструкции универмага. По проекту внешний и внутренний облик фасада второго павильона здания должен был измениться практически полностью.

1 апреля 2013 ЦУМ был закрыт на масштабную реконструкцию. Магазин вновь открыл свои двери лишь в сентябре 2014 года. О том, как изменился универмаг, рассказывает президент компании Сабина Амангельды.

– Мы давно хотели изменить имидж, облик и наполнение магазина. С одной стороны, стояла задача сохранить универмаг как историческую достопримечательность. С другой, нужно было создать образ модного торгового дома со своей индивидуальностью, соответствующего мировым стандартам, – говорит женщина.

Внешний облик павильона, построенного в 1961 году, практически полностью сохранился. На стенах остались старые барельефы. В ходе реконструкции была изменена структура торговых помещений.

Кроме того, была восстановлена часть фасада, разрушившаяся с течением времени. Нетронутыми остались оригинальные мраморные лестницы с резными парапетами.

Второй корпус был подвергнут значительным изменениям. В интерьере универмага сочетаются современный и классический стили. Внутри разместилось множество бутиков, продающих парфюмерию, косметику, ювелирную продукцию, сувениры, одежду, обувь, а также кафе и рестораны быстрого питания.

Большие помещения были переданы в долгосрочную аренду таким крупным брендам как Zara, M&S, Gap.

Внутри универмага расположилось несколько зон отдыха. На третьем этаже размещена постоянно действующая выставка работ казахстанских художников.

В ближайших планах руководства ЦУМа – открытие современного кинотеатра на шесть залов, привлечение мировых сетей быстрого питания, открытие тематических кафе, появление первого супермаркета Interfood формата гурмэ, проведение праздничных и концертных мероприятий на алматинском Арбате.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000