HISTORY 5 марта, 2015 12:00

Белый цвет надежды

<span>"Скорая помощь"&nbsp;выезжает только при несчастных случаях</span>
"Скорая помощь" выезжает только при несчастных случаях
Фото: Архив ГССМП
Мы часто слышим упреки в адрес "скорой помощи": "долго едут"; "за это время можно умереть и воскреснуть"; "больной знает больше, чем врач". Людям в белых халатах постоянно приходится сталкиваться с болезнями, чрезвычайными ситуациями, с рождением и смертью. Не всегда врач всемогущ. Сегодня в материале Татьяны Гуржий вспомним историю службы "скорой помощи" в нашем городе.

1 октября 1927 года постановлением Джетысуйского Губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был организован Отдел здравоохранения города Алматы. Первоначально в его штат входили всего два человека. Уже в 1928 году Горсовет принял на баланс 16 медицинских учреждений.

Первое в республике специализированное учреждение по оказанию скорой медицинской помощи было создано в феврале 1928 года приказом Джетысуйского Губернского отдела здравоохранения. В составе отряда "скорой помощи" на тот момент работало всего пять врачей, четыре санитара и четыре водителя.

Здание городской станции "скорой помощи" разместилось в бывшем доме зодчих Зенковых.

Так оно выглядит в наши дни.

В 30-е годы было построено здание больницы "скорой помощи" на улице Комсомольской (Толе би). Первоначально здесь с 1937-го года размещалась станция "скорой помощи" Алма-Атинского горздравотдела. 22 декабря 1976 года была создана новая медицинская организация – городская клиническая больница скорой медицинской помощи Алма-атинского горздравотдела – ГССМП.

Уже в 1928 году была сформирована система бесплатного лекарственного обеспечения граждан. Финансирование лечебно-профилактической сети города было возложено на Окружной финансовый отдел. Бюджет системы здравоохранения в 1928-1929 годах составлял 198 тысяч 550 рублей. Средний оклад врача колебался от 125 до 180 рублей, технического персонала – от 28 до 35 рублей. В 1931 году средний оклад врачей поднялся уже до диапазона 150-300 рублей. В тот же период была разработана система надбавок к заработной плате медицинских работников в зависимости от практического стажа, от условий работы в отдельных местностях, а также от бытовых условий проживания работников здравоохранения.

В начале работы "скорой" все вызовы принимал один диспетчер. В маленькой комнате, в полуподвальном помещении, сидел человек, который регистрировал вызовы и нажимал на кнопку звонка. Так диспетчер передавал вызов бригаде.

Время шло вперед. Один человек уже был не в силах принять и обработать вызовы, поступающие на пульт "03".

В диспетчерской службе установили десять кабинок с панелями.

При каждом вызове на панели зажигалась лампочка, девять диспетчеров записывали вызовы и по транспортеру отправляли его другим диспетчерам – для передачи вызовов на подстанции.

Менялся и парк машин "скорой помощи". Перебирая архив ГССМП, я нашла фотографию двухколесной повозки –первой кареты "скорой помощи" в нашем городе. Так почти 90 лет назад перевозили экстренных больных.

В 1950-х-1960-х годах в "скорой помощи" массово использовали ГАЗ-12Б "ЗИМ". Этот автомобиль мог похвастаться большой для тех лет скоростью и плавностью хода.

Куда более просторный салон имел ПАЗ-653 на базе ГАЗ-51А. Благодаря этому бригада медиков уже могла нормально работать с больным. После окончания работы на линии некоторые из них перешли в разряд "техничек" и прослужили много лет. Подобные машины не только перевозили больных в городе, но и работали в экспедициях по обследованию населения в отдаленных районах.

В конце 50-х парк "03" пополнился автомобилями УАЗ-452А – санитарной версией УАЗ-452.

В этом автомобиле был остекленный кузов, четыре откидных сиденья, кронштейны для крепления носилок, предусмотрена возможность размещения санитарного оборудования.

Не раз я встречала УАЗы "скорой" на улицах современного Алматы. Честно говоря, мне казалось, что эти машины до сих пор используют от нехватки средств в городском бюджете. Оказалось, что ни одна из современных машин не сможет проехать там, где пройдет УАЗ. А таких вызовов у "скорой" бывает немало – приходится выезжать и к дачникам, и в горные районы.

В 60-х появились автомобили "скорой помощи" на базе 22-й "Волги" – ГАЗ-22Б и ее более поздняя модификация ГАЗ-22Д. Основной недостаток этих машин – теснота салона, которая мешала оказать больному первую помощь в пути.

Поэтому медики очень обрадовались, когда в тех же 1960-х на станции "скорой помощи" начали поступать просторные РАФы. Со временем ушли в историю и эти симпатичные машины.

С конца 1970-х основным автомобилем "скорой помощи" стал РАФ-22031.

Некоторые из этих машин дослужили до 2000-х, когда их сменили автомобили "скорой помощи" на базе "ГАЗели".

Наравне с "рафиками" на подстанциях "скорой помощи" использовались автомобили ГАЗ-24-03 "Волга". Хотя эта модель чаще предназначалась для обычных вызовов в качестве санитарного транспорта. В ней так же, как и в ее предшественнике, сложно было оказывать экстренную помощь. После появления более комфортабельных автомобилей "скорой" санитарная "Волга" стала применяться по своему основному предназначению – для доставки врачей к пациентам. В случае необходимости автомобиль можно было использовать и для транспортировки лежачего больного в медицинское учреждение, что практически невозможно сделать в обычном легковом автомобиле.

Сейчас парк "скорой помощи" Алматы оснащен самыми современными автомобилями. В 2014 году появились новые санитарные автомобили. Поставка микроавтобусов, собранных на казахстанском предприятии Hyundai Trans Auto, осуществлена в рамках госпрограммы "Саламатты Казахстан". Она предусматривает обновление парка карет "скорой помощи" и реанимобилей Минздрава РК. Новая техника будет обслуживать 23 населенных пункта Алматинской области.

Сегодня на девяти подстанциях ССМП работает более двух тысяч человек, помощь населению оказывает 161 бригада, в том числе 9 реанимационных, 26 бригад интенсивной терапии, 24 педиатрических, 61 врачебная, 41 фельдшерских бригад. За сутки бригады "скорой" выезжают на вызовы до 2500 раз.

На городской станции скорой медицинской помощи Алматы используют уникальную информационную программу "Көмек 103", которая автоматизировала всю систему передачи данных, начиная с первой секунды получения вызова. Система проводит мониторинг передвижения санитарного автотранспорта, передает вызов на бортовой навигатор, обеспечивая при этом взаимодействие всех стационаров и поликлиник города.


Впервые в Казахстане в Алматы начали использовать систему дистанционного снятия и расшифровки ЭКГ. Специалисты кардиоцентра проводят расшифровку и передачу заключения через Интернет фельдшерской бригаде, снимающей ЭКГ у постели больного.

Работа на "скорой" тяжела во всех отношениях – и в моральном, и в физическом. Врач на "скорой" – и доктор, и психолог, и носильщик. Должность санитара давно упразднили. Представьте себе: у стокилограммового пациента – инфаркт, двигаться ему нельзя, а в бригаде молоденькая девушка, только что окончившая институт, и такой же фельдшер. Помогают бригадам "скорой" и сотрудники ЧС, и соседи больного, и обычные прохожие. Порой после отработанных суток медики буквально валятся с ног от усталости. Многие не выдерживают такие нагрузки. Но обычно, отработав три-четыре года на "скорой", человек остается здесь на всю жизнь.

В 2000 году в ГССМП был реализован поистине грандиозный проект автоматизации на станциях скорой медицинской помощи. В информационно-оперативном диспетчерском отделе создана телекоммуникационная сеть на базе персональных компьютеров. Создан алгоритм вопросов и ответов при приеме вызовов, с автоматическим формированием причин вызова. Что это значит? При помощи этих вопросов принимается решение, бригаду какого профиля отправить к пациенту. Если у больного симптомы сердечной недостаточности, прибудет бригада интенсивной терапии (БИТ). Выбор бригады зависит и от характера заболевания, и от возраста больного. К малышу приедет педиатрическая бригада, на чрезвычайные происшествия выезжают реаниматологи. Ну а если необходимо вызвать бригаду больному, состоящему на учете у психиатра, вызов передадут в "скорую" Центра психздоровья.

Знакомясь правилами вызова "скорой", я узнала, что диспетчер "103" имеет право отказать в вызове. К кому же "скорая" не приедет? "Скорая" не должна выезжать на вызовы к больным с хроническим заболеванием – пациентам такого рода обязаны помогать врачи поликлиники.

Но, как говорится, правила придуманы, чтобы их нарушать. Врачи "скорой" тоже нарушают. Еще в советские времена так повелось, что скорая помощь выезжает практически на все вызовы. Ни один больной, набирающий 103, не думает в этот момент о том, что заболевание у него хроническое и можно вызвать участкового врача – помощь ему нужна немедленно. Вызовы, связанные с оказанием помощи при хронических заболеваниях, составляют до 40% от общего количества обращений в скорую помощь. На каждой подстанции есть больные, которых врачи знают уже очень хорошо. В период обострения хронического заболевания такие больные вызывают "скорую" по 5-6 раз в день. Изо дня в день, из недели в неделю, пока обострение не пройдет.


В феврале "скорая" Алматы отметила свой 87-й день рождения. А в день рождения принято желать здоровья. Не будем и мы нарушать эту традицию – пожелаем здоровья тем, кто сам несет его другим.

Думайте о здоровье, заботьтесь о нем, берегите его. Пусть приезд "скорой" несет облегчение страданий, и белый цвет медицинских халатов всегда будет цветом надежды. И не забывайте уступить дорогу карете "скорой помощи". Помните, от этого зависит чья-то жизнь.

*в материале использованы фотографии из архива ГССМП

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000