HISTORY Святослав Антонов 7 апреля, 2016 08:00

82 года без антракта: Полная история ГАТОБ имени Абая (часть 1)

82 года без антракта: Полная история ГАТОБ имени Абая (часть 1)
Фото: Фото из архива
14 марта 2016 года состоялась презентация театрального музея при ГАТОБ имени Абая. В честь этого события мы решили рассказать вам о долгой и увлекательной истории театра, судьбах артистов, режиссеров, художников, архитекторов, декораторов, костюмеров и простых рабочих, без которых не было бы Театра оперы и балета.

82 года без антракта: Полная история ГАТОБ имени Абая (часть 2)


Актерская труппа Казахского театра драмы в Кзыл-Орде
Актерская труппа Казахского театра драмы в Кзыл-Орде

Историю Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая следует начать описывать с 1925 года. Именно тогда в столице молодой советской республики Кзыл-Орде был основан первый Казахский национальный театр. В труппе театра, наряду с его художественным руководителем Жуматом Шаниным, актером и певцом Амре Кашаубаевым, актером Калибеком Куанышбаевым, работали основатели оперного и балетного искусства в нашей стране. Театр активно гастролировал. В постановках присутствовали музыкальные номера, в которых впервые проявился талант будущих солистов оперного театра.

29 сентября 1933 года решением коллегии Народного Комиссариата просвещения была образована музыкальная студия. Из драматического театра в нее перешла группа молодых казахских актеров: Куляш и Канабек Байсеитовы, Курманбек Жандарбеков, Елюбай Умурзаков, Сералы Кожамкулов, Манарбек Ержанов, Шара Жиенкулова. Именно эти энтузиасты, преодолев все трудности, сумели сделать из небольшой студии полноценный Театр оперы и балета. Перед ними сразу поставили нелегкую задачу — организовать на сцене постановку музыкальной пьесы Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан». Музыка к спектаклю была основана на материале казахских народных песен и кюев. Их обработал польский хормейстер Иван Коцык совместно с дирижером и пианистом Сергеем Шабельским. Режиссером постановки стал артист Курманбек Жандарбеков, на тот момент имевший солидный для того времени стаж работы в драматическом театре.


Афиша «Айман – Шолпан»
Афиша «Айман – Шолпан»

По воспоминаниям Канабека Байсеитова, работа над спектаклем стоила недавно образованной труппе больших усилий и труда. 13 января 1934 года прошла премьера «Айман – Шолпан». Через четыре дня после премьеры студия была переименована в Казахский государственный музыкальный театр. Постановка имела огромный успех у зрителей. Спектакль стал настоящим событием в жизни горожан. О нем говорили на улицах, в транспорте и в магазинах. До 15 мая театр поставил пьесу сто раз. Отчасти такой успех можно объяснить великолепным исполнением партии Шолпан Куляш Байсеитовой. Молодая артистка вложила в нее силу своего голоса и актерское мастерство. Через полгода на сцене театра состоялась премьера второго спектакля по пьесе Беимбета Майлина «Шуга». В ней с танцевальным номером «Келиншек» дебютировала одна из первых профессиональных танцовщиц Казахстана Шара Жиенкулова. В 1934-м художественным руководителем театра стал Жумат Шанин.

Несмотря на зрительскую любовь, репертуар театра все еще был довольно скуден. Первые две постановки были скорее музыкальными спектаклями, чем полноценными операми. Руководство страны дало указание: поставить первую казахскую оперу — «Кыз-Жибек». Ее либретто на основе народной легенды написал Габит Мусрепов.

Для написания музыки нужен был профессиональный композитор. По рекомендации Канабека Байсеитова им стал выпускник Ленинградской государственной консерватории Евгений Брусиловский, попавший в Казахстан по распределению и работавший здесь учителем музыки. Брусиловский, несмотря на незнание казахского языка, сразу же с энтузиазмом взялся за дело. Специально для него либретто оперы было переведено на русский. По просьбе композитора артисты театра пели ему народные песни и кюи, которые знали, а также пересказывали их смысл. Собрав этот материал, композитор написал удивительную музыку, в которой ему удалось передать всю красоту и самобытность народных мелодий.

Постановщиком оперы выступил режиссер Жумат Шанин, совместно с Курманбеком Жандарбековым. Жандарбеков также исполнил роль главного злодея — Бекежана. Роль главного героя, Толегена, исполнил Канабек Байсеитов. Главную женскую партию — Жибек — пела Куляш Байсеитова. Премьера состоялась 7-го ноября 1934-года. Опера имела оглушительный успех. Зрители высоко оценили звонкий голос и лиризм актерской игры исполнительницы главной роли. Для Куляш Байсеитовой образ Жибек стал визитной карточкой и прорывной ролью.


Казахстанские артисты на первой Декаде искусства и литературы в Москве
Казахстанские артисты на первой Декаде искусства и литературы в Москве

В мае 1936 года состоялась первая Декада казахского искусства и литературы в Москве. 10 мая на сцене филиала Большого театра артисты казахстанской оперы представили «Кыз-Жибек». В газете «Правда» и множестве изданий по всему Союзу появились восторженные отзывы на постановку.

Московские газеты писали: «Это настоящая музыкальная поэма, по праву являющаяся одним из самых высоких образцов поэзии этого рода. Автор ее и композитор — сам казахский народ. Она слагалась в безвестных аулах певцами, имена которых давно утрачены и живут лишь в сказках и легендах...», «... очень быстро привыкаешь к необычной для нас манере петь открытым звуком, без всяких вокальных ухищрений...», «Для многих было радостной неожиданностью встретить такой одаренный, спевшийся, высоко музыкальный коллектив...». Отдельно критики отмечали исполнение партии Жибек Куляш Байсеитовой: «Артистка Байсеитова обладает талантом огромной, всепоглощающей силы. Сценическая игра Байсеитовой и ее пение настолько выразительны, что зритель положительно забывал о своем незнании казахского языка и понимал артистку». Неудивительно, что после таких отзывов Байсеитова в сентябре того же 1936-го в числе первых удостоилась звания Народной артистки СССР (звание появилось 6 сентября 1936 года).

В апреле 1937-го артисты нашей оперы поехали в Ленинград. Там, помимо «Кыз-Жибек», они представили свою новинку — постановку «Ер-Таргын» на музыку Брусиловского и либретто Сагыра Камалова, а также оперу «Жалбыр» (музыка — Евгений Брусиловский, либретто — Беимбет Майлин). Гастроли вызвали большой ажиотаж в Ленинграде. В эти дни в газете «Ленинградская правда» было опубликовано стихотворение Жамбыла Жабаева, посвященное казахской опере. Во время премьеры «Ер-Таргын» исполнитель главной роли Таргына Жандарбеков въехал на сцену на живой лошади. Артист, неплохо умевший ездить верхом, поднял коня на дыбы. Действо настолько впечатлило публику, что позже знаменитый писатель Алексей Толстой, присутствовавший в качестве зрителя на спектакле, напишет, как казахстанский театр своей энергией превзошел Европу: «Передо мной и театр, и что-то больше театра. Раскрываются глаза. Доверчиво, с благодарностью и с восторгом… Здесь присутствует красота, здесь сила и молодость убеждения, здесь то, что города Европы давно растратили и растеряли, о чем так тоскуют лучшие люди — об этой золотой, юной, кипящей крови искусства».


Сцена из оперы «Евгений Онегин»
Сцена из оперы «Евгений Онегин»

В следующие несколько лет на сцене театра будет поставлена такая классика мирового оперного искусства, как «Кармен», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Фауст», «Аида». Первое время и русские, и зарубежные оперы исполнялись артистами на казахском языке. Их либретто переводили специально для этих спектаклей. Из 32 музыкантов оркестра 12 играли на национальных инструментах, таких как кобыз и домбра. К 1937 году вышло постановление правительства КазССР о размещении казахского и русского оперных театров в одном здании.


Канабек Байсеитов
Канабек Байсеитов

В этот период большой вклад в развитие театра внесли его отцы-основатели. Канабек Байсеитов в течение многих лет исполнял главные партии в таких операх, как «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Жалбыр», «Туткын-кыз». Помимо этого, он занимался своей режиссурой, поставив на сцене театра более двадцати опер.


Куляш Байсеитова
Куляш Байсеитова

Его супруга Куляш Байсеитова стала первой примой оперного театра и самой известной его звездой тех лет. Газеты по всему Союзу писали о ней в восторженных тонах. Певице, не имевшей специального образования, удавалось сочетать народное пение и профессиональный вокал. Наиболее известные партии она исполнила в операх «Кыз-Жибек», «Абай», «Биржан и Сара», «Евгений Онегин» и «Мадам Баттерфляй».


Курманбек Жандарбеков в образе Бекежана
Курманбек Жандарбеков в образе Бекежана

Их друг и партнер по сцене Курманбек Жандарбеков работал в оперном театре с 1933 по 1958 годы в качестве солиста, худрука, режиссера и директора. Многим запомнились как его яркие роли, так и постановки, в которых он как режиссер воплотил особенности казахского фольклора и национальной музыки. Самые известные из них — «Кыз-Жибек», «Абай», «Биржан и Сара», «Жалбыр», «Ер-Таргын», а также мировая классика: «Кармен», «Демон», «Ромео и Джульетта».


Шара Жиенкулова в роли Мамыр
Шара Жиенкулова в роли Мамыр

Первая казахская профессиональная танцовщица Шара Жиенкулова выступала в танцевальных номерах опер, исполняя на сцене такие народные танцы, как «Каражорга», «Келиншек», «Коян-би», «Шашу», «Ак Суек». Когда будущий супруг Жандарбеков сказал ей, что артистке предстоит стать балериной, она удивленно спросила: «Кто это такая?». Режиссер иронично заметил, что балерина — это женщина, которая танцует полуголой на цыпочках.


Балетная труппа (Александр Александров в центре)
Балетная труппа (Александр Александров в центре)

В 1938 году на сцене театра был поставлен первый в истории Казахстана национальный балет «Калкаман и Мамыр» композитора Василия Великанова на либретто Ауэзова. Образ Мамыр воплотила Шара Жиенкулова. Становление в нашей стране балетного искусства во многом связано с именем балетмейстера Александра Александрова, который танцевал в труппе Большого театра, а с 1933 года жил в Казахстане. Он стал одним из основоположников национальной школы танца и основателем Казахского хореографического училища. Среди его учеников первые в республике профессиональные артисты балета. Помимо него, в Казахской ССР работал известный артист балета и педагог из Ленинграда Александр Селезнев. Постановщиком первых балетных спектаклей также был балетмейстер и актер немого кино Леонид Жуков. Эти люди вместе с нашими артистами за несколько лет подготовили постановки такой балетной классики, как «Лебединое озеро» Чайковского, «Конек-Горбунок» Цезаря Пуньи, «Раймонда» Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.


Эскиз Анатолия Ненашева к опере «Кыз-Жибек»
Эскиз Анатолия Ненашева к опере «Кыз-Жибек»

Помимо режиссеров и артистов, большой вклад в развитие театра внесли художники. Именно они создавали внешний образ героев оперных и балетных постановок, рисовали эскизы декораций и костюмов. Первым художником театра стал Анатолий Ненашев. Им были созданы декорации к самым известным казахским операм в репертуаре театра. Он работал в ГАТОБ до 1965 года. В 1937 году за макет декораций к опере «Кыз-Жибек» он был удостоен золотой медали на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

С первых лет существования в театре работала художница Латифа Мунайтпасова. Она специализировалась на костюмах и народных орнаментах, работала над всеми основными спектаклями Театра оперы и балета. Латифа стала основательницей целой династии художников. Позже в театре работал ее сын Кулахмет Ходжиков, который создал эскизы костюмов к опере «Абай».

Во время создания театрального музея ГАТОБ были обнаружены три уникальных эскиза известного русского и советского художника Всеволода Теляковского. Его отец до революции был директором Императорских театров, а сам художник прославился как знаток истории костюма. В середине 30-х как неблагонадежный он был выслан в казахстанский город Атбасар. Из ссылки посылал свои работы в Алма-Ату, чтобы устроиться в театр. С 1936-го по 1938-й, а затем с 1941-го по 1946-й работал в ГАТОБ имени Абая. Создал декорации к операм «Пиковая дама», «Снегурочка» и к балету «Лебединое озеро».


Эскиз Сергея Калмыкова
Эскиз Сергея Калмыкова

Другой артефакт, обнаруженный при создании музея — эскиз к опере «Аида» знаменитого русского художника-авангардиста Сергея Калмыкова. С 1935 года он жил в Алма-Ате и до выхода на пенсию работал в оперном театре, создав большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. Работы Калмыкова сейчас высоко ценятся по всему миру.

В 1941 году театр наконец обрел свое нынешнее здание. Этому предшествовала довольно трагическая история, связанная с его строительством.

Всесоюзный конкурс на лучший проект государственного театра в Алма-Ате был объявлен в 1932 году. В финал вышли три проекта от архитекторов из Москвы и Ленинграда, победу среди которых одержал проект московского архитектора Николая Круглова. В последующие годы он неоднократно переделывался и из авангардного театра-стадиона для массовых зрелищ превратился в довольно классическое сооружение, напоминающее Александринский театр в Санкт-Петербурге. Менялось также и местоположение театра. Первоначально было запланировано построить его на пересечении современных улиц Желтоксан и Толе би. Строительство затянулось, техники и человеческих ресурсов не хватало, и в 1937 году группа строителей во главе с Кругловым была обвинена во вредительстве и растрате средств. Архитектор был арестован и отправлен в лагерь, где вскоре умер, а его имя на долгие годы было стерто из числа авторов здания.

В 1937-м здание горело. В 40-е годы вновь возобновилось его строительство. Главным архитектором был назначен Николай Простаков, до этого проходивший по документу как рядовой оформитель. Над внешним видом фасада и внутренних помещений работали художники Николай Цивчинский и В. Н. Крошин. Они впервые в истории казахстанской архитектуры придали зданию национальный колорит, использовав элементы казахских орнаментов. Первоначально вокруг здания театра не было сквера и фонтана. В 1948 году у входа был установлен памятник Сталину.

Торжественное открытие театра чуть не сорвалось из-за опасений, что строители — «враги-народа» — заложили под зданием бомбу. Несмотря на это, 7 ноября 1941 года театр был открыт постановкой «Нергиз» азербайджанского композитора Муслима Магомаева. Первоначально труппа планировала показать оперу «Золотое зерно», либретто к которой написал Сабит Муканов.


Николай Максимов — работник театра, погибший на фронте
Николай Максимов — работник театра, погибший на фронте

Начало войны стало непростым временем для театра. Некоторые работники отправились на фронт. В числе 28 героев-панфиловцев погиб художник-бутафор Николай Максимов. Часть труппы театра выступала на фронте в составе небольших бригад. Во время одного из таких выездов на Северо-Западный фронт, в июле 1942-го, народная артистка Куляш Байсеитова, солист оперы Анварбек Умбетбаев, Манарбек Ержанов и другие казахстанские актеры и певцы дали сразу 50 концертов.

В самом театре проводились «ночные концерты», привлекавшие множество зрителей. Сбор от них поступал на нужды фронта. Деньги, собранные на одном из таких концертов, были использованы для танковой колонны «Искусство Казахстана».

В это время республику наводнили «гости», эвакуированные к нам со всех концов страны. Среди них было немало известных театральных режиссеров и артистов. В Алма-Ату переехал театр имени Моссовета под управлением Ю. Завадского, Киевский театр оперетты, часть труппы белорусского оперного театра. Этот приток новых творческих сил — постановщиков, артистов балета, оперных певцов и композиторов — сыграл положительную роль в развитии казахстанского искусства. Сергей Прокофьев написал здесь музыку к казахской опере «Хан Бузай».


Галина Уланова и Олег Сталинский в балете «Бахчисарайсий фонтан»
Галина Уланова и Олег Сталинский в балете «Бахчисарайсий фонтан»

Оперная дива Лариса Александровская пела в дуэте с Куляш Байсеитовой. Центральная объединенная киностудия, созданная на базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», снимала картины в помещениях театра и подключала к съемкам наших артистов. В 1942 году к своему супругу Юрию Завадскому приехала всемирно известная балерина Галина Уланова. Она прожила здесь до 1944 года, исполняла партии в «Лебедином озере», танцевала партию Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. В. Асафьева. Как балетмейстер Уланова поставила на сцене алматинского театра балет «Жизель».


Опера «Абай»
Опера «Абай»

В военные же годы на сцене театра оперы и балета был поставлен один из самых известных спектаклей — опера «Абай». Либретто к ней на основе своего романа «Путь Абая» написал Мухтар Ауэзов. Авторами музыки выступили выдающийся музыковед и дирижер Ахмет Жубанов и композитор, автор множества песен романсов и вальсов Латиф Хамиди. За режиссуру постановки взялся Курманбек Жандарбеков.

Первым исполнителем главной роли стал выдающийся оперный баритон Ришат Абдуллин. У него в карьере будет еще много ярких образов, включая Онегина в опере «Евгений Онегин», Таргына в «Ер-Таргын» и Кожагула в «Биржан и Сара», однако именно партию Абая он будет исполнять дольше всего, вплоть до середины 80-х годов. Постановка имела огромный успех и стала классикой казахского оперного искусства. В 1945 году театру было присвоено имя Абая.


Сцена из оперы «Биржан и Сара»
Сцена из оперы «Биржан и Сара»

Послевоенное десятилетие ознаменовалось стремительным ростом театра. Одним из самых ярких событий стала постановка оперы «Биржан и Сара». Музыку к ней написал Народный артист СССР Мукан Тулебаев. Он позже напишет, что стремился отразить в ней все многообразие казахских песен и опирался на народное творчество. Автор либретто — писатель Кажим Жумалиев — обратился в своем произведении к яркому эпизоду из биографии поэта Биржана Кожагулова — поэтической дуэли с кюйши Сарой, а также трагической судьбе самого Биржана. Основой сюжета стал айтыс, что было весьма необычно для оперной постановки. Композитор оперы, режиссер Курманбек Жандарбеков, художник Анатолий Ненашев, а также исполнители главных ролей — Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова, Анварбек Умбетбаев и Байгали Досымжанов были удостоены Государственной премии СССР.


Вторая Декада казахского искусства в Москве
Вторая Декада казахского искусства в Москве

Опера «Биржан и Сара» с успехом прошла на сцене Большого театра в 1958 году, во время второй Декады казахского искусства в Москве. В газете «Правда» вышла статья с заголовком «Талантливая опера, яркий спектакль», где журналист характеризовал постановку как полное национального обаяния оперное произведение. Приехала на вторую Декаду и балетная труппа. Казахстанские артисты представили постановки балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Дорогой дружбы» Тлендиева. Известная советская балерина Ольга Лепешинская с восторгом отзывалась о молодых артистах казахстанского балета.


P.S. В следующем материале я расскажу вам, как менялся и развивался оперный театр от 50-х годов до наших дней.

За помощь в подготовке материала огромная благодарность администрации и дирекции ГАТОБ имени Абая, а также основателям театрального музея супругам Досыму и Гаухар Сатпаевым. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000