HISTORY Святослав Антонов 27 ноября, 2014 18:48

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King
Во второй половине 2015 года в Казахстане откроется первый McDonald's. Сегодня Vox Populi вспоминает историю казахстанского фастфуда – от культового кафе "Шегис" до Burger King.
История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

История "первого алматинского McDonalds" началась с корейской фирмы "Тильбоне", которую в прессе того времени называли ведущей южнокорейской компанией с филиалами в Лондоне, Париже, Вашингтоне и Гонконге.

Была ли эта компания насколько масштабной и знали ли о ней за пределами Казахстана и Кореи, история умалчивает, но факт остается фактом – в начале 90-х ее основатель Мин Бон Сик имел большие планы на ведение бизнеса в Казахстане. Среди амбициозных проектов, о которых корейский предприниматель рассказал в первом же своем интервью казахстанской прессе, были: сеть ресторанов и кафе, совместное с Казахстанским радиотехническим заводом предприятие по выпуску цветных телевизоров, собранных из корейских комплектующих (до 200 тысяч в месяц), чулочно-носочная фабрика, производство бытовой техники. Многие из них впоследствии были претворены в жизнь.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Совместное корейско-казахстанское производство телевизоров на радиотехническом заводе.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Фото Associated Press

Незадолго до этого в январе 1990 года огромный ажиотаж вызвало открытие первого McDonald's в СССР. Кадры с километровыми очередями желающих попробовать гамбургеры и чизбургеры облетели весь мир. В день открытия его посетило более 30 000 человек, а за первый месяц – почти 700 тысяч. Это событие вряд ли прошло мимо корейского бизнесмена, планировавшего открыть свои рестораны в Алматы. Возможно, именно оно побудило его сделать ставку на ресторан быстрого питания с аналогичным меню.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

"Тильбоне" арендовали на 30 лет (то есть до 2021 года) два этажа и рестораны гостиницы "Казахстан". Г-н Мин Бон так объяснил свой интерес к организации ресторанного бизнеса: "Для иностранцев организуем питание. Ибо есть в ваших столовых и ресторанах невозможно, пища непригодна для употребления. С первых дней у нас сложности. Городской общепит объявил бойкот, ликвидировал буфеты на всех этажах гостиницы "Казахстан".

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

И вот 21 сентября 1991 года прошло торжественное открытие кафе "Шегис". Ленточку перед входом в новое заведение разрезал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Вместе с председателем Верховного Совета КазССР Ериком Асанбаевым и премьер-министром Узакбаем Карамановым они первыми попробовали алматинские бургеры.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Пока важные гости знакомились с прелестями западного общепита, у кафе собралась толпа, которую пришлось сдерживать новоиспеченным работникам "Шегиса". На церемонии также проходила раздача фирменных маек. В газете "Огни Алатау" эта акция описывается вот так: "Соплеменники в горячем чувстве благодарности и желании стать обладателями "чистого ХБ" продемонстрировали в таких случаях необходимые силу, ловкость, смекалку и крепкие нервы. "Неудачник" рабочий Б. Малкин назвал эту акцию "сущим безобразием", а счастливая обладательница сразу трех божественных маек Н. Сухина пожелала всем организаторам доброго здравия и успехов".

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Открытие "Шегиса" и впрямь было весьма масштабным для того времени. Повсюду было развешено множество флажков, шаров, на площадке перед кафе прошел концерт. Кухню ресторана называли не иначе, как "деликатесы" и "экзотика".

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Внимание первых посетителей привлекала яркая, большая и не типичная для советской Алма-Аты вывеска. В центре нее логотип компании – портрет главы "Тильбоне" Мин Бон Сика. Это же улыбающееся бородатое лицо смотрело на гостей с футболок персонала и пищевой бумаги, в которую заворачивали гамбургеры.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Алматинцев удивлял вежливый и улыбчивый персонал. Двести человек, пройдя отбор, были отправлены на шестимесячную стажировку в Сеул, после чего они составили костяк сотрудников корейской компании.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Первые впечатления о фастфуде были весьма восторженными, но уже через два месяца в газетах стали появляться негативные отзывы. Большинство горожан хотя бы по разу посетили новое кафе, но гостей "Шегиса" смущали высокие цены – 25–30 рублей за обед. Для сравнения: в столовой тогда можно было пообедать за 3 рубля. Самая продвинутая часть населения, успевшая побывать в McDonald's в Москве и других странах, утверждала, что местные бургеры не такие уж и вкусные и не отвечают стандартам мировых брендов. Люди, придерживающиеся традиционных советских взглядов на общепит, просто не восприняли новый формат кафе.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

"Шегис" в 1996–1998 годах. Фото Максима Гольбрайхта

К середине 90-х годов "Шегис" приобрел статус культового места, особенно популярного у молодежи. О внутренней кухне кафе нам рассказал Сергей Сметанников, работавший там поваром с 1997 по 1998 год:

– Я пришел в "Шегис" на практику в конце 1997-го, обучаясь в профессионально-технической школе №18 на повара 4-го разряда. Мне тогда было 16 лет, и это первое место, где я начал получать деньги за свой труд. Зарплата была неплохой – пять-семь тысяч тенге.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

– В меню были гамбургеры, чизбургеры сэндвичи на тостерном хлебе, хот-доги, куриные ножки в панировке. Из напитков – кофе, кола и пепси в бумажных стаканчиках и даже пиво. Цены сейчас не вспомню, но если учитывать изменение курса тенге и то, что средняя зарплата составляла 10 тысяч тенге, думаю, бургер стоил примерно 120–150 тенге. Булочки для нас пекли в гостинице "Казахстан", где находилось другое заведение этой компании – ресторан "Хан Гук Гуан".

Там же заготавливались котлеты. Наша задача сводилась к жарке котлет и сборке бургера. Кухня стояла из фрай-топа (жарочная поверхность для быстрого приготовления мяса и рыбы), на котором мы жарили котлеты и сосиски для хот-догов, фритюра для приготовления картофеля фри и курицы в панировке, и небольшой плиты. У поваров не было четких обязанностей: первую половину дня я мог жарить котлеты, а в следующую уже собирал бургеры. Готовые заказы оборачивали пищевой бумагой с логотипом – портретом бородатого корейца – и размещали в подогревочной раздаче – ящике с полками, в который были встроены электронагревательные ТЭНы. Таким образом, бургер всегда подавался горячим.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

– Кухня была небольшая, зато зал достаточно просторный – всего около 50 столиков. В конце зала находилась стенка из телевизоров – импровизированное караоке. В отличие от современных фастфудов заказы к столикам приносили сами официанты. "Шегис" знали во всем городе, месторасположение было удачным. Вечерами посетители занимали половину зала, а в воскресенье заполняемость была до 70%. Контингент самый разношерстный – от студентов, семей с детьми до вполне респектабельных горожан и иностранцев. В пик посещений случались завалы. Иногда повара оказывались недостаточно проворны, а иногда просто заканчивались продукты. В таких случаях посетителям приходилось подолгу ожидать свой заказ. Четких стандартов времени на приготовление заказа у нас не было, – говорит Сергей.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

– Удивительно для такой забегаловки, но на кухне была идеальная чистота и санитария. Мы работали в халатах, на голове носили шапочки, а на руках всегда были одноразовые перчатки. Не знаю, корейская педантичность тому виной или просто контроль за этим тогда был строже.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Официантки "Шегиса".

– В одну смену в ресторане работали четыре повара, пара официантов и техперсонал. Работала в основном молодежь. Средний возраст персонала – 20 лет, а были даже пацаны 15-летние. Сотрудники у нас менялись нечасто, условия для работы были неплохие. Работали в две смены: с утра до обеда и с обеда до 12 часов ночи. У сотрудников была своя комната отдыха, а питались мы бесплатно, в столовой гостиницы "Казахстан". Помню, для нас даже устраивали корпоратив. Весь менеджмент составляли корейцы, причем неместные. Они с трудом изъяснялись по-русски. Руководство посещало нас редко, их больше интересовал ресторан в гостинице.

Работа мне нравилась, много чего узнал там, некоторые поварские нюансы, которые затем пригодились, когда я пошел работать в сеть "Дастархан". Из плюсов – комната отдыха, бесплатное питание в столовой гостиницы "Казахстан". А еще до сих пор помню вкус тех гамбургеров. Думаю, они были сочнее и вкуснее, чем в нынешних сетях быстрого питания.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

К началу 2000-х "Шегис" потерял популярность, а сама идея фастфуда только начала набирать обороты. 6 декабря 1999 года на Абылай хана – Макатаева открылось первое казахстанское кафе быстрого питания – Mc Burger. С тех пор фирменный стиль и интерьер заведения практически не изменились. Рассказывает его бессменный директор Алия Джанкуразова:

– Мы с мужем часто путешествовали, бывали в McDonald's и других закусочных. В итоге решили: почему бы не открыть подобное кафе у нас? Нашли помещение, договорились с небольшой пекарней, чтобы поставляли специальные булочки. Пригласили поваров из Турции, у которых был опыт работы в фастфуд-заведениях. Логотип и название выбрали такие, чтобы было чем-то похоже на McDonald's. Когда кафе только открылось, все места у нас были заняты. В прессе нас называли "маленький уголок Америки". Был даже снят сюжет для телевидения. Мы первые сделали детскую площадку и стали проводить праздники для детей. На пике популярности у нас работало 6 точек в разных частях города. Сейчас осталось две.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

В 2002 году несколько работников Mc Burger откололись от компании и создали свой бренд, по названию и дизайну очень напоминавший известную мировую компанию – King Burger. Первый ресторан King Burger появился в ТРЦ City Plus и пользовался популярностью у посетителей торгового центра. В том же году открылось еще одно кафе в ТРЦ Silk Way City. King Burger первыми открыли свои заведения в Алматинской области – в Капчагае и Талдыкоргане. После появления в Казахстане сети Burger King они были вынуждены совершить ребрендинг и изменить название на Kind Burger.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Первой зарубежной фастфуд-сетью, запустившей у нас свою франшизу, стал российский "Ростикс", открывший свои рестораны в Казахстане еще в 2001 году. В 2005-м владелец этого бренда – российская компания "Росинтер Ресторанс" – заключила договор с компанией Yum!Brands о совместном развитии сети "Ростикс-KFC".

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

В 2008 году в Казахстане происходит ребрендинг сети. В меню "Ростикс-KFC" наряду с фирменными куриным шашлыком, пельменями, чебуреками и пирожками появляются бургеры из меню KFC, такие как Original Recipe, Twister и Zinger. В 2010-м российская компания окончательно продает рестораны "Ростикс" KFC.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Так KFC стал первым в этом сегменте глобальным брендом в Казахстане. Он представлен международной компанией Americana Group. Ресторан KFC открылся 25 октября в ТРК MEGA Astana (под совместным с "Ростиксом" брендом), а затем и в алматинском MEGA-центре. После продажи сети "Ростикс" во всех их точках были открыты рестораны KFC.

В 2009 году Americana Group привела сюда франшизу Pizza Hut, а в 2011-м появилась первая точка сети Hardee’s. В настоящее время в Казахстане работают 18 ресторанов KFC и 13 – Hardee’s.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Рост количества сетей быстрого питания неминуемо должен был отразиться на уровне ожирения населения. В 2013 году Казахстан попал в список стран, страдающих ожирением, обогнав всех своих соседей, кроме России. О том, как развитие потребления фастфуда отразилось на здоровье граждан Казахстана, рассказал директор Казахской академии питания, доктор медицинских наук Торгельды Шарманов:

– Родиной фастфуда, как известно, являются США. Граждане этой страны первыми пострадали от пагубного влияния неправильного питания. По статистике, средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки фри в неделю. Результат – 60% населения имеют лишний вес и 31,8% страдают ожирением. В Мексике, Европе, Австралии, где развита культура потребления фастфуда, эти показатели тоже достаточно велики. Мы проводили исследование 3200 человек разных возрастов. Около 42,9% потребляют фастфуд. Точных данных у нас нет, так как в те годы не проводились подобные исследования, но, безусловно, рост потребления фастфуда в Казахстане за последние 15 лет повлиял на рост ожирения. По статистике на 2012 год, среди взрослых людей от 15 лет 56,2% имеют излишки массы тела и 23,5% страдают ожирением. Среди детей до 18 лет эти показатели – 15,4% и 7,2%. Интересно, что по результатам исследований 2014 года есть тенденция к снижению этих показателей. Среди взрослого населения избыток массы имеют 53,1%, а ожирение сократилось на 1,5% и теперь составляет 21,8%. Возможно, наши люди стали вести более здоровый образ жизни, меньше потреблять фастфуд. Кроме того, на эти показатели могла повлиять разъяснительная работа, которую проводили сотрудники нашей академии в школах и вузах по всему Казахстану.

История казахстанского фастфуда: от "Шегиса" до Burger King

Два года назад в Казахстане появился один из главных мировых конкурентов McDonald's – Burger King. Первый ресторан на 280 мест торжественно открылся в алматинском ТРЦ MEGA Alma-Ata 28 мая 2012 года и до сих пор является одним из крупнейших ресторанов сети на территории Евразии. С тех пор было открыто еще 14 заведений в Алматы, Астане, Актобе и Актау. Франшизой владеет ТОО QSR при поддержке АО "Верный капитал". Представители компании рассказали, что переговоры о покупке франшизы продолжались около 18 месяцев. В момент выхода Burger King на рынок фастфуда в Казахстане в 2012 году он оценивался в $200 млн. Ежегодный рост составляет 10–15% (в настоящее время – около $250 млн). По мнению представителей Burger King, грядущий приход в Казахстан McDonald's не случаен. Наш рынок сейчас является достаточно привлекательным для мировых компаний:

– Мы учитываем преимущества рынка: рост ВВП ($12 тыс., 6% прироста ежегодно), демографическую ситуацию (в 2014-м рост составил 1,5%), перспективу развития торговых площадей (на 1 тыс. человек в Алматы 307 кв. м, для сравнения: в Европе – 550 кв. м). Кроме того, на данный момент конкуренция для глобальных сетей невысокая, доля франшиз на рынке фастфуда составляет всего 7–10%, но она будет расти. Не стоит забывать и о минусах. Самый важный из них – логистика. Все поставщики продукции утверждены на глобальном уровне. На данный момент местные производители не могут обеспечить достаточное качество продуктов. К примеру, салат мы закупаем в Голландии, булочки и мясо – в России. В итоге доля транспортировки в себестоимости продукта составляет 9–10%, тогда как во всем мире это всего 2–3%. Думаю, что McDonald's тоже учитывал все эти факторы, когда они приняли решение выйти на рынок Казахстана. Кроме того, на них, безусловно, повлияло появление здесь многих крупных мировых брендов. Возможно, свою роль сыграло и давление на их бизнес в России. Сейчас они ищут для себя новые рынки.

Вызовет ли открытие в Казахстане первого ресторана McDonald's такой же ажиотаж, как появление корейского фастфуда в Алматы в 1991 году? Покажет время.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000