HISTORY 6 ноября, 2014 12:02

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников
Одним из символов Алматы по праву считается здание Дворца школьников. Как было построено это удивительное сооружение и почему оно могло стать советским Диснейлендом? Мы собрали в своем репортаже немало уникальных архивных материалов об истории его создания.
Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Эскизы проектов Дворца школьников.

Первые проекты строительства Дворца школьников (тогда – Дворца пионеров) появились в 1978 году. Они были заказаны алма-атинским горисполкомом и Министерством просвещения Казахской ССР. Группа архитекторов и инженеров из 3-й мастерской института «Алматыгипрогор» (А.П. Зуев, Т.С. Абильдаев, инженеры Ю.М. Локтев, Е.В. Средников, Н.В. Верной, Б.К. Мусургалиев, А.Г. Алексеев, С.В. Касканов) под руководством Владимира Николаевича Кима представила несколько различных вариантов дворца, имеющих значительные отличия в стилях фасада, расположении центрального входа и обсерватории, форме купола и других деталей.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников Каким должен был быть алматинский Дворец школьников Каким должен был быть алматинский Дворец школьников Каким должен был быть алматинский Дворец школьников Каким должен был быть алматинский Дворец школьников Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

– Владимир Николаевич предложил концепцию спиральной галактики. Все помещения дворца скомпонованы вокруг одного центра – круглого зала торжеств, увенчанного куполом. Многие работники института тут же окрестили его «улиткой», – рассказывает один из авторов проекта, начальник АСО №3, архитектор Толеген Абильда.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Эскиз территории дворца вместе со стадионами и бассейном, летним амфитеатром и другими непостроенными объектами.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Территория вокруг Дворца школьников могла бы стать своеобразным советским Диснейлендом, где дети не просто праздно проводили бы время, но и обучались различным полезным навыкам. Авторы рассматривали варианты строительства летнего амфитеатра, стадиона для занятий различными видами спорта, автодрома для картинга, бассейна для испытаний судомоделей, тира и площадки для стрельбы из лука, летней зоны отдыха на берегу реки. Планировалось создать парковую зону с фонтанами и живописными скульптурными композициями, которая протянулась бы между Дворцом школьников и Дворцом Республики.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

– Мы хотели перекинуть живописные мостики через Малую Алматинку в виде морских чудовищ, подводной лодки. Были и другие интересные идеи, – продолжает Толеген Абильда.

Осуществлению амбициозных планов помешала высокая стоимость проекта – такие средства выделить из республиканского бюджета не могли. Возможно, свою роль сыграло и грандиозное строительство спортивных объектов к Олимпиаде-80, на которое были направлены значительные материальные и человеческие ресурсы.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Несмотря на неудачу идеи использования открытых площадок, строители Дворца школьников постарались максимально учесть всю палитру интересов детей. Опыта проектирования подобных учреждений у архитекторов не было, и за идеями они отправились в Москву.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

В здании компактно разместились просторные кружковые помещения, зал торжеств, театральный зал, зимний сад, игротека, зал сказок, спортивный блок с плавательным бассейном и площадкой для гандбола и мини-футбола.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Помимо стандартного набора секций вроде физико-математического клуба и кружка юных натуралистов под сводами дворца разместились кружки археологии и биологии, авиа- и судомоделирования, лаборатории радиоспорта и кибернетики, фотолаборатория и шахматно-шашечный клуб.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей РК

Дворец школьников по своему архитектурному облику удачно вписался в ряд построенных ранее на той же улице зданий (Дворец Республики и гостиница «Казахстан»). Однако, по словам архитектора Толегена Абильды, задумки создавать единый ансамбль сооружений у авторов проекта не было:

– Их схожесть можно объяснить скудностью выбора строительных материалов. В то время самым популярным и практичным считался ракушечник, поэтому его использовали повсеместно. Конечно, был и некий общий стиль – советский поздний модерн с национальными элементами.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей РК

Кстати, золотистое **- - **покрытие купола Дворца школьников сделано не из анодированного алюминия, который использовался при создании золотистых пластин на соседних зданиях.

– За образец мы взяли крышу Казахского цирка. Там использовались металлические пластины с двоякой кривизной, которые выполняли не только декоративную, но и водозащитную функцию. Позже выяснилось, что для изготовления одной только матрицы таких пластин нужно два месяца. Мы были ограничены во времени, и поэтому пришлось отказаться от этой идеи и сделать обычные пластины из черного металла, выкрашенные золотистой автомобильной краской. Дешевое и практичное решение, но до сих пор смотрится прилично, – вспоминает Толеген Сыздыкулович.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

В условиях ограниченности материалов строителям удалось создать изящный интерьер. Из латунных и медных трубок на военном заводе «Гидромаш» по оригинальным чертежам были изготовлены замысловатой формы люстры, украсившие залы Дворца школьников. Самая грандиозная из них – семитонная люстра в зале торжеств.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Из-за необычной сужающейся формы помещений Дворца школьников авторам проекта приходилось прибегать к нестандартным решениям. Об этом нам поведал главный конструктор АСО №3 Булат Мусургалиев.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

– Драматический зал мы оборудовали по всем правилам театрального помещения. По своему техническому оснащению на то время он превосходил Театр им. Лермонтова. Зал был рассчитан на 790 мест. Проблема заключалась только в одном – театральные механизмы были рассчитаны на прямые помещения, в то время как наш театр из-за формы дворца был асимметричным. Пришлось проектировать сцену отдельно от зрительного зала, подгоняя ее под стандарты прямоугольной коробки. Все расчеты мы проводили вручную на бумаге с помощью математических функций. Удивительно, как в таких условиях нам удалось рассчитать все с минимальной погрешностью, – рассказывает главный конструктор.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

– Еще одна интересная история произошла, когда мы проектировали обсерваторию. Из республиканского бюджета были выделены деньги на закупку новейшего телескопа Zeiss. Мы должны были понять, как обеспечить наилучшие условия для его работы. Для этого мы приехали в Алматинскую обсерваторию. Ученые сказали нам, что, для того чтобы уменьшить неточности и отклонения, телескоп должен быть установлен на независимом от здания фундаменте. Учитывая, что он должен был размещаться на башне, выполнить это условие было проблематично. Мы поразмыслили и решили, что для использования в учебных целях идеальная точность не нужна. Потом ученые стали предлагать нам обменять этот Zeiss на тот, что был у них, потому что современная оптика школьникам без надобности, и я даже не знаю, какой из телескопов в результате остался в башне Дворца школьников, – продолжает Булат Мусургалиев.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

На строительной площадке.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Строительство Дворца школьников завершилось в 1983 году. На церемонии торжественного открытия присутствовало руководство республики.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей РК

С тех пор это учреждение на несколько десятилетий стало главным центром детского досуга в стране.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

В настоящее время во Дворце школьников функционирует 80 кружков спортивного, научно-технического, декоративно-прикладного и художественного направления. Летом этого года он был закрыт на капитальный ремонт до сентября 2015 года. Все секции, кружки и клубы были временно переведены в школы и другие образовательные учреждения города.

Мы хотели получить комментарии о ходе ремонта от руководства дворца, но после недельного молчания нас направили в вышестоящие органы образования. Но и там никаких подробностей о ремонтных работах, к сожалению, выяснить не удалось.

Каким должен был быть алматинский Дворец школьников

– Если народ чтит свои корни, то он достоин чести. Такие сооружения, как Дворец школьников, являются уникальным достоянием нашей культуры и истории, и их ни в коем случае нельзя изменять. Современная архитектура зачастую какая-то китчевая. Надо сказать, легкомысленно относятся к памятникам истории не только у нас, в США, например, тоже сносят здания, построенные отцом постмодернизма Майклом Грейвсом. Надеюсь, наши здания не постигнет та же судьба, – заключает Толеген Сыздыкулович.

P.S Большая благодарность за помощь в подготовке материала проектному институту "Алматыгипрогор-1", архитектору Толегену Абильде, конструктору Булату Мусаргалиеву а также Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей РК предоставевшему фотоматериал

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000