HISTORY Вера Ляховская 1 октября, 2014 10:51

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

«Свадьба Фигаро» в кроссовках
В 1966 году при Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы по приказу ректора Куддуса Кужамьярова открылась оперная студия. Ее история тесно связана с развитием оперного искусства в Казахстане. На протяжении 22 лет в студии работала концертмейстер Евгения Петровская, которая предоставила Vox Populi фотографии из личного архива.
«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Оперная студия была полноценным театром с солистами, статистами, хором, оркестром, гримерами, костюмерами, реквизиторами и пошивочным цехом. Театр выпускал два-три новых спектакля в год. Зал располагался на месте современного Большого органного зала. На декорации и костюмы не скупились. Это можно заметить по фото из постановки оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», повествующей о временах Ивана Грозного.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

У истоков основания студии стояли Курманбек Джандарбеков и Евгений Павлов – знаменитые оперные певцы, преподаватели дисциплин оперного класса и актерского мастерства.

В последующие годы в студии работали многие талантливые дирижеры, среди них Толепберген Абдрашев, Валериан Каретников, Валерий Руттер, Марат Сиязов, Арнольд Шпизман. Свои первые профессиональные шаги на сцене оперной студии делали народные артисты РК Марат Мусабаев, Нариман Каражигитов, Гафиз Есимов, Нуржамал Усенбаева, Алибек Днишев, Лаки Кесоглу, Хорлан Калиламбекова и многие другие. Хор долгие годы возглавляла Паиза Негманова.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

На фото: народный артист РК Байгали Досымжанов.

В 1975 году он возглавил кафедру оперной подготовки. Ведущий педагог студии. Со студентами работал над операми казахских композиторов.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

На фото: Евгений Павлов в роли коварного лекаря Бомелия из «Царской невесты».

Большую роль в развитии оперной студии сыграл заслуженный работник культуры РК Евгений Павлов. Выпускник оперно-драматической студии Станиславского, ученик великого реформатора театра, в Алматинской консерватории он работал с 1960 года. Во время занятий Евгений Павлович редко выходил на сцену и показывал, что должен делать студент. Он будил его воображение, заставлял его думать, самого искать ключ к роли.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

На фото: Нуржамал Усенбаева, народная артистка РК (вторая справа) в роли Марфы («Царская невеста»).

Певица поделилась с Vox Populi воспоминаниями о годах учебы:

– Мы буквально вприпрыжку бежали на оперный класс. Байгали Досымжанов и Евгений Павлов – Учителя с большой буквы, с огромным опытом и любовью к студентам – раскрыли нам многие секреты мастерства. Многих партий, которые я разучивала тогда, сейчас нет в моем репертуаре, но я помню, как их создавала.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

– Педагоги учили нас сценической географии, сценическому движению, учили веселиться, грустить, любить, умирать. Мне актерски раскрываться было очень трудно. Дома меня наставляли, что надо быть сдержанной, спокойной, не проявлять эмоций на людях, а тут все наоборот! «Боже, как же я с ним целоваться буду? Как же мне умирать?» – думала я поначалу, но профессия заставила меня раскрепоститься, – продолжает Нуржамал Усенбаева.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Поставленная Евгением Павловым «Золушка» Спадавеккиа шла много лет из сезона в сезон. Она даже получила диплом ЦК ЛКСМ Казахстана – громкую по тем временам награду. Ее постоянно разучивали все новые и новые студенты. Один из исполнителей партии Принца, Александр Гладков, на каждую репетицию и спектакль не жалел средств и покупал живую красную розу для Золушки. Только она не доживала до вручения законной обладательнице. Цветок то вешал голову еще по дороге в театр, то в гримерной его кто-то неосторожно брал понюхать, то сам Принц недостаточно нежно хватал несчастную розу, кололся, ронял ее... Факт остается фактом: в подобающем виде Золушка цветов не получила ни разу.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

С 1986 года кафедрой оперной подготовки руководил заслуженный деятель искусств Казахской ССР и Башкирской АССР Валерий Дмитриевич Руттер. С его приходом заметно оживилась творческая атмосфера в оперной студии. Валерий Дмитриевич являлся обладателем огромной библиотеки и очень любил собак, особенно сенбернаров. Его роскошный пес такой породы даже снимался в фильме «Отель «У погибшего альпиниста» по повести братьев Стругацких. Съемки проходили в 1979 году в урочище Туюк-Су, немного выше по ущелью от горнолыжного курорта Шымбулак.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Студенты очень любили оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Так же, как и «Золушку», ее ставили постоянно.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Август Амонов, тенор, ныне солист Мариинского театра, гастролирующий по всему миру, специально для Vox Populi рассказал байку:

– Мы выпускали в студии оперу «Свадьба Фигаро». На генеральную репетицию нам принесли костюмы, а вот подходящей обуви ни для меня, ни для моего друга Андрея Данилова не нашлось. Ничего не поделаешь, пришлось нам выйти на сцену в костюмах XVI века и... зимних кроссовках. На сцене и в зале была истерика. Обувь на премьеру потом для нас все-таки подобрали в Театре оперы и балета имени Абая.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Амантай Ибраев, заслуженный деятель РК, директор Карагандинского театра музыкальной комедии. Один из лучших выпускников оперной студии, исполнял главные баритоновые партии во многих спектаклях. Возглавив карагандинский театр, петь не перестал. Самый популярный заголовок в статьях об Ибраеве звучит так: «Ария директора».

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Педагогам оперной студии он запомнился еще и тем, что рисовал карикатуры.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Например, вот такие. Особенно доставалось расписанию уроков. В тетради, где его фиксировали, было много свободного места, и студенту Ибраеву ничто не мешало проявлять фантазию.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Заслуженный деятель РК Джамиля Баспакова в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро»). Уже тогда было ясно, что по части сценического обаяния этой артистке будет мало равных.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Эта опера Жоржа Бизе постоянно шла на сцене оперной студии. В спектакле есть роль жреца Нурабада – одного из самых ярких представителей оперных злодеев. Артисты, исполняющие эту партию, как правило, были высокими, а еще им делали устрашающий грим. Поэтому дети работников оперной студии, частенько свободно бегающие по всему театру, больше всего на свете боялись даже не Бабая или Крумбумбеса, а именно жреца Нурабада.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

Елена Келесиди, оставившая автограф на этой афише, позднее так прославилась, что пела на сцене лондонского «Ковент-Гарден» – одного из топовых театров мира. Да еще и партию Виолетты из оперы Верди «Травиата» – самую конкурентную среди обладательниц лирико-колоратурного сопрано.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

В оперной студии ставили и оперетты, например «Корневильские колокола» Планкетта.

На фото: студенты после спектакля. В центре в роли Жермен Халида Абулханова, ныне ведущий педагог по вокалу Алматинского музыкального колледжа имени Чайковского.

«Свадьба Фигаро» в кроссовках

На фото: солисты и концертмейстер Евгения Петровская после спектакля «Сельская честь».

За 30-летний период работы оперная студия выпустила более 200 оперных певцов. После ее закрытия в 1996 году деятельность оперного класса теперь уже в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы не прекращается ни на минуту. Правда, уже не в таких масштабах, без оркестра, хора и декораций.

Поделись
Вера Ляховская
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000