HISTORY Константин Козлов 4 сентября, 2014 12:55

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»
Наверняка многие помнят, что раньше ежегодно в конце июля – начале августа проходил конкурс «Азия дауысы». Лет 20 назад это было настоящим событием. Никогда больше в Алматы не было столь продолжительного по времени и демократичного по содержанию музыкального фестиваля. Просуществовав 15 лет, он как-то тихо и незаметно исчез. Мы представляем вашему вниманию рассказ о том, как зарождался, вставал на ноги, цвел и замер на своем пике самый знаменитый казахстанский поп-фестиваль 90-х.
«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

В этом году «Азия дауысы» может смело отмечать четвертьвековой юбилей. Хотя знатоки могут нас поправить, мол, первый фестиваль состоялся лишь в 1990 году. Тем не менее именно в 1989-м прошел пролог к фестивалю. Рассказывает отец-основатель фестиваля Мурат Иргалиев:

– Идея «Азия дауысы» витала давно. Не забывайте, в 1989 году мы провели многожанровый фестиваль «Алтын Алма», в рамках которого прошел концерт «Голос Азии». Что такое вообще конец 80-х? Это пик перестройки, рост самосознания. К тому времени уже возникла необходимость создать в Казахстане свой независимый брендовый, имиджевый фестиваль, поэтому его быстро все поддержали. Кстати, постановление о проведении той самой «Алтын Алмы» подписывал Нурсултан Абишевич Назарбаев еще в должности председателя Совета министров КазССР!

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Маша Распутина

В те годы у казахстанского зрителя был не такой богатый выбор в музыкальном теледосуге. Конечно, перестройка повлияла на советский эфир, но фестивали по-прежнему были консервативны. На советском ТВ не было Евровидения, «Грэмми», MTV. Советский зритель по-прежнему смотрел конкурс «Золотой Орфей» из болгарской Варны, польский фестиваль в Сопоте, итальянский Сан-Ремо. И когда создателям «Голоса Азии» Мурату Иргалиеву и Александру Пономареву предложили поездить по этим фестивалям и понабраться опыта, они решили пойти своим путем.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

– Во-первых, у нас просто не было времени разъезжать по фестивалям, а потом мы решили сами создать свою неповторимую драматургию, технологию и атмосферу фестиваля. Мы не хотели никого копировать. Например, жеребьевка. На всех фестивалях она проходила довольно скучно, и только мы изобретали новые способы. Так, впервые придумали снимать талисманы с деревьев в виде плодов или листьев. Потом у нас всегда были подарки и сувениры – наши знаменитые войлочные верблюжата. Они были изготовлены как официальные талисманы фестиваля, а теперь их выпускают сотни сувенирных цехов. А также обязательно – чествование наших звезд: «Дос-Мукасана», Ермека Серкебаева, Розы Баглановой, Бибигуль Тулегеновой и многих других. Со временем появился фестиваль детского творчества и даже фестиваль цветов! Более того, мы первыми стали проводить конкурс казахстанской песни. По сути, полноценного конкурса песни с тех пор не проводится.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

– Да и со спонсорской помощью, как оказалось, все было не так сложно, как может показаться сейчас. Тогда молодая и дерзкая поросль кооператоров и новых бизнесменов жаждала вкладывать деньги в «Азия дауысы» – фестиваль быстро раскручивался. Такой повод для рекламы! Причем реклама была очень действенной – огромные баннеры облепляли всю сцену, были видны даже с самых дальних трибун и закоулков катка. Не говоря уже о телетрансляциях, которые смотрела вся страна. Плюс к этому в то время спонсорские отношения никак не регламентировались. А со временем, когда стали приниматься новые законы, у фирм стало возникать больше преград, а следовательно, больше проблем и меньше желания вкладываться в фестиваль. Но это случится уже потом. А в начале 90-х найти спонсора было очень легко.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Иванушки International

– Представьте себе, чего стоит организовать конкурс на Медеу! Это тысячи рабочих, охранников, система доставки артистов и гостей, гримеры, питание и т.д. Да и трибуны совершенно не были приспособлены для проведения концертных мероприятий. Нам приходилось переоборудовать раздевалки под гримерки, продумывать доставку людей к сцене, чтобы никто нигде не потерялся, а для этого нужна была система беспроводной и проводной радиосвязи, – рассказывает Мурат Иргалиев. – Все это мы разрабатывали еще до самого первого фестиваля. Самые интересные и были первые фестивали, когда мы все это делали своими руками. Условно говоря, года до 2000-го.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Макпал Жунусова

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Примечательно, что фестиваль почти за все время своего существования не получал дотаций из городского бюджета. Хотя городские власти делали все для успеха мероприятия. Бюджет фестиваля Мурат Иргалиев до сих пор держит в секрете:

– Когда-то я решил пошутить, за что поплатился. Журналисты одной популярной газеты спросили у меня, сколько стоит само проведение фестиваля, а у нас в тот год как раз был еще и фестиваль фейерверков, и я сказал: «Трудно сказать. Одни только фейерверки чего стоят. Бабах – миллион, бабах – миллион». На следующий день на первой полосе выходит моя фотография с заголовком «Бабах – миллион». И все подумали, что это деньги налогоплательщиков – «бабах». На следующий день у меня был серьезный разговор в акимате. Никто ведь не знал, как все эти деньги привлекались. Многим фирмам мы просто рекомендовали привезти какую-нибудь звезду или расплатиться услугами. Например, очень много спонсорских средств уходило на сооружение сцены. А сцена наша – это уникальная конструкция, которая строилась месяцами перед фестивалем. Все сваривалось, настилалось, монтировалось. Сейчас сцены изготавливаются просто – жерди накрываются оракалом, и все. Надо сказать, спонсоры с большим желанием первые годы шли нам навстречу. Как никак, менталитет был у нас другой, советский, да и люди еще были нежадные. Всем хотелось хоть как-то вложиться в большое дело. Но потом времена изменились…

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Тото Кутуньо

Мурат Иргалиев уверен, что «Азия дауысы» был успешным во многом и из-за сложного времени 90-х годов, когда он переживал свой расцвет. В тяжелые годы, когда большинство населения занималось выживанием, праздник музыки посередине лета был настоящей отдушиной. Тем более за сравнительно сходную цену к самым свежим новинкам мировой поп-музыки мог приобщиться любой желающий. Со временем, когда жизнь стала и легче, и богаче, некогда фееричный фестиваль стал тускнеть.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Толкын Забирова

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Любопытно, но с тех пор крайне редко в наш город приезжают западные звезды первой величины и выступают перед простыми смертными. Хотя сейчас ничего не стоит высвистнуть на корпоратив и Бритни Спирс, и Дженнифер Лопес, и Элтона Джона – как говорится, были бы деньги. Но во многом дорогу на эти корпоративы протоптали именно те, кто в 90-х побывал на «Азия дауысы» и разнес по Европе и Америке, что есть такая страна Казахстан и что там можно зарабатывать очень хорошие деньги.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Самый первый фестиваль был освящен по традиции главных религиозных конфессий Казахстана.

Фестиваль пользовался большой популярностью на постсоветском пространстве, в Восточной Европе и особенно в Юго-Восточной Азии. Однажды, когда конкурс выиграла филиппинская певица Женева Круз, после своей победы ее приняла сама президент Филиппин. Вот еще несколько интересных статистических данных. За 14 лет на «Азия дауысы» выступили исполнители более 100 стран мира со всех континентов. Трудно сосчитать, на скольких языках пели здесь артисты! Были и очень древние языки и наречия, как, например, ладино – язык испанских евреев, или язык австралийского племени мэлпа. Казахстанцы 11 раз удостаивались звания лауреатов фестиваля, и только один раз, в 1996 году, Гран-при фестиваля остался на родине «Азия дауысы».

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Андрей Губин

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Любопытно, что 1990-й – единственный год, когда фестиваль «Азия Дауысы» провели всухую. Все остальные фестивали непременно окроплялись небесной влагой. Это даже стали называть «старой доброй традицией». Следы этой старой доброй традиции идут из 80-х. Тогда Мурат Иргалиев, организовывая большой опен-эйр, запросил справку в Казгидромете, и ему сказали, что самый сухой период в Алма-Ате выпадает на конец июля – начало августа. Но в 90-х климат сильно поменялся, а фестиваль навсегда стал прочно ассоциироваться с дождями. Иногда, впрочем, дождями дело не ограничивалось. Нередко они переходили в сели, и конкурс «Азия дауысы» приходилось эвакуировать. В 2003 году – во Дворец Республики, в 1999-м – на Центральный стадион, а в 1997-м – в парк им. Горького!

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

София Ротару

Самая длинная автомобильная пробка в Алматы образовалась по причине фестиваля «Азия Дауысы». Приезд британской группы East-17 образовал затор длиной почти 10 км. Кстати, сами музыканты East-17 тоже попали в нее.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Самый объемный райдер за всю историю фестиваля прислала Патрисия Каас. Для приезда звезды организаторы должны были выполнить требования, указанные на 60(!) страницах.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Самое большое количество зрителей было в 1995 году. Концерт семейства Пугачевых – Аллы, Филиппа, Кристины и Владимира Преснякова-младшего – собрал на стадионе более 18 тысяч зрителей. Мало кто знает, что этот концерт был, по сути, примирением Аллы Пугачевой с Алма-Атой. Она не выступала здесь с начала 80-х, когда навела шороху на одной пресс-конференции, разорвав газету «Вечерняя Алма-Ата» и прикрикнув на присутствующую на ее концерте партийную элиту республики: «Что вы тут расселись, как у себя в Политбюро!». А Мурату Иргалиеву руководство Казахского ТВ устроило нагоняй за то, что он снял фильм про скандальную диву и в одном из своих интервью спросил: «А вам не кажется это мистикой: Алла – Алатау – Алма-Ата?». Один из теленачальников укорил Иргалиева: «Вы бы еще Аллаха сюда приплели!». К 1995 году в Алма-Ате побывали все представители звездного семейства, кроме самой Примадонны. И изначально был план сделать только ее концерт, но Илья Резник подал идею приехать в Алма-Ату всей семьей, что и произошло.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Группа «Любэ»

Самые длительные пресс-конференции за историю фестиваля дали певцы Лу Бега, Питер Андре и рэпер Кулио. Самый большой оркестр приехал на «Азия дауысы» вместе с Тото Кутуньо. Самые зажигательные танцы – с ныне подзабытой группой «Беллини». Самое большее количество напитков было заказано группой «Любэ».

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Самые капризные звезды – группа Nomercy. В их райдере было написано: «Внимание! Мы не принимаем никаких других микрофонов, кроме Shure» EC-4! «Вызывающая дождь» – Ирина Понаровская. «Прекращающая дождь» – Макпал Жунусова.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Анжелика Варум

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Самый «мокрый» артист на фестивале – Валерий Леонтьев, который 40(!) минут пел под сильным ливнем. Самое большое количество зеленого чая было заказано ансамблем «Ялла». Самая большая делегация приехала вместе с Витасом. Самая индийская звезда –Митхун Чакраборти. Ну и, конечно, просто самая-самая – Алла Пугачева.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Отдельно стоит рассказать о символе фестиваля – солнце.

– Руководство города и лично тогдашний председатель горисполкома Заманбек Нуркадилов не хотел его утверждать. Тогда тенгрианство было не в моде, по сути, про него вообще никто ничего не знал, и «языческий» символ категорически не хотели принимать. Власти до последнего проталкивали в качестве символа фестиваля шанырак. Но надо отдать должное председателю горисполкома, несмотря на его жесткий характер, он поверил мне, и солнце в конце концов победило. Как-то уже в конце девяностых мы с гостями фестиваля поехали в Тамгалы на экскурсию. Кроме нас там была еще группа детей. Завидев наскальный рисунок солнцеподобного божества, кто-то из них крикнул: «Смотрите, тут «Азия дауысы»!». И тогда я понял, что сделал правильный выбор, – рассказывает Мурат Иргалиев.

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Линда

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Ирина Аллегрова

«Азия дауысы»: как гремел «Голос Азии»

Почему закрылся фестиваль? Как всегда, на тот период сошлось очень много причин.

– Я чувствовал, что рано или поздно с фестивалем «Азия дауысы» нам придется попрощаться. К середине нулевых ситуация сильно изменилась. Если вначале это было окно в мир западной музыки, то к середине нулевых у казахстанцев были десятки спутниковых каналов, жизнь стала богаче, выбор – намного шире. И «Азия дауысы» стала потихоньку теряться в потоке музыкальной информации. Сказывалась общая усталость, артисты и сценарные ходы стали повторяться. Потом хлопот добавила ситуация на строительном рынке – в середине нулевых там начались волнения, потом грянул кризис. Мы решили передохнуть, сделав в 2005-м концерт «Лучшее из «Азия дауысы». Переживали, конечно, а потом как-то поняли, что проводить дальше его в общем-то и не нужно. Фестиваль выполнил свою историческую миссию – он рассказал миру об Алма-Ате, утешил горожан в трудные годы, открыл железный занавес. Возрождать его сейчас, думаю, не имеет смысла. Лучше пусть он останется красивой страницей истории нашего города, – говорит Мурат Иргалиев.

В материале использованы фото, предоставленные Муратом Иргалиевым.

Поделись
Константин Козлов
Константин Козлов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000