Черно-белые 80-е


По специальности Владимир инженер-гидролог, работал в Институте географии, а свободное время посвящал своему хобби – фотографии. В командировках Владимир не расставался с фотоаппаратом. В 1989 году он участвовал в выставке «150 лет фотографии», проходившей в Манеже (Москва), где получил диплом «За выдающийся вклад в развитие фотографии» от Союза журналистов СССР и Госкомитета по печати.
– Я снимал все, что мне было интересно. Для меня в фотографии не существует отдельных жанров. Все это одно целое – искусство. Еще будучи студентом, я приехал на практику в Новосибирск. Считал, что являюсь очень крутым фотографом. Но, пообщавшись с местными мэтрами, осознал, что такое фотография. Это прежде всего то, что ты делаешь для самого себя, и в ней не должно быть никакого практического смысла. Коммерческая фотография не может быть искусством. Как тогда, так и сейчас у нас есть множество людей, считающих себя фотографами. Они все снимают одно и то же: мужиков с беркутами, симпатичных девушек с грустным взглядом, осенние листочки, старческие лица. На всех выставках одинаковые работы, и никто не пытается найти свой язык в творчестве, – говорит Владимир Бабкин.

В переломное время перед Владимиром встал выбор: уйти в науку или сделать свое увлечение основной профессией. Он выбрал второе. С 1990 года он работал в журнале «Модалар», став одним из первых фэшн-фотографов нашей страны. На заре модной индустрии фотограф активно сотрудничал с журналом «Сезон», а позже решил попробовать себя в издательском бизнесе и вместе со своей супругой основал журнал «Афиша».

Помимо «Афиши» Владимир издает журнал «Хронограф» – о часах и драгоценностях. Несколько лет назад он провел большую юбилейную выставку в Музее искусств им. Кастеева. Сейчас Владимир Бабкин практически не участвует в выставках и фотоконкурсах:
– Все это своеобразный спорт и имеет мало отношения к искусству.

В середине 80-х Владимир был в гидрологической экспедиции на Балхаше. Там он сделал серию фотографий небольших поселков и городов вокруг озера. На одном из снимков он запечатлел группу отдыхающих девушек, примостившихся на небольшом камне.


Владимир снимал жителей небольшого рыбацкого поселка, находящегося недалеко от Сары-Шагана, и их размеренный быт.



Простая сельская жизнь без прикрас редко попадала в объектив фотографов того времени и еще реже появлялась в официальной печати.



Снимал Владимир и соседний Приозерск – крупный, но закрытый для посещения город, где жили семьи военных, работавших на испытательном полигоне систем противоракетной обороны.

Хотя по телевизору и твердили о том, что «В СССР секса нет!», элементы эротики присутствовали в искусстве, а жанр ню оставался одним из популярных в фотографии.
У Владимира к обнаженной натуре особое отношение:
– В ню меня интересует портрет голого человека. Для нормальной личности раздевание – это своеобразный переход психологического барьера, при котором человек внутренне раскрывается. Снимок выше, кстати, сделан там же, на Балхаше.

В 1988 году Владимир побывал на празднике в одном из совхозов Каркаралинского района Карагандинской области. На его снимках перед зрителем предстает странное, но в то же время органичное сочетание национальных традиций и символов советской эпохи.
– Все было очень похоже на Наурыз, но это точно был не он – праздник проходил в июне.


Под определенным углом празднество ничем не отличается от подобных событий, проходивших по всей стране.


Но национальные костюмы, байга, качели-алтыбакан делают его по-своему самобытным и уникальным.

– Этот мужчина красил фигуру барана. Не знаю, для чего она была нужна, – вспоминает Владимир.

Зайдя в гости к одной из своих моделей, фотограф запечатлел колоритный быт студенческой общаги.

Это общежитие Театрально-художественного института, недалеко от Никольского базара.



Никакие погодные эксцессы не могли помешать проведению первомайской демонстрации. Даже внезапно выпавший снег не помешал трудящимся пройти традиционным маршем по площади Брежнева.

– Этот снимок я сделал случайно, когда ждал автобус на остановке на ул. Кирова (Богенбай батыра) – Зенкова.

Весновка (Есентай) тогда и сейчас – одно из любимых мест купания у детей, живущих в соседних домах.

В жаркие летние дни дети купались в живописных фонтанах города.

Культ спорта, активно пропагандируемый в то время, был одной из популярных тем у фотографов. В кадр попадали достижения, победы и рекорды, но Владимир во время чемпионата республики по легкой атлетике старался делать акцент на общую атмосферу.

– Этот старичок многие годы был рабочим на стадионе, но поговаривали, что в молодости он был полицаем и отсидел за это приличный срок, – вспоминает фотограф.

– В те годы в Парке им. Горького находился единственный в городе велотрек. Сейчас на его месте стоит оголенная бетонная конструкция.

Вместо рекламных баннеров на стенах административных зданий висели портреты членов Политбюро. Благодаря маленькой девочке на переднем плане здание Министерства сельского хозяйства КазССР смотрится огромной, величественной и давящей конструкцией.
– Снимок сделан в 1987-м. Тут еще можно увидеть следы разрушения после декабрьских событий 1986 года, так как на площади еще не успели сделать ремонт, – замечает Владимир.

Еще один часто встречающийся элемент городского пейзажа – портреты Ленина. Один из самых больших висел на фасаде одноименного Дворца культуры (Дворец Республики).

Этот снимок сделан в Парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев 9 Мая.

Необычную панораму города Владимир снял со стороны кладбища на Ремизовке.

Среди фотографий того времени редко встретишь действительно живые кадры школьной жизни. Этот снимок – исключение.

– Спустя десятилетия, оценивая сейчас то время, могу сказать, что жизнь была неплохой. У людей была стабильность, работа, зарплата, которой хватало на основные нужды. Кроме того, оставалось много свободного времени, которое тратили на самореализацию. Для меня одним из способов выразить себя была фотография. Были все условия для этого увлечения: бесплатные фотоклубы и кружки, множество тематической литературы и журналов. Да и энтузиазма тогда у людей было больше. Помню, как, снимая на пленочные «Зениты» и ФЭДы, я оборудовал фотолабораторию прямо на балконе, завесив его шторами, – говорит Владимир Бабкин.