HISTORY Святослав Антонов 28 августа, 2014 11:34

Черно-белые 80-е

Черно-белые 80-е
Известный алматинский фотограф Владимир Бабкин с начала 80-х годов снимал своих соотечественников. На его фотографиях перед нами предстает другой Казахстан советского периода, без бодрого налета официоза того времени. Наполненные жизнью, словно сошедшие со страниц журнала Life, фотографии правдиво демонстрируют нам обычный быт людей с их проблемами, горестями и радостями, победами и поражениями.
Черно-белые 80-е

По специальности Владимир инженер-гидролог, работал в Институте географии, а свободное время посвящал своему хобби – фотографии. В командировках Владимир не расставался с фотоаппаратом. В 1989 году он участвовал в выставке «150 лет фотографии», проходившей в Манеже (Москва), где получил диплом «За выдающийся вклад в развитие фотографии» от Союза журналистов СССР и Госкомитета по печати.

– Я снимал все, что мне было интересно. Для меня в фотографии не существует отдельных жанров. Все это одно целое – искусство. Еще будучи студентом, я приехал на практику в Новосибирск. Считал, что являюсь очень крутым фотографом. Но, пообщавшись с местными мэтрами, осознал, что такое фотография. Это прежде всего то, что ты делаешь для самого себя, и в ней не должно быть никакого практического смысла. Коммерческая фотография не может быть искусством. Как тогда, так и сейчас у нас есть множество людей, считающих себя фотографами. Они все снимают одно и то же: мужиков с беркутами, симпатичных девушек с грустным взглядом, осенние листочки, старческие лица. На всех выставках одинаковые работы, и никто не пытается найти свой язык в творчестве, – говорит Владимир Бабкин.

Черно-белые 80-е

В переломное время перед Владимиром встал выбор: уйти в науку или сделать свое увлечение основной профессией. Он выбрал второе. С 1990 года он работал в журнале «Модалар», став одним из первых фэшн-фотографов нашей страны. На заре модной индустрии фотограф активно сотрудничал с журналом «Сезон», а позже решил попробовать себя в издательском бизнесе и вместе со своей супругой основал журнал «Афиша».

Черно-белые 80-е

Помимо «Афиши» Владимир издает журнал «Хронограф» – о часах и драгоценностях. Несколько лет назад он провел большую юбилейную выставку в Музее искусств им. Кастеева. Сейчас Владимир Бабкин практически не участвует в выставках и фотоконкурсах:

– Все это своеобразный спорт и имеет мало отношения к искусству.

Черно-белые 80-е

В середине 80-х Владимир был в гидрологической экспедиции на Балхаше. Там он сделал серию фотографий небольших поселков и городов вокруг озера. На одном из снимков он запечатлел группу отдыхающих девушек, примостившихся на небольшом камне.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Владимир снимал жителей небольшого рыбацкого поселка, находящегося недалеко от Сары-Шагана, и их размеренный быт.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Простая сельская жизнь без прикрас редко попадала в объектив фотографов того времени и еще реже появлялась в официальной печати.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Снимал Владимир и соседний Приозерск – крупный, но закрытый для посещения город, где жили семьи военных, работавших на испытательном полигоне систем противоракетной обороны.

Черно-белые 80-е

Хотя по телевизору и твердили о том, что «В СССР секса нет!», элементы эротики присутствовали в искусстве, а жанр ню оставался одним из популярных в фотографии.

У Владимира к обнаженной натуре особое отношение:

– В ню меня интересует портрет голого человека. Для нормальной личности раздевание – это своеобразный переход психологического барьера, при котором человек внутренне раскрывается. Снимок выше, кстати, сделан там же, на Балхаше.

Черно-белые 80-е

В 1988 году Владимир побывал на празднике в одном из совхозов Каркаралинского района Карагандинской области. На его снимках перед зрителем предстает странное, но в то же время органичное сочетание национальных традиций и символов советской эпохи.

– Все было очень похоже на Наурыз, но это точно был не он – праздник проходил в июне.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Под определенным углом празднество ничем не отличается от подобных событий, проходивших по всей стране.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Но национальные костюмы, байга, качели-алтыбакан делают его по-своему самобытным и уникальным.

Черно-белые 80-е

– Этот мужчина красил фигуру барана. Не знаю, для чего она была нужна, – вспоминает Владимир.

Черно-белые 80-е

Зайдя в гости к одной из своих моделей, фотограф запечатлел колоритный быт студенческой общаги.

Черно-белые 80-е

Это общежитие Театрально-художественного института, недалеко от Никольского базара.

Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е Черно-белые 80-е

Никакие погодные эксцессы не могли помешать проведению первомайской демонстрации. Даже внезапно выпавший снег не помешал трудящимся пройти традиционным маршем по площади Брежнева.

Черно-белые 80-е

– Этот снимок я сделал случайно, когда ждал автобус на остановке на ул. Кирова (Богенбай батыра) – Зенкова.

Черно-белые 80-е

Весновка (Есентай) тогда и сейчас – одно из любимых мест купания у детей, живущих в соседних домах.

Черно-белые 80-е

В жаркие летние дни дети купались в живописных фонтанах города.

Черно-белые 80-е

Культ спорта, активно пропагандируемый в то время, был одной из популярных тем у фотографов. В кадр попадали достижения, победы и рекорды, но Владимир во время чемпионата республики по легкой атлетике старался делать акцент на общую атмосферу.

Черно-белые 80-е

– Этот старичок многие годы был рабочим на стадионе, но поговаривали, что в молодости он был полицаем и отсидел за это приличный срок, – вспоминает фотограф.

Черно-белые 80-е

– В те годы в Парке им. Горького находился единственный в городе велотрек. Сейчас на его месте стоит оголенная бетонная конструкция.

Черно-белые 80-е

Вместо рекламных баннеров на стенах административных зданий висели портреты членов Политбюро. Благодаря маленькой девочке на переднем плане здание Министерства сельского хозяйства КазССР смотрится огромной, величественной и давящей конструкцией.

– Снимок сделан в 1987-м. Тут еще можно увидеть следы разрушения после декабрьских событий 1986 года, так как на площади еще не успели сделать ремонт, – замечает Владимир.

Черно-белые 80-е

Еще один часто встречающийся элемент городского пейзажа – портреты Ленина. Один из самых больших висел на фасаде одноименного Дворца культуры (Дворец Республики).

Черно-белые 80-е

Этот снимок сделан в Парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев 9 Мая.

Черно-белые 80-е

Необычную панораму города Владимир снял со стороны кладбища на Ремизовке.

Черно-белые 80-е

Среди фотографий того времени редко встретишь действительно живые кадры школьной жизни. Этот снимок – исключение.

Черно-белые 80-е

– Спустя десятилетия, оценивая сейчас то время, могу сказать, что жизнь была неплохой. У людей была стабильность, работа, зарплата, которой хватало на основные нужды. Кроме того, оставалось много свободного времени, которое тратили на самореализацию. Для меня одним из способов выразить себя была фотография. Были все условия для этого увлечения: бесплатные фотоклубы и кружки, множество тематической литературы и журналов. Да и энтузиазма тогда у людей было больше. Помню, как, снимая на пленочные «Зениты» и ФЭДы, я оборудовал фотолабораторию прямо на балконе, завесив его шторами, – говорит Владимир Бабкин.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000