HISTORY Константин Козлов Maxim Шатров 30 января, 2014 14:23

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I
Эти лица знакомы сегодня всем, чье детство, юность и зрелость пришлись на 90-е годы. Сериал «Перекресток» начали показывать в 1996 году, завершили в 2000-м. Всего вышло 465 серий. Как-то так оказалось, что «Перекресток» стал частью нашей истории. Сейчас в столице собираются снимать «Перекресток в Астане». Мы же решили вспомнить всех, кого прославил этот сериал. Кто-то имел там свой первый успех, кто-то подтвердил старый, а кто-то после закрытия сериала почил в забвении.
Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

ВЕНЕРА НИГМАТУЛИНА, исполнительница ролей Мадины Умаровой и Заремы Смаиловой:

– Когда я получила предложение сняться в сериале, то была удивлена. Мы всегда считали сериалы падчерицей жанра, и первой мыслью, конечно, было отказаться. А потом подумала: почему бы и нет. В конце концов, это интересно, да и «нет» всегда сказать успею. Кроме того, соблазнило то, что это будут ежедневные съемки, ежедневный тренинг – для актера это же просто подарок. Но настоящий шок я испытала, когда прочла характеристику своей героини. Описание было таким: старая дева, закомплексованный синий чулок, некрасивая, живущая в панцире, боящаяся новых вещей, замкнутая улитка. Учительница музыки, скрипачка. Я когда это прочла, у меня были квадратные глаза: «Вы меня такой видите?». Сценаристы уверенно заявили: «Да!».
И тогда я им сказала: «Это ваша Мадина, а я буду делать свою Мадину, и посмотрим, что из этого получится». В результате в течение 10 серий моему синему чулку быстро сломали руку, чтобы она бросила скрипку, отправили в секцию карате. И постепенно она стала характерной героиней. Занималась рекламным бизнесом, всеми силами пыталась удержать любимого – в общем, превратилась в настоящую роковую женщину.

Советуем продолжать чтение материала под саундтрек к сериалу от группы «Овощи-Фрукты»:

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

– Работать стало так интересно, что я приезжала на съемки даже больной – не сказать реплику, так хотя бы промычать. Но самое интересное началось в 2000 году, когда сценаристы вдруг обрадовали меня. Они подошли и сказали: «Мы ввели в сюжет еще одну героиню. Она очень похожа на вас. Только моложе, глупее, веселее и коварнее». Я говорю им: «Отлично! А где же вы найдете такую актрису?». Они переглянулись и ответили: «Вообще-то это вы». Я давай отнекиваться: «А как вы себе это представляете? Там сцены идут практически встык!». Меня убеждали, что все получится. Вновь возник спортивный интерес – я искала новую речь, манеру, походку. Меня, правда, успокоили, что через две серии ее убьют. Однако на каждой новой актерской читке она все не умирала. В результате этот персонаж – Зарема – просуществовал до конца сериала. До сих пор помню, что сказала мама одного из наших режиссеров Багдада Мустафина: «Как же эта Зарема похожа на Венеру Нигматулину! Но видно же, что это другая – моложе и выглядит по-другому!». Это была высшая похвала для меня как актрисы.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

ИРИНА АЖМУХАМЕДОВА, исполнительница роли Камиллы Умаровой.

После «Перекрестка» и его постскриптума «Саранча» Ирина оказалась незаслуженно забыта отечественными режиссерами. Лишь в последние два года кино и телевидение наконец вспомнили об этой талантливой актрисе.

– На проект я попала благодаря его первому продюсеру Косте Салыкову, который вскоре после начала съемок погиб в автокатастрофе и который сегодня оказался несколько подзабытым, – вспоминает Ирина. – Оказывается, на роль уже была утверждена другая актриса, но она категорически не понравилась режиссерам. Она говорила с акцентом, но для городской казашки, модного дизайнера, нужна была чистая русская речь. Когда-то я в кино дебютировала именно в фильме Кости «Балкон». И он позвал меня на собеседование с англичанами. Они спрашивали меня, готова ли я 10 лет отдать сериалу, не выходить замуж, не рожать. Костя из-за их спин всячески показывал мне, чтобы я отвечала утвердительно. Но я сказала как есть: «Да, собираюсь замуж, собираюсь рожать». Тем не менее меня утвердили. И как я обещала, во время съемок сериала вышла замуж, снималась беременной до 8-го месяца, ушла в декрет. Вернулась из декрета и продолжила работать в сериале до конца.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

По мнению почти всех актеров «Перекрестка», уровень мастерства постановочной группы этого сериала не превзойден по сей день. Да, улучшилась техническая база, но владение технологиями надолго было утрачено и сейчас по крупицам восстанавливается. Кроме того, успех «Перекрестка» объясняется и тем, что 90% актерского состава были профессионалами. А вот после «Перекрестка» и «Саранчи» для актеров наступили не самые лучшие времена. Чтобы избежать аналогий с сериалом, многих актеров проекта долгое время не приглашали сниматься в кино. Чего греха таить, этого многие не делали еще и потому, что в сравнении с ними меркли так называемые новоиспеченные звезды. Другие же сверкнули настолько ярко, что их сериальное имя стало их вторым именем в жизни. Как это, к примеру, случилось с Газизой Абдинабиевой, которая для большинства казахстанцев навеки стала тетей Розой!

– Меня на проект взял Ермек Шинарбаев. А потом благодаря сценаристам Зауреш Ергалиевой и Лейле Ахинжановой моя героиня из эпизодической выросла до одной из главных. Ведь изначально меня взяли на два-три эпизода, – рассказывает Газиза-апай. – Сегодня с грустью вспоминаю, как все на «Перекрестке» было точно отлажено. Все снималось вовремя, ни одной задержки. Сейчас на проектах, в которых я снимаюсь, обычное дело задерживать начало съемок на час. Грустно, что потеряны технологии.

Тем не менее актриса не считает, что стала заложницей образа тети Розы:

– Может, режиссеры и вдохновляются тетей Розой, но я всех своих героинь делаю не похожими друг на друга. Я люблю свои роли в сериалах «Домашние войны» и «25-й километр», где я играла бывшего депутата Верховного Совета СССР.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

Рассказывает Бахтияр КОЖА, исполнитель роли Сапара:

– «Перекресток» был моим дебютом в кино. Я присоединился к работе над сериалом, когда он уже был популярным проектом. Сначала мой герой был честным и благородным следователем, но потом сценаристы решили развернуть его на 180 градусов. В результате получился подлец, мерзавец, классический «оборотень в погонах». Как-то со мной случился интересный случай. Я ехал в маршрутке домой. Напротив меня села бабушка с внучкой, и когда она меня увидела, то просто обалдела, стала мне делать выговоры и чуть ли не проклинать. Я сначала обернулся – думал, она это не мне. А она говорит: «На меня смотри, я с тобой разговариваю». Мне реально стало плохо. Так она еще и плюнула мне в лицо. В результате мне пришлось сойти, не доехав до места. После «Перекрестка» меня называли Сапаром, после «Саранчи» – Искандером Чингизовым. И только после российского сериала «Господа офицеры» меня уже не называли Нурали Асланбековым, а наконец выучили мое настоящее имя.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть IКак снимали сериал «Перекресток». Часть I

Себестоимость одной серии составляла около 2000 долларов. И вскоре «Перекресток» стал не просто рейтинговым, но еще и очень прибыльным проектом. Рекламу своей продукции во время рекламных пауз «Перекрестка» старались ставить все уважающие себя компании. «Перекресток» считается первым сериалом. В каком-то смысле это было действительно так – он был первым сериалом в классическом понимании этого слова. Однако мало кто помнит, что еще в далеком 1994 году на канале КТК появился сериал «Глупая история». Это был своего рода пролог к «Перекрестку».

Вспоминает Анна Герман, полная тезка великой певицы, в прошлом казахстанская, а ныне российская и итальянская актриса:

– Подобралась замечательная компания совсем неопытных в плане кино- и телепроизводства, но очень самоуверенных творческих людей. Алма-Ате всегда, по-моему, на таких везло – Бопеш Жандаев, Женя Грюнберг, Андрей Скоров, Андрей Мармонтов, Гриша Эпштейн, Сережа Энголе, Саша Субботин... Из всей компании только у Бопеша, Сережи и Гриши был опыт в кино, все остальные просто в себе не сомневались. Затеяли – и получилось. Все придумывали по ходу. Чудесное было время! А через пару месяцев съемки приехали англичане с проектом сериала на базе «Казахфильма». Приехали, в общем, на разведку, их к нам и пригласили. Помню, шок был и у тех и у других: наши ребята не понимали, зачем так много народу и куда можно потратить столько денег, а английская сторона поверить не могла, что за 500 долларов и два дня с минимальным количеством людей можно снять серию. В общем, наш опыт они перенимать не стали, а, приехав, взяли большую часть группы на обучение. С моей героиней был забавный случай: дело в том, что актеры не всегда знали авторов в лицо. И сюжет тоже был сюрпризом – такая система у англичан. Так вот, прошло уже больше полугода съемок, и мне случилось быть приглашенной на новогодний вечер встречи президента с творческой молодежью. Увидела знакомое очень милое лицо, чудесно заобщались. Через какое-то время спрашиваю, как зовут. Отвечает удивленно: «Ляля». Проходит еще сколько-то минут, забываю, опять спрашиваю, извиняясь, как зовут. А она мне отвечает: «Я твой персонаж придумала! Если ты еще раз спросишь, как меня зовут, я тебя убью!». Это была Лейла Ахинжанова! Она меня знала в лицо, а я ее – только по замечательным текстам.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

НИНА ЖМЕРЕНЕЦКАЯ, исполнительница роли Валентины Петровны Платоновой:

– На мою роль пробовались очень известные театральные актрисы и еще две женщины с улицы. И я думала, что их и возьмут, а не меня. Продюсер Коллин устроил нам своего рода пробы-собеседования. Он посадил рядом со мной Толю Креженчукова, чтобы мы как-то по типажу друг другу подходили, чтобы люди верили, что мы муж и жена. Он задавал нам много вопросов: люблю ли я детей? как с партнерами работаю? Но чем я победила? Очень многие актеры, пользуясь тем, что приехали англичане, разговаривали о деньгах: сколько, как? Актеры набивали себе цену, важничали. Но я не важничала совершенно, я сказала, что мне неважно, сколько мне будут платить, а важно попробовать сам процесс съемки телесериала. Я не умру с голоду – в конце концов, небольшая зарплата в театре у меня уже была. Думаю, я подкупила их своим бескорыстием.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

АЛЕКСЕЙ ШЕМЕС, исполнитель роли Глеба Платонова:

– Главное, что мне дал «Перекресток», – это относительно благополучное существование в 90-х годах, когда народу дико не хватало зарплаты. Плюс к этому общение с хорошими людьми и хорошими специалистами. Как я себя там чувствовал? Мне постоянно все не нравилось! Я все время искал высокое искусство и брюзжал, когда приносили сценарий: «Что вы мне тут понаписали?». Даже Баха Альпеисов во время наших импровизированных капустников все время изображал меня недовольным. Это было очень смешно! Я все искал Спилберга! Наивный человек был и не понимал, что Спилберг к тебе не приедет, пока ты сам к нему не приедешь! Как таковых кастингов на мою роль не было. По крайней мере, я о них не слышал. Главный принцип, по которому отбирали англичане, – свободен ли ты и можешь ли полностью погрузиться в «Перекресток». У них была система: если ты зашел в сериал, то уже нигде не снимаешься и занимаешься только одним проектом. Тогда я нигде не работал, был очередной период, когда я был вне театра. Я был свободен и так и сказал продюсерам. Многие мои коллеги сказали, что свободны, хотя это было не совсем так. Англичане наивные, верили на слово. Ну а когда я начал сниматься, то понял, что свободного времени у меня более чем достаточно, и устроился в театр.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

ЕВГЕНИЙ ЖУМАНОВ, исполнитель роли Шамиля Байжанова:

– Тогда мы появились с этим проектом очень вовремя. Когда не было этого кабельного и интернетного рая, нас смотрели даже те, кому не нравился этот сериал! Смотреть было просто нечего. Популярность была тотальная. Сейчас другое время: ниша мелодраматических сериалов занята – много снимают россияне, мы активно закупаем турецкие и корейские сериалы, а сами мало что производим. На «Перекрестке» же каждый был на своем месте. Потрясающая атмосфера семьи у нас была. Напрочь отсутствовала какая-то зависть или конкуренция. Кроме того, это моя первая экранная работа.

Как снимали сериал «Перекресток». Часть I

ТАНИРБЕРГЕН БЕРДОНГАРОВ, исполнитель роли Армана Сабирова:

– В то время я работал журналистом на «31 канале», собрал команду, которая ежедневно создавала программные блоки первого в Казахстане молодежного телеканала XTV. Иногда появлялся в эфире с синхронами и интервью. Мне позвонили с «Казахфильма» и предложили прийти на пробы эпизодической роли журналиста. Но на пробах режиссеры передумали и предложили одну из главных ролей – сына Тимура Сабирова. В самом начале телесериала Арман Сабиров был заявлен в нескольких сериях, но в детали меня не посвящали. Основным воспоминанием того времени была любовь зрителей телесериала. Сериал приходил в дом каждого казахстанца по пятницам и субботам в течение 4 лет. Конкурентов в казахстанском эфире у него не было. Актеры сериала стали членами каждой семьи. И где бы я ни находился по стране, всюду приглашали в дом, за дастархан, живо интересовались судьбами героев сериала.

Увы, следы некоторых актеров на сегодняшний момент нами потеряны. Рассчитываем на то, что благодарные читатели или сами пропавшие герои прольют свет на их судьбу. Речь прежде всего об Эльдаре Садыкове – исполнителе роли Балтабая, Ирине Лещенко – исполнительнице роли Маришки и Шынар Дюсенбеновой – исполнительницы роли Дариги.

Заключительную серию «Перекрестка» можно посмотреть здесь.

Продолжение следует…

Поделись
Константин Козлов
Константин Козлов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000