HISTORY Константин Козлов 21 ноября, 2013 23:07

Главный собор Алматы

Главный собор Алматы
Совместно с АТФБанком мы начинаем серию исторических репортажей о городе Алматы. Сегодня мы рассказываем о Вознесенском кафедральном соборе, который давно и по праву входит в число главных городских достопримечательностей, являясь своеобразной визитной карточкой. Разумеется, вокруг него, как и любого культового объекта, существует множество легенд, которые живы и по сей день. Сегодня мы постараемся немного приоткрыть эти тайны, а также развеять слухи, которые за многие годы почти срослись с действительностью.
Главный собор Алматы

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

26 сентября 1903 года в Пушкинском саду (сейчас он носит название Парк имени 28 героев-панфиловцев) прошла закладка храма. Строили его с 1904 по 1907 год. До сих пор вызывает множество споров авторство собора. Кто же придумал и спроектировал главный православный собор Верного? Народная молва прочно закрепила авторство за Андреем Павловичем Зенковым. Ревнители справедливости, впрочем, тут же определили ему лишь место «прораба», зачислив в архитекторы Поля (Павла Васильевича) Гурдэ. На самом деле Вознесенский собор – плод коллективного творчества. И авторами первоначального проекта являются московские архитекторы Сергей Константинович Тропаревский и Константин Аркадьевич Борисоглебский. К тому времени они уже участвовали в проектировке нескольких московских храмов и в Верный приехали на подработку.

Главный собор Алматы

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

Впрочем, Тропаревский и Борисоглебский участвовали лишь в «бумажном» этапе создания храма, ибо в 1902 году, за несколько лет до начала строительства собора, они покинули Семиречье. А вот доводить проект до ума действительно пришлось Андрею Зенкову и Полю Гурдэ. Разрисовкой храмовых стен и иконописью занимался будущий классик и основоположник изобразительного искусства в Казахстане Николай Гаврилович Хлудов.

Главный собор Алматы

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

– Строительство собора было закончено в 1906 году – как раз в тот период, когда в искусстве Российской империи правил бал модерн, – рассказывает искусствовед и педагог Ирина Дружинина. – Но модерн бывает разный. В случае с Вознесенским собором это эклектика, реконструкция старинных неклассических стилей. С одной стороны, это классический православный пятикупольный собор. Во время строительства был популярен такой вид модерна, как неорусский стиль (или, как его еще называли, «а-ля рюс» или «византийщина»). Об этом свидетельствует раскраска купола. Но если присмотреться к нему внимательнее, мы видим черты классического ампира – если убрать купола и кресты, то нам явится классическая русская усадьба начала XIX века. Ну а витражи – явный признак неоготики!

Главный собор Алматы

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

Главный собор Алматы

Андрей Зенков с супругой, 1925 год. Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

По-прежнему живучи в народе слухи про подземные ходы от храма к Архиерейскому дому (нынешнему Дому офицеров). Реставраторы, работавшие в храме в 70-х годах, все перерыли, но никаких ходов не нашли. Но самым главным среди всех слухов, конечно же, является тот, без которого, наверное, не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу. Каждый алматинец знает и гордится тем, что Вознесенский собор построен «без единого гвоздя». Этот слух не без гордости десятилетиями повторяется на все лады, хотя он является чистой воды мифом. Впрочем, этот миф родился не на пустом месте, ибо инженерные решения поражают своей гениальностью даже сегодня. Ведь то, что собор выдержал сильное, в 9–10 баллов землетрясение 1911 года, – чистейшая правда! И в этом целиком и полностью заслуга великого архитектора и инженера Андрея Павловича Зенкова. Существует история о том, как во время землетрясения Андрей Павлович Зенков первым делом побежал в парк – посмотреть, стоит ли его творение. И когда увидел, что собор устоял, радовался как ребенок.

Главный собор Алматы

Фото Каната Бейсекеева.

Рассказывает известный казахстанский архитектор Алмас Ордабаев, принимавший участие в реставрации собора:

– В 70-х годах прошлого века органами охраны памятников решено было провести реставрацию памятника архитектуры, так как прошло более полувека со времени его сооружения. Но никто не ожидал, что оно находится в аварийном состоянии. Это выяснилось в ходе обследования здания. Когда я забрался на леса и сколупнул штукатурку у входящего угла здания, меня обдал жуткий запах гниющего дерева. Годами вода с кровли собора стекала без водометов прямо по стенам. Особенно много было подтеков во входящих углах здания. Желая проверить, насколько глубоко прогнили брусья, я стал соскабливать труху, но рука моя без всяких усилий оказалась внутри собора. Я был в шоке. Достаточно было небольшого землетрясения, чтобы собор рухнул. Не дожидаясь завершения длительного процесса исследований, я ускорил конструктивные работы здания. Необходимо было в срочном порядке заменить все прогнившие брусья. Реставрация заняла у нас несколько лет, и мы очень боялись, что даже слабое землетрясение в 3–4 балла может разрушить собор. Помню, как мы искали документы, чертежи, связанные с постройкой. Давали объявления в газетах. Но, увы, архив Андрея Зенкова не сохранился. Говорили, что все его бумаги выкинула его вторая жена, с которой у архитектора были сложные отношения. В процессе реставрации мы провели обследование основания и фундамента. Знания строительных приемов антисейсмического строительства, почерпнутые из опыта среднеазиатских мастеров, нас просто поразили! Секрет надежного основания – многослойная заливка в траншеи хорошо очищенной глины. Обычно наши грунты – суглинки – при замачивании сжимаются. А заливка жидкой глины в несколько слоев – пока один не высохнет, следующий не заливается – создает глиняную подушку, которая никогда не проседает. А чтобы погашать боковые сейсмические удары, придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. Кроме того, нас восхитило то, насколько хорошо Зенков просчитал усадку здания – практически до нескольких сантиметров!

Главный собор Алматы

Фото Максима Шатрова.

Отдельно нужно сказать и о вентиляции колонн, которую продумал Андрей Павлович Зенков. Дело в том, что колонны собора сделаны из брусьев, как и все здание. Сечение колонн представляет собой своего рода трубу, по которой поднимается воздух, поступающий по подпольным продухам.

– Когда в 70-е годы мы вскрыли эти колонны, то опешили: древесина была в идеальном состоянии – ни плесени, ни жучков! – рассказывает Алмас Ордабаев. – А какая лепнина? Как оказалось, сделана она была из папье-маше, имитирующего гипс. Это значительно облегчало конструкцию здания, что было крайне важно в условиях высокой сейсмичности. Нельзя не сказать и о конструкции купола. Это своего рода имитация. Перекрытие главного помещения храма выполнено по балкам, а центральная опора купола опирается на перекрестие балок не непосредственно дерево в дерево, что было бы опасно, а с применением гибкого металлического шарнира. Чтобы усилить стеновые конструкции храма, брусья из тянь-шаньской ели пронизаны длинными нагелями.

Главный собор Алматы

Фото Максима Шатрова.

Главный собор Алматы

1947 год. Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

В целом про Вознесенский собор можно сказать, что ему довольно крупно повезло. До 1927 года он использовался по назначению. Потом в нем разместился сначала Музей истории религии и атеизма (этот период можно увидеть на фото, на входе поставили памятники Сталину и Ленину), а потом и Центральный музей. Все это спасло здание от полного запустения. Ведь музей – это далеко не самая плохая участь церкви в атеистической стране. Бывало, что в 30-е годы в храмах могли устроить и баню, и овощебазу. Центральный музей располагался здесь до 1985 года, пока не переехал в знаменитое здание с голубыми куполами на улице Фурманова. Потом здесь размещался концертно-выставочный зал. Его можно рассмотреть на фото начала 90-х годов. К тому времени еще не был восстановлен алтарь.

Главный собор Алматы

Фото принадлежит Центральному государственному архиву кино- и фотодокументов РК.

Безвозвратно потеряны старинные росписи стен внутри храма. Однако, по мнению Алмаса Ордабаева, их ценность едва ли можно считать большой:

– В начале ХХ века от древнерусской храмовой росписи в традициях Андрея Рублева, Феофана Грека уже давно отошли. Изредка попадаются интересные работы вроде фресок Врубеля в новых соборах крупных городов европейской части России. Что уж говорить о провинции! Что же до Хлудова – да, мы благодарны ему за то, что он оставил богатейший и бесценный этнографический материал из жизни казахов, что был учителем для начинающих художников, но его наследие как иконописца я бы назвал весьма скромным.

Главный собор Алматы

Фото Максима Шатрова.

Последняя реставрация проходила в храме в конце 90-х, когда он вновь был передан Русской православной церкви. Однако Алмас Ордабаев весьма скептически относится к тому, что сейчас делается там. Это и реставрацией назвать нельзя. По его мнению, инженерное наследие Зенкова при реставрации не учитывалось. А современная роспись внутри храма, мягко говоря, не выдерживает никакой критики.

Поделись
Константин Козлов
Константин Козлов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000