HISTORY Алтынай Нуржанова Акмарал Артыкова 11 июля, 2013 10:00

Рожденная в «золотом квадрате»

В 50–60-х годах центр города Алматы был сосредоточен в квадрате нынешних улиц Кунаева-Толе би-Байтурсынова-Абая. Вместе с Шакеном Аймановым, Куляш Байсеитовой, Бикен Римовой и другими звездными родителями в этом районе росли дети артистов. Рассказом о своей судьбе и воспоминаниями о детстве и ранней молодости, проведенных в окружении звездных личностей, делится дочь заслуженной оперной певицы Биби Артыковой – Акмарал Артыкова.
Рожденная в «золотом квадрате»

Акмарал Артыкова – внучатая племянница Жамбыла Жабаева, дочь известной оперной певицы Биби Артыковой и полковника Абде Артыкова, родилась в 1950 году в городе Алма-Ате. Она одна из тех, кого в то время называли «золотой молодежью».

Рожденная в «золотом квадрате»

– Мы жили в Доме артистов на углу улиц Мира и Виноградова (ныне Желтоксан – Карасай батыра), – рассказывает Акмарал.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Нашими соседями были известные личности, такие как режиссер Шакен Айманов, композитор Манарбек Ержанов, актер Камал Кармысов, композитор Гарифулла Курмангалиев, баритон Ришат Абдуллин, основатель казахского профессионального театрального искусства Калибек Куанышпаев, тенор Муслим Абдуллин, композитор Латиф Хамиди, драматург Шахмет Хусаинов вместе с женой – актрисой Бикен Римовой.

Рожденная в «золотом квадрате»

– К нам часто приходили фронтовые друзья отца – герои войны Бауыржан Момышулы и Талгат Бегельдинов. А в гостях у наших соседей были такие личности, как Мухтар Ауэзов, Габиден Мустафин, Габит Мусрепов, а также Сергей Эйзенштейн, Петр Алейников, Михаил Жаров. Кто-то из детей постарше видел самого Хаджи Мукана, одного из лучших друзей Калибека Куанышпаева.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Еще у нас был дружный двор, много детворы, почти в каждой семье было по пять-шесть детей. Это фото сделано благодаря Куанышпаеву. Дети звали его Калике-ата, уважали и боялись. Помню, как пряталась от него за маму, потому что он любил щипать меня за щеки.

Рожденная в «золотом квадрате»Рожденная в «золотом квадрате»

– Воспитываясь в среде актеров, мы копировали своих родителей. Рядом с нашим домом был деревянный домик с крылечком и небольшой площадкой, на которой дети ставили сценки, из дома выносили кто что мог: платки, марлю, а то и тюль.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Что мы только не вытворяли в детстве! Воровали арбузы на Никольском базаре: пока старшие отвлекали продавца, младшие откатывали арбузы, а затем все бежали врассыпную. Воровали яблоки с территории Дома правительства на улице Сталина (сейчас это здание Академии искусств имени Жургенова). Еще мы любили купаться в арыках по улице Мира (ныне Желтоксан) – тогда вода в них была чистейшая, а также в фонтанах около Оперного театра.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Маленькие девочки с завистью смотрели на старшеклассниц. Я на всю жизнь запомнила один момент, когда из Московской консерватории приехала дочь Гарифуллы Курмангалиева, Сауле в пышном ярко-желтом платье с желтым ободком в волосах. Для меня, 6-летней девчонки, это был предел мечтаний. Еще мне очень нравилось, когда подруга Галя Ержанова играла на своем фортепиано, а мой двоюродный брат Болат пел песню из индийского фильма «Бродяга». Вот тогда у меня зародилась мечта играть на пианино.

На фотографии в верхнем ряду: Айбике, Шакуна Курмангалиева, Сагатай Хусаинова; во втором ряду: Эрик, Акмарал Артыкова; в нижнем ряду: дочь художника Аубакира Исмаилова и племянница Азербайджана Мамбетова Ляля.

Рожденная в «золотом квадрате»

– В 1958 году возле нашего дома построили цековский дом. По сравнению с нашим он считался элитным, в нем были арки с воротами, по которым мы постоянно лазали. Там жили семьи членов ЦК, дети их были чистенькими и правильными, в отличие от них мы были оторва. Наш дом прозвали не домом артистов, а домом бандитов. Дети работников ЦК задирали нос, поэтому наши мальчишки их постоянно гоняли.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Мы также любили устраивать штабы из коробок на старых карагачах заброшенной аллеи возле здания НКВД. Такое было страшное соседство у нашего дома. Подспудно мы опасались этого здания, многие семьи стали их жертвами. Все тогда очень боялись попасть под тень НКВД, зачеркивали в альбомах людей, названных врагами народа.

Рожденная в «золотом квадрате»Рожденная в «золотом квадрате»

– В детстве мы часто были на правительственных мероприятиях, нам с братом дарили дорогие подарки. Помню, как ждала 20-е число каждого месяца, когда мама получала персональную пенсию. В этот день она обязательно покупала мне ананасовый компот, который я очень любила.

Рожденная в «золотом квадрате»Рожденная в «золотом квадрате»

– В 1961 году наша семья переехала в совминовский дом на углу улиц Калинина и Карла Маркса (ныне Кабанбай батыра – Кунаева). В этом доме тоже жили известные люди: композитор Бахытжан Байкадамов, певица и актриса Жамал Омарова, режиссер Каукен Кенжетаев, его жена Шабал Бейсекова была оперной певицей, семья артистов Курманбек и Шолпан Джандарбековы, танцовщица Шара Жиенкулова, семья художников Евгений Сидоркин и Гульфайрус Исмаилова, а также оперная певица Бибигуль Тулегенова.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Родители одевали нас лучше всех, самое лучшее в те годы привозили из Москвы. К примеру, первая олимпийка из олимпийского резерва и первые коньки появились у нас с братом. Помню, как катались на стадионе «Динамо»: центровые дети обычно катались на коньках лучше и всегда находились посередине катка, а все остальные – по краю круга. Это говорит о том, что уже тогда существовала клановость. Я училась в престижной музыкальной школе имени К. Байсеитовой по классу фортепиано, занималась фигурным катанием, плаванием, хорошо играла в настольный теннис, а еще быстро бегала, поэтому старшие всегда брали меня играть в «казаки-разбойники». Из всех детей я громче всех кричала и быстрее всех бегала.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Я рано осталась без родителей, мама умерла, когда мне было 13 лет. Я привыкла, что, когда я приходила домой, она всегда меня встречала, кормила. Как сейчас помню осень 1963 года: ноябрьским днем я забегаю домой, зову маму, а в ответ тишина... Мне стало страшно. Позже от домработницы я узнала, что маму забрали в больницу. До сих пор больно вспоминать. Папа постоянно был на работе, и хотя в доме всегда была еда, но теплоты уже не было. Через год папа женился. В 1967 году у меня родился братишка, в котором я души не чаяла.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Папа умер в 1968-м, через 4 года после смерти мамы. В больнице мачеха не пускала меня и брата к отцу и не дала с ним проститься. К нему смог пробиться только мой двоюродный брат Болат Бисопанов, от которого мы узнали, что папа для нас оставил записки в блокноте, но когда блокнот дошел до нас, многие страницы из него были выдернуты.

Рожденная в «золотом квадрате»

– После смерти родителей моя жизнь перевернулась с ног на голову. Отношение мачехи ко мне и брату резко изменилось, я была затравлена ее упреками. Еще год я продержалась на хороших отметках, но потом скатилась. Мачеха все время твердила: «Ты такая страшненькая, неинтересная и с учебой у тебя проблемы, бросай свою школу и пойдем ко мне работать на телефонную станцию». Но я всю жизнь помнила мамины слова: «Я буду тебя хорошо одевать, у тебя будет все, но ты должна учиться на отлично, чтобы никто не мог сказать, что дочь Артыковой одевается хорошо, но глупая». Именно это заставило меня закончить учебу, в те годы меня сильно поддержали учителя, директор музыкальной школы и одноклассники.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Денег дома не хватало, чтобы хорошо одеваться, я перешивала родительские вещи у маминой подруги тети Риммы. На экзамен я пошла в платье, сшитом из папиной гимнастерки. Через год после смерти отца мачеха стала выселять меня и брата из совминовской квартиры, ссылаясь на то, что мы якобы неродные его дети. Наши соседи и знакомые, которые знали наших родителей и то, что мы были долгожданными поздними детьми, помогли нам написать письмо на имя Кунаева. Наш сосед Кыдырбекулы Балгабек ага, редактор газеты «Социалистік Қазақстан», отдал это письмо в надлежащие руки. В итоге за нами оставили центровую квартиру, а мачехе выделили жилье в районе Зеленого базара. С тех пор я ее никогда не видела и очень скучала по своему сводному брату.

Рожденная в «золотом квадрате»

– В 1970 году я окончила музыкальную школу и поступила в ЖенПИ, не рискнув пойти в консерваторию. В студенчестве, чтобы заработать деньги, выкручивалась, как могла – сдавала в ломбард хрусталь и золото, давала частные уроки на фортепиано за 2 рубля в час. По окончании музыкальной школы я получила удостоверение, по которому имела право преподавать. Уже тогда у меня проявился педагогический дар. Первой моей ученицей была внучатая племянница Динмухамеда Кунаева. Это произошло  благодаря тому, что их семья знала моих родителей. И так по рекомендации я обучала детей алма-атинской элиты. 

Рожденная в «золотом квадрате»

– В те годы в ЖенПИ городских детей не брали, но в силу того, что я была круглой сиротой и пришла после профессиональной школы, меня все же зачислили на музыкальный факультет. Заведующий кафедрой музыкальных инструментов меня прослушал и предложил вступить в ансамбль «Айгуль» – мне повезло, что в тот год из группы ушла клавишница. Именно там я снова воспряла духом.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Идея создать вокально-инструментальный ансамбль «Айгуль» принадлежит Марату Балтабаеву. На это его вдохновил фильм «В джазе только девушки». Ансамбль был организован в 1968 году. Сначала мне было сложно играть в группе, потому что я привыкла к индивидуальному исполнению. Сама я могла играть сложные классические произведения, но в группе первое время не давались даже простейшие. Самая старшая участница ансамбля Галина Карамолдаева меня успокаивала. Наш ансамбль «Айгуль» в Советском Союзе был первой девичьей группой. У нас было три гитары, саксофон, домбра, ударные и клавишные. Все девочки нашего ансамбля были талантливыми, пели на разных языках, танцевали и играли на инструментах.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Я помню, когда мы были уже на взлете, меня через знакомую искал знаменитый тогда Досым Сулеев из группы «Дос-Мукасан». Оказалось, что меня разыскивали его родители, тетя Айнаш и дядя Касым, которые были друзьями моих родителей и увидели меня по телевидению.

Рожденная в «золотом квадрате»

 На фото иранская шахиня Фарах Пехлеви слушает ансамбль «Айгуль».

– У нашего ансамбля были очень хорошие записи, грамотно смонтированные. Мы исполняли прекрасную эпопею «Акбай» и первыми ввели электродомбру. В июле 1973 года были съемки нашего ансамбля на Медео. Мы жили в самом комплексе, а снимали нас на месте пяти ласточек. После съемок в воскресный день мы решили отдохнуть, спустились вниз, а в это время на Медео сошел сель.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Моя первая зарубежная поездка с ансамблем «Айгуль» была в ноябре 1971 года в Польшу, мы ехали на поезде дружбы из Алматы в Москву, оттуда до города Кракова вместе с группой «Дос-Мукасан». Для поездки тетя Римма сшила мне пальто из папиной добротной шинели. В Польше у нас был забавный случай: когда пошли завтракать в первый раз, мы увидели на столах стаканы с кипятком и рядом бумажки. Мы переглядывались друг на друга, не понимая, что это такое. Более опытные из нашей группы, кто бывал ранее за границей, объяснили, что это чай и как его следует заваривать. Так мы узнали про чайные пакетики. После завтрака наш польский организатор и переводчик Эдмонд рассказал, что до нас была группа из Западной Украины, они были вредные и капризные, поэтому, когда им подали кипяток с бумажкой, он сказал, что нужно положить бумажку в рот и выпить кипяток.

Рожденная в «золотом квадрате»

– В мае 1972 года ансамбль «Айгуль» поехал на гастроли во Францию. Для поездки я заказала портнихе вельветовые брюки с казахским орнаментом из парчи от маминого сценического костюма. В этих брюках с широким кожаным поясом, купленным в Польше, я выглядела стильно. В Визиле нас встречала французская делегация, в честь нас устроили банкет.
Фото сделано в Версальском дворце.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Во Франции я познакомилась с юношей, его звали Ив Феррафиат, ему было 18 лет, а мне – 23. Он был в составе делегации, которая нас встречала. Наша дружба с ним по переписке длилась 4 года. Все гадали, почему он заинтересовался мной, ведь по алма-атинским меркам я не была красавицей. Помню, наш ансамбль должен был ехать на молодежный фестиваль в Берлин, Ив выехал в Германию и ждал меня там, однако наша поездка сорвалась – поехала только группа «Дос-Мукасан».

Рожденная в «золотом квадрате»

– Два года спустя после знакомства он написал, что по учебе едет в Москву, и предложил встретиться там. Когда об этом узнали мои подруги из ансамбля, они организовали концерт, а вырученные деньги дали мне на поездку. Мы с его группой гуляли по Москве, ходили в кафе, достав с трудом билеты, я пригласила их в Цирк на Цветном бульваре. Где бы он ни был, отовсюду присылал мне открытки и обязательно поздравление на Новый год. Его письма всегда начинались со слов «Дорогая Мара» и заканчивались «громко тебя целую». 

Рожденная в «золотом квадрате»

Одно из писем Ива, написанное из города Гренобля в 1974 году.   

«Дорогая Мара! Я поздравляю тебя с Новым годом! Желаю счастья, здоровья, успехов во всем. Целую тебя. Прости меня, что долго не писал тебе, во Франции около месяца была забастовка на почте. Когда я был в Туре, не мог получить известия даже от родителей и друзей. Я на каникулах до 6 ноября, потом поеду в Тур на поезде. В этом году зима очень прекрасная, на вершинах гор есть снег и лед. Сегодня я катался на лыжах и на коньках в Шамруссе. Солнце блестит, это чудесно для меня, потому что в Туре каждый день шел дождь и погода была влажная, что не очень хорошо для здоровья. В Туре я много работаю, но работа очень интересная, учусь быть переводчиком, ежедневно работаю в кабине в наушниках. У меня хороший русский учитель, профессор. Мне нравится учить русский язык, с ним мы изучаем технические и экономические проблемы в Советском Союзе. Со мной в институте учатся две студентки, которые целый год провели в Москве. Теперь я думаю поехать со студентами в СССР в будущем году. На этой неделе я еду в Германию, в Штутгарте у меня есть друзья, и я хочу найти работу в промышленности, например на заводе. Я должен работать летом за границей. Вчера я получил твою открытку. Я был очень рад тому, что ты меня не забыла. Я думаю, что в будущем мы еще встретимся во Франции или в СССР. Я целую тебя очень громко. Твой друг, который никогда не забудет тебя.
Ив Феррафиат».

Рожденная в «золотом квадрате»

– Этот гребень с зеркальцем я получила от него по почте, еще он подарил мне красивую косметичку, долгое время я хранила ее, пока не подарила своей подруге. В декабре 1976 года я получила от него письмо с роскошной коробкой французского шоколада, в письме он приглашал меня в Ленинград, чтобы познакомить с мамой. Я не поехала, потому что месяц как была уже замужем.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Со своим мужем Болатом я познакомилась в июле 1976 года, а уже в октябре, на своем дне рождения, он сделал мне предложение. Мне тогда было 26 лет, а ему – 30. Для меня это было слишком поспешно, я предложила еще повстречаться, на что он ответил: «Зачем ходить, я такой, какой есть, хуже не стану, а вот лучше буду». Самое ценное, что было и есть у меня, что осталось от моих родителей, – это моя фамилия. Выходя замуж, я попросила Болата позволить мне оставить ее.

Рожденная в «золотом квадрате»

– Моим стимулом в жизни была память о родителях, и я все делала, чтобы быть достойной своей мамы и отца и доказать мачехе, что могу добиться чего-то в жизни. Я очень благодарна своим преподавателям и одноклассникам из Республиканской специализированной музыкальной школы имени Байсеитовой, а также руководителю и девчатам из ансамбля «Айгуль», особенно моему замечательному супругу, трем сыновьям и своим родным, которые всегда меня поддерживали.

Рожденная в «золотом квадрате»

На фотографии рядом с Акмарал Артыковой внучка легендарного Панфилова, дочь композитора Байкадамова, Алуа и дочь работника Совмина Света Кубенбаева.

– Последние три года дети артистов собираются на встречах, которые организовывает Алуа Байкадамова, сюда приходят и те, кто выросли в  цековском доме. Из всех детей артистов только две стали профессиональными певицами – это Сауле Курмангалиева, оперная певица, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, и Венера Кармысова, оперная и концертно-камерная певица.
 
Рожденная в «золотом квадрате»

На фотографии слева направо: сын композитора Коблан Мусин, дочь академика Роза Турсынбаева, дочь режиссера и актрисы Бота Джандарбекова, дети знаменитого оперного певца Галя и Сагнай Абдуллины.

– К сожалению, нас осталось мало, – говорит Акмарал Артыкова. – Многие из нашего двора по разным причинам не дожили до наших времен. Такие встречи для меня очень ценны. 

Поделись
Алтынай Нуржанова
Алтынай Нуржанова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000