HISTORY Константин Козлов 18 апреля, 2013 10:00

Здесь могла быть ваша реклама

Мы пролистали подшивки старых газет и проследили, как за 10 лет – с 1984 по 1994 год – изменилась реклама в газетах: что и, главное, как стали рекламировать на сломе исторических эпох.
Здесь могла быть ваша реклама

К сожалению, газеты этого периода в Национальной библиотеке РК еще не оцифрованы, и нам пришлось самостоятельно делать снимки интересных объявлений.

Здесь могла быть ваша реклама

Выпуск газеты «Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

Любопытно, но когда-то в рекламе нуждалась сама реклама! Ведь в советское время не каждый правильно понимал ее назначение. Посему даже в газетах мастерству рекламы посвящали целые статьи. Неудивительно, ведь ранее рекламой занимались государственные производственные объединения, тресты и т.д. И лишь в 90-е, с развитием кооперативного движения, делать рекламу стало возможно и простым людям.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 года.

ЦУМ рекламировал сервизы, которые можно было купить в кредит.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1991 г.

Французские духи были настоящей роскошью, обывателям предлагалось купить парфюмерию рижского производства.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 г.

Обратите внимание на объявления, расположенные справа. Какие интересные лекции проводили в то время!

Здесь могла быть ваша реклама

Реклама Гострудсберкасс СССР, «Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 г.

В Советском Союзе далеко не в первую очередь думали о спросе и предложении, размещая рекламу в газетах. Чаще это было лобовое выполнение госзаказа.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

Здесь могла быть ваша реклама

Частные объявления, «Караван», сентябрь 1992 г.

Цветной телевизор, магнитофон, видеодвойка (о последнем молодое поколение уже может и не помнить) в 90-е считались признаком достатка и крутизны. Что говорить, если на них не боялись менять даже антикварные монеты. Впрочем, еще десятью годами ранее первые советские видеомагнитофоны «Электроника» стоили советскому человеку годовой зарплаты. А уж фирменный Toshiba по стоимости состязался с «Жигулями».

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июнь 1989 г.

В конце 80-х в СССР начался новый бум моды на восточные единоборства. До этого мы знали лишь карате, дзюдо и самбо. Причем одно время за незаконное преподавание карате существовала уголовная статья. В конце 80-х чуть ли не в каждом втором подвале открывались секции ушу, джиу-джитсу и прочих единоборств. Востребованность их была колоссальная: отдать сына в такую секцию было тогда признаком крутизны. Впрочем, тут роль играла и общая обстановка в стране – криминогенная ситуация заставляла многих беспокоиться за жизнь и здоровье близких.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июнь 1989 г.

Система добровольно-принудительной помощи в сельском хозяйстве в начале 90-х уже дала сбой. Уходили в прошлое трудовые десанты, поездки на картошку и овощебазу, поэтому единственным стимулом привлечь рабочие руки на уборку урожая могла стать лишь оплата натурой. Что в условиях продовольственного кризиса конца 80-х – начала 90-х было весьма и весьма кстати.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

Как мы видим, и в Советском Союзе параметры красоты не сильно отличались от параметров загнивающего Запада. Профессии «модель» еще не существовало – официально она именовалась «демонстратор одежды», или «манекенщица».

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», 1991 г.

Мы просто не могли пройти мимо этого объявления! 1 декабря 2011 года, через 20 лет после этого объявления, метрополитен заработал.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

Реклама продовольственных товаров в СССР также имела свою цель. Понятно, что дефицитные товары, за которыми выстраивались очереди, в рекламе не нуждались. Но и скромный советский рацион тоже нужно было как-то разнообразить. Поэтому часто на последних страницах рекламировались товары, не пользующиеся спросом у советских граждан, а также рецепты блюд, которые можно было приготовить из доступных продуктов.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», декабрь 1984 г.

То же самое касалось и бытовой техники, за «Горизонтом», «Тошибой» и «Панасоником» очередь выстраивалась на несколько лет вперед. А между тем старые телевизоры, которые не сильно котировались у советских людей, пылились на складах. А сбывать их тоже куда-то нужно было.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

В 80-е годы телеменю было не таким роскошным, как сегодня. Хотя уже тогда каналы могли щелкать. Помимо ЦТ, Второй общесоюзной программы казахстанцы могли смотреть Казахстан-ТВ и городской телеканал «Алатау». Некоторые телеприемники транслировали и передачи киргизского телевидения. И даже существовал определенный спрос на его настройку.

Здесь могла быть ваша реклама

То, что сегодня покажется нелепицей или курьезом, как, к примеру, объявление об открытии нового пункта приема стеклотары, в 80-е не было чем-то необычным. Тогда любая новая торговая точка (причем неважно, чем торгующая) воспринималась как событие. Таковыми их делал товарный дефицит. Вместе с тем, к примеру, дефицит книг как нельзя лучше стимулировал «читабельность» населения. Еще в 70-е годы стартовала всесоюзная кампания по сбору макулатуры и обмену ее на дефицитные книги. Подобная практика существовала и до конца эпохи социализма. Сегодня ее пытаются возрождать, но пока безуспешно.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1991 г.

В 90-е чемоданные настроения стали очень распространены. Одними из самых востребованных направлений были тогда Германия и Израиль. Тогда же после десятилетий государственного антисемитизма официальные и уже появившиеся коммерческие газеты запестрели рекламой израильских агентств помощи соплеменникам.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», сентябрь 1992 г.

А, к примеру, в «Караване» за право предоставить работу в Германии могли отдать чуть ли не самое последнее.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Одной из самых запоминающихся торговых марок 90-х была, конечно, легендарная «Бутя». Начинающий и тогда еще не помышлявший об оппозиционной политической деятельности Булат Абилов прославился  лизингом немецких и японских автомобилей, торговлей модной одеждой, оргтехникой да и вообще всем, чем можно. В конце 90-х его детище будет на самом пике своей активности и даже пару раз обозначится в качестве спонсора легендарного «Поля чудес» на Первом канале. Потом Абилов займется своей политической карьерой, вокруг его детища начнутся коррупционные скандалы, но «Бутя» навсегда станет именем нарицательным, ассоциируясь с Абиловым.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1991 г. 

А вот и офшоры появились.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1991 г.

Реклама кино была очень незатейливой.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», сентябрь 1992 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

В начале 90-х в буквальном смысле весь бывший советский народ вышел на улицы торговать. Торговали все – от академиков до уборщиц и всем – от кипятильников и гвоздей до шуб и духов. И ярчайшим памятником тому времени могут стать рекламные объявления тех лет в «Караване». Купить читателям предлагалось все, что можно. По слухам, «Караван» для сбыта облюбовали и воры-домушники. Ведь размещение рекламы в «Караване» славилось своей доступностью и дешевизной, а ассортимент товаров нередко наводил на мысль об их сомнительном происхождении.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1989 г.

Здесь могла быть ваша рекламаЗдесь могла быть ваша реклама

Частные объявления, «Караван», сентябрь 1992 г.

Сегодня в Facebook или в ВКонтакте подобных романтических объявлений пруд пруди. Тем более что с перепостами добраться до адресата стало гораздо проще. Тогда же поместить в газете такое романтическое объявление было чуть ли не последним шагом отчаяния. Однако если учитывать популярность «Каравана» среди алматинцев в 90-е, то и шансы влюбленной девушки были не так уж и невысоки.

Здесь могла быть ваша реклама

Объявления в рубрике знакомств в 90-е расцвели пышным цветом. Начавшись еще в 70-е годы в Прибалтике, мода знакомиться через газету постепенно накрыла весь Советский Союз. А в первые годы независимости это стало очень модным, причем не только среди одиноких людей. Если обратить внимание, то дипломатичностью авторы писем не страдали. Толстых, жадных и злых заранее просили не беспокоить, а некоторые и вовсе предпочитали иметь дело только с сиротами.

Здесь могла быть ваша рекламаЗдесь могла быть ваша рекламаЗдесь могла быть ваша рекламаЗдесь могла быть ваша реклама

«Караван», сентябрь 1992 г.

Очень популярна была рубрика «Меняем».

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Очень надеемся, что эта женщина все же нашла то, что искала.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», июнь 1993 г.

Вот такое интересное объявление о поиске работы!

Здесь могла быть ваша реклама

Газета «Караван», июнь 1993 г.

Это объявление – тоже примета времени.

Здесь могла быть ваша реклама

«Вечерняя Алма-Ата», июль 1991 г.

Здесь могла быть ваша реклама

«Караван», сентябрь 1992 г.

Казахстанским бизнесменам предлагают заняться новым видом бизнеса – торговать секонд-хендом.

Здесь могла быть ваша реклама

Газета «Вечерняя Алма-Ата», рекламные объявления, июль 1991 г.

И здесь тоже предложение заняться своим делом. Правда, условия, на мой взгляд, довольно жесткие.

Здесь могла быть ваша реклама

Газета «Караван», июнь 1993 года.

А вы помните такой банк? Я – нет.

Здесь могла быть ваша реклама

Газета «Караван», июнь 1993 года.

Но вот появились первые шоп-туры.

Здесь могла быть ваша рекламаЗдесь могла быть ваша реклама

«Деловая Неделя», декабрь 1994 г.

В 90-х рекламу активно использовали и для того, чтобы пропиарить приватизацию. Тогда никто не понимал, что значит это красивое и непонятное слово. С рекламных плакатов народу подробно рассказывали, что отныне они могут иметь свою долю от государственной собственности и всячески призывали скупать приватизационные чеки, которые тогда вслед за Россией у нас тоже стали именовать ваучерами. Через несколько лет стало понятно, что государственная собственность раздается во вполне конкретные и определенные руки, и имидж приватизации уже не могла спасти никакая реклама. Приватизация в народе стала метко именоваться «прихватизацией».

Продолжение следует.

Поделись
Константин Козлов
Константин Козлов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000