HISTORY Карла Нур Алтынай Нуржанова 22 августа, 2013 01:37

Первый женский ВИА Советского Союза

Первый женский Вокально-инструментальный ансамбль «Айгуль» под руководством молодого талантливого педагога, музыканта Марата Балтабаева появился на эстраде СССР в 1968 году. В состав группы входили только студентки музфака Казахского женского педагогического института. Молодые, красивые, талантливые девушки ВИА «Айгуль» в 70-е годы покорили не только Советский Союз, но и зарубежье. Ансамбль исполнял казахские народные песни в современной обработке.  
Первый женский ВИА Советского Союза

Кадр из фильма "В джазе только девушки".

Идея создания первого женского музыкального коллектива пришла Марату Балтабаеву после просмотра известного фильма “В джазе только девушки”. Выбранное им название «Айгуль» было символичным и олицетворяло собой молодость, красоту, новизну. Визитной карточкой ансамбля стала песня «Айгуль», написанная  Маратом. 

 

Первый женский ВИА Советского Союза

Марат Балтабаев с ансамблем.

Марат Балтабаев был талантливым музыкантом, окончил Киевское музыкальное училище, Московский Университет Культуры имени Крупской. Будучи студентом, Марат Балтабаев с другом Муратом Ауэзовым и другими студентами из Казахстана, которые обучались в г.Москве, организовали движение «Жас Тулпар». Во время летних каникул они объезжали аулы, вели просветительскую работу, искали одаренных детей. Главная цель - помочь пробиться талантливым людям из глубинок, однако их действия государственные органы расценили как национализм. Обвинения были настолько серьезными, что последствия могли негативно сказаться на судьбе студентов, если бы в дело не вмешался Мухтар Ауэзов. Спас студентов авторитет отца Мурата.

 

Первый женский ВИА Советского Союза

Творческий рост коллектива был тесно связан с сотрудничеством с выдающимся ученым-инструментоведом Болатом Сарыбаевым (на фото в центре). 

Первый женский ВИА Советского Союза

Обычный день участниц ансамбля:  утром занятия, после обеда индивидуальная музыка, хоровое дирижирование, вечером с 19.00 до 22.00 репетиции. Дисциплина очень строгая. Состояние здоровья, настроение, личные обстоятельства не должны были влиять на репетиции, а тем более на концерт. Марат Балтабаев был хорошим психологом, знал, когда кого нужно похвалить, а с кем надо быть построже. В ансамбле его безмерно уважали, по одному его взгляду понимали, доволен ли он выступлением. Высшей наградой была похвала. 

Первый женский ВИА Советского Союза

В течение года ВИА обкатывал свои программы, выезжая в Алматинскую область. Также участниц ансамбля отправляли с остальными студентами на сельскохозяйственные работы, их целью было своим пением поднимать трудовой дух студентов.

Ежедневные репетиции и небольшие концерты дали свой результат: ансамбль играл слаженно, девочки чувствовали друг друга с полуноты. Таким образом, спустя 2 года сформировался состав и определился репертуар ансамбля.

Первый женский ВИА Советского Союза

На фото Лев Лещенко и ВИА "Айгуль". 

В репертуаре ВИА «Айгуль» были казахские народные песни, классическая и эстрадная музыка, как советская, так и зарубежная, танцевальная программа. При этом девочки пели песни на разных языках: молдавском, украинском, таджикском, даже на испанском. Аранжировку всех песен делал сам Марат Балтабаев.

Первый женский ВИА Советского Союза

В репертуаре было много замечательных композиций, одна из самых ярких, эпопея «Акбай», исполняемая на электро-домбре. Надо отметить, что ВИА «Айгуль» первыми на эстраде использовали этот инструмент. Электро-домбра пользовалась большим успехом, особенно у зарубежного слушателя.

В золотом фонде ансамбля также была песня «Гульдераим». В настоящее время эта песня очень популярная, но мало кто знает, что именно ВИА «Айгуль» был первым ее исполнителем.

Первый женский ВИА Советского Союза

В 70-80-х годах в Алма-Ате каждый год проводилось творческое соревнование между ВУЗами под названием «Студенческая весна». В каждом институте был свой ансамбль, оркестровые, танцевальные группы, вокалисты, чтецы, самым помпезным считался хор. Подготовка к «Студенческой весне» шла грандиозная, участников снимали с занятий. Продвинутым считался КазГУ, у Политехнического института была группа «Дос-Мукасан», а у ЖенПИ ансамбль «Айгуль». Весной вся Алма-Ата гудела, обсуждая, кто лучше выступил.

Первый женский ВИА Советского Союза

После окончания института девушки, как правило, уходили из ансамбля, на их смену приходили студентки первых курсов. Все участницы коллектива оканчивали учебу с отличием, поэтому, чтобы удержать слаженный  состав группы, по решению ректора их оставляли работать в институте. На фотографии ансамбль играет на свадьбе своей ударницы.

Первый женский ВИА Советского Союза

На фотографии: слева иранская шахиня Фарах Пехлеви, а справа ректор КазГосЖенПИ К. Кунантаева, которая оказывала огромную поддержку девушкам. 

Ансамбль курировал ЦК ВЛКСМ Казахстана. Их конференц зал в здании на углу улиц Толе би - Чайковского стал родным для группы, ни одно мероприятие или конференция не проходили без ансамбля. ВИА «Айгуль» стал лауреатом ЦК ВЛКСМ Казахстана. 

Первый женский ВИА Советского Союза

В 1971 году у ансамбля «Айгуль» состоялись первые зарубежные гастроли - в  Польше. Ансамбль произвел большое впечатление на польскую публику, их поразило, что девушки пели, играли на инструментах, а также танцевали.

Местные парни пытались знакомиться с ними, приглашая на свидания, но безуспешно, девушки были неприступны.

Первый женский ВИА Советского Союза

Через год ВИА "Айгуль” совместно с ансамблем "Дос-Мукасан" покорил Францию. Группы пришлись по вкусу французской молодежи. Концерты проводились в парке под открытым небом, одно выступление даже прошло в монастыре. Для девушек во Франции все было в диковинку: биде в номере, клуб в полной темноте на Монмартре, моментальное фото с полароида, за ужином на столе по 2 графина, один с водой, а другой с вином, которое отправлялось парням из "Дос-Мукасана". Девушкам доставались устрицы и, конечно же, сыр с плесенью, тогда как им хотелось просто чая. Особенно им понравились горячие багеты, их в гостиницу привозили в большом количестве, французы недоумевали, почему девушки так много едят хлеба.

Первый женский ВИА Советского Союза

В Египет, а также в Германию ВИА «Айгуль» не пустили по причине того, что в ансамбле, по мнению комиссии, присутствовало слишком много национального колорита. Поэтому, чтобы попасть в Японию, Марат Балтабаев решил подкорректировать программу, из национальных инструментов оставил только домбру и поменял концовку, включив в репертуар песню «Катюша» и песню про БАМ.

Первый женский ВИА Советского Союза

Получив одобрение ЦК ВЛКСМ, в 1976 году ансамбль «Айгуль» с гастрольной группой, в составе которой был известный поэт Андрей Дементьев, направился в Японию. Перелет длился долгих 12 часов, выйдя из самолета, вдохнув глоток свежего воздуха, девочки  едва не задохнулись, многим стало плохо, так повлияла на них высокая влажность в атмосфере.

Первый женский ВИА Советского Союза

Московский руководитель гастрольной группы решил выслужиться перед государством, сэкономив выделенные на поездку деньги, поэтому давал девушкам из ансамбля «Айгуль» небольшие суммы, лишь на самое необходимое. Только это обстоятельство омрачало поездку, а в остальном все было на высоком уровне, ансамбль разместили в фешенебельном отеле, организовали интересные экскурсии, им показали знаменитый театр Кабуки и театральную постановку гейш. Участниц приглашали в дорогие рестораны, они ели хрустящие лягушачьи лапки, очень похожие на куриные, и нежные котлеты из змеи, которые приняли за рыбные. Японцы обращались к девушкам с почтением, прохожие аплодировали им на улице.

Первый женский ВИА Советского Союза

На сцене у ансамбля случались курьезы. К примеру, в Японии танцующие девушки в спешке перепутали  левую туфлю с правой, заметили это лишь на сцене во время танца. Это вызвало неудержимый смех как у исполнительниц, так и у зрителей с первых рядов. На другом концерте в небольшом зале у одной из солисток, когда она набирала воздух для высокой ноты, с юбки слетела пуговица и разбила горевшую на потолке лампочку, в полумраке девушка успела вовремя подхватить спадающую юбку.

Первый женский ВИА Советского Союза

ВИА «Айгуль» в первом, как потом оказалось, самом удачном составе просуществовал около 10 лет. Жизнь не стояла на месте, девушки устраивали свою личную жизнь, заводили детей и уже не могли с легкостью ездить на гастроли. Первый состав группы со временем уступил место молодежи. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Солистка и соло гитара Галина Карамолдаева, прекрасная исполнительница классических, народных и современных песен с необыкновенным чистым сопрано.

Первый женский ВИА Советского Союза

Галина Карамолдаева стала профессором. Уже более 40 лет преподает вокал в ЖенПИ, также в Академии имени Жургенева, и ставит голоса актерам театра мюзикла «Аксарай». Она педагог от бога, многие ее воспитанники стали заслуженными артистами. Также является соавтором первых методических программ по музыке для казахских школ,  вместе с единомышленницей Агайшой Исагуловой создала студенческий оперный театр «Онер жастан». 

Первый женский ВИА Советского Союза

Ритм гитара – Сакыпжамал Узакбаева была лидером в ансамбле, она обладала такими деловыми качествами, как высокая организованность, нацеленность на результат и целеустремленность. Полностью посвятила себя науке.

Первый женский ВИА Советского Союза

Узакбаева Сакыпжамал стала академиком, доктором педагогических наук, профессором. Сейчас она заведующая кафедры педагогики и психологии КазУМОиМя им. Абылай хана, деятель культуры РК. Сакыпжамал создала свою научную школу. Под ее руководством подготовлено 20 докторов и 50 кандидатов педагогических наук. Благодаря авторитету Сакыпжамал ансамбль «Айгуль» спустя годы смог собраться, выпустить диск, напечатать буклеты и дать два юбилейных концерта в Конгресс Холле Астаны и во Дворце Республики Алматы, а также концерты по другим городам, которые организовали бывшие ученики Сакыпжамал. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Солистка Роза Ерназарова, обладательница бархатного, проникновенного, уникального тембра меццо-сопрано. После института пела в профессиональном ансамбле «Гульдер», но  оставив сольную карьеру, занялась педагогической деятельностью. На фотографии ансамбль вместе с космонавтами Н.Н. Рукавишниковым и А.С. Елисеевым, Роза в первом ряду вторая слева.

Сейчас Роза профессор, преподаватель вокала Кызылординского университета имени Коркыт Ата. Она воспитала много хороших вокалистов. Роза время от времени дает сольные концерты в родном городе. 

Первый женский ВИА Советского Союза

На ударных была Зауреш Алибекова, она обладала хорошей координацией, очень важной для игры на этом инструменте. Зауреш брала уроки у самого Тахира Ибрагимова, знаменитого джазмена. Она сумела за короткий срок освоить сложный инструмент. Любимица ансамбля и публики, с тонким юмором, запевала оркестровой командой. После замужества ее заменила Гульзада Бехтеолова.

Сейчас Зауреш преподает в детской музыкальной школе. Она посвятила себя семье и воспитала троих прекрасных сыновей.

Первый женский ВИА Советского Союза

Акмарал Артыкова, синтезатор, окончила Республиканскую специализированную музыкальную школу имени Байсеитовой по классу фортепиано. Она была единственным профессиональным инструменталистом в группе. Руководитель ансамбля называл ее «старшиной», она всегда отвечала за порядк, документы и организацию. В коллективе все уважали Акмарал за ее лояльность и мудрость.  

Первый женский ВИА Советского Союза

Акмарал преподавала в детской музыкальной школе, педагогическом училище, работала концертмейстером в КазГосЖенПУ. Среди ее учеников двое стали лауреатами Международного конкурса по классу фортепиано. Когда в конце 70-х годов супруга Акмарал направили на работу в районных центр, руководитель местной администрации, узнав о музыкальном образовании Акмарал, решил открыть музыкальную школу. Там у нее было много талантливых учеников. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Солистка Карлыгаш Муртазина, про ее пение и голос говорят «поет сердцем», очень артистичная, обаятельная и с красивым душевным голосом, с блестящей дикцией, что является редкостью у вокалистов. Она своим выступлением могла вытянуть весь концерт. Карлыгаш обладала большим потенциалом эстрадной певицей, но выбрала документальное телевидение. После окончания института она уехала на режиссерские курсы в Москву. В документалистике  достигла больших творческих успехов, ее фильм «Елим Ай» в 1996 г. в городе Анкоридж, США был номинирован на фестивале документальных фильмов, а в 1998 году она получила награду «Алтын Жулдыз» на республиканском конкурсе телевизионных программ.

Сейчас Карлыгаш работает режиссером телеканала «Казахстан».

Первый женский ВИА Советского Союза

Бас гитара - Айгерим Дайырбаева, окончила Республиканскую казахскую специализированную  музыкальную школу имени А. Жубанова, была теоретиком. Вначале ее взяли в ансамбль в танцевальную группу. Она была очень яркой и выразительной, виртуозно играла на гитаре и красиво танцевала. На фотографии Айгерим первая слева.

Первый женский ВИА Советского Союза

Сейчас Айгерим деятель культуры РК, преподаватель хорового дирижирования. После института, выйдя замуж, она проработала 20 лет в Экибастузском педучилище на музыкальном факультете, преподавала дирижирование, была концертмейстером у вокалистов. Также организовала вокальную группу, которая в 1986 году заняла первое место в рамках проходящего конкурса "Жас канат". Переезд в столицу побудил ее освоить новую профессию - она работала в библиотеке Парламента РК. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Менсулу Искакова была первой девушкой-саксофонисткой в Казахстане. Она пришла в педагогический институт после Саратовского музыкального училища. Менсулу была самой дисциплинированной и упорной в ансамбле. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Когда Менсулу пришла в ансамбль, ей предложили играть на саксофоне, Балтабаев дал задание за день научиться выдувать длинный звук, к вечеру у Менсулу были такие волдыри на губах, что она не могла пить и есть. Менсулу - доктор педагогических наук, деятель культуры РК.

Первый женский ВИА Советского Союза

Асия Доспанова (на фотографии первая слева) отменная домбристка, пришла в ансамбль с хорошими навыками игры, полученными в г. Атырау. Она блестяще играла кюи Курмангазы: «Сары-Арка», «Акбай», «Аманбол, Шешем аманбол». Асия главный специалист «Галым Ордасы», отличник народного образования.

Балбопе Баймагамбетова (на фотографии вторая справа) обладала красивым, сочным, сильным голосом, она пела казахские народные песни в сопровождении домбры. Сейчас Балбопе преподает в Кызылординском педагогическом училище.

Первый женский ВИА Советского Союза

Гульжибек Аязбаева (на фотографии слева) – солистка. После окончания КазГосЖенПИ поступила в Московскую консерваторию имени Чайковского.

В группе были две талантливые красивые сестры Бехтеоловы. Назия Бехтеолова  закончила музыкальную школу имени А. Жубанова. В ансамбле она танцевала, играла на шанкобызе, асатаяке и на дойре. Гульзада Бехтеолова вначале танцевала, затем играла на ударных. Гульзада до сих пор не потеряла свои навыки. Она преподает в детской музыкальной школе. 

Первый женский ВИА Советского Союза

Cпустя 40 лет участницы первого состава ВИА «Айгуль» смогли собраться и отправиться с концертами по городам Казахстана, приятно удивив своих поклонников. Участницы по-прежнему хорошо выглядят, их голоса с возрастом звучат еще лучше. К сожалению, руководитель ансамбля Марат Балтабаев по состоянию здоровья не смог прийти на концерт, но ему звонили его друзья и удивлялись: «Ты что их в холодильнике держал?»  

Первый женский ВИА Советского Союза

Позже в СССР стало модно создание женских групп. В 1971 году был основан московский ансамбль «Девчата». Затем появились женские хард-н-хэви группы «Примадонна» и «Маркиза», алматинская хард-н-хэви группы “LAMIA”. На фотографии московский ансамбль «Девчата». 

Поделись
Карла Нур
Карла Нур
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000