HISTORY Святослав Антонов 6 июля, 2015 09:00

Астана: прошлое, настоящее, будущее

 Астана: прошлое, настоящее, будущее
Фото: Григорий Беденко
В честь празднования Дня столицы мы решили подготовить репортаж о том, как менялась Астана на протяжении ее существования и какие изменения ждут молодую столицу в будущем.

Самые ранние следы человеческой деятельности на территории современной Астаны датируются бронзовым веком. В более позднее время через эту местность проходили караванные пути. Неудивительно, что вскоре здесь появилась ставка кыпчакских султанов — Бозок. Позже она разрослась до размеров средневекового городища, просуществовавшего до эпохи Казахского ханства.

Новый этап в истории города начался в 30-е годы XIX-го века. Султаны Среднего жуза из Карпыкской и Куандыкской волостей обратились к царскому правительству с просьбой защитить их земли от набегов кокандцев и разбойничьих шаек, промышлявших в этом районе. С этой целью, а также для защиты торговых караванов в 1830 году было принято решение построить приказ (укрепление) в урочище Ак-Мола. Эта важная миссия была поручена человеку, уважаемому среди местного населения, герою Бородинского сражения, награжденному орденом св. Анны II степени за успехи в развитии дружественных русско-казахских отношений — полковнику Федору Кузьмичу Шубину. Фактически именно он стал отцом-основателем поселения, которое через две сотни лет превратилось в столицу Казахстана. Прибыв в степь с небольшим отрядом, основал приказ.

Старшим султаном региона был избран Конур-Кульджа Кудаймендин, потомок хана Семеке, также сыгравший немалую роль в основании Акмолинска. Для строительства была сформирована команда из 52-х человек под началом инженера-подпоручика Попова. Сначала было построено только несколько саманных казарм и деревянных домов. Позже появился дом окружного приказа и дома для чиновников. Для обороны приказа было построено сомкнутое полевое укрепление. Та крепость находилась в районе современных улиц Желтоксан и Кенесары. Остатки фортов и башен укрепления простояли вплоть до 20-х годов ХХ-го века.

26 сентября 1862 года Акмолинск получил статус города. Само словосочетание «ак мола» имеет два варианта перевода — «белая благодать» и «белая могила». Имеется несколько версий происхождения названия города. По одной из них в его окрестностях находился мавзолей почитаемого бия Нияза. По другой — регион являлся центром развития сельского хозяйства и производства молочных продуктов. Благодаря выгодному расположению на пути торговых перевозок между Средней Азией и Сибирью молодой город становится привлекательным с точки зрения коммерции. Сюда прибывали переселенцы из различных областей России и Украины, а сельское население области селилось вблизи городских стен.

К концу 60-х годов XIX-го века население Акмолинска уже достигло 5 тысяч человек. В городе развивалась кустарная промышленность, появились кирпичные и кожевенные предприятия. Предприимчивые жители строили ветряные мельницы для производства муки. Развивалось и образование. Было открыто 3 городских и 12 церковно-приходских школ, а также несколько сельскохозяйственных училищ. К началу Первой мировой войны население города приблизилось к 15 тысячам человек. В город приезжали купцы, чтобы открыть свое дело. Численность торговцев превышала тысячу человек. Некоторые из них становились весьма зажиточными. Так, видный представитель купеческой династии Василий Кубрин в 1907 году построил шикарный особняк в стиле модерн. Этот дом до сих пор является одной из самых интересных исторических достопримечательностей столицы. Сейчас в нем расположено посольство Украины в Казахстане.

В предвоенный период город становится центром железнодорожного строительства. В 39-м году начались работы по прокладке железной дороги Акмолинск-Карталы. Она стала частью стратегической Сталинско-Магнитогорской магистрали, созданной для доставки карагандинского угля на крупные предприятия Южного Урала. Акмолинск становится городом железнодорожников и начинает интенсивно застраиваться. В годы Великой Отечественной войны в город передислоцируют промышленные предприятия из прифронтовых регионов. Число жителей росло за счет эвакуированных людей и представителей народов, депортированных в Казахстан.

Тем не менее, несмотря на все изменения Акмолинск оставался весьма провинциальным и заштатным городком. Большинство зданий составляли старые дореволюционные постройки, в которых разместились административные учреждения и саманные дома без коммунальных удобств. Целые улицы, тянущиеся вдоль центра города, состояли из небольших избушек. Все изменилось в 1954-м с постановления правительства СССР об освоении целинных и залежных земель. За короткий период времени в Акмолинскую область прибыло свыше 270 тысяч человек. Только за 1954-й год было распахано 710 тыс. гектаров целины.

В 1961-м его переименовывают в Целиноград. Впервые в своей истории город должен был обрести столичный статус, стать центром Целинного края. И, хотя этим планам не суждено было сбыться, кардинальные изменения в планировке Целинограда все же произошли. Институт Ленгорстройпроект, при содействии ведущих проектных учреждений страны, составил новый генплан города. В нем отразились все лучшие достижений советского градостроительства и планировки того времени. В 60-е годы Целиноград должен был стать образцом современного города в представлении советских архитекторов и строителей. Основная идея заключалась в разделение его на зоны общественных, жилых и промышленных построек, расположенных в параллельных поясах, один рядом с другим.

В город потекла настоящая река. Ежедневно прибывали вагоны со строительными материалами со всей страны, а также группами квалифицированных инженеров, электриков, штукатуров и маляров. Приехало множество профессионалов-строителей из Москвы и Ленинграда, взявших на себя шефство над застройкой Целинограда. В течение только 1962 года жилой фонд города увеличился примерно на 115 тысяч квадратных метров, появилась сеть дошкольных учреждений и школ на 2270 мест. Первой начала застраиваться центральная улица города — улица Мира (Бейбитшилик). Она застраивалась преимущественно крупнопанельными пятиэтажными домами новой конструкции. Позже они стали презрительно именоваться «хрущевками», но в то время, в сравнении с саманными постройками и бараками, были весьма комфортабельным жильем. Целиноградские строители осваивали новые строительные методы москвичей и ленинградцев и, переняв опыт, продолжили обновлять облик своего города.

За короткий срок было заасфальтировано около 36 километров улиц и тротуаров, высажено много зелени. Озеленению города уделялось особое внимание. Чтобы хоть как-то сгладить суровый климат горожане создавали парки, скверы, декоративные зеленые уголки. Вдоль улиц росли многолетние березы, сосны, ели, яблони, клены, тополя, карагач и другие древесные и кустарниковые породы.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Одним из центральных зданий Целинограда и главным местом досуга горожан стал Дворец целинников. Он был построен в 1963-м году. Решение о строительстве было принято после того, как руководитель государства Никита Хрущев, посетив город, не смог найти места для проведения совещания с передовиками сельского хозяйства. В итоге под форум была приспособлена столовая в промзоне, а генсек дал указание построить объект достойный принимать съезды руководства страны. За основу взяли проект латвийских архитекторов П. Ю. Фогелса, О. Н. Крауклиса и Д. К. Даннеберг. Зрительный зал должен был быть рассчитан на 2355 мест. Занавес изготовили художники из мастерских Большого театра. Внутренние залы были облицованы мрамором, стеклом, алюминием, полихлорвиниловой плиткой, искусственной замшей, древесно-стружечными прессованными плитами и другими ценными материалами. По своему оборудованию и масштабу Дворец целинников уступал только Кремлёвскому Дворцу съездов. В настоящее время здание изменилось до неузнаваемости, претерпело значительную реконструкцию, и там разместился астанинский Конгресс-холл.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Другим, не менее важным культурно-массовым учреждением, стал Дворец молодежи, построенный в 1975-м году. Зал дворца был рассчитан на 1200 мест. Кроме того, там разместились: универсальный спортивный зал с трибунами на 400 мест, плавательный бассейн с трамплинами и галереей для зрителей, выставочные залы, изостудии, библиотеки, комнаты для кружковой работы, молодежное кафе на 150 мест. На сцене Дворца целинников и Дворца молодежи проходили театральные постановки многочисленных творческих коллективов, приезжавших на гастроли в город. Здесь регулярно выступала труппа театра оперы и балета имени Абая. Целиноградцы получили возможность увидеть артистов Большого театра, МХАТа, театра имени Моссовета, московского ТЮЗа, театра имени Вахтангова. Большой популярностью у горожан пользовались спектакли областного драматического театра имени Горького.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Чтобы принять большой поток приезжающих со всей страны специалистов, в Целинограде была построена гостиница «Ишим», а затем и гостиница «Москва».

С увеличением количества населения бурно развивалась и торговля. Открылся крупный универмаг «Москва», Центральный универсам, гастроном «Колос», Детский мир.

Росла и транспортная инфраструктура города. С освоением целины поток прибывающих в город значительно возрос. В декабре 1964 года был сдан в эксплуатацию 270-километровый участок железной дороги Целиноград — Караганда.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Автоперевозки играли не меньшее значение. В конце 50-х были налажена воздушная связь с большинством крупных населенных пунктов области. В 1963 году был совершен первый беспосадочный перелет ИЛ-18 из Целинограда в Москву. Рейс стал постоянным, а полет длился 4 часа 20 минут. Вскоре открылся рейс Целиноград-Алма-Ата. Полет длился 1 час 40 минут. Со временем устаревшие ИЛ-18 были заменены на более современные реактивные пассажирские лайнеры.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Центральной улицей города стал проспект Целинников (Республики). На въезде в город со стороны аэропорта был установлен красноречивый памятник — трактор К-700, тянущий огромный плуг и две бронзовые фигуры целинников. Этот трактор до сих пор сохранился и сейчас стоит в одном из аулов Акмолинской области.

В районе Центральной площади города стояло сразу два памятника вождю пролетариата Владимиру Ленину. Один из них достигал высоты 15 метров, и был установлен в 1975 году к 100-летию Октябрьской революции.

Источник фото: блог skyfall.yvision.kz

Главным административным зданием города стала семиэтажная «коробка» Дома советов. Сейчас в здании, где в основном изменилась лишь облицовка, располагается акимат Астаны.

Первые здания необычной формы и архитектуры появились в будущей столице Казахстана еще в советское время. Даже в наши дни весьма эстетичным и современным выглядит Дворец школьников, открытый в 1988 году. Архитекторы применили весьма смелое решение сочетать в одном здании античные колонны и нестандартную пластику фасада. В здании разместилось двадцать учебных аудиторий, просторный колонный зал для проведения массовых мероприятий, хореографические классы, картинная галерея, обсерватория, спортивный зал и два плавательных бассейна. При Дворце действовало около 40 различных кружков.

После обретения Казахстаном независимости в 1992 году город переименовали, вернув название близкое к историческому — Акмола. В 1997 году в истории города произошел уже не первый, но самый значительный и крутой поворот. Бывший центр Целины указом Президента Назарбаева объявляется столицей Казахстана. Ранее в 1994 было принято постановление Верховного Совета Казахстана о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Это решение имело несколько причин. При переносе столицы учитывалось географическое расположение Акмолы в центре страны и ее близость к крупным экономическим артериям, демографические показатели, климат, потенциал для расширения города и развития его инфраструктуры. В 1998 город был переименован в Астану. С этого момента в новой столице началось бурное строительство. Как грибы после дождя вырастали административные здания, современные жилые и деловые постройки.

Через год после переноса столицы был объявлен международный конкурс на разработку концепции Генерального плана развития Астаны. В нем приняло участие множество известных архитекторов и команд градостроителей со всего мира. Международное жюри выбрало проект знаменитого японского архитектора Кисе Курокавы. Он считается одним из основателей философии метаболизма в архитектуре — концепции, рассматривающей здания и город в целом как живой организм, способный к изменениям в процессе своего развития. Японский зодчий стремился создать органичное сочетание природной и урбанистической среды. Именно эти идеи легли в основу генплана столицы, утвержденного в 2001 году. Однако, в скором времени стало понятно, что, несмотря на интересную концепцию и идею Курокава допустил ряд просчетов, связанных с неверным прогнозом быстрого роста населения города и транспортными трудностями. Генплан Астаны был значительно скорректирован уже отечественными специалистами.

Активная застройка началась на левобережье Ишима, где вскоре появился новый административно-деловой центр города. Одним из главных узлов нового города становится пешеходный бульвар Нуржол, вдоль которого стремительно вырастают высотки государственных учреждений, офисов нацкомпаний, новых бизнес-центров и жилых комплексов.

Почти сразу после строительства главной достопримечательностью города, его символом стал монумент «Астана-Байтерек». Проект был разработан по инициативе самого Президента, а его автором выступил архитектор Акмурза Рустембеков. Высота сооружения составила 97 метров, а при его строительстве было использовано 999 тонн металлоконструкций. Монумент символизирует Древо жизни, известное по преданиям кочевников, с золотым яйцом птицы Самрук, отложенным на его вершине. Хотя Байтерек давно уже перестал быть доминантным сооружением в центре города, он до сих пор остается самым узнаваемым строением Астаны.

Над необычными архитектурными сооружениями Астаны поработало немало зодчих с мировыми именами. Среди которых — один из основателей стиля hi-tech британец Норман Фостер. Автор узнаваемых зданий в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Сингапуре и Франкфурте спроектировал в Астане самый огромный шатер в истории человечества. Торговый центр «Хан-Шатыр» стал символом города не менее значимым, чем Байтерек. Высота сооружения составляет 150 метров. Оно сконструировано из сети стальных вант, обтянутых особым покрытием. Благодаря этому внутри торгового центра создается уникальный микроклимат вне зависимости от погодных условия снаружи. Главной фишкой строения стал пляж с постоянной температурой 35 градусов и песком, привезенным с Мальдив.

Не менее интересным проектом Фостера в Астане стала огромная пирамида Дворца мира и согласия, построенная в 2006 году. В основании сооружения находится квадрат со сторонами 62 на 62 метра. Театральный зал Дворца рассчитан на 1325 мест. На его открытии выступала самая известная оперная дива современности — Монсеррат Кабалье. Верхушку украшает произведение художника Брайана Кларка — витраж с изображениями 130 голубей, символизирующих мирное существование множества наций, проживающих в Казахстане.

Самый впечатляющий вид на столицу открывается с высоты. Только поднимаясь над землей, окончательно становится понятна задумка архитекторов. Сооружения, фонтаны, цветочные аллеи и скульптуры образуют символические узоры и геометрические линии. Такая четкая планировка строений — характерная черта новой Астаны.

Каждый жилой комплекс в Астане имеет свою уникальную архитектурную форму. К примеру, изгибающиеся башни ЖК «Северное сияние». Самая высокая из них достигает 44 этажей и имеет высоту 180 метров. До 2011 года она оставалась самым высоким зданием столицы.

Этот титул у «Северного сияния» отобрал ЖК «Изумрудный квартал». Самая высокая башня — 210 метров. Башни имеют асимметричную форму: начиная с 32-го этажа увеличивается площадь каждого следующего.

Не менее масштабны и административные здания. Центр столицы огромной стеной пересекает Дом министерств. Сразу за ним, вначале Водно-Зеленого бульвара, на берегу Ишима расположено белое здание под голубым куполом площадью 36 720 м2. Это резиденция Президента — Акорда. Здание выполнено из монолитного бетона. Высота сооружения вместе со шпилем составляет 80 м. Облицовка фасада выполнена из итальянского мрамора.

Современная Астана будто вобрала в себя все известные в мире архитектурные стили. Многие здания в ней выполнены с национальным колоритом различных стран. К примеру, Beijing Palace выполнен в китайском стиле. Другое здание — жилой комплекс «Триумф Астаны» очень напоминает знаменитые «сталинские высотки».

В столице уделено внимание и сфере культуры. В 2010 году было начато строительство нового оперного театра. Открытый в 2013-м театр оперы и балета «Астана Опера» занял площадь 64 тысячи квадратных метров. Над его созданием работали специалисты из Италии, Германии, Казахстана, Марокко, России, Болгарии. Все помещения театра приводит в движение уникальный механизм, который отвечает мировым стандартам. Зрительный зал рассчитан на 1250 мест. Сценография и конструкция подъемников позволяют демонстрировать самые сложные постановки.

Астана меняется буквально на наших глазах. Город развивается каждый день. Периодически вносятся корректировки в Генеральный план столицы. Мы решили узнать, какое будущее ждет Астану в ближайшие десятилетия. Для этого мы пообщались с заместителем руководителя управления архитектуры и градостроительства г. Астаны Нурланом Камитовым и директором ТОО «НИПИ Генплан города Астаны» Сарсембеком Жунусовым.

Расскажите об основной концепции развития столицы на ближайшие годы? Каким сооружениям будет уделяться особое внимание?

Н. К: Мы стараемся уделять внимание всем типам сооружений. Конечно, существует несколько градообразующих и приоритетных проектов развития. К таким относится центр ЭКСПО-2017, который после проведения выставки станет частью жилой и деловой застройки. Второй крупный проект — «Зеленый квартал», который будет построен за «Хан-Шатыром».

В строительстве зданий здесь будут применены передовые энергосберегающие технологии и технологии «умного дома». Другой проект, совсем недавно представленный Главе государств и администрации города, — новый железнодорожный вокзал. Он станет продолжением оси зданий, расположенных по Водно-Зеленому бульвару. Проект включает 430 гектаров и будет состоять из современного вокзала, а также пространства для развития бизнеса.

Стоит обратить внимание, что здесь разместятся не бизнес-центры категории «А», а более бюджетные варианты, которые подойдут для малого и среднего бизнеса. К вокзалу будет подходить линия ЛРТ (легкорельсовый транспорт), которая будет поднята на колонны. Она пройдет через центр города, потом по улице Кабанбай батыра с выходом в аэропорт. Еще один интересный проект — ребрендинг и реконструкция проспекта Орынбор. Район этой улицы в будущем может стать одним из финансовых центров города.

С. Ж: Астана — это уже масштабный проект, который уникален, во-первых, как мега-проект первого Президента РК, блестяще реализованный в предельно короткие сроки. Особое внимание уделяется формированию выразительного архитектурного облика новой столицы Казахстана. Поставлена задача: Астана к 2030 году должна войти в число тридцати самых красивых городов мира. Решение этой задачи осуществляется через конкурсный отбор проектных решений, через привлечение к проектированию и строительству наиболее значимых объектов столицы, лучших архитекторов мира.

В архитектуре Астаны гармонично переплетаются идеи культурных особенностей Востока и Запада. Глава государства неоднократно подчеркивал, что Астана возведена в самом сердце Евразии. Концептуальную основу генерального плана можно назвать одним словом — Гармония. Гармония во всем: в развитии природы и города, в соединении новаторства и традиций, взаимоотношениях человека и городской среды, техники и человека.

Таким образом, для архитектуры Астаны присущи установка на поиск, на инновации, путешествие в духовной сфере. Архитекторы Казахстана, используя предоставленную им возможность, превратили Астану в полигон апробации и генерации новых идей и концепций застройки города.

По словам архитекторов, на среднесрочную перспективу до 2017 года планируется проектирование и строительство уникальных и интересных объектов: административно-жилой комплекс «Абу-Даби Плаза» (75 этажей), новый железнодорожный вокзал, ледовый стадион на 10 тысяч мест, библиотека и фонд Первого Президента, новый городской парк с ботаническим садом, I очередь ЛРТ (аэропорт — новый вокзал), зоопарк, гребной канал, Центр космических исследований, военная академия, многофункциональный центр олимпийской подготовки, Этноаул, новый дворец бракосочетаний, аквапарк (центр семейного отдыха), «Зеленый квартал», комплексная застройка жилищно-гражданского назначения в районе, западнее Хан Шатыр, линейный парк. В перспективе в столице будут построены такие объекты как: новый Дворец «Жастар», казахский драматический театр, русский драматический театр, Дворец единоборств.

С. Ж: К примеру, Аллея тысячелетия в городе Астане находится на стадии своего дальнейшего развития. Сегодня на Аллее тысячелетия с запада на восток расположены важные административные здания и бизнес-центры. В восточном направлении Аллеи Мынжылдык будут построены общественно-жилые комплексы, объекты культуры, образования, здравоохранения, парки, скверы. Далее разместятся такие уникальные объекты, как Этноаул, новый железнодорожный вокзал.

В западном направлении от ТРК «Хан Шатыр» будут возведены общественно-жилые комплексы, объекты социально-культурной инфраструктуры. Соответствующее развитие получит инженерная и транспортная инфраструктура. Утверждена и реализуется Концепция застройки улицы Орынбор. Застройка улицы предлагается семиэтажными зданиями жилого и общественного назначения с ритмично выделенными высотными ансамблями на протяжении всего проспекта. Нижние этажи зданий вдоль проспекта будут выделены под объекты обслуживания населения (в том числе малый и средний бизнес). По фасадной части всех кварталов, выходящих на проспект Орынбор, будут расположены зеленые курданёры. Это такие мини-площади общественного назначения с озеленением, оформленными фонтанами, цветниками и объектами декоративно-монументального искусства, соединяющие внутриквартальные пространства, детские сады, школы с проспектом Орынбор.

Расскажите о проекте Экспо-центра и других зданий, которые планируется построить к выставке 2017 года? Как они впишутся в архитектурный ансамбль и инфраструктуру молодой столицы?

Н. К: Ядром Экспо-центра станет национальный павильон. Рядом с ним будут расположены четыре международных павильона и тематические павильоны. На территории появится большой шопинг-центр, который будет построен по заказу компании Mega Centre. Также неподалеку будут сооружены два современных отеля. Главная наша задача не только подготовить все условия для гостей, которые прибудут в нашу страну на Экспо-2017, но также найти применение этим сооружениям после проведения выставки. Думаю, территория Экспо будет преобразована в новый городской квартал с комплексом жилых и административных построек, а также зеленой зоной опоясывающей ее.

Какая роль будет отведена экологии в новой концепции градостроительства? Появятся ли здания и учреждения, использующие природную энергию?

С. Ж: Как известно, застройка города Астаны ведется в соответствии с проектом корректировки Генерального плана развития города Астаны до 2030 года, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2011 года. В настоящее время в связи с подготовкой к Экпо-2017 завершается корректировка Генерального плана до 2030 года, в которой сохранены основные принципы первоначального генерального плана, разработанного японским архитектором Кисе Курокава и определяющие концептуальные подходы, направленные на создание гармоничной экологической среды.

В проекте содержится раздел 3.1 «Экологические требования», в котором указано, что «Градостроительные мероприятия по улучшению экологической обстановки в генеральном плане носят комплексный характер и связаны с установлением экологически обоснованного зонирования территории, реконструкцией и развитием инженерной инфраструктуры, оптимизацией транспортной инфраструктуры, обеспечением соответствия территорий требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарных норм».

Первый момент, которому хотелось бы уделить внимание — вопросы озеленения городской территории. Они занимают особое место. Озеленение Астаны осуществляется в соответствии с Генеральным планом. Его концепция заключается в формировании «Эко-города», гармонизации процесса урбанизации с природой, создании комфортной для жителей среды. При этом поставлена задача формирования «Зеленых коридоров» или, иначе говоря, пространственной общности массивов озеленения. К тому же, вокруг Астаны в соответствии с Генпланом активно ведется строительство «зеленого пояса».

В результате реализации разработанной концепции озеленения определены так называемые «зеленые клинья», имеющие свое содержание и учитывающие сложившиеся климатические условия, с соответствующей флорой и фауной, заходит со всей территории Казахстана в Астану с учетом сохранения всего имеющегося биоразнообразия. Вся территория города между территориями застройки и прилегающая территория реки Есиль представляет собой озелененные территории, т. е. чередуется территория застройки — зеленый коридор. И, таким образом, зеленые коридоры доходят до центра города, образуя собой непрерывную лесопарковую зону, которая находится в пешеходной доступности от любой застроенной части города. Территория озеленения составляет 37 тысяч га. Это 52% от всей территории города.

С. Ж: Относительно вопроса о том, «появятся ли здания и учреждения, использующие природную энергию» можно сказать, что в целом при проектировании зданий и сооружений уделяется особое внимание применению современных энергосберегающих, энерговозвратных, «зеленых технологий». В этом отношении важно понимание всеми участниками процесса застройки территорий значения «экологичности».

Как вы знаете, действует система рейтинга под названием «LEED». «LEED» — Лидерство в энергетике и экологическом дизайне. Это рейтинговая система как инструмент измерения. Основным принципом строительства в нашем городе является устойчивость. Благодаря правильному управлению дизайном при строительстве зданий — форма зданий должна обеспечивать качественный естественный свет и вентиляцию. Например, крыша — основное возвышение, может состоять из зубчатых брусков, направленных на север и юг, пропускающих дневной свет и собирающих солнечный свет через вмонтированные в нее фотогальванические панели.

В зарубежной практике показана возможность получения огромных преимуществ при инвестировании домов с низким выбросом углеводородов. Такой дом имеет фотогальваническую крышу, с обеспечением 4 kWp энергии, и дает больше электричества в год, чем потребляет. Горячая вода поступает за счет солнечных батарей, и действует пассивная солнечная система отопления. Устойчивые города и населенные пункты в будущем будут представлены только такими зданиями.

Расскажите о проектах нового железнодорожного вокзала и реконструкции международного аэропорта?

С.. Ж: В настоящее время основная ветка железной дороги, в связи с ростом грузовых и пассажирских перевозок, испытывает некоторую перегруженность. Для уменьшения нагрузок и упорядочения грузовых потоков Генпланом предлагается вариант прокладки объездного железнодорожного пути в центральной части промышленной зоны города. Предложенная объездная дорога предположительно освободит подъездные пути от товарных составов, увеличивая эффективность пассажирских перевозок.

На данный момент ж/д вокзал г. Астаны принимает и отправляет 2 117 000 пассажиров в год. Также через вокзал проходят грузовые составы. По прогнозам, пассажирооборот на 2030 год будет составлять 3 704 750 пассажиров в год. Проектом корректировки Генерального плана города Астаны до 2030 года предусмотрено изменение местоположения нового железнодорожного вокзала. Новый железнодорожный вокзал с пропускной способностью до 35 тысяч пассажиров в сутки будет расположен в трех километрах восточнее Монумента «Қазақ Елі», на восточной стороне Аллеи Мынжылдык.

Предлагаемый вариант обеспечивает оптимальную транспортную связь с основными градостроительными узлами столицы посредством малой кольцевой дороги, строительство которой будет завершено в среднесрочный период. Вокзал предусмотрен для пассажирских скоростных перевозок с общей площадью размещения вокзального комплекса 95 га, причем подъездные пути на протяжении 4,5 км проходят в надземном исполнении на опорах по территории зеленого коридора.

Международный аэропорт Астаны также подвергнется модернизации. Рядом со старым терминалом появится новый. В настоящее время проектная мощность существующего пассажирского терминала составляет 750 пассажиров в час, грузового — 600 тонн в сутки. В связи с нарастающим пассажиро- и грузопотоком к 2017 году планируется увеличить производственную мощность аэропорта по грузовому терминалу — до 1000 тонн в сутки.

В настоящий момент пассажиропоток Международного аэропорта г. Астаны составляет 2.6 млн. пассажиров в год. Сейчас по пассажирообороту аэропорт относится ко второму классу. Площадь аэропорта второго класса должна составлять 600 га. По прогнозам на 2030 год пассажирооборот составит около 8 млн. пассажиров в год. Он будет относиться к первому классу. Площадь аэропорта первого класса должна составлять уже 1050 га.

Какие меры согласно Генплану будут приняты для улучшения транспортной системы города?

Н. К: Транспортные проблемы, безусловно, являются для нас самыми важными. Думаю, в ближайшее время транспортная система будет оптимизирована. Но нужно не просто решать эти проблемы, а стараться предотвратить их появление еще на этапе проектирования. Для этого необходимо четко разделять районы бизнес-центров и жилую застройку.

С. Ж: Исходя из необходимости обеспечения комфортной доступности всех территорий города и пригорода, достижения экологической безопасности транспорта, Генеральный план предусматривает: ускоренное развитие улично-дорожной сети, строительство мостов и развязок, открытых и закрытых автостоянок, совершенствование организации дорожного движения; обеспечение эффективного взаимодействия индивидуального и общественного пассажирского транспорта с сохранением приоритета в перевозочном процессе массовых видов общественного транспорта; внедрение скоростного легкого рельсового транспорта (ЛРТ); совершенствование и интегрирование городской и пригородной транспортных систем.

Для решения комплекса проблем, связанных с быстрым ростом автомобилизации предусматривается: увеличение плотности улично-дорожной сети за счет строительства и реконструкций как магистральных, так и местных улиц в новых и реконструируемых районах; увеличение протяженности магистральных улиц, в том числе реконструкция и строительство малой кольцевой автодороги и «системы трех параллельных улиц»; строительство развязок, эстакад, путепроводов, пешеходных переходов; строительство мостов через реки, путепроводов через железную дорогу для уменьшения разобщенности территории города; создание эффективных автоматизированных систем информации, управления, контроля и регулирования движения транспорта и пешеходов (ЦУТ); создание системы перехватывающих стоянок, въездных многофункциональных комплексов (терминалов), грузовых сортировочных авто и ж/д станции, автопарки в шести запланированных районах и другие меры, которые помогут оптимизировать транспорт.

За подготовку материала выражаем большую благодарность «Управлению архитектуры и градостроительства города Астаны», а также ТОО «НИПИ Генплан города Астаны». При подготовке материала использована книга А. Ф. Дубицкого «Город на Ишиме», а также статьи с сайта «Управления архивов и документации города Астаны».

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000