Судьба человека Эльвира Абдусалямова 27 июля, 2016 10:00

Судьба человека: хранитель культуры

Судьба человека: хранитель культуры
Фото: Ринна Ли
Бекадил Баракат почти 30 лет своей жизни посвятил музею. Узнав, чем ранее занимался наш герой, нам было сложно представить, что судьба его однажды привела к сокровищнице произведений искусств… Сегодня мы расскажем вам именно о нем.

Бекадил Баракат
Бекадил Баракат

Бекадил Шоптыбаевич родился в Костанайской области.

— Я рос в сельской местности. После десяти лет школы работал в сельском хозяйстве: был пастухом — пас овец, на тракторе работал механизатором. Отец рано ушел из жизни — в 41 год, — а я из семи детей был самым старшим, поэтому мне было не до учебы… Потом уехал в Караганду устраиваться на работу до призыва в армию. Мне тогда сделали в этом исключение.

— Я работал в милиции, прошел первоначальную подготовку работников милиции в Темиртау. Трудился в управлении внутренних дел Караганды на патрульно-постовой службе. Тогда я получил отсрочку от армии на пять лет, но старшие посоветовали сразу отдать долг Родине — отслужить, а потом уже учиться и работать. Так я и поступил.

Наш герой был призван в армию на срочную службу в Алматы. Два года он прослужил в армии, а перед окончанием как хорошему солдату и спортсмену ему предложили остаться на контрактной службе.

— Помню, тогда только открывался институт прапорщиков. Прошел трехмесячные курсы и восемь лет проработал на должности сначала инструктора, а потом секретаря комитета комсомола войсковой части. Я выступал с отчетами о проделанной работе перед комсомольцами, и каждый год они выбирали меня своим вожаком. К слову, комсомольская молодежная организация тогда насчитывала 600 человек.

За время службы в армии Бекадила Бараката избирали депутатом Ленинского районного совета народных депутатов города Алматы. Он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана, юбилейной медалью «60 лет ВС СССР», нагрудным знаком ВВ МВД СССР «За отличие в Службе». Получил высшее образование в КазГУ (ныне КазНУ им. аль-Фараби — прим. авт.) на историческом факультете.

— После увольнения в запас работал в Министерстве социального обеспечения и защиты старшим инспектором отдела организационной работы и кадров. Затем, по направлению партийных органов, в профтехучилище — заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Работали мы хорошо, а потом наступили страшные декабрьские события… Начали искать виноватых: почему молодежь пошла на демонстрации, в какой момент мы упустили воспитательную работу среди учащихся. Директоров и ректоров университетов оставили в покое, а всех заместителей по учебно-воспитательной работе попросили.

— Дали выбор: партия или работа. Мы очень дорожили членством в КПСС как честью и совестью нашей эпохи, потому что искренне верили и служили, хотели вместе добиться строительства коммунизма и установления социальной справедливости в нашем обществе. Поэтому пришлось по собственному желанию уволиться. Сложно было найти работу из-за тех событий, но в 1987 году я пришел в музей искусств имени Кастеева, и с того времени — а это почти 30 лет — считаю себя музейщиком.

За такое внушительное количество времени Бекадил Шоптыбаевич успел поработать во многих музеях, но вернулся в свой любимый — в Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева.

— Когда только устроился в музей, работал начальником отдела кадров, потом стал заместителем директора. Через некоторое время перевелся в Центральный Государственный музей, где трудился целых восемь лет заместителем директора по выставочной работе. Затем работал в Музее истории города Алматы заместителем директора по научной работе, а в 2008-м по приглашению вернулся сюда.

Должности Бекадила Бараката в разных музеях отличались друг от друга, поэтому мы попросили его пояснить детали.

— Основное предназначение научных сотрудников — заниматься изучением музейных предметов, их научным описанием, которое отражается в специальной карточке, так как каждый предмет имеет свое происхождение, авторство, пребывание на выставках и т. д. Специалисты пишут историю картины, легенду, как тот или иной экспонат попал в музей, как создавался. Научные сотрудники, на мой взгляд, получают от своей работы двойное удовольствие, потому что не просто любуются картинами, но и, изучая их, познают лучше окружающий нас мир, уходят в состояние глубоких философских размышлений.

— Экспозиционно-выставочная работа — это результат научно-исследовательской работы целого коллектива музея. Появляется замысел, идея по созданию экспозиции или выставки, и специалисты отражают это на бумаге в виде научной концепции, разрабатывают ее тематическую структуру и тематико-экспозиционный план. К их работе подключаются хранители фондов, а при необходимости — и реставраторы. И только потом — экспозиционеры, художники-дизайнеры, сценаристы и прочие специалисты. В нашем музее, в отличие от исторических и других по профилю музеев, выставляются работы художников в подлиннике, которые в силу своего достоинства имеют выдающееся значение и высокую культурную и художественную ценность для общества как источник познания и раздумий. Именно в этом цель организации и проведения выставок и экспозиции.

Бекадил Шоптыбаевич принимал участие в создании экспозиций для Президентского центра культуры в Астане, для Дворца Независимости, для Центрального Государственного музея РК, для Музея истории города Алматы.


На выездной выставке в Пекине
На выездной выставке в Пекине

— За время работы в музеях я писал научные концепции для некоторых музеев города — в частности, для Академии транспорта и коммуникаций и для Мемориального музея Д. Кунаева, для Музея науки Академии наук РК.

— Но создать экспозицию — это одно, ее еще нужно популяризовать. Для этого в музее руководителями научных центров и кураторами выставок проводятся инструктивные занятия с экскурсоводами и молодыми сотрудниками по методике проведения экскурсий. Желательно, конечно, чтобы экскурсовод владел тремя языками: казахским, русским и английским. По моим наблюдениям, лучше всего на работу брать преподавателей: у них своя методика преподавания предмета, они хорошие рассказчики.

— Мы всегда подчеркиваем, что экскурсия — это театр одного актера. От того, как экскурсовод преподнесет экскурсию посетителю, зависит, придет ли тот еще раз. Музей — не только культурно-образовательный и просветительский центр, но и место культурного досуга, где организовываются различные встречи с интересными личностями, проводятся мастер-классы, музыкальные вернисажи, читаются лекции по истории искусства... Некоторые наши экскурсоводы действительно пользуются популярностью: гости записываются именно на их экскурсии, интересуются, когда они будут работать.


С коллегами на повышении квалификации в Санкт-Петербурге
С коллегами на повышении квалификации в Санкт-Петербурге

— Музей — это храм муз: все предметы — будь то живопись, графика, скульптуры, документы, изделия ювелирного или декоративного искусства — все, что попадает в музей, находит здесь свое пристанище не на определенный период, а на века! Музейные фонды — это святая святых, потому что музей является хранилищем человеческой культуры, источником знаний и мудрости.

Сейчас наш герой занимает должность заместителя директора по общим и организационным вопросам.

— Наша работа заключается в обслуживании: чтобы все инженерно-техническое оборудование работало бесперебойно, обеспечивало уют и комфорт для музейных предметов в фондохранилищах и для экспонатов во всех 14 экспозиционных залах. Мы занимаемся поддержанием порядка и чистоты на территории и внутри здания, обслуживаем и проводим профилактические работы инженерно-технического оборудования, в том числе охранной и пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения, обеспечиваем охрану объекта и недопущение посягательств недоброжелателей. Это все очень важно, но самое главное — то, что находится внутри музея: экспонаты. Это наша главная забота.

В год в музее проходит более 50 персональных выставок художников разных стилей и направлений. К каждой из них сотрудники музея вместе с Бекадилом Шоптыбаевичем подходят с особой ответственностью.

— Конечно, для каждого произведения искусства существует своя норма, но также есть оптимальная температура воздуха, +18–20 Со, и относительная влажность влажность — 50–55%. Заданный ТВР (температурно-влажностный режим — прим. авт.) обеспечивается кондиционированием воздуха.

— Наш музей уникален тем, что в Казахстане это первое стационарное заведение, которое специально построено для художественного музея. Хоть он и оказался долгостроем — на создание ушло около 10 лет, — он отличается от других музеев не только интересным внешним видом, но и своей функциональностью. Только представьте: здесь хранится 25 000 экспонатов — для художественных музеев это довольно большая коллекция. Из этого огромного количества мы выставляем напоказ только 30%. Периодически мы меняем экспозиции для обогащения наших гостей знаниями и чувством прекрасного.


Фонд прикладного зарубежного искусства
Фонд прикладного зарубежного искусства

Экспонаты, которые пока не выставляются, бережно содержатся в хранилищах с необходимым температурно-влажностным режимом.


Хранилище картин
Хранилище картин

— Ни одна работа у нас не стоит на земле: все хранится на специальных стеллажах, в том числе предметы ткачества, кожаные изделия, конское снаряжение, оружие и так далее. 

— В мире мы первые возвели над вводным залом стеклянную пирамиду. Она несет в себе много информации: связь с космосом, таинственность, энергетику…

Каждый день Бекадил Шоптыбаевич обходит все залы четыре раза: утром, перед обедом, после обеда и перед уходом домой. В такие моменты ему не до созерцания прекрасного, однако и у нашего героя есть любимая работа.


Картина А. Кастеева «Долина Таласа»
Картина А. Кастеева «Долина Таласа»

— Моя любимая картина принадлежит кисти Абылхана Кастеева. Она называется «Долина Таласа» и была создана в 1970 году. Для меня это ностальгия по тем временам, когда я сам работал в степи, пас овец. Люблю прийти в мемориальный зал А. Кастеева и созерцать эту работу.


Фрагмент картины А. Кастеева «Долина Таласа»
Фрагмент картины А. Кастеева «Долина Таласа»

— Я считаю, что вечно можно смотреть на три вещи: на огонь, на воду и на картину…


С супругой Назией
С супругой Назией

У Бекадила Бараката есть любящая семья: супруга Назия, которая трудится преподавателем английского языка в школе, сын Ерлан и дочь Мадина.


С супругой и детьми
С супругой и детьми

— Дети уже взрослые: сын подарил нам троих внуков, работает мебельщиком, а дочь трудится менеджером в крупной компании KazTransCom.

Несмотря на то, что наш герой с головой отдался музейному делу, он очень любит заниматься спортом: волейболом, футболом, легкой атлетикой. Спортивное прошлое благоприятно сказывается на здоровье Бегадила Шоптыбаевича, ведь даже сегодня он поддерживает себя физическими упражнениями.

— Кем бы я был, если не музейщиком? Не знаю, чем бы день-деньской занимался… Наверное, я бы работал в школе преподавателем истории.

Все, кто работает в музее, считают себя музейщиками вне зависимости от занимаемой должности. Для нас это великая честь — трудиться в музее имени Абылхана Кастеева и быть причастными к музейному делу.

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000