Судьба человека Святослав Антонов 10 июля, 2017 12:00

Судьба человека: Дергая за нитки

Судьба человека: Дергая за нитки
Фото: Из архива кукольного театра
Сегодня мы расскажем вам о человеке, который посвятил большую часть своей жизни работе в кукольном театре. Своей нелегкой работой он радовал и смешил не одно поколение юных зрителей. Наш герой — Заслуженный артист КазССР Сагынбек Бейшенов.

Профессия артиста многогранна и непредсказуема. Некоторые не сходят с экранов и являются кумирами зрителей. Многие театральные актеры мало известны широкой аудитории, но узнаваемы и почитаемы истинными любителями театра. Публичная известность не всегда сопровождает актерскую судьбу. Есть люди, посвятившие себя озвучиванию и дубляжу иностранных фильмов. Мы хорошо знаем их голос, но вряд ли сможем узнать в толпе. Наш герой на протяжении всего своего творческого пути был мало известен зрителю, но многие в детстве видели его роли. Сагынбек Асанович Бейшенов — старейший артист Государственного кукольного театра.

Детство нашего героя пришлось на тяжелые военные годы. Сагынбек Асанович родился 10 апреля 1940 года в селе Кордай Алматинской области. Война стерла яркие воспоминания о раннем детстве, остались лишь тяжелые ощущения, в которые не хочется углубляться. В конце сороковых годов жизнь стала полегче, но тут семью Бейшеновых постигла новая беда. В 1949 году умерли родители Сагынбека Асановича, и он остался круглым сиротой. В дальнейшем его воспитывали дедушка по материнской линии и старшая сестра.

С раннего возраста будущий артист мечтал заниматься творчеством. Одним из его любимых школьных предметов стала музыка, к тому времени он уже неплохо играл на домбре и пел народные казахские песни.

— Мы жили на границе с Киргизией. Часто общались с соседями, именно там я впервые услышал звуки домбры и народные песни. Сначала слушал, потом и сам понемногу стал играть, — вспоминает Сагынбек Асанович.

По окончании школы наш герой твердо решил стать артистом. В конце 50-х годов Бейшенов поступил в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Здесь в 1955 году народный артист КазССР А. Т. Токпанов впервые открыл театральный факультет. В 1977-м на базе факультета был создан театрально-художественный институт (сейчас Академия им. Жургенова).

Студенческие годы пролетели практически незаметно. Сагынбек Асанович вспоминает, что они много репетировали, ставили спектакли, на факультете царила творческая атмосфера. Окончив казахское отделение актерского факультета, Бейшенов получил направление в алматинский ТЮЗ.


Сагынбек Бейшенов с семьей
Сагынбек Бейшенов с семьей

В ТЮЗе молодой актер проработал несколько лет. Он играл в спектаклях, поставленных по мотивам казахских народных сказок. Репертуар театра был довольно разнообразным, помимо сказок здесь ставили спектакли по произведениям советских и мировых драматургов, рассчитанные на подростков и взрослых зрителей. На сцене театра Сагынбек Асанович познакомился со своей будущей женой, она пришла туда в качестве зрительницы и наблюдала за его игрой. После спектакля состоялось случайное знакомство, которое закончилось многолетним и счастливым семейным союзом.


Здание ТЮЗа
Здание ТЮЗа

Многие коренные алматинцы старшего поколения хорошо помнят старое, ныне сгоревшее здание ТЮЗа, находившееся на пересечении Коммунистического проспекта и улицы Калинина (ныне угол проспекта Абылай хана и улицы Кабанбай батыра). Здесь под одной крышей соседствовали русская и казахская труппы ТЮЗа, а также Государственный театр кукол. Кукольный театр часто испытывал нехватку молодых артистов. Особая специфика не позволяла актерам быть на виду у зрителей, их редко узнавали на улицах, они часто не получали широкого зрительского признания. Частично это компенсировалось различными материальными благами — например, внеочередным получением жилплощади.

В 1966 году руководитель казахской труппы кукольного театра заметил молодого и талантливого Сагынбека Бейшенова и сразу предложил ему сменить амплуа и поработать на их сцене. Решение далось артисту очень непросто: он, как и многие, видел себя известным актером, мечтал о творческой карьере. С другой стороны, хотелось попробовать чего-то нового и необычного.

Сагынбек Асанович не скрывает, что одним из главных мотивов стала перспектива быстрого получения квартиры в Алматы. Он тогда уже был семейным человеком и остро нуждался в жилье. В конце концов он решил попробовать и поработать несколько лет. Тогда актер вряд ли представлял себе, что это станет для него делом всей жизни, он искренне полюбит своих кукол и весь свой творческий путь пройдет в качестве артиста кукольного театра.

Игра в кукольном театре сильно отличалась от всего, что актеру приходилось делать раньше. Здесь присутствуют своя техника и специфика, необходимо освоить навыки управления куклой, с помощью палочек и ниток имитировать движения и эмоции. При этом актер должен играть роль, ведь зритель слышит его голос, смех или плач. Сагынбек Асанович вспоминает, что поначалу ему всё это давалось очень непросто. Тяжелый труд и долгие репетиции под руководством главного режиссера позволили ему стать настоящим мастером и ведущим артистом кукольного театра.

Постановка новых спектаклей в кукольном театре была очень сложным делом и занимала много времени. К каждой пьесе создавались новые куклы. Актеры театра использовали разные модели кукол: верховые управлялись рукой артиста, тростевые — специальными механизмами, планшетные куклы с помощью кукловода могли даже самостоятельно ходить по сцене.

При театре была своя бутафорская мастерская, в которой работали художники. Они сначала рисовали эскизы будущих героев. После утверждения эскизов режиссером начиналась работа по изготовлению кукол. Каждая кукла делалась вручную и была уникальной. В зависимости от персонажа и его роли в пьесе прорабатывался механизм движения и мимики.

Куклы, появляющиеся эпизодически, имели более простую конструкцию. Куклы, задействованные в главных ролях, двигали руками и ногами, у них открывались рот и глаза. Со стороны они выглядели, как живые. Чтобы управлять такой куклой, необходимо было иметь филигранное мастерство. Для артистов работа над новым спектаклем начиналась с репетиций без кукол. Сначала они отрабатывали фразы и звуки спектакля, вживались в роли. Потом начинались индивидуальные репетиции, на которых вырабатывалась техника взаимодействия артиста и куклы. И лишь потом, в ходе совместных репетиций, ставился сам спектакль. 


Сагынбек Бейшенов с коллегами по кукольному театру
Сагынбек Бейшенов с коллегами по кукольному театру

В советское время труппа театра делилась на две группы — казахскую и русскую. В свою очередь группа условно была разделена на две бригады, молодежную и более опытную, состоявшую из артистов, проработавших в театре более десяти лет. Каждая актерская бригада состояла из восьми человек. Мужчин и женщин было примерно поровну. На некоторые большие спектакли артистов не хватало, и приходилось играть сразу несколько ролей. В зависимости от масштаба гастролей, на них могла выехать либо вся труппа, либо одна из групп или бригад. Молодые актеры играли в основном детские сказки, опытные артисты принимали участие в спектаклях, поставленных по произведениям казахской и мировой классики. 

В середине 80-х годов театр отпраздновал новоселье. Ему передали историческое здание в центре города. Бывшее здание национальной филармонии «Казахконцерт» имело собственную небольшую сцену и прекрасно подошло для нужд кукольного театра. К сожалению, радость была недолгой: через некоторое время в здании случился пожар. Деревянные конструкции выгорели практически дотла. Некоторое время Театр кукол не имел постоянной прописки. Труппа размещалась в городском Доме пионеров, а спектакли ставились на различных свободных площадках.


Современное здание кукольного театра
Современное здание кукольного театра

В 2013 году была проведена капитальная реконструкция здания, и театр снова обрел крышу над головой. На сегодняшний день в новом реконструированном здании имеются два зала: большой, на 215, и малый — на 50 человек.


С артистами кукольного театра Бишкека
С артистами кукольного театра Бишкека

Казахский Государственный театр кукол неоднократно становился лауреатом всесоюзных фестивалей. В 1975 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек), в 1969 и 1989 годах в Ташкенте театр получал дипломы. Фестиваль во Фрунзе особенно запомнился Сагынбеку Асановичу. В Алматы он привез диплом за роль ослика в детской сказке.

— Кукла была очень маленькой, и с ней действительно было сложно работать, однако мне хорошо удавалось подражать голосу. Я так вжился в роль, что мог очень натурально изобразить ревущего осла, — шутит наш герой.


Коллектив кукольного театра и театральный режиссер Аскар Токпанов
Коллектив кукольного театра и театральный режиссер Аскар Токпанов

Театр кукол имел очень плотный гастрольный график. Артисты постоянно ездили по Казахстану и соседним республикам. Сагынбек Асанович вспоминает о нескольких гастролях по Узбекистану, во время которых они посещали Ташкент, Самарканд и Бухару. Несмотря на частые командировки, артисты очень любили гастроли. Зарплата в театре была небольшой и в среднем составляла всего 180 рублей. Даже по советским меркам это было очень немного. На гастролях дополнительно платили суточные и командировочные. При должной экономии за несколько месяцев гастролей артист мог скопить и привезти домой солидную сумму.

Сагынбек Асанович рассказывает о гастрольных турах театра:

— За годы работы в театре я в буквальном смысле объездил весь Казахстан. Я говорю не только о крупных городах, таких как Шымкент, Караганда, Уральск. Мы были практически в каждом областном центре, в каждом районе, отделении и ауле. Несмотря на плохие дороги и погодные условия, мы добирались до самых отдаленных уголков нашей республики. В некоторых населенных пунктах проживало по 10–15 человек и было всего несколько детей. Тем не менее мы давали там полноценный спектакль. Как правило, в день мы устраивали два спектакля: днем шла пьеса для детей, а вечером — более серьезные произведения для взрослых. Во время гастролей по дальним районам и аулам, помимо спектаклей, проводились настоящие концерты. Люди там были не избалованы визитами артистов, поэтому одного кукольного спектакля им было мало. «Вы же артисты, должны уметь петь и танцевать, вот и устройте нам концерт после спектакля», — говорили они нам. Нам приходилось вспоминать свои навыки, кто-то пел, кто-то читал стихи или танцевал. Я всегда брал с собой домбру и мог сыграть множество народных песен. 

Сагынбек Асанович неоднократно выступал на площадках Алматы в качестве музыканта и исполнителя народных песен. Такие концерты проходили во Дворце республики и зале Государственной филармонии.

В 1981 году труппа кукольного театра отправилась в большие зарубежные гастроли. Театр посетил Индию, Пакистан, Вьетнам и Камбоджу. Во всех этих странах артистов принимали очень тепло, а на спектаклях был полный аншлаг. В каждой стране к гастролирующему театру был прикреплен специальный переводчик, который внимательно изучал репертуар и тексты пьес. Во время спектаклей он синхронно переводил реплики актеров. Несмотря на эти языковые сложности, гастроли имели большой успех, в залы приходило так много юных зрителей, что приходилось ставить дополнительные стулья.

Во время зарубежных гастролей происходили любопытные и курьезные случаи. Например, в Камбодже к театру была приставлена вооруженная охрана, даже в магазин или на базар артисты ходили в сопровождении людей с автоматами. Из дальних поездок всегда хотелось привезти побольше подарков родным и близким. В местной валюте артисты получали очень мало, зато были неплохие суточные, предусмотренные на питание. Эти деньги, конечно, тратились на вещи, которые сложно было купить в Советском Союзе. Чтобы сэкономить, артисты везли с собой мясные и рыбные консервы из расчета одна банка на день гастролей.

— Таким образом, на месячные гастроли во Вьетнам я взял с собой 30 банок консервов. Получился целый чемодан. Весь месяц питались консервами с хлебом. Зато, вернувшись домой, смогли порадовать свои семьи.

В 1988 году Сагынбек Асанович получил звание заслуженного артиста КазССР. К тому времени он проработал в театре уже более двадцати лет и имел за плечами множество главных ролей в ведущих спектаклях. В казахской труппе театра он первым был удостоен этого почетного звания.

Бейшенов внес большой вклад в подготовку молодых артистов. В то время не было специального факультета по подготовке актеров кукольного театра. Молодые люди приходили в театр со студенческой скамьи и учились по ходу постановки спектаклей. Сагынбек Асанович охотно делился с ними накопленным опытом. Как он говорит: «Ставил им руку, чтобы они могли правильно держать кукол и управлять ими».

В 1996 году Сагынбек Асанович Бейшенов был вынужден уйти из любимого театра на заслуженный отдых. Покидать родную сцену было тяжело, но подводило здоровье. Сказались постоянные гастроли, частые перелеты и переутомление. Сердце старого артиста уже не выдерживало физических и эмоциональных нагрузок, он пережил несколько инфарктов. Сегодня ветеран сцены находится на пенсии, занимается внуками и правнуками. Часто вспоминает театр и своих кукол, которые в его руках обретали жизнь и дарили людям радость.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000