Эксперимент Святослав Антонов 13 ноября, 2015 14:00

Эксперимент: Как работает система «ОҢАЙ»

 Эксперимент: Как работает система «ОҢАЙ»
Фото: Мухтар Жиренов
Неделю назад мы проводили опрос среди горожан относительно их мнения об удобстве электронной системы оплаты проезда «ОҢАЙ». Выяснилось, что большинство из них еще не пользовались транспортными картами. Мы решили самостоятельно протестировать работу новой системы, пройдя весь путь от покупки карты до сдачи ее обратно и получения залоговых средств.

Начать я решил с покупки транспортной карты. На сайте системы указано, что ее можно приобрести в сетях киосков Караван, Бинго, Номад Пресс, Дауыс. Однако далеко не в каждом из них вместе с картой дают фискальный или хотя бы товарный чек. Без этого у человека, приобретающего карту, нет возможности вернуть ее, получив назад залоговую стоимость в размере 320 тенге (цена карты 400 тенге, из них 80 тенге — оплата одной поездки). Эта опция создана для гостей города, приезжающих в Алматы всего на несколько дней, а затем желающих вернуть карту.

В первом киоске карты были, но чек мне выдавать отказались.

Подойдя к следующему газетному киоску популярной сети Караван, я ожидал такого же результата, однако после небольших переговоров продавщица все же согласилась выдать мне товарный чек со словами: «У меня чеков мало. Дам, конечно, но всем покупателям карты я их не даю».

Карта приобретена, но я решил проверить еще один киоск. В газетном ларьке сети Дауыс мне заявили, что карты они больше не продают.

В сети Номад Пресс не просто продают карты, но и с охотой готовы были напечатать фискальный чек.


Контролер системы «ОҢАЙ»
Контролер системы «ОҢАЙ»

Помимо газетных киосков, еще одним каналом распространения карт являются контролеры. Ребята в желтых жилетах с радостью готовы продать карту, и чеки у них имеются.


Товарный и фискальный чек на приобретение транспортной карты
Товарный и фискальный чек на приобретение транспортной карты

Теперь у меня есть две карты и два вида чеков. Посмотрим, примут ли у меня с ними карту обратно в конце эксперимента.


Карта «ОҢАЙ» и инструкция к ней
Карта «ОҢАЙ» и инструкция к ней

Начнем вскрытие карты, приобретенной на остановке. В комплекте с ней идет интуитивно понятная инструкция, богатая картинками. Даже школьник способен разобраться в основных принципах работы карты «ОҢАЙ».

Лицевая часть карты покрыта защитной фольгой. Перед использованием ее необходимо снять. Я уже ранее приобретал карту, и тогда после снятия фольги она оставалась липкой от остатков клея. В этот раз никакого клея не было, и лицевая сторона карты после снятия защитного слоя осталась чистой.

Приступаем к пополнению баланса на карте. Сейчас это можно сделать через терминалы QIWI. Благо, рядом оказался один из них. На дисплее терминала достаточно четко видна ссылка на раздел пополнения баланса карты «ОҢАЙ».


Пополнение баланса карты через терминал QIWI
Пополнение баланса карты через терминал QIWI

Перед пополнением баланса необходимо ввести последние восемь цифр из тех, что написаны на обратной стороне карты.

Далее процедура достаточно стандартная и похожа на любой другой платеж через терминал.

После внесения денег на экране отобразилась сумма и количество поездок, которые я могу на нее совершить.


Проверка баланса через терминал
Проверка баланса через терминал

Прождав минут десять, решил узнать, поступили ли деньги, и заодно протестировать систему проверки баланса. К сожалению, никакой отдельной кнопки для этого мне найти не удалось.

Чтобы еще раз убедиться в том, что она должна быть, решил зайти на сайт системы «ОҢАЙ». К слову, мобильная версия сайта достаточно удобна в использовании.

Решил снова проверить средства, повторно совершив процедуру пополнения счета. Тут-то и отобразился мой баланс. Карта была готова к использованию. Стоит отметить, что, возможно, мне повезло, и счет пополняется не всегда так быстро. Одна из моих подруг рассказывала, что после того, как она закинула деньги, баланс ее карты не пополнялся даже в течение часа. В справочной службе «ОҢАЙ» ей сказали, что система зависла, и вообще лучше пополнять баланс за сутки до использования.

Сажусь в первый автобус. Это 22-й маршрут, которым заведует частная транспортная компания. Автобус из числа старых, где даже валидаторы не были установлены.

Тут первое разочарование. Терминал оказался перевязан полиэтиленовым пакетом, а на экране красовалась надпись о том, что он заблокирован.

Поинтересовался работой терминала у водителя. Он ответил, что в этом автобусе он запустится не раньше конца декабря.

Позже, войдя в другой автобус этого же маршрута, наблюдал такую же картину. Здесь на терминале была видна надпись, что он ожидает связи с мастером. Возможно, тут что-то «химичат» сами водители, ведь в третьем автобусе маршрута № 22 мне все-таки удалось найти работающий терминал.

Пересаживаюсь в газовый муниципальный автобус — маршрут № 80.


Сообщение о неудачной попытке повторной оплаты проезда
Сообщение о неудачной попытке повторной оплаты проезда

Здесь оба терминала оказались рабочими. Оплата прошла отлично, достаточно было только приложить карту к нижней части терминала.

Решив узнать, можно ли произвести оплату повторно, убедился, что этого сделать нельзя. Как мне объяснили, нельзя заплатить второй раз в течение 10 минут. Также невозможно оплатить одной картой проезд двух человек.

Встретил в автобусе еще нескольких человек с картами, высказывающихся о работе системы весьма положительно.

В уголке автобуса весьма символично лежала лента бумажных билетов. Кажется, их вид не менялся уже многие десятилетия. Скоро такие билеты превратятся в музейные экспонаты.

Пересаживаюсь на следующий маршрут. Это троллейбус № 25. Тут система также сработала хорошо.

Я решил проехать длинный участок маршрута по проспекту Абая от улицы Желтоксан до улицы Момышулы, чтобы посчитать, сколько раз за это время меня проверят контролеры.

На середине пути в автобус вошли контролеры. Девушка, увидев у меня карту, даже не хотела ее проверять, но я настоял на этом.

Процесс проверки оплаты проезда не занимает много времени. Контролер прикладывает свою карточку к терминалу, затем к небольшому аппарату, похожему на POS-терминалы в супермаркетах. После этого она прикладывает к нему карты пассажиров и узнает о факте оплаты.

На всем оставшемся отрезке маршрута контролеры больше не заходили в этот автобус. При этом за несколько дней до того на этом же отрезке пути меня проверили трижды.

Пересаживаемся в следующий автобус. Это маршрут № 95.

Оплата здесь проходит успешно, но у пенсионера, стоящего рядом со мной, не получается оплатить проезд. Терминал показывает ошибку. Возможно, карточка просто оказалась по какой-то причине испорченной.


Поездка на троллейбусе № 5
Поездка на троллейбусе № 5

Сажусь на еще один длинный маршрут. Проезжаю на троллейбусе № 5 от улицы Саина до проспекта Абылай хана. Удивительно, но за все это время контролеры сюда не зашли ни разу. Оплата, однако, снова прошла успешно. Пока ехал, со мной заговорили пара пенсионеров. Они рассказали, что социальную карту получить трудно из-за больших очередей в районных Центрах обслуживания населения.

Пересел в еще один старый автобус — маршрут № 127, идущий по улице Фурманова. Здесь с терминалом снова не было никаких проблем.

Доехав до станции метро «Жибек Жолы» решил окончательно развеять сомнения относительно того, заработала ли система «ОҢАЙ» в метро.

Терминалы для оплаты проезда с помощью карточки уже установлены на турникеты, но они пока не работают. Работники метрополитена заверили, что система будет работать в декабре.


Сообщение об окончании баланса
Сообщение об окончании баланса

Баланс карточки подошел к концу, а я решил проверить, как на это отреагирует терминал. На экране высветилось сообщение с довольно странным текстом: «Карта в стоп-листе. Обслужена не будет». Такое сообщение может ввести пассажира в заблуждение. На мой взгляд, простого «Ваш баланс подошел к концу» было бы достаточно.

Пришло время сдавать карточку. Обойдя несколько киосков, понял, что в них у меня ее не примут. В киоске сети Караван меня отсылали в их главный офис.

В конце концов добрался до того киоска, где я покупал карту тем же утром. Здесь, после долгих переговоров с руководством, продавец направил меня в офис «Алматыэлектротранс». В вышеназванном учреждении мне заявили, что к картам «ОҢАЙ» они не имеют никакого отношения. Позвонив в справочную службу, выяснил, что карточку пока можно сдать только в офисе ТОО «Транспортный холдинг города Алматы», расположенном по адресу ул. Рыскулбекова, 33/1.


В офисе транспортного холдинга Алматы
В офисе транспортного холдинга Алматы

Здесь меня приняла внимательная сотрудница, выслушала мою историю о том, что я хочу отдать карточку, потому что переезжаю в другой город. На мое замечание, что одна точка возврата карты в городе — это маловато, она ответила, что скоро в разных районах Алматы появится несколько пунктов, где можно будет приобрести и сдать карточку.

Для возврата карты необходимо иметь с собой чек и удостоверение. Процесс копирования всех документов и заполнения заявления занял около 15 минут. После этого сотрудники компании были готовы вернуть мне залоговые средства. На этом эксперимент был успешно завершен.


Рифат Абдураманов
Рифат Абдураманов

Чтобы подробнее узнать о целях появления «ОҢАЙ», ее работе и трудностях при внедрении этой системы, мы взяли несколько комментариев у акционера и члена наблюдательного совета ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» Рифата Абдураманова.

VOX: Расскажите о целях внедрения транспортных карт «ОҢАЙ». Чем была плоха старая система оплаты через валидаторы?

— Нужно понимать, что основная наша задача — не введение электронного билетирования, а реформирование транспортной системы города в целом. Чтобы разработать стратегию развития общественного транспорта, городские власти должны иметь данные о пассажиропотоках на различных маршрутах и объеме рынка транспортных услуг. Сейчас у нас таких данных нет, и получить их иначе, как введя подобную систему, нельзя. «ОҢАЙ» позволит собирать информацию о работе общественного транспорта в режиме реального времени. С помощью системы можно будет узнать, сколько автобусов или троллейбусов нужно на том или ином маршруте, вычислить оптимальный интервал их движения, в какое время наблюдается наибольший приток пассажиров, какого размера и типа автобусы лучше закупать. Мы стремимся к тому, чтобы общественный транспорт стал самым быстрым, комфортным и дешевым способом передвижения по городу. Зимой в автобусах не должно быть холодно, летом — жарко, из точки А в точку Б пассажиры должны добираться быстро, сидя на сиденьях, а не еле двигаться, теснясь, словно селедки в бочках. По сути система электронного билетирования — это первая ласточка в реализации этого проекта.

VOX: Почему система не была внедрена сразу?

— Нам было нужно время, чтобы оформить и раздать все льготные карты. Как известно, есть несколько категорий пассажиров, для которых действуют льготные условия оплаты проезда — это школьники, студенты, пенсионеры и ветераны ВОВ. В отличие от единой транспортной карты, льготные будут персонифицированы, в них имеется фото и данные владельца. Чтобы собрать эти данные для выпуска карт, нам и понадобилась эта отсрочка. Электронная система позволит отследить количество поездок пассажиров-льготников. Транспортные компании получат за них компенсацию из бюджета города.


Различные типы карт
Различные типы карт

VOX: Не возникало ли трудностей при внедрении системы в работу частных транспортных компаний?

— Да, были определенные проблемы с частниками. Главная из них — они не хотели подписывать с нами договор о материальной ответственности за устанавливаемое в их автобусах оборудование. 9 сентября аким города собрал представителей транспортных компаний у себя и заявил, что договор материальной ответственности обязаны заключить все. Мы предвидели саботаж со стороны водителей и кондукторов, ведь они лишаются левого заработка. «Первый звоночек» прозвучал для нас недавно. В одном из автобусов неизвестными средь бела дня был разбит терминал. Причем удар был невероятной силы, ведь терминалы, которые мы устанавливаем, антивандальные. Били чем-то вроде кувалды. По словам водителя маршрута, это сделали пассажиры, но мы-то прекрасно понимаем, что им просто незачем было это делать. Теперь перевозчику выставлен счет на оплату стоимости терминала. Мы установим новый и готовы будем и дальше их устанавливать, если будет такая необходимость. Изначально установка терминалов была оплачена из средств нашего холдинга. В целом система «ОҢАЙ» была внедрена на средства частных инвесторов без подключения средств из городского бюджета.

На самом деле перевозчикам выгодно введение новой системы. Она должна вывести отрасль из тени, поставить все с головы на ноги. Сейчас доходы от перевозок фактически контролируются не владельцами автопарков, а водителями и кондукторами, которые вообще не числятся в штате транспортных компаний. Они фактически превратили автобусы в своеобразное такси, укрывая выручку и самостоятельно решая, какой ее частью поделиться с перевозчиком. Именно поэтому владельцы автобусных парков были только рады системе «ОҢАЙ». Выручка теперь будет приходить напрямую к перевозчику.

VOX: Для некоторых категорий пассажиров — например, школьников и студентов, — часто передвигающихся по городу, льготный проездной билет был весьма выгоден и удобен. Не вызовет ли неудобства полная отмена проездных?

— То, что проездной был выгоден, — достаточно спорный вопрос. В нашем календаре большое количество праздничных и выходных дней. Не факт, что каждый школьник и студент полностью реализовывал цену проездного. Сейчас же скидка для него действует по умолчанию. Кроме того, важно понимать, что это не мы принимали решение об отмене проездных. Его принял маслихат города. Нам несложно в рамках системы электронной оплаты создать аналогичную систему электронных проездных билетов. Возможно, со временем так и случится. Во многих развитых мегаполисах мира существуют так называемые утренние и вечерние тарифы. К примеру, с 6 до 10 утра можно оплатить проезд один раз, и в этот промежуток времени больше не платить ничего, независимо от количества пересадок. Думаю, через год можно будет сделать что-то подобное и у нас.

VOX: В чем все-таки будет заключаться основное преимущество оплаты проезда через «ОҢАЙ» для пассажиров?

— Сейчас ни о какой культуре обслуживания общественного транспорта не может идти и речи. Для многих людей, работающих в этой сфере, такое понятие отсутствует в принципе. Однако время идет, и мы должны ломать стереотипы. Пассажир должен понимать, что оплачивая проезд через систему электронного билетирования, он вкладывает эти деньги в улучшение качества работы общественного транспорта. Часть средств, поступивших в бюджет от транспортной сферы, будет возвращена в нее в качестве вложения в развитие этой отрасли.


Сотрудники горячей линии системы «ОҢАЙ»
Сотрудники горячей линии системы «ОҢАЙ»

VOX: Водители автобусов и троллейбусов, безусловно, будут недовольны новыми порядками. Конечно, они воровали, но не думаете ли вы, что к этому их толкали низкие зарплаты и тяжелые условия труда? Не останутся ли водители без средств к существованию, лишившись нелегального дохода?

— Как я уже говорил, сейчас доходы от работы автобусов будут поступать транспортным компаниям «в чистом виде». Соответственно, их прибыль возрастет, и они будут обязаны обеспечить своим сотрудникам нормальную зарплату и достойные условия труда. Когда мы только разрабатывали новую систему оплаты, то ездили с делегацией акимата в Южную Корею. Там коэффициент работы составляет по 3,8 человек на один автобус. То есть фактически на одну транспортную единицу приходится по четыре водителя. Они получают достойную зарплату, у них нормированный график и хороший социальный пакет. Работа водителя автобуса там считается престижной профессией, на столах лежат стопки резюме от желающих устроиться на такую работу. Думаю, когда-то и у нас все будет так.

Наш холдинг сейчас будет выступать, как единый оператор, контролирующий деятельность всех компаний, работающих в сфере общественного транспорта. Мы будем предъявлять свои требования к оплате труда водителей, графику и качеству их подготовки.

VOX: Расскажите о контрольно-ревизионной службе. Они ежедневно будут проверять каждый автобус?

— В службе у нас работает 376 контролеров. Они распределены по отдельным участкам улиц, где курсируют маршруты общественного транспорта. Контроль будет производиться на каждом участке маршрута. В данный момент контролеры не штрафуют безбилетников, но предупреждают их и предлагают купить карту «ОҢАЙ» или оплатить проезд через валидатор. Когда отменят все другие способы оплаты за проезд в общественном транспорте, и будет действовать только «ОҢАЙ», тогда будет внедрена нулевая терпимость к «зайцам». Сотрудники нашей службы будут задерживать безбилетников, но не взимать штраф на месте, а передавать их сотрудникам полиции, которые в отделении оформят административное нарушение и выпишут штраф в размере 2 МРП. Мы подсчитали, что каждый пассажир за время длительной поездки будет проверяться минимум три раза. Мы заранее хотели бы извиниться перед гражданами за такую назойливость, но на первых порах важно будет привить людям культуру оплаты проезда.

VOX: А проверка оплаты проезда по новой системе не станет слишком медленным процессом? Как быть, если автобус переполнен?

 Проверка оплаты производится достаточно быстро и не занимает больше нескольких секунд. Кроме того, в часы пик контролеры будут проверять оплату прямо на выходе. Кстати, в часы, когда автобусы забиты, оплачивать транспорт станет удобно, потому что не придется протискиваться к единственному валидатору. Терминалы оплаты новой системы установлены у каждой двери автобуса или троллейбуса.

VOX: Система еще не функционирует в метро. Скоро она начнет там работу?

— Уже через месяц мы установим турникеты для оплаты по карточке на каждой станции метро. К марту все турникеты в метро будут переведены на оплату по новой системе.

VOX: Насколько надежны терминалы оплаты? Валидаторы, к примеру, часто выходили из строя.

— Они выходили из строя только потому, что в них хранилась наличность. Вы не представляете, на какие ухищрения шли водители, чтобы извлечь оттуда деньги. Они научились вскрывать аппараты, не ломая печать. Кроме того, часто их специально выводили из строя, чтобы проезд оплачивали водителю. В новой системе наличность исключена в принципе, так что у них не будет повода трогать аппараты. Кроме того, мы специально закупили особо прочные терминалы, защищенные от вандализма. Если терминал все же выйдет из строя, то по регламенту автобус сразу будет снят с маршрута.

VOX: Я слышал, что существуют определенные трудности в приобретении карт с чеком. В газетных киосках просто отказываются выдавать чек.

— Да, к нам по этому поводу также поступает множество жалоб. Дело в том, что во многих из киосков просто нет кассового аппарата, и по закону ИП могут не выдавать фискальный чек. Однако продавцы должны дать товарный чек. Мы не можем обязать их делать это, так как это прерогатива департамента по госдоходам. В любом случае, чек чаще всего нужен только приезжим, которые после нескольких дней пребывания в городе захотят вернуть карту и получить залоговые средства в размере 320 тенге. В аэропорту, на вокзалах и автовокзалах города будут открыты пункты приобретения и сдачи транспортной карты.

VOX: Если верить соцопросу, который мы недавно проводили, пока не так много людей приобрели транспортные карты. С чем это, на ваш взгляд, связано?

— По нашим данным, единые транспортные карты на 12 ноября уже купили около 59 тысяч человек. Еще 140 тысяч карточек бесплатно получили льготники. Люди у нас, как обычно, не торопятся принимать что-то новое, предпочитая до последнего оттягивать нововведения. Все забеспокоятся только когда альтернатив этой системе не останется. Однако мы ведем интенсивную работу с пассажирами, чтобы они приобретали карты. Вообще оплата проезда в общественном транспорте — это только одно из назначений карты «ОҢАЙ». В будущем мы переведем на нее все транспортные услуги, включая оплату парковки. Это позволит нам сделать транспортную систему города более совершенной.


Эксперимент завершился вполне успешно и показал работоспособность новой системы оплаты проезда. Из пяти автобусов и трех троллейбусов, в которых я ездил в этот день, оба терминала оплаты не работали только в одном. Конечно, существуют небольшие недочеты, но они могут быть устранены еще до того, как «ОҢАЙ» станет единственно возможным способом оплаты проезда в общественном транспорте. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000