VOX DAY 13 февраля, 2014 14:39

Один день с блогером на Шри-Ланке

Всем привет! Меня зовут Иван Глущенко, я работаю в Kcell, а в свободное от работы время веду блог на yvision.kz и menshealth.kz.

Не так давно я абсолютно случайно выиграл путевку в Шри-Ланку, где пробыл целую неделю, успев за это время исколесить пол-Цейлона. Каждый день на острове был очень насыщен событиями, так что мне было очень трудно выбрать какой-то один, о котором можно было бы поведать на Vox Day. Но выбор сделан: я вам расскажу о дне, когда я отправился в город Канди.

От посёлка Хиккадува, расположенного на берегу Индийского океана, практически на самой южной точке острова, до второго крупнейшего города Шри-Ланки - Канди и разных достопримечательностей в его округе путь лежит долгий и очень неблизкий.

От пушистых кокосовых пальм, рыбацких катамаранов и мягкого песочка на берегу океана, чтобы добраться до Канди нужно ехать вглубь острова безумные 4-5 часов. Поэтому, чтобы не проспать приезд гида в пол-пятого утра, в предыдущий вечер я лег спать пораньше.

Что, впрочем, не очень помогло мне: в пути почти сразу уснул и не видел где и как мы ехали ночью. Проснулся я уже, когда на улице было светло.

В это же время, водитель остановился у дороги, чтобы купить питьевой воды, а моё внимание привлекла пожилая женщина, стоявшая через дорогу у дерева с чем-то вроде долота. Как оказалось, в этот ранний час (было около 7 утра), она соскабливала кору с резинового дерева (каучука).

Я попробовал было повторить и соскоблить сразу большую полоску коры, как это делала эта ловкая ланкийка, но без определенной сноровки в этом деле, как сразу выяснилось, не обойтись, поэтому у меня получилось соскребать только несколько маленьких обрывков в ведро.

Продолжив наш путь, мы увидели школьников, идущих в школу: белые футболки, белые шорты или брюки и совсем легкие рюкзаки. Я даже немного им позавидовал, вспомнив, как в детстве нас заставляли ходить строго в форме, а рюкзаки с 8 учебниками и тетрадями были порой просто неподъемными.

Через час проснулись мои попутчики и мы остановились возле фруктового прилавка у дороги. Бананы разных сортов, кокосы, манго, авокадо, но больше всего из этого нам захотелось свежих ананасов, которые расли прямо тут же, позади прилавка.

Никто из нас до этого не видел ананасовых плантаций. Оказалось, что они выглядят вот так. Растут себе тихо-мирно среди пальм и не подозревают, что их скоро употребят голодные туристы из Казахстана.

Спустя ещё час мы приехали в первый пункт нашего назначения - слоновий заповедник. В прайсе я сразу отметил, что для туристов вход в три с лишним раза дороже, чем для местных жителей. Поэтому, если захотите сэкономить, загорите до коричневого цвета кожи и выучите сингальский язык, авось получится пройти со скидкой.

Приехали мы в заповедник как раз ко времени кормежки слонят. Зрелище, кстати, не из приятных, как мне показалось. Маленькие слонята с совершенными безумными, возможно, от голода и испуга глазами, стоят прикованные одной ногой в центре шатра, а работники заповедника за деньги продают право покормить бедное животное из бутылочки.

Я не смог долго смотреть на это издевательство над животными и пошёл фотографироваться со слонами на пастбище.

Так много слонов я видел раньше разве что по телевизору. Они очень шумно поедали траву, трубя в хоботы, толкаясь и отворачиваясь от меня каждый раз, когда я хотел их сфотографировать. Наш водитель оказался с юмором и пошутил: "Ты такой белый, что от тебя даже слоны отворачиваются!"

Через дорогу от заповедника находится спуск к реке, в которой дважды в день происходит слонокупание.

Пройдя по дороге меж торговых прилавков, стадо слонов заходит в реку и начинает ловить кайф от происходящего.

Я отказался от возможности почесать бочок, лежащему в реке слону - не люблю когда мне мешают отдыхать и сам не мешаю.

На обратном пути я зашёл в магазин-выставку и накупил всяких товаров из экологически чистого натурель продукта слоновьего производства: костеры, блокноты, открытки.

Вдоволь насмотревшись на слонов разной величины, мы отправились дальше. По пути я то и дело фотографировал улицы городов и посёлков, которые мы проезжали, разговаривал с водителем, узнавал про быт простых ланкийцев.

Как оказалось, тук-туки - трёхколесные машинки, которыми заполнены дороги острова, стоят от 500 тысяч рупий. Такую сумму скопить среднестатистическому жителю острова достаточно проблематично. Средняя зарплата составляет 250 долларов (1 доллар = 128-129 рупий). Поэтому зачастую тук-туки берутся в кредит, который выплачивается порой десятилетиями. Большинство ланкийцев живёт очень бедно.

И вот мы прибыли в одну из главных буддийских святынь - Храм Зуба Будды. Храм входит в комплекс королевского дворца и является объектом паломничества буддистов. Как сказал нам местный гид, для буддиста посещение храма в день, когда открывается шкатулка с зубом Будды, сродни хаджу в Мекку для мусульманина.

С этой святыней связан целый комплекс ритуалов, включающий ежедневные, еженедельные и ежемесячные церемонии. Наиболее зрелищная — ежегодная церемония Есала-Мангаллайа (Esala Mangallaya), к которой приурочен фестиваль народного искусства сингалов и других народов Шри-Ланки.

К счастью, нам попался очень хороший гид, который достаточно разборчиво говорил по-русски и рассказал нам всю историю храма, святыни и её значения для народа Шри-Ланки. Что я запомнил об этой картине:

Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и достали из костра четыре его зуба, которые развезли по всему миру. Один зуб был привезен на Цейлон из Индии в 371 году в прическе дочери правителя, который опасался за судьбу своего государства. С тех пор зуб хранится в храме, а во времена царствования ланкийских кораблей он служил ещё и символом власти.

В храме хранятся статуи Будды и картины, подаренные правителями разных стран цейлонским царям. Вон тот Будда по центру зала был подарен Тайландом. Между колоннами зала стоят статуи Будды, каждая из которых символизирует разное его послание. Фотографироваться в зале строго запрещено, можно только снимать вот такиие кадры общего плана. Я, мягко говоря, удивился.

Покинув храм, который, кстати занесён в объекты мирового культурного наследия ЮНЕСКО, мы отправились в Королевский Ботанический сад.

Увидев эту громадину, мне сразу захотелось его\её обнять. Чтобы обхватить полностью это дерево, понадобится ещё три таких как я.

Потом я увидел деревья потоньше и наклонил их :) создав необычную аллею Great Lawn.

Сад, в котором нам повезло побывать, оказывается, был основан почти два столетия назад в 1821 году на берегу небольшой речки Махавели. На площади огромного (60 гектар) дендрария собраны десятки тысяч растений: от обычной травушки-муравушки до исполинских секвой и баобабов.

Если верить истории, то в 1891 году в этот сад приезжал сам Николай II и высадил железное дерево, которое сегодня достигает невероятной высоты. Жаль, что я не особый спец по деревьям и опознать его по табличке не удалось.

Быть может это было именно оно.

Гуляя по саду, я был просто поражен обилию различных видов деревьев самой вычурной формы: с огромными кронами, с вьющимися корнями, огромными переплетенными ветвями, или наоборот - почти вез веток.

Но больше всего времени я провёл в аллеях из пальм. Также, как и А. Еликбаев я люблю линии. И эти аллеи просто прекрасны!

Я долго не мог отвернуться от этой красоты, но нам нужно было ехать дальше.

Из ботанического сада мы приехали прямиков на чайную фабрику, где я с интересом послушал, как делается чай.

Берём листочки чая, сорванные с верхушки куста и завяливаем, вследствии чего они лишаются 10% влаги...

Потом происходит скручивание, ферментация и сушка.

Девушка, которая всё это нам объясняла, хоть и говорила по-русски, но делала это с таким жутким акцентом, что порой разобрать, что она говорит было практически невозможно. И в какой-то момент я перестал прислушиваться и забил на это дело, став просто наслаждаться безумно насыщенным запахом чая.

На втором этаже фабрики находится чайная с вкуснейшими чизкейками за 350 рупий и магазин, где можно за небольшие деньги накупить цейлонского чая разных сортов, который производится тут же на фабрике. Как чаеман со стажем, я, естественно, не удержался от соблазна и накупил кучу чая себе и своим знакомым.

Мы вышли с фабрики, небо темнело. Мы дружно загрузились в машину и я уснул. Когда мы приехали в отель на часах было за полночь, начинался новый день...