VOX DAY 9 декабря, 2013 15:08

Один день с преподавателем ВУЗа

Начинаем завершающую неделю проекта "Один день" (надеемся все же, что на это все не закончится). Победитель прошлой недели будет определен во вторник (10 декабря) в 12 часов дня. Приз этой недели - Samsung GALAXY Note 10.1 2014 Edition.

Привет! Меня зовут Мээрим, мне 24 года. Я преподаватель в Международной Академии Бизнеса, работаю в сфере высшего образования второй год. Я специалист в области международных отношений и социологии национализма, окончила Университет Эдинбурга в Шотландии. Хочу поделиться с вами рассказом об одном из моих рабочих дней. Итак, мой день – пятница, 29 ноября.

Просыпаюсь от звонка будильника, на часах 6.00 утра. Умываюсь, принимаю освежающий душ, наношу легкий макияж. Глажу одежду и одеваюсь. Делаю первый снимок (фон, конечно, ой-ой-ой, но для чистоты эксперимента ничего прибирать не стала).

В 6.45 включаю компьютер и просматриваю презентации своих лекций в PowerPoint на сегодня. В этом семестре я веду 3 предмета – «Социология» на русском языке, «Критическое мышление» и «Теория и практика межкультурных коммуникаций» - на английском языке. Сегодня мне предстоит прочитать лекции по каждому из этих предметов и еще провести 2 семинарских занятия по социологии. Отмеряю по 20 минут на повторение/небольшую корректировку каждой лекции и 10 минут на просмотр и корректировку заданий к семинарам.


По утрам я особо не хочу есть, поэтому вместо завтрака выпиваю стакан воды. Далее собираю сумку – важно взять с собой на занятия все необходимое. На это уходит 5 минут. Вот что я беру:
• Журнал учета посещаемости и успеваемости студентов. Я обучаю 9 групп, в каждой из которых в среднем 20 человек. Если я забуду журнал, то это будет очень плохо – придется записывать десятки имен и фамилий на листке, который можно легко потерять среди огромного количества бумаг и бумажек, которые я с собой ношу (распечатки лекций, раздаточный материал, письменные работы студентов)
• Блокнот с краткими тезисами лекций – в него можно подглянуть, чтобы вспомнить детали вроде цифр и дат, это своего рода «шпаргалка». На лекциях я ей не пользуюсь, но сам факт, что она всегда под рукой, придает уверенности)
• Пропуск для турникета, расположенного на входе в университет. Время пребывания преподавателей на рабочем месте тщательно отслеживается администрацией университета. В целом каждый преподаватель в неделю должен проводить не менее 32 часов на работе и еще 8 часов уделять научной работе (необязательно на рабочем месте, можно дома или в библиотеке).
• Телефон – у меня обычная Нокия
• Маркеры разных цветов для доски, ручка с лазером (тоже мамин подарок) чтобы указывать на нужные места в слайдах презентации лекций
• Зеркальце, крем, влажные салфетки (салфетки нужны для вытирания обуви) – минималистский набор для поддержания опрятного внешнего вида, что очень важно при «публичной» профессии преподавателя


• Флешка в виде Байтерека (подарок мамы) – без нее я как без рук: на ней презентации моих лекций, документы вроде рабочих программ и электронные учебники и научные статьи по предметам, которые я читаю.


Уже 8.00, выхожу из дома. Я живу в недалеко от работы и есть два варианта до нее добраться - на троллейбусе или на такси. Троллейбус ходит каждые 15 минут, ждать в принципе недолго. Но сейчас утро и погода довольно прохладная, так что я решаю ехать на попутке. Роскошный вид на горы улучшает настрой перед рабочим днем.


8.10. Приезжаю на работу.


Прохожу через турникет и вижу других людей, делающих то же самое.


Поднимаюсь на третий этаж, где у меня будет проходить лекция по Критическому мышлению на английском языке.



В рамках предмета «Критическое мышление» я учу ребят разбираться в сегодняшнем бурном потоке информации, анализировать и синтезировать свои и чужие аргументы и доводы, не принимать на веру неподтвержденные факты и трезво оценивать суждения не в зависимости от того, кто их сказал, а в зависимости от того, что в них содержится. Предмет междисциплинарный, т.е. охватывает в своем изучении различные области науки - философию, психологию и физиологию (касательно устройства и работы мозга).


Сегодняшняя лекция со студентами специальности Регионоведение 2 курса немного философская. Я рассказываю им о функциях мыслительного аппарата и их взаимосвязи. В целом идея в том, что наша жизнь зависит во многом от нашего мышления, одни и те же события разные люди могут трактовать как положительные, так и отрицательные и только от наших собственных усилий зависит как мы будем относиться к происходящему вокруг нас. Для понимания идеи я прошу студентов привести несколько примеров из своей жизни, когда именно их мышление и действия, основанные на этом мышлении, привели к негативному или положительному результату.


Студенты активно отвечают.


На ходу я придумываю еще одно упражнение – описываю им не совсем приятную ситуацию и прошу назвать ее положительные стороны. Я люблю задавать вопросы, общаться со студентами – они всегда найдут оригинальный выход, удивят. К примеру, в предложенной мной ситуации - «Вы стояли у обочины и вдруг вас неожиданно обрызгала грязью проезжавшая мимо машина» - они нашли кучу положительных вещей. «Посмеюсь над собой», «подниму своим видом настроение всем окружающим», «можно смело пойти по магазинам и купить все новое».


Последнее высказывание насчет непредвиденного шоппинга вызывает особенно бурное одобрение (в группе только девушки) и все дружно смеются. В 9.20 звенит звонок, я даю домашнее задание и заканчиваю занятие.


В 9.30 у меня по расписанию семинар по социологии с группой Регионоведение 1 курса. Поднимаюсь на четвертый этаж в лекционный зал. Многие отсутствуют, одна студентка в маске. Видимо, сезон болезней открыт (кстати, загогулина на заднем плане – символ МАБа, означает бесконечность знаний).



Обычно на семинарах мы со студентами обсуждаем темы, которые я им рассказываю на лекциях – «Образование», «Социальные институты» и т.д. Но сегодня структура занятия несколько иная, я даю студентам довольно объемное задание – провести социологическое исследование. Ранее на лекции им рассказала, что такое соц. исследование и какие научные методы исследования существуют. Сегодня они должны скомпоноваться в группы, определиться с темой и проработать дизайн и методологию исследования.



Я помогаю группам разрабатывать вопросы для интервью и анкетирования, объясняю преимущества и недостатки количественных и качественных методов сбора информации. Ребята задают много вопросов, они впервые сталкиваются с наукой так близко. Я рада, что могу дать студентам не только теоретические, но и практические знания.


Вот такой 2-недельный проект по соц. исследованиям я задала студентам.


10.20. Семинар заканчивается, и сейчас у меня 2 часа «окон». Спускаюсь на первый этаж, где всегда многолюдно.


Направляюсь к научному залу – это место, где преподаватели могут позаниматься в свое удовольствие. Тут есть компьютеры, подключенные к зарубежным академическим ресурсам и базам данных, где можно найти и почитать электронные книги и статьи на интересующие темы.


Захожу в научный зал. Вижу там своих коллег-преподавателей.


Сажусь заниматься. Я планирую осуществить один научный проект в ближайшем будущем и сейчас нахожусь на стадии кабинетного исследования, т.е. собираю и анализирую доступную информацию в виде вторичных данных (результатов исследований других специалистов). Очень скоро я буду собирать свои собственные данные.


На несколько минут захожу в свою группу вконтакте, которую создала для студентов-первокурсников, которых у меня 7 групп. В этой группе я размещаю все объявления и пояснения к заданиям, которые им даю. Через вк они присылают мне свои задания на проверку и просто спрашивают советов – какие книги почитать, как лучше выполнить задание.


Все письменные задания я комментирую, чтобы студентам было понятно, каких результатов я от них жду. А иногда студенты поднимают мне настроение, сами того не ведая)


В 11.30 тут же, в научном зале начинается вебинар. На связи зарубежная компания, которая разрабатывает электронные учебники и различные приложения для преподавателей. Эта организация договорилась с МАБом, что предоставит его сотрудникам приложения на бесплатной основе для тестирования. Я интересом слушаю, хотя немного разочарованно – с моим нынешним телефоном никакие полезные приложения невозможны :-(



Вебинар длится 40 минут, и в 12.10 я уже чувствую голод и иду подкрепиться в столовую.


Столовая разделена на две секции: одна, большая - для студентов, и поменьше – для преподавателей.
В преподавательской столовой никого не оказалось. Наверное, все еще на занятиях. При желании можно приносить еду с собой, подогревать ее в микроволновке и при необходимости хранить в общем холодильнике.


Я беру борщ и биточки с рисом и сыром. И кипяченую воду – я не пью чай и кофе)


В 12.30 у меня очередная лекция, теперь по предмету «Теория и практика межкультурных коммуникаций» на английском языке. Это предмет о том, как различия в культуре могут влиять на взаимоотношения людей как в повседневных ситуациях, так и в бизнесе. Сегодняшняя тема – «Невербальный язык и культурное пространство». Я рассказываю ребятам о различиях между вербальным и невербальным языками, о невербальных кодах, таких как выражение лица, визуальный контакт, проксемика – насколько близко или далеко люди должны находиться по отношению друг к другу, чтобы обоим было комфортно и многих других факторах.



В разные периоды своей жизни мне приходилось работать и учиться в межкультурной среде в США, Великобритании и Турции, и часто я привожу какие-нибудь примеры из своего опыта, что всегда интересно студентам. Некоторые из них бывали заграницей и охотно делятся своими личными примерами, что мне так же интересно.


В 13.30 семинар по социологии с группой Юриспруденция 1 курс. Здесь меня ждет приятный сюрприз: трое студентов выполнили социологическое исследование намного раньше срока! Они рассказывают о результатах своего исследования.


Хотя я разрешила студентам проводить свои исследования в стенах МАБа, чтобы им не пришлось куда-то ходить и общаться с незнакомыми людьми (вообще соц. исследование предполагает, что исследователи и респонденты не должны быть знакомы), эти ребята решили сделать все по-настоящему и опрашивали незнакомых людей в соседней Меге. Я редко ставлю максимальный балл, но этой группе поставила по 100 баллов. Они заслужили.


В 14.30 у меня поточная лекция по социологии, тема «Брак и семья»


Студенты по ходу лекции задают вопросы. Отвечаю.


Количество смартфонов на один квадратный метр зашкаливает. И некоторых студентов отвлекает от занятия…


Забираю у особо увлекшихся студентов телефоны и продолжаю лекцию



15.20. Заканчиваю лекцию, на сегодня занятий больше нет. Но отдыхать еще рано, надо теперь съездить по делам. Я гражданка Кыргызстана и недавно, когда ездила домой, потеряла загранпаспорт в толкотне на кыргызско-казахской границе. Благо, у меня были другие документы, которых достаточно для пересечения границы. Но восстановить документ все-таки надо. С этой целью я поехала в миграционную полицию.


В 16.10 я уже на месте.


Охранник у входа подсказывает, что мне нужно в стол находок, 8 окошко. Подойдя к нему, вижу такую картину)



Встаю в очередь в 7-ок окно. Меня консультируют и дают справку о том, что не находили моего документа. Говорят, что нужно еще сходить в бюро находок «Паника» и взять справку оттуда. Потом принести все справки в консульство КР в Алмате. Сдать и ждать новый паспорт. На удивление просто.


16.30. Выхожу и замечаю непривычное “Internet”. В районе где я живу везде "Галамтор". Здесь, возможно, английский из-за близости к миграционной полиции и иностранцев из разных республик, которые туда обращаются.


Переводческое бюро-нотариус подтверждает мои догадки о клиентоориентированности в районе миграционной полиции. Рекламируют себя, кроме русского и казахского, еще на китайском и арабском.


Иду по улице, вижу молодого мужчину, поющего и играющего на гитаре. Останавливаюсь послушать. Подходит седенькая бабушка и кидает ему монетку. Кадр.


Нахожу «Панику». Они не адресное бюро :-) И берут 1600 тенге за справку о том, что не находили мой паспорт.



В 17.30 захожу домой, ужинаю, читаю. Проверяю письменные работы студентов, готовлюсь к занятиям. В 21.30 чувствую, что устала и хочу спать. Завтра еще один рабочий день, последний на этой неделе. А впереди целых 2 дня выходных вместо одного! Ура! :-)


Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000