BUSINESS Тимур Батыршин Святослав Антонов 27 января, 2015 08:00

Бизнес на наградах

Бизнес на наградах
Фото: Тимур Батыршин
Начав выпуск сувенирной и наградной продукции, алматинская компания BigFish Pro решила отказаться от услуг китайских заводов. Ринат Кутдусов, со-основатель компании заложил квартиру, взял кредит и запустил собственную производственную линию.

С 2007 года BigFish Pro работает в сфере дизайна, рекламы,  пиара и организации мероприятий. Со временем основным направлением деятельности компании стала организация спортивных соревнований. При проведении боев на Кубок Казахстанской федерации бокса компания столкнулась с необходимостью изготовления главной награды турнира. Ринат Кутдусов, директор компании, принял принципиально решение – изготовить награду в Казахстане, не обращаясь к услугам китайских и российских производителей. Специалисты разработали дизайн кубка, но большинство местных ювелиров отказались от выполнения заказа, сославшись на сложность и дороговизну работы.

Ринат пошел ва-банк и взял кредит в 640 тысяч долларов. 

"Почему бы нам не попробовать сделать это самостоятельно?",  спросил себя Кутдусов и стал искать специалистов в области металлообработки. Когда нашли – создали из них рабочую бригаду. Через два месяца кубок был готов. Он вошел в историю отечественного спорта, как одна из самых красивых наград Казахстана. Кубок до сих пор вручают победителям соревнований по боксу.

"Это была уникальная, штучная вещь; но мы поняли, что в дальнейшем нам потребуется изготавливать подобную продукцию большими тиражами, а кустарное производство с такими объемами не справится. Начался поиск подходящего оборудования и средств для его приобретения", –  рассказывает о начале своего бизнеса Ринат.



Изучая мировой опыт, он остановился на итальянской и английской технологиях литейного производства. Подобное оборудование стоило немало; кроме того, нужно было арендовать подходящее помещение и организовать работу цехов. Ринат пошел ва-банк и взял кредит в 640 тысяч долларов. Пришлось заложить не только имущество компании, но и собственную квартиру.



"Мы столкнулись с еще одной сложностью – отсутствие специалистов, умеющих работать на зарубежном оборудовании. У нас просто не обучают специалистов такого профиля. Мы пригласили из Москвы представителей компании-производителя станков, и они провели обучение наших сотрудников",  говорит Ринат. 



Еще одним направлением деятельности компании является изготовление печатной и типографской продукции. Компания занимается брендированием одежды, кружек и прочих сувениров.



Изначально партнером выступала фирма-дилер японской  компании Mimaki. "Но мы решили организовать собственную небольшую типографию. Закупив необходимое оборудование, мы отправили наших специалистов на стажировку к партнерам. Сейчас мы оборудовали еще один цех, занимающийся печатью на ткани", – рассказывает Ринат.

В Big Fish Pro имеется собственный швейный цех, созданный на базе небольшого ателье.



В 2013 году компания заключила эксклюзивный контракт с Astana Arlans на выпуск и продажу брендированых сувениров.

"Я тогда понял, что для успешного продвижения команды нужна атрибутика. Менеджеры клуба подержали мою идею. Мы начали с разработки фирменной экипировки для боксеров. В 2013 году нам удалось заключить с клубом уникальное для казахстанского рынка соглашение – мы брали на себя изготовление экипировки общей стоимостью в 50 тысяч долларов, а клуб предоставил нам право изготавливать и продавать брендированную продукцию на протяжении одного года. Мы продали почти всю изготовленную партию сувениров, но нам удалось окупить только половину своих вложений", – говорит Ринат о своем бизнес эксперименте. 



Общие вложения в запуск линии по производству различной  сувенирной и наградной продукции составили 1 миллион долларов. Сейчас вся чистая прибыль компании (около 2 миллионов тенге в месяц) идет на погашение кредитов. Через три года Ринат сможет вернуть все долги и начать вкладывать средства в дальнейшее развитие компании: 

"Изготовление сувениров и медалей – дополнительная услуга, которую мы предлагаем при организации спортивных событий. Мы работали на таких мероприятиях, как Чемпионат мира по рукопашному бою 2012 года, Кубок Президента РК по боксу, Республиканский турнир по таеквондо 2014 года, Кубок мира по самбо, Финал всемирной серии бокса 2013 года, Чемпионат мира  AIBA по боксу, IV командный чемпионат мира по шахматам среди женщин. Всего мы произвели около 60 тысяч значков и медалей для различных соревнований".



Основные клиенты Кутдусова – спортивные федерации и клубы. Компания сотрудничала с Казахстанской федерацией бокса, Федерацией тяжелой атлетики Казахстана, Федерацией тенниса, Федерацией греко-римской, вольной и женской борьбы Республики Казахстан, Федерацией волейбола Казахстана, Международной ассоциацией бокса (Aiba), Всемирной серией бокса (WSB), клубом Astana Arlans, волейбольным клубом "Астана".  

Наладила сотрудничество с клубами других стран, изготовила экипировку для азербайджанского боксерского клуба Baku Fires.



Последний крупный проект – работа по организации Чемпионатом мира по тяжелой атлетике в Алматы. Специально для него компания изготовила медали для победителей, а также сувенирные наборы, состоящие из металлической фигурки  тяжелоатлета, уменьшенной копии медали и значка для зарубежных спортивных делегаций и почетных гостей. Первоначальный тираж в 50 экземпляров из-за большого спроса по просьбе Федерации тяжелой атлетики был увеличен до 150 штук. Благодаря спортсменам отечественная продукция теперь путешествует по всему миру.



Основные конкуренты компании  небольшие ИП и компании, заказывающие производство наградной и сувенирной продукции в Китае. По словам Рината, китайские производители не гарантируют нормальное качество продукции и своевременное выполнение заказов:

"Мы открыты для сотрудничества с казахстанскими производителями. К примеру, упаковку для сувениров и деревянные подставки под металлические фигурки и кубки для нас делают местные компании. К сожалению, мы единственные, кто сейчас способен самостоятельно изготавливать большие партии сувениров, спортивной экипировки и фанатской атрибутики".

В ближайшее время компания собирается сделать серию сувенирных шахмат с использованием боксерской тематики. На одной стороне поля будут фигурки наших спортсменов  олимпийских чемпионов, а на другой – легенды мирового бокса. Есть идея запуска собственной линии спортивной одежды.

После эксперимента с выпуском сувениров и атрибутики с брендом Astana Arlans ребята намерены и дальше двигаться в этом направлении. Сейчас ведутся переговоры о выпуске продукции для Федерации тяжелой атлетики, хоккейного клуба "Барыс", футбольных клубов "Кайрат" и "Шахтер".

Поделись
Тимур Батыршин
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000