BUSINESS Алёна Мирошниченко 28 апреля, 2016 12:00

Той-бизнес в кризис

Той-бизнес в кризис
Фото: Тимур Батыршин, Олег Спивак
2015 и 2016 годы выдались тяжёлыми для многих казахстанцев. С августа прошлого года можно заметить снижение ставок заработной платы, спад уровня жизни населения, массовые сокращения рабочих кадров. Ситуация, честно говоря, неутешительная. А как обстоят дела в сфере той-бизнеса? Ударил ли жестокий и беспощадный кризис по карманам отечественных звёзд? Об этом мы решили спросить тех, кто дарит праздник за деньги, чья деятельность связана со сценой, гастролями, корпоративами, свадьбами и юбилеями.

Фима Иванов и Сабит Рахимбаев

шоумены

Кто такой шоумен? Из двух составляющих этого слова — «show» и «man» — становится понятно, что шоумен — это профессионал, который способен организовать нечто необычное, захватывающее и запоминающееся. Другими словами, это человек, в одиночку способный создать высококачественное и необычное зрелище на порядок выше уровня обычного тамады. То есть шоумен — это не только ведущий мероприятия.

Молодые, талантливые ребята Фима и Сабит являются одними из самых востребованных ведущих в сфере той-бизнеса, их харизма и искромётный юмор покорили многих. Их присутствие на сцене — гарантия того, что праздник пройдёт на ура, гости останутся в приятном удивлении, а заказчик — в отличном настроении.


Фима Иванов

Фима Иванов

Фима Иванов известен как телеведущий, журналист, актёр, поэт и блогер.

Его послужной список включает в себя множество рейтинговых проектов: X-Factor, «Фабрика звезд», «Шоу Чемпионов», «Мисс Блондинка Казахстан 2012», StartUp «Болашак», «Магия Кухни».

Фима является ведущим программ «Охота на свет», «Беспредел», «Fimkina грамота», Amotion, «Хит-Парад», «Xeadliner», шоу «ПоХорватим», «100%». Снимался вместе с Сергеем Зверевым в реалити шоу «Блондинки в ЗаGoне». В прямом эфире ведет передачи «Калайсын» и «Студия 156».

Но это ещё не всё. Фима преподавал на курсах теле- и радиоведущих, он озвучивает передачи, аудиоролики и фильмы. А ещё он активно снимается в кино. Его фильмография насчитывает восемь ролей в сериалах и фильмах: «Нереальная любовь», «Боксер», «Побег из аула», «Гейзер», «Честь офицера», «Городские легенды», «Фейк», «Аманат».


Сабит Рахимбаев
Сабит Рахимбаев

Сабит Рахимбаев — актёр, шоумен. Начинал свою творческую деятельность ещё с университетской команды КВН. Позже играл за сборную Казахстана «Голос Азии». Был актёром и сценаристом многих юмористических шоу и сериалов, таких как «Наша Казаша», «Казахстар», «Городские легенды», «Золотой курт», «Жизнь в большом городе», «Құдалар», «Осторожно, корова» и другие.

VOX: Ребята, в чём же секрет вашей популярности в сфере той-бизнеса?

Сабит:

— Основная наша деятельность — это телевизионный контент. А той-бизнес — это просто приятный бонус к нашему основному заработку. Вы имеете в виду, почему именно меня приглашают в качестве ведущего? Ну, наверное, потому, что у меня есть богатый опыт в качестве юмориста. Я делаю акцент именно на юмор, ну и в придачу к нему обаяние, дикция и скромность.

Большинство заказчиков, в первую очередь, желают оригинальных сценариев. Хотят, чтобы было не так, как у всех. Поэтому лично мне приходится каждый раз ухищряться и придумывать что-то новое, пытаться каждый раз удивлять. Это, конечно, сложно, но, как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Фима:

— Что касается меня, то это, безусловно, мой опыт. Я вёл мероприятия и презентации мирового масштаба. Быстро схватываю все на ходу. Импровизирую, и просто я очень веселый. Монотонно вести сможет любой, а вот задорно — нет! Я не делаю всё по одному шаблону. К каждому мероприятию у меня свой подход.

VOX: Почему сейчас в сфере той-бизнеса появилось так много ведущих?

Сабит:

— Потому что все любят лёгкие деньги. Не нужно месяц торчать в офисе, когда за один вечер можно заработать столько же. Такой ответ вы хотите услышать? Отчасти это правда, но многим нравится их работа. Правда, ведущие делятся на два типа. Первые — это те, кто работает над каждым мероприятием, придумывает оригинальные конкурсы. А вторые не напрягаются и используют чужие идеи.

Фима:

— Согласен с Сабитом. Ты придумываешь конкурсы, шутки, а потом их используют все, кому не лень. Или открываешь объявления, а там: «Лучший ведущий Кызылорды»… Столько «лучших» ведущих развелось. Выходит такой парень на сцену, объявляет номера — он уже ведущий.


VOX: Бывают ли случаи, когда заказчик «кидает» на деньги или, в связи с кризисом, просит провести мероприятие в долг?

Сабит:

— Я слышал от других ребят, что такое бывает. Но со мной таких случаев не было. Почти всегда люди просят скидку. Но в этом случае мы договариваемся.

Фима:

 У меня был такой случай: в Атырау развесили плакаты, что состоится мероприятие, в котором буду выступать я. Но я об этом даже не был в курсе. Просто люди воспользовались моим именем, чтобы привлечь зрителей.

Очень часто звонят люди, совершенно не имеющие понятия о том, что значит провести свадьбу, и в целях экономии просят, чтобы ведущий сделал всё сам. Но чтобы сделать всё качественно, нужна целая команда, даже если за столом всего десять-двадцать человек. Тут всё зависит от пожеланий заказчика и сложности их исполнения.

VOX: Повлиял ли кризис на вашу работу?

Сабит:

— Если честно, кризис больше повлиял не на количество тоев, а на количество выступающих на них артистов. Если раньше, помимо ведущих, приглашали нескольких певцов, музыкальные группы, танцевальные коллективы, то сейчас могут обойтись ведущим, парой танцевальных номеров и одной группой, да и то не очень дорогой. Потому что той без ведущего невозможен, а без певцов можно обойтись. В конце концов гости могут танцевать под песню того же артиста, но с диска.

Фима:

— Сейчас даже люди очень состоятельные считают, что могут сделать шоу самостоятельно. Они приглашают ведущего, а сценки, постановочные номера, танцы, песни ставят сами. Экономят на шоу-программе, но не экономят на еде и спиртном. Пьют очень дорогие напитки, едят омаров, лобстеров. И думают: «Лучше мы проедим эти деньги, чем платить каким-то артистам!»

VOX: Повысили ли вы свои гонорары в связи с кризисом?

Сабит:

— В настоящее время завышать цены нецелесообразно. Те, кто не снижает свои гонорары, либо уже достаточно обеспечены, либо не в курсе, что сейчас в мире происходит.

Фима:

— Мы предоставляем различные бонусы, которые обычно покупают за деньги. Делаем сюрпризы. Заказчику очень приятно.

VOX: Можно ли спросить о ваших расценках?

Сабит:

 Давайте опустим этот вопрос. У нас всё рассматривается индивидуально. Есть, конечно, ведущие подороже.

Раньше мы называли цену за каждого артиста нашей программы в отдельности. А сейчас полностью продаём пакет услуг «всё включено».

Фима:

— У нас нормальная средняя цена. Но мы всегда можем договориться и подсказать нашему заказчику, на чём можно сэкономить, на чём — нет.

VOX: Сколько мероприятий у вас проходит в месяц?

Сабит:

— В этом месяце у меня было одно мероприятие. А вообще всё зависит от времени. В уразу обычно у нас нет работы. В мае свадеб нет, потому что в мае люди стараются не жениться. Январь — мёртвый месяц. В январе все артисты стараются уехать в отпуск. В декабре обычно много работы, но в связи с кризисом число корпоративов намного уменьшилось. Всего три праздника за весь декабрь.

Фима:

— У меня бывает по-разному. Когда семь мероприятий, когда вообще нет. Если раньше декабрь был весь забит, то в прошлом году корпоративы отменили. В январе мне раньше приходилось вести по четыре мероприятия, в этом году, конечно, меньше.

VOX: Намного ли выше уровень российских звёзд по сравнению с нашими?

Сабит:

— Российский шоу-бизнес, конечно, впереди, но всех российских звёзд можно встретить на казахских тоях. Признаться честно, я очень завидую российским ведущим. Они приезжают на наши тои в день выступления. Весь день отдыхают или спят в гостинице. Потом приезжают на выступление, что-то говорят на сцене, шутят, и при этом заказчики им платят в десять раз больше, чем нам. А мы выкладываемся на все сто. Пишем сценарии под каждый праздник, придумываем шутки.

Российские ведущие делают деньги на своей популярности. Мне как-то пришлось вести мероприятие с Анной Семенович и Владом Топаловым. Я очень долго готовился, переживал, как всё пройдёт, ведь мне предстояло работать с такими звёздами. А они вышли и вообще не имели представления о том, как вести мероприятие. Они певцы, но ведущие — никакие. Но, тем не менее, за своё присутствие на сцене получили большие деньги. Очень многие российские ведущие даже казахские имена не могут выговорить. Они говорят «Даурэн», а не «Даурен», «Асэл», а не «Асель».

Фима:

— Вот, например, Иван Ургант ненавидит вести свадьбы и корпоративы, но делает это ради денег. Сергей Светлаков вообще отошёл от этого. Он заработал достаточно для того, чтобы открыть свой ресторан и снимать кино. Конечно, резиденты Comedy Club — большие профессионалы, но и гонорары у них доходят до 20 000 евро. До девальвации Александр Ревва стоил под 40 000 евро, сейчас, конечно же, меньше. Кризис сказывается. Самый дорогой — Максим Галкин. Но он делает настоящее шоу. Это монстр. Он рассмешит любого.

VOX: Приходилось ли вам вести какие-то необычные мероприятия?

Сабит:

 Специфика работы разная. Люди по возможности отмечают всё, что можно отметить. Начиная от свадьбы и заканчивая днём рождения любимой собачки. Я сам с последним, конечно, не сталкивался, но знаю людей, которые там были.

Однажды меня пригласили провести корпоратив. За столом мужчина и две девушки. Я стою, жду, когда соберутся гости. А они мне: «Когда начинать будем?» Я им: «Я гостей жду», — а они: «Ну так мы и есть все гости». Хотя, как по мне, легче работать на шестьсот человек, чем на двадцать. Отдача сильнее получается.

Фима:

— Все мероприятия индивидуальны. Правда, мне как-то предложили провести поминки, я отказался. Но знаю ребят, которые работают на поминках. Бывает так, что меня приглашают на небольшие, закрытые мероприятия, где я даже скорее гость. Сижу за столом, общаюсь, рассказываю всякие истории, провожу конкурсы. И за это ещё и деньги получаю.


Диана Шарапова

певица

Ни одно мероприятие не обходится без выступления звёзд. Приглашать на праздники артистов стало традицией. Заказчик готов выложить любые деньги, лишь бы удивить своих гостей. Не секрет, что все артисты охотно соглашаются на то, чтобы выступить на свадьбе, корпоративе или дне рождения. 

Диана Шарапова — музыкант, талантливая вокалистка, широко известная не только в Казахстане как солистка группы «Негры», но и в России как участница конкурсов «Новая волна» и «Голос».

VOX: Диана, что вам даёт той-бизнес, помимо финансов? 

 Да, конечно, мы, как и все артисты, зарабатываем на тоях. Мне лично той-бизнес дал хороший рост. Я работала много лет солисткой в живой команде. А тои — это то, что нас кормило и давало идеи для творчества.

Несправедливо осуждать артистов за то, что они выступают на тоях. Выпустить альбом — это колоссальный труд и большие финансовые затраты. И в нашей нелёгкой экономической и политической ситуации я не могу за свой труд получить деньги. Я не могу сегодня продать свой альбом, потому что любую музыку сейчас можно скачать в интернете. А мы должны как-то зарабатывать на хлеб.

— Больше того, я вам скажу, всё складывается так, что мы — казахстанские артисты — уже начинаем получать удовольствие от вступления на тоях. Это называется «адаптация». Я, например, адаптировалась и способна выстроить свою программу так, что каждое выступление заканчиваю песней Уитни Хьюстон. На тоях нам никто ни диктует, какие песни петь.

Ещё буквально лет семь назад я думала, что концерты в городах — это невозможно. Но сейчас со мной рядом мужчина, который верит в меня и любит. Роман сам объехал на машине весь Казахстан, в каждом городе лично договорился по поводу концертов. В России есть промоутерские агентства, которые всё организуют. А здесь нам пришлось организовывать всё самим. Чтобы продать билеты в Таразе, тебе никто не вышлет рассадку зала. И чтобы увидеть её, тебе нужно самому поехать в Тараз.

VOX: Повлиял ли кризис на вашу деятельность?

— Я не могу точно сказать, снизилось ли у меня количество заказов в этом году по сравнению с прошлым годом. В прошлом году мне пришлось отменить многие выступления в связи с участием в шоу «Голос». Хотя, например, раньше декабрьские заказы начинали поступать ещё с августа. А в прошлом декабре выступления у меня были, но они все бронировались чуть ли не за день. Такое ощущение, что люди всё-таки решили в последний момент устроить корпоративы.

Сейчас многие мои коллеги жалуются на отсутствие работы. Но у меня опыт такой, что когда у нашей команды был спад и не было работы, мы шли играть в клубе. Это как тренировка для спортсменов. Ты не теряешь своей квалификации и закаляешься как артист, даже если публика — всего десять человек.

VOX: Бывают ли случаи, когда заказчик «кидает» на деньги или, в связи с кризисом, просит провести мероприятие в долг?

— У нас когда-то была ситуация, когда нам не заплатило event-агентство. А сейчас есть интернет, где можно найти любую информацию, отметить недобросовестного человека, и об этом все узнают. И поэтому репутация многим очень дорога. Сейчас таких прецедентов нет.

VOX: Приходилось ли терпеть хамское отношение со стороны пьяных гостей?

— В моей практике такого не было. Хотя от своих старших коллег, я слышала, что в девяностые это случалось довольно часто.


Диана Шарапова
Диана Шарапова

VOX: Сколько мероприятий у вас выходит в месяц?

— Сейчас мой график пестрит гастролями, поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. Иногда из-за плотного графика мне даже некогда заняться фитнесом.

VOX: Сколько стоит ваше выступление?

— Этот вопрос лучше обговаривать с Романом.


Абдулкарим Каримов

певец

Абдулкарим  популярный казахстанский певец, более известный как K-Rim. Известность к нему пришла после участия в проекте X-Factor и выхода в группу финалистов. Также он победитель проекта «Фактор Экстрима». Поклонники певца ценят не только его вокальные данные, но и внешность.

VOX: Повлиял ли финансовый кризис на твои выступления?

 В общем-то нет. У меня как были заказы, так они и существуют. Поэтому кризис на меня никак не повлиял. Я бы сказал, что число моих заказов растёт, а количество заказчиков увеличивается с каждым разом.

VOX: Сможет ли казахстанский исполнитель добиться популярности, избежав работы в той-бизнесе?

— Нет, конечно, не сможет. У нас всё завязано на той-бизнесе. Это наш основной источник заработка.

VOX: Сколько стоит твоё выступление на мероприятии?

— Обычно в прессе это никто не афиширует. По этому вопросу звонят моему помощнику и договариваются.

VOX: Уместен ли торг, возможны ли скидки?

— Конечно. В зависимости от заказчика. Бывает так, что обращаются знакомые, друзья и просят выступить подешевле. Конечно, у нас есть фиксированная сумма, от которой мы отталкиваемся, но и скидку тоже сможем сделать. Выступаю я обычно с танцевальной группой. Но когда клиент хочет сэкономить, мы вылетаем вдвоём с моим менеджером.

VOX: Попадались ли тебе нечестные заказчики, которые не платили?

 Такого, слава богу, не было. Мы работаем по предоплате и всегда составляем договор.

VOX: В чём преимущества выступления на тоях перед выступлениями на большой сцене?

 Концертные выступления — это работа на имидж. А тои — хорошая возможность заработка и живая ротация. 


Абдулкарим Каримов
Абдулкарим Каримов

VOX: Встречались ли в твоей работе на тоях пьяные развязные клиенты, которые просили спеть «Владимирский централ», например?

— От своих коллег — тех, кто поёт в ресторанах и кафе — слышал такое неоднократно. Но я не кабацкий певец. У меня другой уровень. В основном работаю на закрытых мероприятиях. У меня есть своя программа. Я выступил, меня сопроводили. Так что работаю в полной безопасности.

VOX: Сколько заказов у тебя бывает за месяц?

 Стабильно один раз в неделю всегда бывает. Бывает и так, что каждый день забит. Иногда приглашают в другие города. Это непредсказуемо. И от работы я не отказываюсь. Ведь нам необходимо снимать клипы, записывать альбомы, а это всё немалые деньги.



Алексей Пучков

известный казахстанский продюсер

Алексей Пучков владеет международным концертным агентством Eurostar entertainment, которое устраивает концертные выступления звезд мировой величины в любой точке мира. Продюсированием он занимается около двадцати лет.

— Я не понимаю, что такое той-бизнес. Я работаю с западными и российскими мегазвёздами. И давно не работаю с отечественными исполнителями.

Тесно сотрудничаю с казино. Из западных звёзд в казино приезжали Томас Андерс, Тото Кутуньо. Часто мы привозим туда российских звёзд.


Алексей Пучков
Алексей Пучков

VOX: Богатые клиенты в связи с кризисом не престали заказывать звёзд мирового уровня?

— Такие исполнители, как Валерий Меладзе, Ёлка — дорогие звёзды — очень часто бывают здесь, и они востребованы. Дорогой сегмент VIP-клиентов продолжает приглашать их на свадьбы и юбилеи, несмотря на кризис.

Крупные компании, банки уже не устраивают себе корпоративы. Я думаю, что кризис всё-таки задел банки, причём неплохо задел. Если раньше на Новый год было по двадцать–тридцать заказов от банков и крупных компаний, то сейчас их с каждым годом всё меньше. В декабре прошлого года было всего шесть–семь мероприятий. В основном сейчас заказывают казахстанских исполнителей или вообще не празднуют. Если даже и выделяется какая-то сумма на корпоратив, то эту сумму лучше поделят между сотрудниками.

VOX: Бывает ли так, что те клиенты, которые могут себе позволить пригласить Валерия Меладзе, торгуются?

— Да, конечно, бывает и такое. Они сами звонят, узнают в других компаниях стоимость и устраивают минитендер. Причём российские звёзды, если на них есть спрос, держат фиксированную цену. А западные, наоборот, начинают её завышать. И чем больше людей позвонили, тем выше цена. Некоторые могут завысить цену до трёх миллионов долларов. Но наши VIP-клиенты начинают экономить и заказывают артистов подешевле. Кризис очень сильно сказывается. Мы тоже провели сокращение штата в компании. Оставили сотрудников по минимуму.

VOX: Правда ли, что звезды диско восьмидесятых у себя на родине уже не популярны, о них все забыли, и они едут к нам, чтобы хоть что-то заработать?

 Это миф. Их никто не забыл. Их концертный график плотно расписан. Это артисты не одного хита, и люди знают их песни целыми альбомами. Зрители на концерте стоят и подпевают им. Вот взять С. С. Katch — она шикарно выглядит, у неё танцевальная программа. Она ездит на гастроли со своими танцорами, ещё и сама танцует. Так же и все другие артисты. Дискотека восьмидесятых–девяностых очень хорошо идёт в других странах.


И пусть число корпоративов в нашей стране сократилось, но те, кто может себе это позволить, так же продолжают отмечать дни рождения, свадьбы и другие торжества. А значит, наши звёзды никогда не останутся без работы. Как видите, уважаемые читатели, кризис кризисом, а праздники пока никто не отменил. Любит наш народ погулять с размахом.


Vox Populi выражает благодарность ресторану Vino Da Puri за предоставленное место для съемок.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000