BUSINESS Жанна Ахметова 17 июня, 2015 17:00

Такси для продвинутых — TOUCHka

Такси для продвинутых — TOUCHka
Фото: Беденко Григорий
В ноябре 2014 года на рынке услуг появилась новая компания, предоставляющая услуги такси жителям Алматы и Астаны. Спустя семь месяцев у компании появилось уже более шести тысяч пользователей. Отличие и ноу-хау такси «TOUCHka» от остальных служб в том, что машину клиент вызывает через приложение, закачанное на гаджет, видит на карте, где находится автомобиль в режиме реального времени, владеет полной информацией по водителю и его авто. Более того, компания гарантирует качественную поездку на новых автомобилях с хорошими водителями и демократичными ценами.

Чингиз Рамазан, директор компании TOUCHka (ТАЧКА), встретился с журналистами Vox Populi, чтобы рассказать, как работает его служба такси и в чем ее уникальность.

Ж: Чингиз, почему у вас возникла именно эта идея? Ведь в Казахстане, помимо активного частного извоза, существует масса компаний, предоставляющих услуги такси, и высокая конкуренция на лицо.

Ч: Согласен, конкуренция большая. Но мы отличаемся от традиционных компаний, предоставляющих услуги такси. Практически во всех службах есть диспетчеры — звено, которое связывает клиента с водителем, а это, как всем известно, человеческий фактор, который не может обойтись без ошибок, плохого настроения и т. д. У нас же концепция такая, что клиент напрямую связывается с водителем, не тратя время, деньги и нервы на телефонные звонки — он просто закачивает себе программу «TOUCHka» на свой гаджет. «Touch» c английского «трогать» — то есть одним прикосновением вы можете вызвать такси. Это игра слов: «тачка» — обычно у нас это означает нечто крутое — «крутая» машина, спорткар какой-нибудь.

Установив это приложение, клиент автоматически видит, где он находится — свое местоположение. Благодаря ему вызвать машину можно одним нажатием кнопки, рассчитать стоимость поездки самостоятельно либо оформить предварительный заказ, указав нужное время. Также в программе, в разделе меню, пользователю доступны инструкция, вкладка «часто задаваемые вопросы» и ответы, вся статистика, откуда, когда и куда он ездил, и сколько ему это обошлось.

Ж: Интересный концепт, но получается, что человек, у которого нет гаджета, не может вас вызвать?

Ч: Совершенно верно. Сейчас наши граждане все более активно начинают пользоваться разными услугами через мобильное приложение, примером может послужить kolesa.kz, Мой Beeline, egov.kz, AirAstana и так далее. То есть рынок растет, в ближайшем будущем уже все перейдут на онлайн решения. В плане мобильного маркетинга на рынке нет более или менее серьезных игроков, а значит, ниша будет бурно развиваться в ближайшие годы. Для нас это прекрасный шанс зарекомендовать себя как надежный и качественный мобильный сервис такси.

Ж: А у водителей какие гаджеты?

Ч: Наши водители используют планшеты либо мобильные телефоны на базе Android, куда собственно и поступают заказы от клиентов напрямую.

Расчет ведется по таксометру — человек платит по факту, за то, сколько он проехал, как практически во всех цивилизованных странах. 

Ж: Насколько я поняла, водители приходят к вам в компанию со своими авто. Значит, каждый из них должен иметь и свой гаджет или же вы ему его выдаете?

Ч: Первым пятидесяти водителям мы выдали планшеты, а остальные приходят со своими устройствами. Но если у водителя нет своего гаджета, мы все же предоставляем ему на выкуп устройство, чему наши водители очень рады, ведь ни один специализированный магазин сейчас не продаст вам телефон на тех условиях, которые предоставляем мы.

Ж: Скажите, а эта система вызова такси придумана вами или такое уже есть где-то в мире?

Ч: Аналоги есть, конечно. Первой компанией с такой концепцией, была американская фирма «Uber». Потом открылась компания "GetTaxi«в Израиле — в Тель-Авиве, затем в Москве, Нью-Йорке и так далее. Впервые я услышал о «Uber» от моего друга, который сейчас живет в Америке. За 5 лет на рынке цена этой компании выросла до 40 млрд. долларов. Нам очень понравились такие темпы развития, и мы начали делать research, есть ли такое где-либо в Центральной Азии. Оказалось, что нигде нет. Мы были, так сказать, одними из первых, кто пришел с такой идеей.

Ж: Расскажите о ценовой политике проезда на ваших такси.

Ч: Посадка стоит 400 тенге. В эту цену входят первые 3 километра, а каждый последующий километр стоит 60 тенге. Расчет ведется по таксометру — человек платит по факту, за то, сколько он проехал, как практически во всех цивилизованных странах. Ведь если позвонить во многие наши диспетчерские службы и спросить, как образовалась озвученная цена, то последует ответ, что цена рассчитана программой и что они не знают всю механику ценообразования. У нас же клиент четко понимает, сколько километров он проехал и сколько минут его в том или ином месте ожидал водитель. Одним словом, таксометр обеспечивает прозрачность и честность, вот почему эта практика введена во всех развитых и цивилизованных странах. Касательно, наших тарифов скажу, что они конкурентоспособные, я бы даже сказал — демократичные. Ведь качество сервиса у нас будет резко отличаться от других.

Ж: То есть помимо гаджета, первым пятидесяти вы дали еще и таксометры?

Ч: Таксометр встроен в гаджет. У водителя всего одно устройство, которое принимает заказы, обеспечивает водителя нужной информацией по клиенту и включает таксометр во время выполнения заказа.

Ж: Есть одна компания в Алматы. На рынке она около трех лет. Звонишь им по телефону, они высылают смс, что выехала машина — выходишь — ее нет. Концов не найти, с водителем не связаться. А у вас как?

Ч: У нас по-другому. Одна из фишек как раз-таки в этом — вы видите, где, по каким улицам едет водитель, сколько кварталов осталось до вашего адреса, и, кстати говоря, совсем скоро мы внедрим функцию «примерное время прибытия» водителя. Когда водитель доехал до вас, он нажимает у себя кнопочку «на месте». На вашем гаджете программа сразу же показывает, что водитель приехал и готов вас отвезти хоть «на край света». Более того, вы можете позвонить водителю также нажав на одну кнопочку вашего приложения, для того чтобы дать, если надо, дополнительную информацию либо просто чтобы поторопить.

Ж: Как оплачивается ожидание?

Ч: 5 минут бесплатно — у вас есть 5 минут, чтобы выйти. Каждая последующая минута стоит 15 тенге.

Ж: Не маловато времени на сборы?

Ч: Этого даже много, ведь вы будете заранее знать через какое время приедет водитель. Ради интереса мы проводили эксперименты, сколько нужно в среднем времени клиенту чтобы обуться, спуститься по лестнице и выйти во двор. Оказалось, что мужчинам хватает 3-4 минуты, девушкам — около 5-8 минут. Поэтому, с уважением к водителю и к клиентам взяли середину — 5 минут.

Ж: Если, допустим, взять почасовой тариф, он отличается?

Ч: Да, почасовой тариф другой — час 1500 тенге. Это не дорого и не дешево, что-то среднее, но когда вас везет адекватный водитель в новой чистой машине, вам покажется, что с вас взяли слишком дешево. Средняя рыночная цена за высокое качество — думаю это справедливо.

Ж: А как вы можете заверить меня, что все ваши водители адекватные и у всех машины новые?

Ч: Понимаете, прежде чем мы открыли компанию «TOUCHka», была проведена большая работа с потенциальными клиентами такси. Учитывались все недоработки имеющихся на рынке компаний. Велись опросы на тему «Что больше всего не нравится пассажирам такси?». Прежде чем водитель будет принят на работу в нашу компанию, он должен пройти жесткий отбор. Сначала личное собеседование, затем от него потребуется пакет документов: справка об отсутствии судимости, справки о том, что он не состоит на учете в психиатрическом и наркологическом диспансерах. Изначально мы смотрим на состояние его здоровья, на его порядочность, и тестируем на знание города. Машину осматриваем визуально, проезжаем с водителем пару кварталов, слушаем, нет ли у него стуков по ходовке и так далее. Мы искали рецепт, что нужно человеку для того, чтобы он был удовлетворен сервисом такси. Практически все, 90%, были недовольны работой диспетчеров. Играет человеческий фактор — диспетчера часто путают адреса, и водитель едет не туда, хотя и находится там, где ему сказал диспетчер.

Ж: А как насчет знания ПДД, если он, к примеру, будет гнать 150 км/ч по встречке?

Ч: У нас есть система — по окончании поездки вы можете поставить оценку водителю и оставить комментарии, что этот человек пересек двойную сплошную или не соблюдал правил вообще.

Ж: И как вы отреагируете?

Ч: Зависит от тяжести нарушения и недовольства клиента. Если не критичное замечание, то мы делаем ему одно предупреждение. При повторе — увольняем. Клиенты нашей компании должны чувствовать себя в безопасности.

Ж: С момента открытия, с ноября, у вас был план — вы довольны своими результатами?

Ч: На сегодняшний день мы представлены в двух городах — в Астане и Алматы, и результаты нас удовлетворяют. Однако впереди еще много неохваченных секторов. Честно говоря, сейчас еще рано оценивать наши результаты, ведь целью является взять все города РК. Думаю я смогу ответить положительно на этот вопрос к концу 2016 года.

Ж: Какие в вашем парке автомобили?

Ч: Самые популярные марки — это Hyundai, Kia, Renault и Chevrolet. Почти все приходят к нам с этими марками. В основном, все машины 2013-2014 гг. Это то, что касается эконом класса. А также на данный момент производим набор авто бизнес класса, которые в большинстве своем представлены Toyota Camry 2013-2014 год выпуска, Mercedes Е класса, Lexus представительского класса и т. д.

Ж: На тему чистоты вы проводите с водителями беседы?

Ч: Конечно. Практически еженедельно. Также мы предоставляем своим водителям автомойки по ценам почти в 2 раза ниже рыночной, что дает им возможность мыть машину почти каждый день.

Ж: А почему водители выбирают вас?

Ч: Был эксперимент: я сам лично вызывал не раз наши машины. А многие водители меня не знают в лицо. Я, как посторонний человек, садился в такси и спрашивал, на какие компании работал водитель. Он перечислял все компании города. Тогда я спрашивал, сколько месяцев работает человек здесь. Он говорил, допустим, 3 месяца. На вопрос, почему он все еще здесь, и нравится ли работать в этой компании, чаще всего мне отвечали, что заказов здесь не так много, но рост наблюдается. К примеру, в первый месяц работы в день у среднестатистического нашего водителя было 5 заказов, во второй месяц уже по 7 заказов. Водители видят это и говорят, что будущее за этой компанией. Мне самому было приятно это слышать. Я спрашиваю, а почему они считают, что будущее за этой компанией? Мне отвечают, что такой концепции как здесь ни у кого нет. Им нравятся эти фишки, что диспетчера нет, не надо ни с кем спорить и ругаться; таксометр стоит, не надо клиенту объяснять, почему та или иная цена получилась, и т. д. К примеру, если взять одну из конкурирующих компаний, позвонить и спросить, сколько стоит проезд, то вам, озвучивая цену, не смогут объяснить, почему получается именно такая сумма, а не другая. Скажут просто, так программа посчитала. У нас же сумма определяется по таксометру, и у пассажира не возникает ощущения, что его обманывают — все прозрачно.

Ж: Давайте поговорим о ваших водителях. Если я, к примеру, приду к вам устраиваться, какая у меня будет зарплата?

Ч: У нас нет зарплаты. Все деньги, полученные от клиентов забирает сам водитель, мы же удерживаем комиссию с каждой поездки в размере 10% от чека. Средний чек выходит около 800 тенге. На самом деле 10% — это небольшая комиссия, водителям выгодно работать с нами, тогда как в раскрученных службах такси комиссия доходит до 20%. А в некоторых вообще — водители платят авансом фиксированную сумму за месяц работы. Однако и гарантии никто не дает, что будет достаточное количество заказов. Я даже был немного шокирован такой моделью.

Я верю, что предоставив высокий сервис и используя новые технологии, люди сами потянутся к нам и будут пользоваться исключительно нашими услугами. 

Ж: Какие трудности были при организации вашего бизнеса?

Ч: Ну, во-первых, конкуренция. Есть компании, давно устоявшиеся на рынке. Но один минус, что они не развиваются в ногу со временем, то есть, ничего инновационного не придумывают и не внедряют. А народ пользуется ими либо потому что привыкли, либо нет на рынке предложений лучше как по цене, так и по качеству. Я верю, что предоставив высокий сервис и используя новые технологии, люди сами потянутся к нам и будут пользоваться исключительно нашими услугами. Во вторых, и, пожалуй, это самая большая сложность — это то, что люди привыкли использовать телефон при вызове такси, не понимая, что это реальная трата времени, денег и нервов. Наша цель — переубедить людей, чтобы они убедились в удобстве использования мобильного приложения. Для этого им надо всего один раз попробовать вызвать машину через наше приложение. Мы будем проводить разные акции, чтобы каждый человек воспользовался нашими услугами. Уже сейчас, собирая фидбэк от наших клиентов, мы получаем от них хорошие отзывы. В основном это иностранцы, привыкшие пользоваться аналогичными сервисами в Европе и США, а также наши граждане, побывавшие за границей. Эти люди очень рады нашему сервису. И это только начало. Надеюсь, в скором будущем каждый человек нашей Республики разделит мнение этих людей.

Ж: Оплата у вас посредством карты или наличными?

Ч: Пока только наличными, но уже через несколько месяцев мы внедрим оплату через мобильный кошелек, то есть безналичный расчет. Нажатием одной кнопки клиент сможет оплатить стоимость поездки, а также получить накопительные бонусы и потратить их у наших партнеров либо также на поездку с нами. Клиент не только пользуется всеми удобствами и качеством нашего сервиса, но также поощряется нами за использование наших услуг. Я надеюсь и верю, что данные инструменты лояльности и безналичного расчета будут оценены нашими клиентами по достоинству.

Ж: Какие еще есть планы на будущее?

Ч: Как я уже говорил, нашими основными планами на ближайшее время являются: присутствовать во всех основных городах РК, внедрить безналичный расчет — оплата через мобильный кошелек, а также систему бонусов. Есть еще множество других планов касательно нашего сервиса, но об этом позже. Я надеюсь, это не последнее наше интервью.

Ж: Желаем вам успехов и достижения целей!

Ч: Большое спасибо!

Поделись
Жанна Ахметова
Жанна Ахметова
Главный редактор Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000