BUSINESS Святослав Антонов 26 ноября, 2015 10:00

Право на мечту: Сладкий бизнес

Право на мечту: Сладкий бизнес
Фото: Тимур Батыршин
Можно ли сделать успешный казахстанский продукт в узком сегменте, давно уже занятом зарубежными компаниями? Производители сиропов для коктейлей и напитков BarBadoS уверены, что это возможно. Запустив производство полтора года назад, они освоили выпуск 70 различных видов сиропов и завоевали 25% рынка города Алматы.

ТОО BBS Trade — первая казахстанская компания, начавшая производство сиропов. Этот продукт весьма популярен на рынке HoReCa, так как является одним из основных ингредиентов при приготовлении популярных коктейлей, кофейных напитков и лимонадов. 


Коммерческий директор ТОО BBS Trade Эльмира Балтабаева
Коммерческий директор ТОО BBS Trade Эльмира Балтабаева

До появления компании на нашем рынке были представлены только зарубежные бренды, реализующие свою продукцию по достаточно высоким ценам. Оценив потенциал рынка, компания ТОО BBS Trade начала продажу своего продукта под брендом BarBadoS. Одной из отличительных особенностей казахстанских сиропов является использование настоящего сахара, а также натуральных фруктовых соков.

Довольно смелый бизнес-проект по производству столь специфичного продукта взялась реализовывать начинающий предприниматель Эльмира Балтабаева. По образованию она педагог, однако в семье женщины многие занимаются бизнесом. Ее родители имеют свою ферму и продовольственный магазин. На идею начать производство сиропов Эльмиру натолкнули исследования российского рынка этого продукта. 

— Я давно хотела начать свое дело. Искала нишу, в которой казахстанские производители пока еще не представлены. Такой нишей оказалось производство сиропов. Продукт весьма популярен в барах и ресторанах. В России этот рынок считается очень перспективным. У нас также развивается культура потребления коктейлей и различных напитков, приготовленых с использованием сиропов.


Ассортимент сиропов BarBadoS
Ассортимент сиропов BarBadoS

После принятия окончательного решения о том, что она хочет производить сиропы, Эльмира начала исследование рынка. Вместе с племянницей она лично обходила различные заведения нашего города, собирая информацию об объемах потребления сиропов, популярных вкусах и предпочтениях казахстанских потребителей.

— Некоторые администраторы и бармены охотно делились с нами информацией. Другие относились к идее производства казахстанских сиропов весьма скептически. Они утверждали, что мы не можем тягаться с компаниями, которые делают этот продукт уже на протяжении ста лет. Мы же говорили, что с помощью их рекомендаций у нас все получится. На самом деле бармены очень помогли нам, дав множество советов по тому, каким должен быть продукт. К примеру, на казахстанском рынке представлены сиропы более 70 различных вкусов. Мы не могли сразу начать производить все эти виды сиропов, и потому остановились на 33 самых популярных вкусах.

При запуске производства начинающая бизнесвумен уделила большое внимание помещению. С одной стороны, ей не хотелось тратить большие средства на аренду. С другой, предприятие должно было находиться в городской черте, чтобы было удобно доставлять готовый продукт заказчикам. Решением стала аренда небольшого цеха в районе Калкамана.

Довольно важным вопросом была технология производства и рецептура продукта. Эльмире удалось найти казахстанского технолога, вместе с которым она разработала рецептуру сиропов. При этом она изучила большое количество информации о способах приготовления этого продукта.

— На самом деле это не космические технологии, и рецепт приготовления здесь не явлется секретным. Во многом технология производства напоминает ту, что применяется при изготовлении различных сладких безалкогольных напитков. Я нашла казахстанского технолога, который имел опыт работы с чем-то подобным. Несмотря на это, нам пришлось многое выяснять на собственном опыте, так как сиропы в Казахстане никогда не производили. Были и ошибки в рецептуре. Состав одного сиропа нам пришлось менять шесть раз, постоянно проводя консультации с клиентами — персоналом ресторанов.


Цех производства сиропов
Цех производства сиропов

Чтобы сэкономить на первоначальных тратах и при этом закупить качественное оборудование, BBS Trade приобретали его на вторичном рынке. Большая часть производственных линий принадлежала когда-то другим казахстанским компаниям, производившим различные напитки, но не сумевшим удержаться на рынке.

— Все оборудование зарубежного производства, но приобретено в Казахстане. Позже мы докупали что-то из Китая и России.

Производство сиропов было запущено в июле 2014 года. Первоначально на нем работало всего четыре человека, включая самих основателей компании. Работники набирались из числа людей, поверивших в будущее стартапа.

Эльмира и ее партнеры некоторое время выбирали название бренда и дизайн этикетки, пока не остановились на варианте BarBadoS. По виду упаковки сразу не скажешь, что сиропы произведены в Казахстане. Кажется, что их выпускает какая-то зарубежная компания.

— Название BarBadoS показалось нам достаточно логичным. С одной стороны, в нем есть слово «бар». С другой, оно напоминает нам о чем-то теплом и экзотическом. Мы с самого начала решили разрабатывать дизайн, далекий от «совковых» стандартов, чтобы продукт смотрелся современно. Дело в том, что так он выглядит предпочтительнее для потребителей — барменов, привыкших к этикеткам зарубежных продуктов.

Самой большой проблемой в развитии компании стал поиск клиентов. Эльмира и ее единомышленники обходили каждый бар и ресторан, предлагая их сотрудникам продегустировать новый продукт.

— Большинство наших барменов и администраторов заведений имеют очень большое предубеждение к отечественным продуктам. Многие из них так или иначе связаны с мировыми производителями сиропов. Другие просто не верят, что в Казахстане можно сделать что-то подобное. Узнав, что компания казахстанская, они даже не пробовали наши сиропы.


Медаль, полученная продукцией компании на выставке WorldFood Kazakhstan
Медаль, полученная продукцией компании на выставке WorldFood Kazakhstan

Со временем сотрудникам BBS Trade благодаря своему упорству удалось сломать стену неприятия отечественного продукта, и сиропы BarBadoS появились во многих барах города.

— Нам до сих пор постоянно приходится доказывать, что наши сиропы не хуже зарубежных. Мы неустанно совершенствуем качество, опираясь на критику и замечания клиентов. Тут важна каждая мелочь — даже форма упаковки. Барменам нужно, чтобы она была удобна для захвата рукой. Сейчас наши сиропы по вкусовым качествам не только не уступают, но даже иногда опережают зарубежных производителей.

Так как же производят отечественные сиропы? Все начинается с сырья. В состав сиропов входит сахар, вода, концентрированные соки, ароматизаторы и консерванты. Все сырье хранится в специальных холодильниках. Емкость такой морозильной камеры — 2 500 литров.

— Мы закупаем казахстанский сахар. Соки и ароматизаторы приобретаем европейского производства через местных поставщиков, в силу того, что у нас их просто не делают.

Перед началом производства сиропов вода, применяемая для их изготовления, проходит тщательную очистку в специальных фильтрах.

Основой продукта BarBadoS является сладкий сироп, получаемый из воды и сахара. Он варится в специальной емкости вместимостью до 900 литров. Перед началом производства его прогревают с помощью парогенератора, который также помогает дезинфицировать емкость. После этого в нее по шлангам заливается вода и высыпается сахар. Смесь нагревается до 95 градусов.


Емкости для производства сиропов
Емкости для производства сиропов

После приготовления сироп поступает в купажную емкость. Здесь с помощью мешалки он смешивается с ароматизаторами, соком, лимонной кислотой и другими ингредиентами. Купаж сиропа занимает до 30 минут.

Помимо сиропов, используемых для напитков, на предприятии под брендом Siroppi производят топпинги — сиропы, применяемые для украшения кофе, десертов и мороженого. BBS Trade выпускает три вида топпингов — шоколадный, карамельный и клубничный. Для их производства нужна отдельная, вакуумная емкость. Помимо сиропа, в их состав входит патока, повышающая вязкость продукта, какао, карамель и ароматизаторы. Это же оборудование используется для выпуска фруктовых миксов — пюре из фруктов и ягод, предназначенных для приготовления коктейлей и смузи.

По насосам готовый продукт попадает на линию разлива. Она начинается с промывочного оборудования для бутылок, на котором емкость промывают водой, а затем дезинфицирующим раствором.

После высыхания бутылки поступают на разлив.


Линия разлива продукта
Линия разлива продукта

Оборудование автоматически дозирует сироп в емкости.

После этого с помощью специального укупорочного аппарата на бутылки припаивается фольга. Затем закручивается крышка.


Машина, наносящая этикетку
Машина, наносящая этикетку

Последний этап производства — наклеивание этикетки. Бутылки и этикетки для сиропов производятся на других предприятиях по заказу компании.

Готовые образцы дегустируют сотрудники компании, чтобы проверить соответствие вкусовых качеств партии ранее выработанным стандартам. Сироп разводят с водой в пропорции 1/8.

Мощность цеха позволяет производить до 30 тысяч литров сиропа в месяц. На сегодняшний день максимальные объемы производства достигали 5 тысяч литров.

Для того чтобы наладить производственную линию, закупить оборудование и сырье, Эльмире и ее партнерам понадобились значительные средства — 14 тысяч долларов. Чтобы получить эту сумму, основатели стартапа обратились в Народный банк.

— Нам нужен был надежный партнер, банк, который много лет стабильно работает на рынке. Мы пришли в Народный банк, чтобы проконсультироваться по получению кредита. Там нам рассказали о программе фонда «Даму» по поддержке начинающих предпринимателей. Они берут на себя 70% залоговых средств. Кроме того, мы выплачивали всего 7% годовых. Половину ставки вознаграждения субсидировал фонд «Даму».

— Мы взяли кредит на два года, но благодаря хорошему бизнес-плану нам уже удалось погасить его. Такие условия кредитования — это хорошая возможность для молодых бизнесменов открыть свое дело, не имея больших средств.


Насосы, разливающие сироп
Насосы, разливающие сироп

Компания BBS Trade видит большие перспективы для развития. На момент открытия по примерным подсчетам предпринимателя рынок сиропов в Казахстане оценивался в 1,5 миллиона долларов.

— Нам уже удалось занять 25% рынка Алматы. Нашими клиентами стали такие известные заведения, как El Mirador, ресторан Zoloto. Мы сотрудничаем с такими крупными сетями, как «Ассорти», «Шоколадница», Parmigiano Group. У нас появился филиал в Астане, где мы уже начали сотрудничать с 30–40 заведениями. В будущем планируем начать дистрибуцию в Караганду и Шымкент.

— Преимуществом нашего продукта по сравнению с зарубежными аналогами, такими как популярный французский бренд Monin, является не только низкая цена — наш продукт на 50%, а иногда и вдвое дешевле зарубежных аналогов, — но также высокое качество. Многие, к примеру, не используют в производстве настоящий сахар, а применяют искусственные подсластители.

Зарубежные компании уже ощутили в нас конкурента на казахстанском рынке. Это видно по тому, что после девальвации они подняли цены всего на 10%, сократив свою маржинальность. Видимо, боятся, что если сильно задерут цену, могут уступить нам рынок, — рассказывает Эльмира Балтабаева.

— Последний кризис и девальвация, конечно же, отразились на рынке сиропов. Наши поставщики подняли цены. Многие заведения уже закрылись. Однако в условиях роста цен зарубежных аналогов наш продукт становится более привлекательным. Мы намеренно не поднимаем на него цены, стремясь завоевать как можно большую долю рынка. Основная часть продаж пришлась на лето, сейчас традиционно наступил мертвый сезон. Мы готовы переждать это время.

BBS Trade стараются сделать новое предложение, запуская в производство виды сиропов, которых нет на нашем рынке. В настоящий момент их ассортимент превысил 70 различных вкусов. К примеру, они начали выпуск сиропа со вкусом изюма и сиропа, имеющего вкус знаменитого советского напитка «Байкал».

— Мы будем продолжать расширять сеть дистрибуции, увеличивая ассортимент. Мы стремимся к тому, чтобы в сегменте сиропов в будущем казахстанский продукт занял не менее 50% рынка, и у барменов больше не было предубеждений к отечественному производителю. Кроме того, мы вышли в ритейл, начав продажу наших топпингов в супермаркетах. Их можно использовать в кулинарии. Надеюсь, у нас все получится!

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000