BUSINESS 10 февраля, 2015 14:00

От студента до успешного руководителя IT-компании

Болат Башеев
Болат Башеев
Фото: @mrozhin
Тяжелое материальное положение вынудило Болата Башеева бросить учебу в ЕНУ и начать работать. Вместе с небольшой командой разработчиков в 2005 году он основал компанию ARTA, которая занялась созданием программных решений для ВУЗов Казахстана. Проект оказался настолько успешным, что сейчас ARTA – это более 130 сотрудников, офисы в Санкт-Петербурге и Сингапуре.

Работа или учеба

– Я с детства интересовался тем, как устроены игры, поэтому начал программировать с 11 лет. С тех пор ежегодно участвовал на олимпиадах и конкурсах по информатике. Первое место на Республиканском конкурсе научных проектов дало мне возможность получить грант. Так, в 2003 году я поступил в ЕНУ им. Гумилева на специальность Computer Science, – рассказывает Болат Башеев.

– На третьем курсе я устроился в компанию NAT программистом. В компании мне поставили ультиматум – или я работаю полный день, или я им не интересен. Тот же выбор был в университете, несмотря на то, что в составе команды ЕНУ мы дошли до полуфинала Международной олимпиады ACM ICPC. Никакого гибкого графика или свободного посещения. Деньги были нужнее, поэтому я выбрал работу. Но и на работе все складывалось не так хорошо. Три месяца мне не платили зарплату, поэтому пытался искать заказы сам, – продолжает Болат.

– Однажды позвонил друг и спросил, могу ли я сделать один продукт дешевле, чем другие разработчики. Это был первый проект ARTA, – делится основатель компании. – Университету АГУ им. Досмухамедова в Атырау требовался софт для управления учебным процессом по кредитной системе. Им предлагали вариант за $7 000, а у них в бюджет была заложена сумма в $4 000.

Однажды позвонил друг и спросил, могу ли я сделать один продукт дешевле, чем другие разработчики.

– На регистрацию компании я потратил 20 000 тенге, по почте отправил ценовое предложение. В ответ прислали договор. Я до сих пор не видел этих людей лично, мы работали удаленно. Так появился прообраз нашего первого продукта под названием "Платон" (PLATONUS). Аренду офиса и поддержанный ноутбук оплатил из авансовой суммы, – вспоминает Болат.

– Я понимал, что нужно идти продавать решения, лично встречаться с людьми. Ходил по столичным университетам и предлагал им наш продукт. Главным преимуществом стала конкурентная цена решения – 300 000-400 000 тенге. Продав несколько десятков программ, мы обратились в Министерство образования РК и презентовали там основное преимущество нашей программы – единую отчетность для всех институтов, – отмечает руководитель ARTA. – Сейчас "Платон" стоит во всех ВУЗах Казахстана, а это более 100 учебных заведений. В этом году выходит новый пользовательский интерфейс и мобильное приложение для студентов. Существенно доработаны все внутренние модули расписания и расчета нагрузки.

ARTA SYNERGY

– Я всегда мечтал решать реальные проблемы бизнеса. В 2008 году, после того, как сам столкнулся с проблемами управления растущим штатом, написал концепцию продукта для управленцев, – говорит Болат. – "Платон" передали в дочернюю компанию. А мы занялись разработкой нового продукта – SYNERGY. Несмотря на большое количество похожих программ, SYNERGY выделялся из их числа благодаря гибкой и быстрой настройке. Это "конструктор", позволяющий разрабатывать решения из готовых блоков. Скорость разработки при этом в 3-5 раз выше, чем при написании программы с нуля.

– Еще одна причина успеха SYNERGY заключается в том, что продукт отечественный. Это позволяет нам быстрее реагировать на отзывы, напрямую работать с заказчиками. Ведь обычно как бывает: программу придумали в одной стране, разработали во второй, продают в третьей. Чаще всего клиенты общаются с дистрибьюторами. Главным преимуществом SYNERGY является его комплексная концепция, комбинация управленческого консалтинга и скорости развертывания продукта. У нас накопился солидный опыт в этом плане, так как в штате много людей с опытом работы в "Большой четверке", – считает основатель ARTA.

– У нас примерно 200 клиентов, суммарный годовой оборот 1,1 млрд тенге. Наш целевой рынок – b2b, не b2c. Для нас розница – это продажи малому бизнесу. На малый бизнес мы планируем выходить как SaaS в сотрудничестве с операторами связи. В 2012 году независимая аналитическая компания оценила SYNERGY в сумму 655 млн тенге. С учетом инвестиций и продаж за прошедшие три года, думаю, оценка на 2015 год составит около 800 млн тенге, – планирует Болат.

Российский офис

– В России начали работу осенью 2013 года, операционная деятельность стартовала в начале 2014 года. Сначала выбираем город, в котором хотим открыться. Требования: город-миллионник, ВВП на душу населения $15 000, наличие не менее 10 крупных и 20 средних предприятий. Затем мы ищем партнера – публикуем вакансии, ищем через знакомых. Обязателен опыт работы в "Большой четверке" или в корпоративных продажах.

Договорившись с партнером, выделяем начальные инвестиции в размере $30 000-40 000, и начинается подготовка к продажам. У человека с опытом работы в "Большой четверке" всегда есть собственный пул компаний, которым можно предложить SYNERGY. Составляется список из 200-300 предприятий. Как правило, 60-80 из них соглашаются на встречу, на выходе получаем 6-7 контрактов и понимание местного рынка.

Мы можем внедрять решения пошагово. Предлагаем, например, "Сбербанку" решение по сортировке и регистрации почты стоимостью около $10 000-20 000. Небольшие деньги для банка. Доказываем эффективность продукта. Клиент начинает нам доверять. Бывало, что второй контракт подписываем уже на сумму 200 млн тенге. В прошлом году наш российский офис подписал контракты с дочками "Газпрома", с "Транспортной дирекцией", "ГорЭлектроТрансом" и др. компаниями, – говорит о результатах работы компании ее основатель.

Все дороги ведут в Юго-Восточную Азию

– С лета мы ведем работу над открытием офиса в Сингапуре. Сингапур – это узел, через который проходит 20% мирового грузопотока. Совсем рядом Индонезия (250 млн жителей), Малайзия (30 млн), Таиланд (почти 70 млн) – огромные развивающиеся рынки. Здесь мы можем найти хорошую нишу, где наш продукт окажется востребованным. Посетили выставку CommunicAsia, поговорили с представителями 80 различных компаний. Иностранные компании имеют потребности, схожие с потребностями отечественных предприятий, просто структура рынка разная. Например, у нас много предприятий по добыче ископаемых, а в Сингапуре развита торговля. Соответственно и решения нужны для конкретных отраслей.

Продаж в этом регионе еще не было, мы изучаем рынок Азии и его нюансы. Чтобы зайти на телекоммуникационный рынок Индонезии, нужно, чтобы SYNERGY мог работать на островах в условиях нестабильной связи. В данный момент ведем разработку в этом направлении.

Долгосрочная стратегия ARTA до 2020 года сфокусирована на открытии 30 офисов в городах регионов ЕЭС, GCC, ASEAN и Китая.

В 2015 году планируем оптимизировать процессы в городах Казахстана. Мы уже имели опыт как успешных инвестиций, так и провальных. Так как мы находимся в Казахстане, нам проще вносить коррективы здесь. Наша задача – отточить бизнес-модель офисов ARTA настолько, чтобы тиражировать самую эффективную модель, – подытоживает Болат Башеев.


Справка

Arta Software
Arta Software
Фото: arta.pro

ARTA

Производитель программного обеспечения для управления организацией. Компания основана в 2005 году в Астане. Программные продукты ARTA используют государственные органы, крупные холдинги и компании.

PLATONUS

Образовательная платформа, включающая "три кита" автоматизации вуза: подсистему администрирования студентов, поддержки учебного процесса и дистанционного обучения, объединенных системой электронного документооборота.

ARTA SYNERGY

Платформа для совместной работы на предприятии, основной продукт компании ARTA. Это web-решение, которое покрывает цикл управления от стратегического менеджмента (ССП, KPI) до оперативного, включая управление планами/проектами, контроль поручений и тайм-менеджмент. Платформа содержит единое хранилище контента, базу знаний, быстрый семантический поиск информации и многие другие возможности.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000