BUSINESS 29 января, 2015 08:00

Как заработать на доступной информации

Как заработать на доступной информации
Модель прайс-агрегатора для Казахстана пока еще новая, хотя подобные сервисы существуют в мире достаточно давно. Алексей Сидоров – основатель прайс-агрегатора prodengi.kz – рассказал Vox Populi, как заработать на доступной информации.

Модель прайс-агрегатора интуитивно понятна – пользователи, заходящие на сайт, получают возможность сравнивать те или иные товары или услуги по разным параметрам: цене, особенностям предложения и т. д.

Алексей Сидоров объединил в своем сервисе всю актуальную информацию о финансовом мире Казахстана. Пользователь ресурса, зайдя на prodengi.kz, может сравнить предложения банков по кредитам и депозитам, узнать курсы валют в разных обменниках города и даже оценить уровень сервиса своего банка.

Как все начиналось

– До prodengi.kz я долго работал в банковской сфере, пока в какой-то момент не понял, что это не очень меня удовлетворяет. Появилось желание уйти от работы по найму и заняться собственным бизнесом. В итоге я остановился на том, что хочу заниматься бизнесом, связанным с моим прошлым опытом. Это должен был быть интеллектуальный бизнес, связанный с маркетингом, IT и с финансовой индустрией, – рассказывает Алексей.

– Банковский сектор в Казахстане растет довольно быстро, люди пользуются банковскими услугами, но сталкиваются с рядом проблем при выборе банка и его продукта. Им приходится звонить в call-центры банков, сравнивать условия, которые зачастую сложно сравнимы. Очевидно, что было бы гораздо удобнее, если бы существовал сервис, который в одном месте представляет все, что сейчас есть на рынке, и помогает пользователям сделать выбор. Так, в 2008 году я занялся проектом prodengi.kz. Еще два года я занимался своим стартапом параллельно с основной работой: за это время мы создали первую версия сайта и логотип, собрали движок, нашли контент-менеджера на частичную занятость. В 2011 году я принял на тот момент нелегкое решение уволиться и посвятить все свое время стартапу, – продолжает основатель prodengi.kz.

Команда

– Сейчас в prodengi.kz трудятся 12 человек, четверо из них – программисты. Мы создаем собственный IT-продукт: мы не можем скопировать чужую модель, так как нам нужен продукт для казахстанских реалий. Юзабилити, дизайн и контент сайта должны быть локализированы. Есть расхожее выражение сontent is king. Это особенно актуально для нашего сервиса: без контента этот бизнес не может быть успешным, так как для посетителя вся информация предоставляется бесплатно. Мы зарабатываем на провайдерах финансовых услуг, либо на рекламодателях, которые размещают рекламу. Чтобы это все работало, должна была качественная аудитория, люди должны получать то, что им нужно, чтобы они проводили больше времени на сайте и могли делать действия, необходимые партнерам, – продолжает Алексей.

– Будучи выходцем из банковской сферы, я хорошо понимал, с какими проблемами сталкиваются банки, знал банковский бизнес изнутри и видел, что в области маркетинга и привлечения клиентов у всех банков есть общая проблема: где найти качественную аудиторию, и как с минимальными затратами ее конвертировать в клиентов? Я приходил в банки и говорил: "Вы знаете, что вам необходимо расти, увеличивать свои кредитные портфели". Крупные банки вначале отказывались быть с конкурентами на одном сайте. У нас на это был контраргумент: "Это прогресс, и от него никуда не денешься, во всех развитых странах есть прайс-агрегаторы".

– Интернет – это открытая среда, и ничто не мешало нам в случае отказа взять информацию на сайтах банков и объединить ее в одном месте. Мы работаем на результат, партнеры это видят, и сейчас они сами заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с нами. Но так было не всегда. Интернет-бизнес у нас молодой, а банковская индустрия – самая консервативная из всех видов бизнеса. Банки сложно переубедить, даже если они понимают необходимость трансформаций. Первые пару лет нас слушали, кивали, но ничего не делали. Поэтому сперва мы работали бесплатно, просто чтобы доказать, что это выгодно. Через пару лет лед тронулся, и банки стали сами присылать нам обновления, так как теперь они сами хотят, чтобы у нас была актуальная информация об их услугах, – делится Алексей.

О результатах

– У нас нет развлекательного контента, и у нашего посетителя есть определенная потребность, которую он хочет удовлетворить. Соответственно, к нам приходят люди, готовые к покупке. Качественный контент определяет качественную аудиторию. Мы предоставляем банкам доступ к этой аудитории. Ну, а форму доступа банки выбирают сами. Это может быть баннерная реклама с оплатой за тысячу показов, оплата за переход с нашего сайта на сайт банка, оплата за конечное действие – заполненную заявку. Поскольку это интернет, результат проследить очень легко. Один маркетолог сказал: "Мы всегда тратим половину денег впустую, проблема в том, что мы не знаем, какую". В интернете же можно замерить эффективность денег, потраченных на рекламу. Поэтому мы даем банкам выбор, так как не сомневаемся в нашей эффективности. Последние два года мы ушли от зависимости от продажи баннерных мест. Сейчас 80% нашего заработка – это нетрадиционная реклама – за переход, клик, лид, или действие. Например, за третий квартал 2014 года 536 317 посетителей зашли на сайт 915 625 раз. Они просмотрели 1 997 548 страниц. При этом Алматы и Астана суммарно дали 42,40% посетителей, оставшиеся 47,60% посетителей пришлись на регионы. Это, кстати, еще один аргумент в нашу пользу для банков, которым нужен охват всей страны, а не только двух столиц, – отмечает основатель prodengi.kz.

– Даже если пользователи просто увидели на нашем сайте информацию о банках, многие из них потом позвонят в банки по контактам, указанным на их страницах. До сих пор у нас много людей, которые не доверяют интернету и не хотят оставлять данные о себе. Но количество онлайн-заявок все время увеличивается, и наши объемы растут на 20-30% в год. И будут расти еще быстрее. Если в 3-м квартале 2013 года через наш ресурс было оформлено 17 050 заявок на кредиты на сумму в 57,4 млрд тенге, то за аналогичный период 2014 года это число выросло до 20 537 заявок на сумму в 75,5 млрд тенге, – говорит Алексей.

В 3-м квартале 2014 года через prodengi.kz было оформлено 20 537 заявок на сумму в 75,5 млрд тенге.

– Еще один наш проект в рамках ресурса – "Народный рейтинг банков", созданный для того, чтобы пользователи могли выстроить банки в рейтинг с точки зрения качества сервиса (речь не идет о стабильности и других показателях). Пока в рейтинге участвуют 20 банков, так как мы включаем в него только те банки, которые набирают соответствующее количество отзывов. Конечно, любой рейтинг субъективен. Но плюс его в том, что мы предлагаем банкам полезную бесплатную информацию, с помощью которой они могут узнать, что люди о них думают, и выявить слабые места (часто недовольные клиенты указывают, в каком отделении и когда они обслужились). В перспективе мы хотим сделать этот рейтинг интерактивным, чтобы банк видел оставленный отзыв и мог на него ответить. Этот сервис может стать реальным способом решения проблем: банк может решить вопрос, а клиент – пересмотреть свой отзыв. Ведь когда жалоба становится публичной, у банка появляется больше мотивации обратить на нее внимание, – считает основатель.

Планы на будущее

– Сейчас мы работаем над тем, чтобы prodengi.kz стал брендом актуальной финансовой информации в стране. Например, во время февральской девальвации наш сайт посетило 70 тыс. человек за один день. В том числе мы хотим, чтобы prodengi.kz ассоциировался с возможностью экономить на других услугах. Мы уже начали эту работу и со временем планируем стать агрегатором, который позволяет людям экономить деньги. Все любят экономить, но не все знают как. Поэтому, например, мы запускаем новый раздел – "Купонные скидки", где мы агрегируем все предложения купонных сайтов в одном месте. Со временем мы будем добавлять и другие сервисы, которые позволят что-то сравнивать и выбирать. Думаем мы и о географической экспансии. Скоро мы вырастем из чисто казахстанского ресурса. Уже сейчас начинаем присматриваться к рынкам Центральной Азии и РФ, – подытоживает Алексей. 

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000