BUSINESS 6 января, 2015 10:19

Как создать стартап с оборотом в 630 миллионов тенге в Караганде

В офисе Wooppay
В офисе Wooppay
Впервые идею платежной системы команда Wooppay презентовала на BarCamp-2011. Многие отнеслись к карагандинским стартаперам со скептицизмом, но нашлись и те, кого проект заинтересовал. На данный момент в Wooppay инвестировано свыше $5 млн, а недавно стартап вышел на операционный плюс.
Александр Дорошенко, CEO и со-основатель Wooppay
Александр Дорошенко, CEO и со-основатель Wooppay

Начало

«В мою веб-студию «Лаборатория» обратились люди с просьбой создать бизнес-игру, типа Sims, для взаимодействия казахстанцев, чтобы пользователи выполняли задания, знакомились, устраивались на работу, заключали договоры. Проект сложный как в реализации, так и до конца непонятный, кто и как им будет пользоваться. Наша задача была подготовить техническое задание. На дворе стоял апрель 2011 года. Как раз в это время планировался конкурс стартапов на BarCamp», – рассказывает Александр Дорошенко, CEO и со-основатель Wooppay.

Показывать идею на конференции заказчики отказались. Однако Александр все равно решил ехать на BarCamp, но уже со своей идеей мобильных платежей: «Я понимал, что необходимо ехать и знакомиться с участниками IT-тусовки. Поэтому мы придумали альтернативную идею по оплате услуг балансом мобильного телефона. Назвали проект «Мобильный Казахстан». Презентовали, познакомились с банкирами, депутатами, все делились информацией, а далее началась шлифовка идеи».

С марта 2012 года началась разработка проекта в городе Караганда, здесь и сейчас находится головной офис компании. Одновременно в Казахстане и России формировался регулирующий закон об электронных деньгах, который давал им более четкое определение.

По словам Александра Дорошенко, сложности были на всех этапах реализации: банки неподвижны, а классными специалистами и экспертами рынок не кишит даже в России.

Для общения с Национальным Банком и другими игроками платежей основателю Wooppay и ведущему программисту Льву Крепких приходилось постоянно летать в Алматы, где они часами обсуждали механизмы оплат, правовые нюансы. На этом этапе к проекту подключился Александр Бондаренко (сейчас исполнительный директор Wooppay), на домашнем компьютере которого и был развернут первый сервер Wooppay.

Александр Дорошенко: «В начале было 5 человек: архитекторы и разработчики. Приятен и тот факт, что все ребята и сейчас часть команды. В начале 2013 года в компании было 65 человек. Мы хотели сделать Wooppay холдингом: не только платежный сервис, но и сервис агрегации магазинов, продажа билетов, рынки то пустые. Очень тяжело было все это закрывать, но главное делать качественно свое основное направление, для нас это организация платежей. Сейчас в Wooppay работают 40 человек».

Кто и что оплачивает

Система была запущена 1 декабря 2012 года. За первые полгода было 3147 зарегистрированных пользователя: «Звали людей в социальных сетях, люди шли с блогов, с поисковиков. Никакой платной рекламы. Мы должны были быть уверенны, что наша система работает без сбоев, что мы ее уже можем масштабировать».

На данный момент в Wooppay около 75 тысяч пользователей. В первую очередь это казахстанцы, затем идут Россия, Украина и другие страны бывшего СССР, есть пользователи из США и Европы. На ноябрь 2014 года средний чек составляет около 8 000 тенге, оборот почти в 630 млн. тенге. В октябре 2014 года Woppay вышел на операционный плюс. В основном пользователи оплачивают услуги ЖКХ, сотовую связь, онлайн-игры и сервисы (Mail.ru, World of Tanks, Fuckbet.ru и другие), совершают переводы между кошельками и на банковские счета.

«Мы шаг за шагом идем к созданию для физических лиц сервиса более удобного, чем PayPal. Кроме онлайн привязки карты, мы видим большую пользу в добавлении ввода и вывода денег с кошелька на карту или банковский счет. Постоянно проходим тестирования у международных компаний, политика информационной безопасности компании разработана согласно правилам Visa, MasterCard и других международных стандартов», – говорит Александр Дорошенко.

Акселерация

Для развития проекта важным драйвером является участие в конференциях и форумах, на которые приезжают иностранные потенциальные партнеры и специалисты, у которых есть успешный опыт. За последний год Wooppay участвовали в Astex в Астане, в форуме в Риге, где был представлен практически весь транзакционный бизнес постсоветских стран.

Другой важный драйвер это иностранная акселерация. В 2013 году Wooppay летали в США, как победитель KZStart. В этом году стартап проходил акселерацию в Сингапуре, как участник программы Kazakhstan Go Global от Idea-Lab.kz и JFDI.Asia: «Очень важно привлекать опыт иностранных специалистов, это дает значительный рост».

Планы

Wooppay ставит большой фокус на реализацию удобного способа оплаты для казахстанцев иностранных сервисов. Также за следующий год команда собирается значительно увеличить число способов ввода и вывода средств с кошелька.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000