BUSINESS Святослав Антонов 15 января, 2015 16:37

Бизнес на квестах

В тюремной камере
В тюремной камере
Фото: Тимур Батыршин
В Алматы появился новый вид развлечений – реальные квесты. Представители трех различных компаний рассказали Vox Populi, как можно заработать на желании людей отрешиться от реального мира и погрузиться в разгадывание загадок и головоломок.

Реальные квесты как вид развлечения произошли от компьютерных игр. На заре 2000 годов приключенческие игры были популярны среди геймеров так же, как и более динамичные шутеры и гонки. Один из квестов – Crimson Room, созданный японским разработчиком Тошимицу Такаги в 2004 году, приобрел культовый статус. На первый взгляд это была простая флеш-игра с незамысловатым геймплеем – игроку нужно было выбраться из запертой комнаты, разыскивая спрятанные предметы и исследуя связи между ними. Игра приобрела миллионы фанатов по всему миру. Через несколько лет кто-то решил попробовать перенести основные принципы Crimson Room в реальность. Вскоре квеструмы стали открываться в Японии, Китае и Европе.

В 2013 году новый вид развлечения появился и в России. За несколько лет реальные квесты приобрели популярность у огромной аудитории и стали весьма успешным бизнесом – выручка от одной игровой комнаты составилаоколо 1,1 млн рублей в месяц. На российском рынке сформировались крупные компании – такие как "Клаустрофобия", открывшая уже более 50 квеструмов в 13 городах России, а также в Таллинне, Киеве, Минске и Ереване. В Алматы уже работают несколько популярных квеструмов.

Аделина Бекова, управляющий алматинского представительства компании "Под замком":

"Квест "Под замком" разработали трое молодых питерцев. Ребята придумали оригинальные сюжеты, свою структуру комнат и открыли первый квеструм в Екатеринбурге. Ольга Гельмель, одна из соучредителей компании, – уроженка Алматы, поэтому свой второй квест ребята решили сделать в Казахстане. Пообщавшись со своими алматинскими друзьями и знакомыми, ребята поняли, что у нас существует потребность в подобных интеллектуальных играх.

Ребята долго искали подходящее помещение, строили комнаты, искали оборудование, подбирали персонал. Алматинский квест – не франчайзинг, а полноценный филиал российской компании. Сейчас мы разрабатываем новые квесты совместно с российскими учредителями. Я пришла сюда, уволившись из одной крупной компании – работа там показалась мне скучной. Здесь же постоянно приходится решать нестандартные задачи, много общаться с людьми".

При работе над квеструмом команде пришлось столкнуться с несколькими трудностями. На местных строительных базарах было тяжело найти качественные замки. Специалистов-электронщиков, необходимых для установки оборудования и наладки спецэффектов, пришлось искать среди местных "кулибиных". Необходимую для комнат мебель заказывали у местных компаний, часть мебели привезли из России; некоторые предметы (например, старый чемодан на кодовом замке для комнаты следователя) пришлось долго искать на блошиных рынках. Общие затраты на аренду и ремонт помещения, обустройство комнат и найм сотрудников составили 1,5 миллиона тенге.

19 августа был официально запущен квеструм "Под замком". Для раскрутки нового развлечения ребята использовали социальные сети, в особенности "ВКонтакте" и "Инстаграм". Самый большой рекламный эффект они получили от "сарафанного радио". Внимание людей привлекли фотографии участников, размещенные в группе "Под замком" в социальных сетях.

Сейчас в будние дни в квеструме проводятся в среднем три игры; в выходные же комнаты бронируются практически на весь день (до 18 игр).

Квеструм – тематически оформленное помещение. Участников игры (от 2 до 4 человек) запирают в комнате. Участникам нужно за 60 минут выбраться из комнаты, разыскивая скрытые предметы и тайники, решая загадки и головоломки, выстраивая последовательность из различных действий. В данный момент в проекте "Под замком" функционируют два квеста – "Следственный эксперимент" и "Секретная лаборатория". В первой игре вас приковывают наручниками к батарее или запирают в камере, во второй игре – вам необходимо найти код к входной двери и найти лекарство от смертельно опасного вируса.

"При адаптации российских квестов к условиям нашего рынка пришлось учесть некоторые особенности. С первых же дней участники пытались выламывать двери, вырывать провода, залезть в вентиляционный люк, хотя мы и объясняли, что эти части помещения в игре не участвуют. В Екатеринбурге такие силовые методы игроками обычно не применялись. Мы были вынуждены нести расходы на восстановление комнаты после игры. В итоге на электропроводку, вентиляционные шахты и другие части комнаты, не участвующие в квесте, мы повесили яркие таблички, предупреждающие о том, что их не нужно трогать руками. Перед началом игры мы проверяем, не находятся ли участник в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если по человеку видно, что он не совсем адекватен, мы не пускаем его в комнату", – рассказывает Аделина.

Основная аудитория квеста – люди от 18 до 40 лет, приходящие как семьями, так и в компании друзей. Детям до 14 лет разрешено проходить квест только в присутствии взрослых. Квеструм быстро завоевал популярность как место для проведения оригинальных корпоративных мероприятий, тимбилдингов, дней рождения. "Один раз у нас даже делали предложение руки и сердца. Парень спрятал на последнем этапе квеста кольцо для своей невесты. При необходимости в нашем холле можно организвать фуршет после прохождения квеста", – вспоминает Аделина.

Стоимость участия в игре – от 8,5 до 12 тыс. тенге в зависимости от дня недели (по выходным цена выше) и времени суток. В будни квест приносит минимум 30 тыс. тенге, по выходным эта сумма может доходить до 100 тыс. тенге. Доходов компании хватает на то, чтобы окупать ежемесячные расходы на ремонт и замену инвентаря (около 50 тыс. тенге), аренду помещения (около 300 тыс. тенге), выплату зарплат сотрудникам, возврат инвестиций учредителям из России, а также оборудование третьей комнаты для квеста.

"В данный момент в нашем городе работают еще четыре квеструма. Первым еще в мае появился "Мастер ключей", а в декабре 2014 открылись еще три компании: Room 404, One2free и филиал "Клаустрофобии". Мы не считаем их конкурентами, ведь клиент не будет проходить один и тот же квест дважды. Напротив, такое количество компаний способствует формированию сообщества любителей реальных квестов. После того, как игроки посетят все квеструмы, они снова вернутся к нам – за это время мы оборудуем комнаты с новыми сценариями.

Мы видим отличную перспективу для развития квестов на нашем рынке развлечений. Людям надоело сидеть вечерами в барах и кофейнях, ходить в боулинг. Люди хотят чего-то нового. В наших ближайших планах – открытие третьей комнаты, "Ловушка Гарри Гудини", в которой будет еще больше интересных головоломок. Эту комнату мы разрабатывали совместно с российскими коллегами. К нам уже выстроилась целая очередь желающих первыми сыграть в новый квест. Когда мы заметим падение интереса к существующим комнатам, то мы будем менять их. В перспективе, возможно, арендуем еще одно помещение. Летом планируем начать организацию выездных игр на природе", – говорит Аделина.

Еще один квеструм, One2free, открылся в декабре 2014 года. Это не франчайзи и не филиал российской игры, а разработка алматинских авторов. Историю появления квеста рассказывает его совладелец Станислав Шин:

"После окончания института хотелось открыть свой бизнес. Начал разрабатывать различные варианты стартапов. Одна моя знакомая в это время работала в Москве и рассказала о новой городской забаве – реальных квестах. Она рассказала о своей идее сделать что-то подобное у нас и пригласила в качестве генерального директора. Я слетал в Москву, сыграл в пяти различных квеструмах и мне эта затея очень понравилась. Мы вместе разрабатывали бизнес-план, а затем нашли еще одного ивестора. Просчитав финансовую сторону, поняли, что дело может быть рентабельным. Для алматинцев это было что-то новое на рынке развлечений".

Открывая квеструм, Станислав и его партнеры рассчитывали на молодежь и семейных людей в качестве аудитории своего проекта, и не ошиблись в этом. Согласно расчетам бизнес-плана, квест будет приносить прибыль, если будет загружен на 25% в будние дни и на 40% в выходные.

Общая сумма инвестиций составила 19 тыс. долларов. Дорогой оказалась аренда помещения (около 2,5 тыс. долларов), так как основатели One2free изначально хотели разместить свой квеструм в деловом центре города, с хорошей транспортной доступностью.

Первые два квеста One2free разрабатывались по оригинальному сюжету, написанному Станиславом и его командой. Сейчас идет работа над третьей комнатой с повышенной сложностью загадок.

"Большие сложности возникли при поиске подходящих технических специалистов. У нас на рынке их не так много. В итоге мы обратились к одному инженеру, который занимается разработкой концепции умного дома. Некоторым компаниям было трудно понять, зачем нам нужна тюремная камера. Первое время были большие проблемы с замками. Почти все они ломались уже через неделю использования, но мы все-таки нашли подходящие варианты", – говорит один из основателей One2free.

Станислав считает, что залог успеха подобного бизнеса – качество квеста: его атмосфера, качество всех комплектующих, а также сложность логических задач. Кроме того необходим хороший пиар . Владельцы One2free приглашали пройти квест казахстанских артистов, популярных личностей из сети "Инстаграм", членов клубов любителей интеллектуальных игр, устраивали конкурсы и "горячие часы" скидок. Эта стратегия сработала – если в первые пять дней после открытия у квеста практически не было посетителей, затем проходило по семь игр в будний день. В выходные же квеструмы были заняты практически все время (с 12:00 до 1:00 ночи).

К декабрю основатели One2free окупили все издержки и расходы. В первые дни после новогодних праздников доходы квеструма покрыли расходы на аренду. Станислав надеется, что в январе доход компании составит около 2 миллионов тенге (стоимость одной игры 15 тыс. тенге с команды). Согласно бизнес-плану владельцы квеста должны окупить свои вложения за пять месяцев.

"Мы не считаем наших коллег из "Под замком", Room 404 и "Мастер ключей" конкурентами. Каждый из нас делает свою работу, а клиенты сами выберут, что им интереснее и ближе по тематике. Наш квеструм отличается удобным месторасположением и активной работой в соцсетях, а также качеством проработки квестов. Каждые несколько месяцев мы будем обновлять свои квесты.

Каждый из нас делает свою работу, а клиенты сами выберут, что им интереснее и ближе по тематике.

Мы думаем, что сейчас есть тенденция к росту аудитории квестов. В этом году квесты посетили около 3000 человек. Нам трудно оценить динамику роста в цифрах, ведь мы работаем на рынке только два месяца, но надеемся на эффект снежного кома, на сарафанное радио", – добавляет Станислав.

Кроме квеструмов, в Алматы с 2011 года существует другая разновидность реальных игр – ролевые игры, участники которых перевоплощаются в персонажей, каждый из которых имеет определенную биографию, характеристики и индивидуальные цели. Игроку нужно общаться и взаимодействовать с другими персонажами, обмениваться с ними информацией и использовать полученную информацию своих интересах. По сути, это психологическая игра, чем-то похожая на "мафию", но обладающая более сложным сюжетом, зачатую основанным на известных литературных произведениях или кинофильмах. Крупнейшей в СНГ компанией, занимающейся разработкой и организацией живых квестов, является питерская Questoria. В Алматы, Астане и Костанае существуют компании, работающие по франшизе петербуржцев. Руслан Ганиев, координатор алматинской Questoria:

"Questoria появилась у нас в феврале 2011 года. Франчайзи стала ивент-компания Orange-Apple. Приобретение их франшизы сейчас стоит около 180 тыс. тенге, впоследствии нужно будет выплачивать 25% выручки. Российская сторона берет на себя пересылку всех необходимых материалов для организации квестов, помогает с рекламой, предоставляет рекомендации по ведению бизнеса, постановке всех процессов, управлению и продажам. В начальный набор входит два сюжета, а при выходе на определенные показатели по прибыли можно заказать новый квест".

В данный момент в Алматы проводятся квесты по девяти сюжетам, рассчитанным на различные возрастные группы (от 9 лет). Игры подразделяются на открытые и закрытые. Открытые игры проходят каждую неделю в одном из заведений города. Стоимость участия 1,5 тыс. тенге, а количество участников варьируется от восьми до 25 человек, в зависимости от сюжета. Игра продолжается три часа. Закрытые квесты организуются в рамках различных мероприятия (дней рождения, корпоративов, тимбилдингов, детских праздников). Стоимость организации такого квеста начинается от 45 тыс. тенге и зависит от количества игроков, необходимости приобретения костюмов, вида сюжета.

Бизнес по проведению живых квестов отличается относительно малой себестоимостью. После покупки франшизы владельцам приходиться время от времени приобретать расходные материалы, восстанавливать потерянные предметы, карточки, заказывать дипломы для игроков закрытых игр, приобретать элементы костюмов. По словам Руслана, в среднем (не считая зарплат сотрудникам) этот бизнес требует около 10 тыс. тенге вложений в месяц. При этом доходы компании могут составлять 300-400 тыс. тенге.

"В этом деле очень важна реклама. Она строится прежде всего на социальных медиа. Кроме того, владельцы франшизы оплачивают контекстную рекламу в Google и Яндексе. Когда мы только запускались, то провели акцию через Chocolife, благодаря которой привлеклибольшое количество игроков", – рассказывает Руслан.

В этом деле очень важна реклама. Она строится прежде всего на социальных медиа.

"Основную конкуренцию нам составляют "Некафе" с настольными играми, а также клубы игры в "Мафию". Нам кажется, что мы предлагаем более интеллектуальный вид отдыха. Кроме того, игроки постоянно приобретают новые знакомства и общаются с новыми, интересными людьми. Я слышал, что в России парень и девушка женились, познакомившись на одном из таких квестов. И самое главное - мы предлагаем игрокам стать на один вечер настоящими актерами, вжиться в новый образ, превратиться в персонажа увлекательной истории", – продолжает Руслан. По его мнению, квесты имеют прекрасную перспективу. На данный момент в них уже сыграли около 8 тысяч человек. Каждый новый сюжет вызывает серьезный интерес у аудитории.

А какие квесты нравятся вам?

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000