BUSINESS Святослав Антонов 11 июня, 2015 16:55

Бизнес на чистоте

Бизнес на чистоте
Фото: Азиз Мамиров
Клининговый бизнес один из самых быстроразвивающихся. Еще пять лет назад в каждом офисе, магазине или госучреждении была своя штатная техничка «баба Таня». В наши дни большинство этих организаций предпочитают доверять уборку компаниям с большим штатом сотрудников и профессиональным оборудованием. Как заработать на любви к чистоте, мы узнали у директора одной из развивающихся клининговых фирм нашего города.

Чистый бизнес

Заканчивая один из самых престижных ВУЗов страны по специальности финансы и бухучет, Бектур Козыбаков даже не думал о том, что через два года он будет кропотливо вникать во все особенности мойки паркета и чистки ковролина. Молодой парень вполне успешно начал карьеру, работая сначала в аудиторской фирме ТОО «МинТакс», а затем и в Deloitte – американской компании входящей в четверку крупнейших в мире в сфере аудита. Все шло неплохо до того момента пока Бектур однажды не решил, что дальнейшее саморазвитие невозможно, если он не попробует открыть свое дело. Сферу своего будущего бизнеса предприниматель выбирал не долго.

— Меня давно тяготила проблема уборки. Я люблю чистоту, но ненавижу убирать. Открывая компанию, я стремился, прежде всего, решить эту свою насущную потребность. Образование помогло провести необходимые расчеты. В качестве начального капитала я вложил всего 30 тысяч тенге. Эти деньги почти полностью ушли на рекламу. Так появилась компания Happy House. Первый заказ поступил достаточно быстро и слегка испугал меня. Я назвал высокую цену, чтобы отвязаться от клиента. Он согласился, и я, немало удивившись этому, начал поиск уборщиков. С задачей мы справились успешно, но не без «косяков», однако клиент оказался не слишком придирчивым. За первый же заказ я заработал половину своей месячной зарплаты и тогда понял, что клининг может быть выгодным делом.

На первых порах предпринимателю пришлось перелопатить сотни страниц информации. Он узнавал свойства тех или иных моющих средств, особенности мытья различных помещений и поверхностей. Бектур просмотрел все сайты крупных российских клининговых компаний, запоминая какое оборудование и для чего они используют.

Когда меня хвалили за проделанную работу, я просил заказчиков рассказать своим друзьям и знакомым о нас. А когда мы приезжали убирать частные дома и коттеджи, то раздавали соседям свои визитки.

Первым по-настоящему крупным клиентом Happy House стала сеть стоматологических клиник Dent Lux. Перед Бектуром и его командой встала задача уборки помещения после ремонта в 1400 кв. м. На этом заказе они и получили боевое крещение, а вырученные средства владелец вложил в закупку оборудования и моющих средств. В сентябре прошлого года Бектур официально зарегистрировал свою компанию, увидев, что юридические лица охотнее работают с фирмами, которые выплачивают НДС.

Instagram для уборщиков

Первое время директор компании, для большей солидности представляясь одним из менеджеров, самостоятельно обзванивал потенциальных клиентов, ходил по офисам, где проводится ремонт, и предлагал свои услуги. При этом Бектур отмечает, что нужно было обладать ораторским искусством, чтобы уговорить клиентов. Из десяти юридических лиц на переговоры с ним согласились только в одной компании. Подобным образом удавалось найти только одноразовые заказы. Первые компании подписавшие контракт на ежедневную уборку своих помещений появились только после рекомендаций от довольных работой клиентов:

— Рекомендации в этом деле главный и самый надежный способ привлечения клиентов. Когда меня хвалили за проделанную работу, я просил заказчиков рассказать своим друзьям и знакомым о нас. А когда мы приезжали убирать частные дома и коттеджи, то раздавали соседям свои визитки, — отмечает Бектур.

Очень скоро основатель Happy House понял, что основой для продвижения клининговой компании является поисковая индексация и контекстная реклама в Интернете. Чтобы сайт компании отображался по популярным запросам «Клининг в Алматы» и «Уборка домов», одним из первых Бектур платил по 0,8 долларов за клик. В настоящее время цена поднялась до 2 долларов за клик, а на рекламу ежемесячно уходит 2000 долларов.

Еще одним неожиданным инструментом для рекламы стал Instagram. Переняв опыт российских компаний, Бектур зарегистрировал аккаунт Happy House, где стал постить фотографии помещений «до» и «после» уборки. Используя сервисы раскрутки, ему удалось набрать 2800 подписчиков. Сейчас он работает над улучшением качества своих аккаунтов, делясь полезным контентом — профессиональными советами по чистке и уборке различных помещений и предметов.

Кадры решают все

Практически с самого начала работы директор компании убедился в том, как важно правильно подбирать кадры. Получив крупный заказ, в сжатые сроки он привлек тридцать человек, но шесть из них по разным причинам не явились на работу. В итоге Бектуру в оперативном режиме пришлось искать им замену и работать всю ночь.

— Первое время я искал уборщиков по объявлениям. Вскоре стало понятно, что невероятно сложно найти надежного человека. Многие из них опаздывают или не приходят на объект вовсе, выходят на работу в пьяном виде или воруют у клиентов. Я подбирал людей, используя профессиональные методы собеседования. Через мои «руки» прошло около ста человек. Я смотрел на их работу и постепенно отбирал подходящих для меня клинеров. Я просил их порекомендовать других хороших работников. Большинство сотрудников работают на меня на аутсорсе. Есть несколько штатных единиц, которые работают на некоторых объектах ежедневно. При необходимости могу собрать до сорока человек для какой-то конкретной задачи.

Директор Happy House внимательно следит за предложениями на рынке и не упускает возможности найти новые рабочие руки. Так, в очередной раз, придя на переговоры к одному из постоялых клиентов, он заметил, что в соседнем офисе работает небольшая команда промышленных альпинистов. Оценив их работу, он предложил сотрудничество и уже вскоре включил эту услугу в прайс своей компании. Вскоре Happy House будет выполнять заказ по мытью фасада одного из крупных бизнес центров города.

От тряпок до промышленных пылесосов

Заработав деньги на первых крупных заказах, Бектур вкладывал их в приобретение профессиональных моющих средств и специального оборудования. Помимо промышленного пылесоса он приобрел парогенератор и аппарат высокого давления. Ознакомившись с большим количеством производителей и поставщиков, он определился с рядом компаний и заключил с ними договоры на выгодных условиях.

Иногда попадаются и сложные клиенты, которые в любой комнате после уборки найдут волосинку и пытаются использовать это в качестве повода, чтобы не платить.

— К примеру, если вы захотите купить пылесос, то он будет стоить вам 50 тысяч тенге. Если вы производите закупку как компания и обещаете в дальнейшем покупать их технику, то этот же пылесос будет стоить вам 30 тысяч тенге. Вскоре я заключил договоры с такими компаниями как известный немецкий бренд производящий технику для уборки Karcher и датской Nilfisk. Тряпки, швабры и перчатки я поначалу закупал на Оптовке, но вскоре понял, что без профессиональных средств не обойтись. Тут важно было понять насколько качественно тот или иной производитель делает определенное моющее средство или тряпку. Я остановил выбор на казахстанской компании ChistodelOFF и российском производителе химии Dolphin.

После покупки инвентаря директор компании начал думать о спецодежде. Была необходима спецовка отвечающая требованиям, включая грязеустойчивость и имеющая брендирование. Форму для сотрудников он заказал в специальном ателье Profi Moda.

— Но вскоре мы столкнулись с проблемой большой текучести расходных материалов. К примеру, для уборки одного объекта клинеру необходимо до шести различных видов тряпок. Если тряпки для окон «живут» около трех месяцев, то половые нужно менять каждые несколько недель. Большинство российских компаний сами занимаются производством тряпок. Думаю, что возможно я тоже приду к этому.

Цены и окупаемость

— В среднем мы предлагаем цены соответствующие рыночным. Для физлиц генуборка стоит от 200 тенге за кв. м, а уборка после ремонта от 300 тенге за кв. м. При работе с юрлицами единого прайса составить нельзя, так как многое зависит от особенностей помещений и потребностей клиента. Кому-то нужно просто протирать полы, а некоторым окна и мебель. Другие зовут только для генуборки. У каждого офиса и торговой площадки свое расписание уборки. Особенности покрытия: мрамор, кафель, керамогнранит и прочее – тоже влияют на цены.

По словам Бектура заказы по уборке коттеджей и домов приносят больший доход, чем ежедневная уборка помещений юрлиц. Зачастую владельцам домов не важна цена, но они бывают очень требовательны к качеству работы. Рынок подобных единичных заказов очень нестабилен. В период простоя в феврале этого года Happy House потеряли около 130 тысяч тенге. Бектур принял решение больше ориентироваться на контракты по ежедневной уборке. В настоящее время в месяц компания ежедневно работает на семи точках и выполняет около 12-15 одноразовых заказов. В апреле этого года оборот Happy House достиг 1,1 −1,2 миллионов тенге, при прибыли в 30%.

В планах у меня достичь прибыли, которая поможет нанять супервайзера и менеджера по продажам. Это позволит мне освободить свое время, чтобы заняться стратегическим развитием, к примеру, открытием филиала в Астане.

— Иногда попадаются и сложные клиенты, которые в любой комнате после уборки найдут волосинку и пытаются использовать это в качестве повода, чтобы не платить. Также на личном опыте я понял, что лучше не браться за то, чего не умеешь. Один раз меня буквально упрашивали взять заказ на полировку полов в одном офисе. Выяснилось, что для этого нужно покупать очень дорогую полировальную машину. Мы постарались обойтись без нее, купили специальный лак и проработали целый день. В итоге клиенту не понравилось и нам не дали денег — рассказывает Бектур.

Конкуренты

В настоящее время на отечественном клининговом рынке наблюдается рост конкуренции. Лидерами остаются такие крупные компании как IC group, Santrade, Pro Service. Многие из них аффилированы с владельцами крупных ТРЦ и бизнес-центров. Они навязывают своим арендаторам услуги этих компаний. Помимо этого ежегодно появляется множество мелких ИП и фирм. Некоторые из них открывают сами уборщицы. Подобные предприятия зачастую занимаются дэмпингом, предлагая цены намного ниже рыночных, но при этом не гарантируя должного качества.

— Очень важно уметь общаться с клиентом. Нужно узнать его потребности и предложить оптимальную программу услуг. Для этого нужен большой опыт и знания.

Главными своими конкурентами Бектур считает штатных уборщиков и вахтеров. По словам директора Happy House, основными их недостатками является высокая текучесть кадров, нехватка профессионализма и не умение подобрать оптимальный вариант по приобретению инвентаря и расходных материалов. Эту мысль он пытается донести до клиентов.

Перспективы

Бектур считает, что рынок клининговых услуг в нашей стране будет постоянно расти. Для примера они приводит Россию, где оборот всех игроков этого бизнеса достиг 20 миллиардов долларов. В США эта сумма составляет оборот только одной из крупных компаний. По мнению владельца Happy House, благодаря таким крупным проектам как Экспо 2017, спрос на услуги уборки в нашей стране и, особенно, в Астане вскоре возрастет.

— В планах у меня достичь прибыли, которая поможет нанять супервайзера и менеджера по продажам. Это позволит мне освободить свое время, чтобы заняться стратегическим развитием, к примеру, открытием филиала в Астане.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000