BUSINESS Ринна Ли 5 октября, 2017 10:00

Бизнес Астаны после EXPO

Бизнес Астаны после EXPO
Фото: Ринна Ли
Выставка EXPO — это не только площадка для демонстрации технологических достижений, проведение выставки такого масштаба также подразумевает большой поток туристов. Впечатления о гостеприимстве города и его жителей складываются из мелочей; с какими эмоциями будет вспоминать свое путешествие гость, напрямую зависит от качества предоставляемых в городе услуг. EXPO — отличный шанс для развития бизнеса в городе как в аспекте улучшения сервиса, так и увеличения дохода. Мы опросили представителей трех сфер деятельности — питания, жилья, транспорта, чтобы узнать, изменилось ли что-то в их деятельности в лучшую сторону за прошедшие три месяца.

Улан Бакчиев
Улан Бакчиев

Создатели «Эспрессо Бара» всегда с большим трепетом относятся к сервису и своим гостям. Начав с небольшой кофейни на правом берегу, «Эспрессо Бар» расширился до трех точек в разных частях города, при этом сохранив уют, вкусную еду и приемлемые цены. Третья точка совсем недавно открылась в шаговой доступности от павильонов выставки. Об общении с гостями столицы этим летом рассказал соучредитель кофейни Улан Бакчиев.


«Эспрессо Бар»
«Эспрессо Бар»

— Первую точку мы открыли в 2011 году, вторую — в 2015-м, и вот в 2017 году распахнуло свои двери наше третье заведение. Решили открыть третий «Эспрессо» в районе EXPO, потому что город растет в эту сторону. Здесь Назарбаев университет, новая MEGA — посмотрите, какой шикарный EXPO-городок построили! Мы думаем, что в будущем здесь будет большой поток людей. Полагаемся на аудиторию этого района, расположенных вблизи жилых комплексов, и на будущие мероприятия, которые будут проходить в павильонах EXPO.

— Конечно, мы хотели успеть открыть третье заведение под EXPO: место очень выигрышное, и был большой поток людей во время проведения выставки. Но, честно признаться, просто не успели. При открытии заведения находится очень много нюансов, которые нужно соблюдать. Бывали ошибки. Кайрат (второй учредитель — прим. авт.) всегда шутил, что третью кофейню откроем хорошо, когда на второй допускались ошибки. Но третью открыли тоже с небольшими сложностями: подводили люди, но мы со всем справились и остались довольны результатом. Мы придерживаемся того, чтобы максимум возможного сделать на высшем уровне.

— В основном наши гости — это молодежь, студенты и фрилансеры, которые работают в интернете за чашечкой кофе. Иностранные гости чаще посещают кофейню на левом берегу, нежели на правом. Летом таких гостей было очень много. Для иностранцев «Эспрессо Бар» — слова знакомые, поэтому чаще заходили за чашкой кофе и в основном забирали с собой на вынос. Заходил один пожилой мужчина из Франции, он знает около 20 языков и даже несколько фраз на казахском. С ним было очень интересно побеседовать. Приятно, что иностранцы старались приветствовать, благодарить на казахском языке.

— Я не могу сказать, что EXPO очень повлияло на наши заведения. Доход наш не повысился. Туристы приходили, но по количеству людей было практически так же. Несомненно, это было интересно. Преимущество было в основном именно от общения.

— Мы очень рады, что выставка EXPO прошла в нашей стране. Провели выставку успешно. Я очень горд за Казахстан!



Алия Космагамбет
Алия Космагамбет

Во время проведения EXPO наблюдалось большое заполнение съемных квартир и набирающих популярность в нашей стране хостелов.

Как повлияла выставка на сферу хостелов, нам рассказала управляющая Qhostel Алия Космагамбет.

— У нас сеть хостелов в Астане и Караганде. На данный момент наших хостелов в Астане семь, а в период EXPO их было двенадцать. Сейчас мы прекратили действие некоторых хостелов по причине изменения приоритетов: мы акцентируем внимание на заселении посуточно и размещении студентов. Сама сеть была создана относительно недавно, в декабре 2016 года. Мы очень быстро разрослись. Скажу честно, этому послужило образование сильной команды: маркетологи, управляющие, администраторы. Очень активно работает отдел продаж. И, конечно, у нас отличный директор, который всегда нас поддерживает.

Вместимость и цена проживания в наших хостелах разная. На левом берегу — 35–50 человек; на правом берегу есть большие коттеджи, и вместимость в них — от 200 до 350 человек. В основном хостелы находятся на нижних этажах, чтобы нашим гостям было удобно приходить. Если это отдельно стоящие здания, то там есть удобные автостоянки. Во время EXPO к нам приезжало очень много автобусов, и мы специально создавали для них места.

Во время проведения выставки гостями хостела были в основном казахстанцы, приехавшие из разных уголков страны. Но, по наблюдениям Алии, большая их часть — жители ВКО.

— Иностранцев было не так много — около двадцати процентов от общего числа гостей за все лето. Так как мы плотно работаем с различными туристическими агентствами, а они, в свою очередь, работают со школами, был большой поток именно школьников и спортсменов.

Стоимость проживания у нас разная и зависит от расположения хостела и удобства в нем. Например, во время EXPO средняя цена проживания за ночь составляла 3 000 тенге. Если цена была 5 000 тенге, то в эту стоимость входили трехразовое питание и полдник. Мы стараемся делать цену ниже, чем в других хостелах, но при этом ни в чем не уступаем им. Мы часто так делаем. Да, возможно, теряем где-то прибыль, но зато знаем, что в следующий раз, скорее всего, гость вернется именно к нам.


— Несомненно, выставка EXPO принесла нам прибыль, потому что поток гостей был очень большим. Я не могу назвать точную цифру, но мы приняли около 5 000 гостей. Для нас это был хороший урок, ведь никогда раньше мы не принимали такое количество людей. Заезды происходили чуть ли не каждый час, нам приходилось очень быстро стирать белье, готовить места и нанимать больше сотрудников. Теперь в таких ситуациях мы будем намного оперативнее. Хочу отметить, что мы всегда прислушиваемся к мнению жителей, критику воспринимаем положительно: это помогает становиться более удобными и уютными для наших гостей.

После такого опыта мы можем открыть новые точки и сделать условия проживания еще лучше.

Сейчас мы делаем акцент на студенческий хостел. Там будут библиотека, компьютеры, принтеры и коворкинг-залы — всё, что может понадобиться студенту. Это делается для удобства, чтобы студенты не ходили куда-то и могли сделать все необходимое там, где живут, и бесплатно. Это немалые затраты, но теперь мы можем сосредоточиться на этом. Наша команда работает над тем, чтобы создать хорошие условия по низкой цене. Мы хотим поменять стереотипы и доказать, что дешево может быть хорошо.

Алия рассказывает, что в преддверии EXPO их команда готовилась не только к тому, чтобы гостям было уютно жить, но и чтобы их понимали администраторы и могли сразу же помочь.

— Когда приезжали иностранцы, у нас были администраторы, которые говорили на нескольких языках. Иностранцы, кстати, более раскованы, общительны, и понимают, что приехали в страну, где не все, к сожалению, знают английский язык. У нас проблем с языковым барьером никогда не возникало: каждый вечер на кухне собирались люди, общались, делились историями. Знаете, в наших хостелах такие администраторы — они как мамочки, которые всё время переживают за всех (смеется). Когда у нас останавливались иностранцы, люди старались подтягивать свой английский. Приезжали гости из Аргентины, из Дании. Рассказывали истории. Это было очень интересно!

Во время EXPO случалось много историй: дети терялись на выставке, не довозили их до нас. Только по приезде в хостел обнаруживали, что недосчитались ребят. И с температурой лежали, работники бегали в аптеку. Но, конечно, всё заканчивалось хорошо. У нас дружная команда, и мы всегда помогаем друг другу между хостелами. Когда в какой-либо хостел въезжает большое количество людей, мы приезжаем из других хостелов, чтобы справиться с объемом.

Были, конечно, неприятные случаи, связанные с недобросовестными турагентствами, о них писали везде — как они обманывали людей и «подставляли» хостелы. 

Они обещали людям гостиницу и брали иногда по 10 000 за ночь. Люди приезжали к нам и, естественно, понимали, что это не гостиница. В таких случаях мы помогали, как могли, и старались, чтобы гости остались довольны. Порой отдавали целые комнаты, а иногда и весь хостел. Потом они уже сами разбирались с этими агентствами. Для нас главное — чтобы гость остался довольным.


— Благодаря EXPO мы готовы работать быстрее, думаю, что теперь мы в силах встретить и большее количество гостей. Можем похвастаться тем, что рекордное время, за которое мы открывали хостел — один день. У нас есть поставщики, с которыми мы работаем на прямую. Звоним к ним и говорим, что нам нужно 100 кроватей, матрасов, подушек, тумб и комплектов белья, и они делают для нас это. Мы всей командой приезжали, собирали кровати и тумбы, убирали, помогали, как могли. И вот новый хостел был готов принять гостей!



Алексей Стах
Алексей Стах

Большая населенность города не могла не сказаться на транспортной составляющей. Генеральный менеджер Uber по странам СНГ Алексей Стах рассказал нам, как Uber справлялся с заказами в период проведения выставки.

— Чуть больше года назад мы вышли на рынок Астаны. Естественно, запуску предшествовала серьезная подготовка. Если говорить о результатах, которых уже удалось достигнуть, то могу сказать, что наше приложение было скачано более 400 000 раз. Это один из важных параметров, по которым мы оцениваем успех нашей работы. Что касается водителей-партнеров, с которыми мы сотрудничаем в Казахстане, то и тут показатели стабильны — база насчитывает несколько тысяч.

— К слову, о заинтересованности казахстанских пользователей в сервисе Uber говорит и то, что мы активно получаем обратную связь. Что я имею в виду? Пользователи активно используют систему рейтингов и отзывов. Средний рейтинг водителей составляет 4,79 из 5 возможных. Кстати, казахстанские пользователи редко оценивают поездку на 3 балла и ниже. Важный момент, на который я всегда обращаю внимание: как только водитель получает низкие оценки, мы связываемся с ним, уточняем причины, даем советы и рекомендации. Если же водитель не готов получать обратную связь и исправлять недочеты, мы вынуждены с ним распрощаться. Но такие случаи единичны.

Интересный факт: если в самом начале нашей работы большинство пользователей совершали поездки по каким-то особым случаям, то сегодня Uber всё чаще воспринимают как реальную альтернативу личному автомобилю и пользуются ежедневно для поездок, в том числе и на работу! Знаменитая фраза о том, что «наши люди на такси в булочную не ездят» больше не актуальна.

— В преддверии EXPO–2017 в Астане мы оборудовали более 300 автомобилей роутерами с бесплатным интернетом. Это, так сказать, техническая часть нашей подготовки.

Если же говорить о водителях, то тут хотел бы отметить два интересных момента. Во-первых, с нами сотрудничают люди самых разных профессий, а потому водители, говорящие на нескольких языках, для Казахстана не редкость. Информация о том, какими языками владеет водитель, доступна пользователю в приложении после того, как водитель принял заказ. Во-вторых, недавно мы провели исследование, результаты которого меня лично порадовали: к примеру, если пользователь и водитель не говорят на одном языке, то 96,6% респондентов приложат все усилия, чтобы найти общий язык и договориться! И это одна из особенностей вашей страны и народа: водители в Казахстане всегда стараются найти общий язык с клиентами — языковой барьер тому не помеха.

— Иностранные гости и туристы всегда активно пользуются привычным сервисом, и причин для этого много: во-первых, знакомый интерфейс; во-вторых, нет проблем с поиском валюты для оплаты поездок (возможность безналичных платежей); в-третьих, заранее известна стоимость поездки; в-четвертых, понятен и ясен маршрут, поэтому проблем с этим не возникнет.

— С количеством заказов и высоким спросом во время EXPO в Астане нам помогал справляться инструмент под названием «динамический коэффициент». Платформа ежесекундно оценивает баланс спроса (количества заказов) и предложения (количества машин на линии) во всех точках города, и в случае, если количество заказов превышает количество автомобилей, находящихся в этот момент на линии в данном районе, временно повышает стоимость поездок, привлекая тем самым туда больше водителей. То есть система применяет динамический, или повышающий, коэффициент к стоимости поездок. Как только спрос и предложение приходят к равновесию, что иногда происходит в течение нескольких минут, система перестает применять динамический коэффициент, и цены возвращаются на базовый уровень.

Пользователи Uber всегда могут выбрать для себя наиболее предпочтительный вариант: либо заказать поездку сейчас по более высокому тарифу, либо чуть позже, когда спрос и цена снизятся.

— Одна из задач выставки EXPO как раз и состоит в том, чтобы привлечь туристов и предпринимателей в страну, заинтересовать уникальными достопримечательностями, особой инфраструктурой, а также предложить привлекательные условия сотрудничества бизнесу. Мы видим, что количество пользователей, зарегистрированных в других странах, посещающих Казахстан, постоянно растет, и мы рады быть частью этого процесса.

Планов всегда много, именно поэтому мы постоянно движемся вперед. Нужно время и ресурсы на их воплощение. В Казахстане Uber взял для себя определенную высоту. За один год подключить к сервису три города-миллионника — согласитесь, это масштабно.

Мы постоянно инвестируем в развитие Uber, делаем доступными для казахстанских пользователей и партнеров новые разработки в максимально сжатые сроки.


Невзирая на то, что прошедшая выставка EXPO казалась золотой жилой столичным предпринимателям, теперь мы можем сделать вывод, что для некоторых грандиозное событие не стало самым прибыльным периодом в ведении бизнеса. Однако для многих это была отличная проверка на прочность и готовность к разного вида сложностям. Почувствовали ли вы, столичные читатели Vox Populi, небывалый наплыв посетителей в кафе и ресторанах во время EXPO–2017?

Поделись
Ринна Ли
Ринна Ли
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000