BUSINESS Айгерим Ельмухамед Ульяна Салапаева 24 февраля, 2015 14:00

BeSmart – бизнес на скидках

BeSmart – бизнес на скидках
Фото: Сергей Панин
Руководители одного из крупнейших купонаторов страны рассказали Vox Business о ведении бизнеса в Казахстане и в близлежащих странах, а также о своих планах на будущее.

История компании BeSmart берет свое начало в 2011 году, когда два брата – Азамат и Султан Сейтбековы – решили запустить купонный сервис в Казахстане. Бизнесмены не стали изобретать велосипед и адаптировали свой сервис под успешные кейсы мировых гигантов Biglion и Groupon.

В офисе BeSmart
В офисе BeSmart
Фото: Сергей Панин

В Казахстане на тот момент уже работали несколько игроков, но они только начали свою работу, и в целом ниша была свободна. Братья попробовали работать самостоятельно, но, несмотря на кажущуюся простоту бизнеса с точки зрения пользователя, он оказался весьма сложен в плане ведения бизнес-процессов. Сейтбековы приняли решение обратиться к инвестиционной компании the FARM. Инвесторы оценили подход и стремление Сейтбековых и согласились инвестировать в проект. Таким образом, с июля 2011 года у Besmart начались активные продажи.

Анна Осипова (на фото в центре)
Анна Осипова (на фото в центре)
Фото: Сергей Панин

Так как BeSmart запустился позже конкурентов, было решено не упускать время и первым делом вложиться в найм персонала, отмечает Анна Осипова, директор по маркетингу и продажам инвестиционной компании the FARM. На начальном этапе для развития сервиса были приглашены несколько человек из сферы продаж и бизнес-процессов Biglion и Groupon, которые за короткий срок помогли BeSmart стать уверенным игроком сектора. К слову, за первые 4 месяца работы купонатор вышел в прибыль и стал самоокупаемым, а все вырученные деньги шли на развитие бизнеса.

Сотрудники компании BeSmart
Сотрудники компании BeSmart
Фото: Сергей Панин

Besmart планировал расширяться не только на казахстанском рынке, но в центрально-азиатском и кавказском регионах, где развитие электронной коммерции было на том же уровне, а иногда и ниже, что и в Казахстане. Однако еще на начальном этапе работы проект столкнулся с некоторыми проблемами.

Как отмечает Дмитрий Панкратов, коммерческий директор Besmart, любой бизнес на начальном этапе сталкивается с непониманием со стороны партнеров. Этот фактор был усугублен тем, что у казахстанских потребителей не было культуры онлайн-покупок.

Дмитрий вспоминает, что партнеры относились к BeSmart скептически, и много сил ушло на то, чтобы объяснить бизнесменам, зачем им нужно сотрудничать с купонатором.

Однако постепенно уровень лояльности со стороны партнеров и клиентов возрос. Cегодня около 10% новых партнеров сами предлагают сотрудничество купонатору. На сегодняшний день, несмотря на обилие игроков на рынке купонных сервисов, в BeSmart отмечают, что основной конкурент компании – это офлайн-бизнес как явление.

Дмитрий Панкратов объясняет это тем, что традиционный бизнес имеет в сотни раз большие обороты, чем вся казахстанская электронная коммерция. И игрокам онлайн-сектора стоит в первую очередь думать не о том, как конкурировать внутри сектора, а как улучшить качество услуг и товаров, чтобы отвоевать часть рынка у офлайновых игроков.

На данный момент BeSmart занимает около 35-40% всего казахстанского рынка купонных сервисов. Количество активных пользователей в стране перевалило за 100 тысяч, а зарегистрированных – около 700 тыс. человек. Средний чек привязан к сезонности: в летний период он растет, в осенне-зимний период – падает, сумма чека варьируется от 2500 до 4500 тенге. Общий процент возвратов по акциям с момента запуска проекта и до сегодняшнего дня постоянно падает, на данный момент он составляет около 6%. Все возвраты можно разделить на "нейтральные" и "негативные". Нейтральные возвраты не несут в себе серьезных рисков и каких-либо проблем для компании. Они чаще всего связаны с тем, что клиент просто передумал использовать купон/сертификат, или не успевает воспользоваться акцией. Около 80% возвратов занимают нейтральные возвраты. Негативные возвраты связаны с ненадлежащим сервисом.

Дмитрий Панкратов добавляет, что в отличие от многих конкурентов, в Besmart есть отдел проверки качества партнеров. Благодаря этому обеспечивается качество акций на сайте, отсеиваются недобропорядочные партнеры и некачественные товары.

Сегодня Besmart работает в трех странах: Казахстане, Азербайджане и Кыргызстане, тем самым являясь лидером купонного бизнеса в Центральной Азии. Позже планируется запуск еще в двух странах.

По словам Анны Осиповой, в Кыргызстане и Азербайджане проект продвигали так же, как и в Казахстане. Менеджеры отдела продаж и маркетинга нанимались из местных кадров, так как именно они знают ментальность рынка, особенности ведения переговоров и другие аспекты. Валовая выручка по всем странам составила в 2012 более $5 млн., в 2013 году она превысила $7,5 млн., в 2014 году – более $8 млн.

На данный момент среднее количество акций, размещенных одновременно в Астане, Алматы и Шымкенте, составляет около 400. А в Баку и Бишкеке на сайте BeSmart можно увидеть по 150 акций.

Говоря о специфике соседних рынков, Анна Осипова отметила, что в Азербайджане, например, очень популярен Facebook. Поэтому, планируя любую активность, купонатор приоритетно работает с аудиторией данной социальной сети. В Кыргызстане очень популярен портал Namba.kg, поэтому рекламные компании начинаются с этой площадки.

– В ближайшие 3-4 года купонные сервисы будут все так же популярны. При этом мы собираемся активно развивать дополнительные сервисы на базе купонатора и открывать новые города и страны – их потенциал реально велик. Мы запустили 8 проектов в Кыргызстане, и почти все они уже вошли в число лидеров отрасли. Сейчас мы будем запускать эти и другие сервисы на рынках Казахстана и Азербайджана с учетом существующего спроса. Я пока не стану раскрывать всю информацию, но уже весной вы увидите новые интересные проекты в тех странах, где мы работаем. Это сервис такси, доставка еды, интернет-магазин, медиа-порталы, сервисы по бронированию, игровые студии и другие проекты, – отмечает Анна Осипова.

Одним из таких проектов и является Namba.kz – портал, входящий в инвестиционный портфель the FARM. Проект Namba.kz был запущен в 2009 году; на портале есть почта, файлообменник и блог-сервис. Но самым популярным среди пользователей стал раздел "Видео". Namba уже есть в Кыргызстане, Казахстане, Таджикистане, сейчас идет запуск этого проекта в Грузии. Наиболее доходным является Казахстан в силу величины рынка.

Помимо Namba.kz, в портфеле the FARM есть и другие проекты, диверсифицирующие деятельность компании – сервис автомобильных объявлений и объявлений по недвижимости (Кыргызстан), рекламные агентства (Казахстан, Кыргызстан), такси-служба и онлайновый заказ еды (Кыргызстан). В ближайшем будущем the FARM планирует запуск службы заказа такси в Астане.


У купонатора есть большие планы на будущее, и несмотря на общемировой спад активности купонных сервисов, BeSmart запустят еще в нескольких странах, но в каких именно, руководители сервиса пока не уточняют. Кроме всего прочего, на базе купонатора планируется развивать дополнительные сервисы и расширять географию работы.

Поделись
Айгерим Ельмухамед
Айгерим Ельмухамед
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000