BUSINESS Шокан Алхабаев 11 марта, 2013 11:53

Семь ушедших франшиз

Семь ушедших франшиз
C каждым годом франчайзинг становится все более популярным в Казахстане. Но не всем франчайзинговым проектам повезло. Ниже мы представили семь ярких франшиз, которые по тем или иным причинам покинули казахстанский рынок.

1.Пятерочка. Одним из самых крупных франчайзинговых проектов, потерпевших неудачу на казахстанском рынке, является сеть продуктовых магазинов «Пятерочка».

Семь ушедших франшиз

В конце 2003 года ТОО «Дала Инвест» купила франшизу у правообладателя российского ООО «Агроторг». В апреле следующего года в Алматы открылся первый магазин. Общее количество магазинов к началу 2007 года достигло 33, после чего ТОО «Дала Инвест» приняло решение о ребрендинге сети магазинов  «Пятерочка», ссылаясь на отсутствие прибыльности. Для этого было создано отдельное АО «Сеть супермаркетов 7’Я». 

А начиналось все довольно оптимистично. Дело в том, что российская «Пятерочка» была лидером розницы в России, поэтому ожидания от вывода этой марки на казахстанский рынок были высокими. Хотя ряд экспертов уже тогда полагали, что не все будет гладко. Во-первых, «Пятерочка» не смогла передать казахстанскому партнеру скидки поставщиков, поскольку многие казахстанские представительства международных FMCG-компаний регионально подчиняются офисам не в России, а в Турции и других странах. Соответственно, имевшиеся договоренности у российской сети нельзя было автоматически перевести на казахстанского партнера. Кроме того, «Пятерочка» работала в России в формате дискаунтера, в Казахстане это был другой формат. В итоге, когда владельцы «Пятерочки» объявили о планах по экспансии на СНГ путем выкупа бизнеса у франчайзи, в «Дала Инвест» решили развивать сеть собственными силами под новым именем.

Позже последуют скандалы и судебные разбирательства с АО «Казкоммерцбанк», закончившиеся обязательствами выплаты суммы в размере нескольких миллиардов тенге банку, что впоследствии приводит к закрытию сети супермаркетов «7’Я». 
По словам представителей "X5 Retail Group", являющейся нынешним владельцем «Пятерочки», "ТОО «Дала-Инвест» начало проводить ребрендинг в начале 2007 года, когда, не выполнив до конца программу развития, его собственники посчитали, что сроки окупаемости проекта слишком затягиваются. А договором предусматривалось открытие не менее 30 магазинов формата дискаунтер для выхода на безубыточность. И  окупаемость достигалась за 3,5-4 года при выполнении заданных темпов развития. Ну а потом переход на супермаркет - это другой формат. Мы не учили этой технологии людей, посему у «Дала-Инвест» возник следующий вал проблем, что и привело бизнес к логическому завершению".
 
 
 
Семь ушедших франшиз
2.Sbarro. С открытием MEGA Alma-Ata о выходе на казахстанский рынок заявила компания «Планета Гостеприимства» Мераба Елашвили, владеющая мастер-франшизой на бренд «Sbarro» по СНГ. Один из крупнейших рестораторов на рынке Казахстана, у которого на тот момент уже были собственные рестораны, подписывает соглашение на развитие «Sbarro» на несколько лет вперед, и открывает пилотный ресторан в «МEGA». На этапе запуска Елашвили говорил о том, что компания ключевые точки откроет сама в «МEGA» в Алматы, Астане и Шымкенте, а в другие регионы будет выходить посредством продажи суб-франшизы. Пилот в алматинской «МEGA» был успешным, после чего «Sbarro» открыли точку в Астане, но последовавший в 2008 году финансовый кризис поставил крест на планах дальнейшего развития. В российском офисе говорят, что казахстанский партнер-франчайзи был вынужден свернуть бизнес.  
Сегодня компания «Планета Гостеприимства» объединяет более 300 ресторанов, из них 151 ресторан «Sbarro», в 46 городах 5 стран. 74 ресторана являются  франчайзинговыми. 
«Нам поступают множество предложений от различных партнеров со всех уголков планеты, в том числе и Казахстана, который мы также рассматриваем как площадку для развития бизнеса и открытия там наших ресторанов. Открыть новый ресторан в Астане не проблема, сложнее найти целеустремленного партнера с горящими глазами и желанием работать, готового к преодолению трудностей и непрерывному процессу контроля в ресторанном бизнесе», - говорит Мераб Елашвили.
 
 
 
Семь ушедших франшиз
3.Le Futur. Магазин удивительных вещей для дома «Le Futur» многие казахстанцы знали из-за их торговой точки в аэропорту «Домодедово». Магазин «Le Futur» был открыт в «МEGA», в Алматы в 2006 году, но продержался на нашем рынке всего год. Как сообщили в головном офисе компании, владеющей брендом «Le Futur», кризис стал причиной закрытия франшизных торговых точек под этим брендом не только в Казахстане, но и во многих других городах России. Затем у «Le Futur» сменилось руководство, после чего казахстанский партнер не стал продлять сотрудничество. Между тем, в компании с оптимизмом смотрят на СНГ, включая Казахстан. Отмечается, что в конце прошлого года поступило сразу несколько предложений о покупке франшизы, но пока это только стадия запросов и ответов.  
Одним из барьеров запуска франшизы в Казахстане является дорогое транспортное плечо, что делает невыгодным потенциальный проект. Однако, у компании есть планы открыть базу в Китае, что намного облегчит ввоз товаров в Казахстан. Эти планы будут реализованы в лучшем случае в конце текущего года.
 
 
 
Семь ушедших франшиз
4.«Красный куб». Еще один магазин для дома, открытый в Казахстане по российской франшизе. Магазин необычных подарков и предметов интерьера просуществовал в алматинской «МEGA» еще меньше, чем «Le Futur». В российском офисе в качестве причины отмечают, что у партнеров в Казахстане были краткосрочные планы по данному проекту, в связи, с чем он и был закрыт преждевременно.
- Они хотели быстро поработать, получить прибыль и потратить  средства на другие цели. Руководство компании «Красный Куб» это не устроило, - говорит начальник отдела франчайзинга Евгения Багно.
В настоящий момент у «Красного Куба» в приоритете освоение российских регионов, прежде чем выходить в другие страны. Багно указывает, что предложения из Казахстана поступали и потом, но по условиям так и не сошлись.
 
 
 
Семь ушедших франшиз
5.«Кофе Тун». Это была одна из самых интересных кофеен в период, когда такого рода заведения только начали появляться (2004-2005 годы). Там подавали чай мате, был стильный интерьер, но многолюдно там никогда не было. Неожиданно для всех, всего через год после открытия, перспективное заведение по российской франшизе объявило о своем закрытии. Одной из причин закрытия могло стать неудачное расположение – по Байсеитовой ниже Площади Республики, где довольно сложно парковать авто и недостаточно высокий людской траффик. Возможно это и так. Но к слову сказать, практически все игроки того периода – «Black&Brown» и «Мока Лока» практически сошли с дистанции, уступив место совершенно новым сетям кофеен. В российском офисе «Кофе Тун» (правообладатель - группа компаний «Бит-2000») комментариев по закрытию не дали, но сообщили, что в этом году сеть планирует зайти на казахстанский рынок снова.
«В этом году мы намереваемся открыть точку в Казахстане. Перед новым годом с нами связались казахстанские партнеры, с предложением о покупке мастер-франшизы. Сейчас дело находится на стадии переговоров, и в ближайшие 2-3 недели будет окончательно ясно обо всех деталях», - говорит Армен Макунян, гендиректор «Бит-2000».
 
 
 
Семь ушедших франшиз
6.«Тинькофф». ТОО «Контакт Арт», ныне собственник сети пивных баров «STAUT», в 2003 году заключило контракт сроком на пять лет с бизнесменом Олегом Тиньковым о приобретении франшизы сети пивоваренных ресторанов «Tinkoff». По истечению сроков действия контракта «Контакт Арт» продлевать соглашение не стало в силу нерентабельности. Надо сказать, что в 2008 году сразу после кризиса у сети «Tinkoff» в целом начались проблемы на родном рынке, которые частично были решены в 2009 году, но весь ресторанный бизнес «Тинькофф» в России и поныне находится в не самом лучшем состоянии. Олег Тиньков продал именную сеть ресторанов норвежскому фонду «Mint Capital», который впоследствии безуспешно искал со-инвестора для развития сети. Количество точек заметно сократилось.
 
 
 
Семь ушедших франшиз
7.Esprit. В Казахстане франчайзинг в основном развивается в сфере fashion-ритейла. В стране официально представлено большинство всемирно известных брендовых магазинов. Одним из таковых был магазин модной одежды «ESPRIT», отрывшийся в MEGA Alma-Ata в 2006 году. Правообладателем франшизы была компания «BTI Systems», дочернее предприятие компании «MARATEX Group». Но вскоре после запуска совет директоров «MARATEX Group» принял решение закрыть дальние филиалы своей сети. В итоге после 3 трех лет работы "Esprit" прекратил свою деятельность на территории Казахстана.

 

Оценивая данную ситуацию, президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков поделился своим мнением о рынке казахстанского франчайзинга, о его тенденциях и дальнейшем развитии. По словам Бекнура Кисикова, наибольший рост франчайзинговых проектов пришелся на 2007-2009 годы. Именно на тот период, когда грянул мировой кризис. 

«Как известно, франчайзинг - устойчивый бизнес, и в тоже время он эффективен в сложные, тяжелые, кризисные времена. Потому что в этот период требуется эффективная и устойчивая технология. Следствием чего и стал бурный рост франчайзинга в нашей стране в кризисный период. Если оценивать рынок 2007 года в Казахстане в 1 млрд. долларов, это ежегодный оборот, то на 2011 год оборот увеличился в два раза. Увеличилось и количество франчайзинговых компаний. На середину 2011 года на рынке присутствовало 250 франчайзинговых систем, более 1000 франчайзинговых точек», - отмечает г-н Кисиков.
Более того, прогнозируя тенденцию развития в будущем, Бекнур Кисиков подчеркивает доминирование китайских франшиз на казахстанском рынке.
 
 
Поделись
Шокан Алхабаев
Шокан Алхабаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000