BUSINESS Владимир Третьяков 18 ноября, 2014 18:26

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном
Рынок электронной коммерции в Казахстане становится все более привлекательным для предпринимателей. Динамика прироста ежегодного оборота электронной коммерции выше, чем в более развитых странах СНГ (Украине и России) и составляет около 80–85% в год, там эти показатели сохраняются на уровне 20–25% в год. О том, как продвигаться в интернете и как минимизировать возможные риски, мы поговорили с Дмитрием Гончаровым, директором по развитию агентства интернет-маркетинга Netpeak Kazakhstan.
Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

Для чего бизнесу нужен SEO? Расскажите нам на реальных примерах

– Бизнес заказывает SEO для того, чтобы больше зарабатывать. SEO – это инструмент для увеличения количества посетителей из поисковых систем путем улучшения видимости сайта в поисковой системе. При этом и видимость сайта, и количество привлеченных посетителей – это вторичные метрики. Первичной для бизнеса метрикой в случае SEO является финальная прибыль с учетом маркетинговых вложений.

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

– Мы обычно используем показатель ROMI для оценки эффективности инструментов интернет-маркетинга.
ROMI – показатель, который демонстрирует рентабельность маркетинговых инвестиций.

Если полученный результат выше 0 – значит, данный канал прибыльный. Имеет смысл инвестировать в него больше, если это возможно. Если результат меньше 0 – значит, канал убыточный и влечет убытки для бизнеса. В этом случае фактически остается два пути: отключать канал или же повышать его эффективность.

Этот показатель must-have как для предпринимателей, так и для интернет-маркетологов. Понимание этого показателя позволит правильно распределить инвестиции по каналам привлечения пользователей и максимизировать результат.

При этом SEO не только помогает бизнесу зарабатывать больше, но и работать над узнаваемостью бренда в Сети, над повышением лояльности постоянных и потенциальных клиентов ресурса, над репутацией бренда. Сайт – это инструмент для взаимосвязи бизнеса и клиента. SEO – это инструмент, который позволяет работать над этой взаимосвязью, увеличивая прибыль, лояльность клиентов и присутствие бизнеса в интернете.

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

Насколько в Казахстане развит рынок SEO и каковы ваши прогнозы?

– На данный момент рынок SEO в Казахстане находится в состоянии становления. Анализируя рынок Казахстана, мы столкнулись с парадоксом несоответствия динамики развития SEO-отрасли в Казахстане темпам роста рынка. Рынок растет достаточно интенсивно, но этот рост пока не чувствуется ввиду отсутствия достаточной конкуренции в нишах, которые являются наиболее конкурентными на соседних рынках.

По нашим прогнозам, следующим этапом развития казахстанского рынка будет стремительный рост конкуренции во многих нишах, к чему рынок просто-напросто не будет готов. В частности, рынок SEO и интернет-маркетинга, который сейчас развивается в условиях одновременно и низкоконкурентной среды, и роста спроса, просто не готов к смене формата работы. В этом плане у компаний, у которых имеется опыт работы на других рынках, есть явное преимущество.

Какие ошибки чаще всего допускают предприниматели, когда речь заходит о SEO?

– Зачастую в своих докладах я освещаю три наиболее распространенные ошибки, которые допускают клиенты и которые могут серьезно навредить бизнесу.

Коротко о каждой ошибке.

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

1. Некорректная формулировка целей, или Нам бы в Топ-3, да поскорее

Любое действие, по-моему убеждению, имеет свою цель и мотив. Продвижение сайта не является исключением. И также начинается с постановки целей, достижение которых так или иначе должно способствовать развитию бизнеса.

Однако когда речь заходит о продвижении сайта, клиенты зачастую ставят цели, которые в большинстве случаев никак не решают бизнес-задачи. Одной из ложных целей является продвижение сайта в Топ по ограниченному списку наиболее популярных фраз. Выглядит это следующим образом:

Клиент: “Здравствуйте, нас интересует продвижение сайта в Топ-3 по такому списку из 10 ключевых фраз”.
Агентство: “А почему вы выбрали именно эти фразы?”
Клиент: “А потому, что они наиболее популярны.”
Агентство: “А вы уверены, что, продвинув эти фразы в Топ, вам удастся увеличить прибыль вашего бизнеса?”

Такая формулировка целей скрывает два существенных риска:
Как показывает наш многолетний опыт работы (агентство Netpeak основано в 2006 году. – Прим. ред.), наиболее популярные фразы, которые вводят пользователи в поисковых системах, не приносят продаж, как бы это абсурдно ни звучало. А все дело в том, что фраза, например “купить смартфон”, не содержит мотивацию на покупку, а скорее является более информационной. То есть человек просто хотел просмотреть цены или ассортимент. И совершенно другую ситуацию мы видим, когда пользователь вводит более конкретный запрос, например “купить iPhone 6 с золотым корпусом в Алматы”, тем выше его заинтересованность в данном товаре и тем выше вероятность того, что он оформит заказ на сайте.

На диаграмме ниже можете ознакомиться со статистикой продаж в разрезе популярности ключевых фраз.

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

Видим, что наибольшую часть продаж бизнес получает за счет наименее популярных поисковых запросов (с кол-вом запросов в месяц 0 – 1).

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

Однако это еще полбеды. Второй риск, связанный с продвижением ограниченного списка фраз, заключается в том, что по своей механике продвижение конкретного списка ключевых слов сводится к агрессивной закупке внешних ссылок, а также написанию текстов, содержащих продвигаемые ключевые фразы. Данная стратегия подвергает сайт серьезным рискам, и рано или поздно сайт попадет под санкции поисковых систем (Google Penguin, Google Panda) и получит штраф в виде понижения рейтингов сайта, что влечет за собой потерю посещаемости, а также и продаж.

Google и Yandex официально заявляют о том, что никто не может гарантировать определенные позиции по ключевым фразам в поисковых системах. В первую очередь потому, что никто из подрядчиков не является владельцем поисковых систем. Поэтому, если кто-то обещает или гарантирует попадание в Топ по списку фраз, то я бы рекомендовал держаться от такого подрядчика подальше. Как бы заманчиво это и ни звучало.

2. Недопонимание клиентом особенностей рекламных каналов.

Каждый из инструментов интернет-маркетинга, будь-то SEO-продвижение или контекстная реклама, имеет свои преимущества и недостатки. Недопонимание особенностей данных инструментов зачастую приводит к неправильным решениям со стороны клиента.

Имея разную специфику, инструменты решают разные типы задач:
SEO-продвижение является наиболее рентабельным с точки зрения привлечения посетителей сайта. Однако результат достигается не сразу, а в среднем спустя 4–6 месяцев.
Контекстная реклама позволяет в кратчайшие сроки (2–3 дня) запустить рекламные кампании, получать посетителей и генерировать продажи, а также более четко таргетировать рекламные объявления для вашей целевой аудитории. Однако за такое преимущество придется заплатить больше. Стоимость одного посетителя в большинстве популярных тематик обойдется дороже.

Зачем бизнесу SEO: коротко о главном

3. Неготовность оперативно внедрять рекомендации оптимизаторов

Важно понимать, что процесс продвижения сайта – это командный процесс, в котором результат зависит как от подрядчика, так и от клиента. Подход по принципу “я плачу деньги за услуги – и пусть делают, что хотят” в данном случае сыграет злую шутку с бизнесом. Почему это так?

Дело в том, что продвижение сайта, в том числе SEO, требует значительного количества внедрений и доработок на сайте, особенно в первые месяцы работы. В нашем агентстве мы называем это внедрением технического SEO-аудита, или аудитом по внутренней оптимизации сайта. Это достаточно массивный документ, содержащий список рекомендаций, которые необходимо внедрить программистам для приведения сайта к требованиям поисковых систем. В среднем данный документ насчитывает около 45–50 страниц рекомендаций. Программистам необходимо около 20–30 часов работы, чтобы внедрить наши рекомендации.

Без согласия и участия клиента данные работы провести достаточно затруднительно. Причины, по которым клиент не соглашается на доработки, бывают разными.

Все эти аргументы приводят к тому, что клиент, несмотря на то что оплачивает услуги, связывает руки подрядчикам, что делает невозможным достижение целевых результатов по проекту.

Выводы:

  1. Нахождение в Топ по наиболее популярным запросам в большинстве случаев не решит ваших бизнес-задач.
  2. Цели, которые вы ставите подрядчикам, должны соответствовать типу проекта.
  3. Понимание особенностей позволит принимать правильные стратегические решения и обезопасить себя от сотрудничества с недобросовестными подрядчиками.
  4. При оценке эффективности рекламных каналов используйте показатель ROMI.
  5. Принимайте активное участие в развитии проекта. Оперативно внедряйте рекомендации оптимизаторов. Это позволит добиться хороших результатов уже на начальном этапе.
Поделись
Владимир Третьяков
Владимир Третьяков
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000