BUSINESS Бахытгуль Журкабаева, Султан Абетов 10 сентября, 2014 14:29

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!
Три года назад Адиль Аскаров, выпускник механико-математического факультета КазНУ, решил сделать социальный сервис, помогающий потребителю искать локальный бизнес через отзывы и мнения конкретных людей. «Когда сталкиваешься с тем, что на рынке не находишь подходящий тебе продукт, начинаешь задумываться, чтобы сделать такой продукт самому. Онлайн-справочники в Алматы были неинформативными и устаревшими и, в принципе, сейчас ситуация изменился не сильно. Есть определенные направления, например рестораны и кафе, с которыми на данный момент все достаточно неплохо. А вот найти парикмахерскую и другой локальный бизнес еще сложно. Есть Yellow Pages, есть офлайн-справочники, но этого недостаточно, там даже фотографий нет», - говорит Адиль, отмечая, что в подобных ресурсах отсутствует социальность, вы никогда не увидите там мнение друзей о том или ином месте. Так и начался проект Wikicity - онлайн-справочник с социальными функциями или попросту говоря казахский Yelp.

Когда речь заходит о социальности и локальном бизнесе, то казахстанскому потребителю прежде всего на ум приходят чекины и соревнования за звание мэров конкретных мест на Foursquare. В то же время, Yelp - довольно известный в мире сервис и в отличие от Foursquare успешный бизнес-проект - в Казахстане практически неизвестен. Именно этот пробел и восполняет Wikicity, а сам его путь во многом похож на то, как в свое время, начав с Сан-Франциско, развивался Yelp.

Задумав проект, Адиль Аскаров, ранее занимавшийся внедрением систем SAP и Navision, сам и взялся за его программирование: «Первым делом я начал писать код структуры Wikicity. Самым сложным было продумать социальные функции, как пользователи будут взаимодействовать с друг другом – личные сообщения, дружба. Разработка велась с начала 2011 года, а летом мы запустились». Уже осенью к проекту в качестве кофаундера пришел Данияр Азымхан, с которым Адиль был давно знаком и уже имел опыт совместных проектов. Позже к ним присоединится Карим Канатов.

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!

Фотосессию с Данияром Азымхан, Адилем Аскаровым и Каримом Канатовым мы делали в чужом офисе - такого кожаного дивана у стартаперов пока нет.

Интересно, что за три года развития проекта основатели смогли обойтись собственными вложениями в размере $50 тысяч, не привлекая долгового или акционерного капитала. Совсем неплохо для одного из самых перспективных проектов в Казнете (330 тысяч уников в месяц) с интересной моделью монетизации и уже вышедшего на самоокупаемость. Частично высокая эффективность это объясняется правильно выбранной последовательностью. «Мы понимали что рестораны и кафе это самая обсуждаемая категория, поэтому упор в контенте был именно на них», вспоминает Адиль. При этом, команда практически ничего не тратила на продвижение Wikicity. «Лучше всего в продвижении сработало SEO, мы делали оптимизацию своими руками. То есть трафик был органическим. Каждый год Google вводит новые фильтры, из-за которых многие популярные сайты теряли свои позиции. На самом деле достаточно придерживаться базовых принципов: подчеркивали важные вещи в тексте, делали заголовки и теги, не ставили лишние ссылки на другие сайты. Важно делать шрифты правильные, заголовки должны быть увеличены. Многие сайты малого и среднего бизнеса не делают этого», отмечает он. По его словам, они не стали бороться за высокочастотные запросы вроде «кафе в Алматы». Конкурировать в запросах им пришлось со справочниками и за счет отзывов Wikicity их превзошел, так как комментарии пользователей уникальны. Плюс с самого начала большое внимание уделялось качеству контента, а именно отзывов. К примеру, чтобы увеличить количество отзывов был проведен конкурс, в рамках которого самому активному пользователю полагался приз в 100 тысяч тенге. Количество отзывов стало расти, а качество стало падать, поэтому от подобных методов продвижения решили отказаться. Качество же отзывов поддерживается с помощью специальных алгоритмов. Так, система подсказывает, если с одного устройства написаны отзывы от разных пользователей. Кроме того, есть понятие вес отзыва. Он зависит от количества отзывов написанных пользователем, количества голосов за отзывы пользователя. «Уже на старте проекта мы поняли, что некоторые отзывы значительно лучше и надежнее, чем другие. Фильтр отзывов устанавливает общий стандарт, по которому измеряется каждый отзыв. Мы понимаем, что это неизбежно влияет на честные отзывы, время от времени, и пропускает некоторые поддельные, но в целом это помогает защитить целостность сайта как для потребителей (у которых будет меньше шансов быть введеными в заблуждение поддельными отзывами), так и для владельцев бизнеса (которые будут тратить меньше времени, беспокоясь о том, что конкуренты пишут негативные отзывы о них). Мы хотели, чтобы люди думали о Wikicity, как о качественном источнике достоверной информации от страстных и уверенных потребителей, нежели о платформе, где каждый бы мог пустословить и нести бред», объясняет Адиль Аскаров.

Важно отметить, что владельцы бизнеса не могут платить за особенные условия при фильтре отзывов. Вы найдете достаточно Wikicity-рекламодателей c отрицательными отзывами, и множество мест, не являющихся рекламодателями, с самыми высокими оценками на Wikicity.

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!

Карим Канатов отвечает за развитие бизнеса в офлайне.

Эта уникальность отзывов позволяет проекту быть высококонкурентным по сравнению с другими ресурсами. «Есть 2GIS, через который можете посмотреть маршрут, но в нем нет социальности, вы не узнаете мнение друзей об этом месте. К тому же у 2GIS есть периодичность обновлений, новые заведения появляются не раньше определенного срока», подчеркивает Адиль. Какое-нибудь новое кафе может появиться на Wikicity сразу же после того, как пользователь оставил отзыв о нем. Однако, самое сильное преимущество это качество и количество отзывов, которое уже превысило 16 тысяч, что позволяет лучше понимать предпочтения и особенности потребителей: дни рождения, любимая кухня, локация, и т.д. «С этой базой данных можно делать интересные вещи. Например, у человека день рождения, за неделю до даты мы высылаем ему имэйл со списком заведений, где лучше провести мероприятие. Любитель итальянской кухни получит уведомление что открылся новый итальянский ресторан. Фанат футбола увидит лучшие бары и пабы где можно посмотреть матч, при чем можно будет сузить круг по локации, например места не дальше 1 км. Это выгодно и рекламодателям, чем лучше узнаешь клиента, тем эффективнее становится реклама», говорит основатель Wikicity.

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!

Адиль Аскаров не перестает экспериментировать с запросами в строке поиска.

Локальному бизнесу Wikicity интересен за счет возможности получить быструю обратную связь. Особенно это важно, если есть негативные отзывы. Отреагировав на негатив моментально, можно сохранить клиента, ведь привлекать нового выйдет дороже. «Где еще локальный бизнес создает страницы? Разработать сайт – стоит это от тысячи до двух тысяч долларов, потом ежемесячно тратиться на его хостинг продвижение. Страница в социальной сети – нанимать SMM-менеджера, либо бизнесмену придется тратить свое время, а ему некогда», рассуждает Адиль, планируя 90% доходов получать от локальной рекламы. Он отмечает, что в ближайшее время Wikicity расширит функционал для бизнес-пользователей: статистика страницы, для того чтобы предприниматель понимал ценность информации, возможность ответить на отзыв. Также в работе находится мобильное приложение для Android. «Мы хотим, чтобы людям было интересно использовать Wikicity каждый день. Будем использовать отзывы пользователей для лучшего понимания вкусы и предпочтения жителей города. Хотим, чтоб бизнес владельцы имели прямой контакт со своими гостями, клиентами. Одним словом чтоб нужные люди были услышаны своими клиентами. Мы верим, что подобным подходом к делу мы способствуем улучшению сервиса всех заведений нашего города. Как однажды сказал Карл Сьюэлл в свой книге «Клиент на всю жизнь»: Сделай так, чтобы клиенту было легоко пожаловаться», мечтает Адиль Аскаров. Осталось немного подождать, чтобы понять разделяют ли его взгляды десятки тысяч владельцев малого локального бизнеса. Опыт же успешного IPO Yelp показывает, что эта модель пока лучше всего остального на рынке.

Как конкурировать с Foursquare? Надо просто запустить казахский Yelp!

Адиль прилег только по просьбе фотографа, проекту предстоит масштабироваться и отдохнуть вряд ли получится.

Поделись
Бахытгуль Журкабаева, Султан Абетов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000