BUSINESS Светлана Ромашкина Дамир Отеген 29 августа, 2014 12:57

Сабина Кузенбаева: «Мы не хотели делать бизнес в кредит!»

Сабина Кузенбаева: «Мы не хотели делать бизнес в кредит!»
Chaplin Cinemas стала первой казахстанской сетью кинотеатров, контрольный пакет акций которой приобрел инвестиционный фонд. Как это удалось сделать и как это отразится на дальнейшем развитии компании, да и вообще насколько это выгодно – развивать собственную сеть кинотеатров, нам рассказала генеральный директор Chaplin Cinemas Сабина Кузенбаева.

– Сеть кинотеатров Chaplin Cinemas выросла из дистрибьюторской компании Cinema Hotel Corporation, которая, в свою очередь, начиналась как производитель фильмов. Расскажите, как менялась ваша стратегия развития?

– Наша компания действительно возникла с производства художественного фильма «Лавэ». Я приступила к фильму с момента постпродакшн и его проката. Тогда мы и столкнулись с проблемой отсутствия объективной информации об отечественном рынке кинопроката. Соответственно, те, кто хотел инвестировать в кино, никак не могли оцифровать правильную пропорцию вложений и рисков или прогнозировать результат. Проще говоря, сколько вложить, чтобы заработать, что снимать, как продвигать и прокатывать. Пальцем в небо мы решили не тыкать и зашли в этот бизнес с другой стороны. Сначала в качестве кинодистрибьютора стали прокатывать в РК фильмы из пакета независимой компании Top Film Distribution, а затем открыли свой первый кинотеатр. Все ключевые места (читай – ТРЦ) в то время уже были заняты, и мы зашли с района Алматы I. В 2011 году открыли 4-зальный кинотеатр в ТРЦ Mango. Уже через полгода в ТРЦ ADK заработал 6-зальный кинотеатр. Год оперировали двумя кинотеатрами, набирались опыта, и после ряда проб и ошибок у нас сформировалось понимание того, что нужно зрителю в кинотеатрах. Тогда мы окончательно пришли к решению развивать сеть кинотеатров, вопрос стоял только в том, где брать деньги.

– Как родилась идея привлечения инвестора? Вдохновил опыт зарубежных коллег?

– Вообще, главное – сформировать желание и приложить усилия. Потом обычно все складывается даже лучше, чем вы себе это представляли. Мы, например, очень четко сформулировали для себя, в каком направлении нужно развивать сеть. При этом четко понимали, что не хотим делать это на банковский кредит. И вот тогда кто-то из знакомых прислал мне ссылку на сайт одного из инвестиционных фондов. Я мало понимала, что такое фонд и как это работает. Но следуя принципу «Не знаешь – надо узнать», встретилась с ними. Оказалось, что именно этот сектор экономики для фонда был интересен, и мы стали работать над этим вопросом. Было много встреч, обсуждений, я половину слов не понимала сначала. Другой лексикон. Там же краем уха услышала про легендарного Пола Хетта, который создал, а затем совершил удачную сделку по продаже сети «Киностар» в России совместно с одним из фондов. Его опыт – это то, что было необходимо нашей компании. Я нашла его, напросилась на встречу и процитировала ему его же слова из одного интервью: «Если хочешь добиться успеха в какой-либо области, найди лучших в этой сфере и будь рядом с ними». Он согласился нас консультировать. После всех сделанных мною попыток общения с фондами со мной вдруг связался представитель ADM Capital. Он, кстати, тоже прочитал интервью со мной. В результате с этим фондом мы и заключили сделку. Они также поучаствовали в сделке по приобретению российской сети «Каро» под управлением Пола. Я убедилась, что в Казахстане представителям малого и среднего бизнеса найти инвестиции вполне реально.

– Расскажите подробнее о фондах. Как они работают?

– В классическом виде это независимая инвестиционная команда, которая управляет фондами, где инвесторами выступают крупные финансовые институты, пенсионные и суверенные фонды. В данном случае речь идет про ADM Capital, который управляет двумя фондами – Казахстанский фонд развития и Казахстанский фонд реструктуризации капитала, в которых инвесторами являются Европейский банк реконструкции и развития и «Казына капитал менеджмент». Фонды инвестируют в капитал, приобретая доли или акции компаний. Обычно речь идет покупке 25–49% акций, что позволяет им эффективно защищать свои интересы. Они рассматривают компании малого и среднего бизнеса с большим потенциалом роста, которым необходимо финансирование для дальнейшего развития. Благодаря их финансовой поддержке компания может реализовать свои долгосрочные планы и значительно повысить свою стоимость на рынке. Еще один важный момент – они помогают внедрять лучшие международные практики управления бизнесом, повышают его прозрачность и эффективность.

– Я так понимаю, что у инвестиционной компании много требований, они весьма жестко контролируют движение средств…

– Да, конечно. Но мы были готовы к этому, поскольку изначально позиционировали себя как прозрачную сеть, мы хотели вести цивилизованный бизнес. Есть конкретные задачи на следующие пять лет, и, конечно, чтобы достигнуть их, нам полезен двойной контроль расходов.

– На что пошли привлеченные вами инвестиции: на обновление оборудования или на создание новых кинотеатров?

– На стратегическое развитие нашей киносети – как качественное, так и количественное. Мы уже сделали первый шаг в этом направлении – оцифровали все кинотеатры, убрав последнее пленочное оборудование в Chaplin ADK и Chaplin Mango. Разумеется, привлеченные средства позволили начать строительство самого большого и самого современного кинотеатра сети в ТРЦ MEGA Park. Благодаря инвестициям мы обеспечили себя необходимыми базовыми вещами и в ближайшее время приступим к реализации задуманного.

– Это ведь касается и предоставляемого сервиса. Помню, вы делали тренинги для барменов, администраторов, кассиров. Но не кажется ли вам, что это лишено смысла, потому что они очень быстро уходят?

– К сожалению, в Казахстане профессию бармена, кассира, контролера люди рассматривают как временную. Но в нашей сети можно дорасти до администратора или даже директора кинотеатра. Для отдельных сотрудников это служит большой мотивацией. При этом мы не можем заставить их работать по принципу «Если не будешь улыбаться – я срежу тебе зарплату». Мы сами должны для них сделать что-то такое, чтобы работа была им в удовольствие. Раньше у нас не было на это времени, потому что мы решали базовые вопросы: искали средства на развитие, закрывали существующие дыры. Теперь мы сможем уделить внимание сервису.

– Как это отразится на потребителе?

– Через простые вещи и мелочи мы можем подарить людям хорошее настроение. Например, будут подушки для детей, чтобы им не приходилось сидеть на перекладинах и чтобы не мешал впереди сидящий дядя. Опять же, через семейный туалет, который будет спасением для папы, который привел в кино дочку. Это же дилемма, когда ты не знаешь, в какой туалет тебе зайти с ребенком – в мужской или женский... Будут пуфики для ног у посетителей, купивших билеты на первый ряд – это ведь всегда немного обидно, поэтому мы предложим этот приятный бонус. Гардеробная. Будет уютное кафе с библиотекой и книгами, которые можно забрать с собой. Будут настольные игры. Насколько было возможно, мы попытались реализовать все это в нашем новом кинотеатре в MEGA Park, который послужит ориентиром для всех остальных кинотеатров сети.

Сабина Кузенбаева: «Мы не хотели делать бизнес в кредит!»

– Наверное, было нелегко попасть в MEGA?

– Да. MEGA была нашей мечтой с тех самых пор, как мы открыли первый кинотеатр. Эта сеть ТРЦ хороша тем, что ее владельцы генерируют бизнес для своих арендаторов. Мы давно обивали их пороги, но сначала нас не воспринимали всерьез. Но мы не исчезали из поля их зрения. И когда появился проект MEGA Park, была жесткая конкуренция, но нам удалось убедить руководство, что мы сможем сделать хороший кинотеатр. MEGA для нас – важный проект. Мы реализовываем здесь много тех идей, которые хотели воплотить. Особенно в плане технического оснащения. Даже разработали концепцию 4S: seats (кресла), screen (экран), sound (звук), service (сервис). В фонде даже шутили, что на самом деле это 5S, «потому что еще есть Сабина». Мы уделяем большое внимание этим четырем факторам, влияющим на то, как вы смотрите фильм. Отличный звук, большие экраны, самые последние проекторы и шикарные кресла! Впервые в казахстанском кинотеатре установлены кресла испанской компании Figueras. Они лучшие. Еще мы их убедили, чтобы специально для нас они изготовили кресла с откидными подлокотниками и единым сиденьем, чего никогда не делали.

– За последние пару месяцев в Алматы открылся обновленный киноплекс «Сары-Арка», заработал CINEMAX в Dostyk Plaza. Теперь в MEGA открывается ваш 9-зальный кинотеатр. Нет ощущения, что кинорынок уже заполнен?

– Есть ощущение плотной конкуренции. Уже в сентябре в Алматы будет 21 кинотеатр, а в начале 2015 года – 22. Приведу в пример Баку, там больше 2 миллионов жителей и всего 3 кинотеатра. Это хорошо прежде всего для зрителей, потому что есть выбор. Также от этого выиграют производители кино и прокатчики. Но для киносетей это означает ужесточение конкуренции. Поэтому мы решили вкладываться в новые технологии, поэтому будем работать над сервисом. К примеру, в новом кинотеатре кассы будут совмещены с барами: для того чтобы купить билеты и напитки, не нужно будет стоять в двух очередях. Мы изучали, в чем нуждаются наши клиенты, и оказалось, что это в первую очередь качественное 3D, поэтому у нас будет система RealD 3D. В моем понимании, 3D-фильмы создаются именно для того, чтобы их смотрели в RealD. На каждый сеанс мы будем отдельно продавать новые очки – не заляпанные, без царапин, ваши личные. Будут очки для детей, а также клипсы, которые крепятся поверх стекол очков с диоптрией. Их тоже можно будет купить и прийти с ними в следующий раз. Будут две VIP-ложи, летний кинотеатр с террасой. Два зала мы оборудуем новомодным 3D-звуком Dolby Atmos и проекторами с возможностью показа фильмов в разрешении 4K. Все залы поддерживают формат показа 48 кадров в секунду. И самое главное – будет 9 одинаково больших экранов.

– Нас читают в основном люди, мечтающие создать свой бизнес, они ищут какие-то советы, идеи, перенимают опыт...

– Когда мы начинали, получить какую-либо информацию было сложно. Специфика этого бизнеса в нашей стране такова, что многим профессиям здесь просто не обучают ни в одном из учебных заведений. Нет книг, статей. Мы сами воспитываем новые кадры – букеров (менеджеры, которые выбирают фильмы для проката и составляют расписание), строителей и управляющих кинотеатрами, F’n’B-специалистов, занимающихся консешн-баром. Мы учились сами, частично основываясь на опыте российских и зарубежных коллег. Если вы хотите сделать свой бизнес в киноиндустрии, то я бы посоветовала сначала поработать себя в одной из киносетей.

Поделись
Светлана Ромашкина
Светлана Ромашкина
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000