BUSINESS Елдос Кулумбетов 22 августа, 2014 12:39

Будущее социальных сетей. Как Мой Мир будет бороться за аудиторию в Казахстане?

Будущее социальных сетей. Как Мой Мир будет бороться за аудиторию в Казахстане?
Какое значение имеет Казахстан для mail.ru? Чем отечественные пользователи отличаются от российских? Как mail.ru будет привлекать казахстанских блогеров? Об этом и многом другом нам рассказал Денис Алаев, руководитель социальной сети Мой Мир. До прихода в Mail.ru Group Денис был сооснователем геосоциального сервиса AlterGeo – стартапа, построенного на собственной технологии гибридного позиционирования.

Мой Мир – третья социальная сеть в России. По данным TNS, его месячная аудитория составляет почти 27 млн человек. За сутки в Моем Мире 800 000 раз нажимают кнопку «добавить в друзья», пишут более двух миллионов личных сообщений и 12 миллионов раз просматривают видеоролики.

В Казахстане Мой Мир – одна из самых популярных соцсетей: ежемесячная аудитория – 3 млн пользователей. Средний визит в Мой Мир в Казахстане продолжается 6,5 минуты, это на 1,6 минуты длиннее, чем в России. Пользователи из Казахстана совершают 25% от всех добавлений в друзья в Моем Мире и загружают 29% от общего объема фотографий, по данным Liveinternet.ru.

– Как вы попали в Mail.ru Group?

– В Mail.ru Group я пришел два года назад, чтобы развивать социальную сеть Мой Мир: понять, как она должна себя позиционировать и чем должна отличаться от других. Последнее как раз было одной из самых сложных задач, которую мы сейчас успешно решаем.

– Что вы сделали, чтобы решить эту задачу?

– Самое сложное – это понять, что нужно делать, то есть разработать стратегию. Первые полгода мы вместе с командой изучали аудиторию, делали небольшие интерфейсные изменения, смотрели, как они отражаются на наших пользователях, и изучали статистику. Через какое-то время к нам пришло понимание того, что мы можем достаточно хорошо отстроиться от других социальных сетей, если сделаем больший акцент на контент, подсказки (какой контент будет более полезен для пользователя) и каталоги. В некоторых социальных сетях отсутствуют музыка и видео, как в Facebook, например, в других есть видео, но нет каталогов. У нас же огромное количество контента – за последние полтора года мы увеличили его количество, добавили легальный контент, видеоканалы, удалили огромное количество неправильного контента и сделали его более удобным для пользователя, разработав каталоги.

– Как вы регулируете вопрос с легальным контентом, ведь пользователи загружают огромное количество контента, чаще всего нелегального?

– Мы продолжаем регулировать этот процесс. Да, действительно, огромное количество пользователей загружает разный контент: например, к нам заливается несколько сотен тысяч видео в день, и практически невозможно отследить, какой контент легален, а какой нет. Если к нам, к примеру, залили 30-минутное видео, сделанное на обычную камеру, мы никаким образом не можем знать, насколько оно легально, пока к нам не придет правообладатель и не скажет, что это его контент. Поэтому мы разрешаем заливать любые видеоматериалы, но у нас хорошо и быстро работают службы поддержки и модерации. Сейчас время реагирования на запросы правообладателей в Моем Мире составляет от 15 минут до двух часов. Им достаточно дать нам ссылку на нелегальный контент и предоставить свои права. Мы оперативно удалим этот контент и сделаем так, чтобы в следующий раз этот же видеоконтент нельзя было залить.

В этом году мы начали активную кампанию по размещению легального контента в Моем Мире. Во-первых, у нас есть договоренности с площадкой Pladform, которая агрегирует у себя лицензионный контент и предоставляет его нам. Во-вторых, мы ведем переговоры напрямую с правообладателями. Наша цель – разместить в Моем Мире как можно больше легального контента, и мы успешно к ней идем. К примеру, в сервисе доступен к просмотру популярный в Британии сериал «Доктор Кто», также залито огромное количество мультфильмов. Но больше всего из смотрибельных – это, конечно, контент от ТНТ и СТС.

– Я вот буквально сегодня пытался посмотреть сериал «Шерлок» от BBC, однако надпись в видеоплеере гласила: «видео недоступно в моей стране».

– Да, это проблема подобного контента. Площадка-агрегатор договаривается с правообладателем и получает права на трансляцию только на территории РФ. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы дать доступ к лицензионному контенту в Казахстане, и я надеюсь, что скоро у нас все получится.

Будущее социальных сетей. Как Мой Мир будет бороться за аудиторию в Казахстане?

– Недавно Одноклассники запустили онлайн-кинотеатр, где перед лицензионным контентом показывается реклама…

– Да, у нас то же самое. Мы показываем рекламу перед видео и на этом зарабатываем.

– Вот и ВКонтакте запускает свою видеоплощадку, на которой позволят зарабатывать видеоблогерам…

– У нас уже есть такая программа, и если к нам придут видеоблогеры, особенно из Казахстана, мы будем очень рады. Мы готовы предоставлять видеоблогерам площадку для размещения своего контента и готовы платить им определенную сумму денег за каждую тысячу просмотров. Эта схема, кстати, уже работает. В Моем Мире есть видеоканалы, которые появились совсем недавно, в начале мая 2014 года.

– С чем связана такая тенденция перехода к видеоконтенту у соцсетей? Есть такая потребность у пользователей?

– Я думаю, это связано с тем, что теперь у пользователей есть возможность потреблять такой контент. С увеличением доступа к широкополосному интернету мы отмечаем двукратный рост числа видеопросмотров. Во-вторых, видео – это контент, который хорошо монетизируется как со стороны видеоблогера, так и со стороны площадки. С музыкой, фотографией или постами групп это не так очевидно и просто.

– На чем еще зарабатывает Мой Мир?

– У нас все очень просто: есть три основных источника дохода. Первый источник – игры, затем идет реклама, которая также включает в себя рекламу в видео, медийную рекламу и таргетинг. Мы сейчас экспериментируем с биржей постов. Это сделано для того, чтобы дать возможность зарабатывать администраторам групп. И третий источник доходов – это подарки.

– Какой процент от общей выручки приносит Казахстан?

– Вообще, пользователей из Казахстана 17–18% от общей аудитории соцсети, но тем не менее от общей выручки он приносит меньше. Дело в том, что относительно России, например, в Казахстане большая доля мобильных пользователей. А тут сложнее зарабатывать деньги.

– А что еще отличает российского пользователя от казахстанского? Есть ли особенности в поведении или потреблении контента?

– Казахстанские пользователи более общительны, нежели российские. Если вторые больше смотрят видео и играют, то первые больше времени тратят на общение и просмотр фотографий и активнее ходят по профилям других пользователей. В относительном выражении доля казахстанских пользователей на мобильных телефонах выше российских на 30%.

– Как вы думаете, почему вам удалось стать социальной сетью номер 1 в Казахстане, по данным liveinternet.ru?

– Дело в том, что исторически позиции в Казахстане Mail.ru Group очень сильны. Наши проекты высоко интегрированы между собой, то есть, например, из Агента можно попасть в Мой Мир и так далее, и это позиция – в какой-то мере следствие такой интеграции.

– Как вы боретесь с мифами о вашей социальной сети? Многие не признают тот факт, что по цифрам вы занимаете третью позицию в России и первую в Казахстане по популярности.

– С такими мифами можно бороться только одним способом – говорить, говорить и говорить, что это не так, и приводить факты и статистику в качестве аргументов. Дело в том, что распределение пользователей Моего Мира отличается от распределения пользователей Facebook, где ядро активных пользователей сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому все активные пользователи Facebook и считают, что все вокруг сидят именно там. Это как если бы сын сантехника считал, что все вокруг тоже сантехники.

– А как распределены пользователи в Казахстане?

– Согласно статистике, на первом месте по количеству пользователей идет Алматы, затем Темиртау, Шымкент, Семей, Павлодар. Данные почти совпадают с данными по плотности населения в Казахстане.

Будущее социальных сетей. Как Мой Мир будет бороться за аудиторию в Казахстане?

– Какие у вас планы по развитию соцсети в Казахстане? Что вы собираетесь тут делать такого, чего, возможно, не делали в России?

– Во-первых, мы хотим плотнее работать с блогерами. Во-вторых, планируем активнее работать с малым бизнесом, чего в России еще не делали. Мы будем предоставлять представителям малого бизнеса личную страницу и делать так, чтобы она быстро находилась и чтобы туда приходил трафик.

– Будут ли эти страницы похожи на онлайн-магазины и будет ли там, как в Facebook, кнопка «купить»?

– В ближайших планах точно не будет кнопки «купить», все будет зависеть от того, как будет развиваться основной функционал. Возможно, если все пойдет хорошо, то появится и кнопка «купить».

– Как вы собираетесь работать с блогерами?

– Мы можем предложить два вида публикации контента. Первый – это видеоканалы, где будет показываться реклама, за которую мы будем делать отчисления. Второй вид – группы с видео-, фото- или текстовым контентом, которые будут вести блогеры. В них они могут размещать рекламные посты с помощью наших мощностей и тоже получать деньги. Как это работает? Группы размещают рекламные посты и получают деньги за клик. В принципе, CTR высокий. Либо они могут просто брать деньги за размещение.

– С кем нужно будет списываться блогерам? Будет ли отдельная служба поддержки?

– Можно написать нашему отделу маркетинга, где расскажут и покажут, как все это работает.

– Есть ли какая-то общая тенденция по тому, куда движутся социальные сети?

– Будущее социальных сетей мы уже в какой-то степени видим. Что такое социальная сеть? Это площадка, где пользователи общаются друг с другом. Поэтому одной из тенденций развития сетей будут групповые чаты. С одной стороны, у нас есть социальные сети, с другой – огромное количество чатов. В какой-то момент функционал социальных сетей и мессенджеров встретятся, и образуются приватные чаты. Таких у пользователей может быть множество. И это будет не одна среда, а несколько небольших, которые разбиты на группы по интересам.

– Как у вас складываются отношения с конкурентами?

– Мы позиционируем себя больше как контентно-развлекательный социальный сервис. Те же пользователи ВКонтакте и Одноклассниках могут прийти в Мой Мир пообщаться с коллегами или поиграть. Тут у них может сложиться отдельный круг друзей.

Мы понимаем, что пока никто еще не придумал, как в одной социальной сети можно совместить несколько кругов общения. Поэтому пользователи как раз и ходят в разные социальные сети, где у каждого сформирован свой круг. К примеру, Одноклассники – это дом, Мой Мир – коллеги, а ВКонтакте – это друзья.

Поделись
Елдос Кулумбетов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000