BUSINESS Дмитрий Гордиенко Жанара Каримова 2 сентября, 2014 13:03

Стартап для тусовщиков

Стартап для тусовщиков
Бывали ли у вас случаи, когда вы не знаете, в какое ночное заведение отправиться отдохнуть в пятницу вечером? Рынок мобильных приложений РК готов решить эту проблему: продукт, направленный на агрегацию информации о вечеринках и клубах, создан казахстанскими разработчиками.

Казахстанское мобильное приложение JetSet – must have для каждого тусовщика.

Приложение, которое можно свободно скачать с маркетов и сайта ilovejetset.com, призвано проинформировать завсегдатаев баров и ночных клубов о том, какие места и вечеринки они могут посетить в ряде городов РК и ближнего зарубежья. Своего рода фишкой проекта является возможность с помощью чата знакомиться и общаться с другими юзерами. Тем самым, авторы планируют интегрировать в рамках своего детища элементы как мобильного приложения, так и социальной сети.

Проект вот-вот запущен, а его пользователями только за первый месяц стали порядка 10 тысяч человек. Новорожденный стартап времени не теряет, и по горячим следам метит на рынки Юго-Восточной Азии и даже Европы.

Тем временем авторы проекта Жанибек Кенжебаев и Аршидин Тохтамов поделились с редакцией VOX BUSINESS, как, почему и по какой цене была разработана и реализована идея создания подобного продукта в Казахстане.

Стартап для тусовщиков

О приходе в бизнес

Жанибек:

В бизнесе я с 18 лет. Первый опыт получил со школьными друзьями. Собрав немного денег, одолженных у родителей, пришли в ритейл. Открыли в ЦУМе города Алматы бутик по продаже и ремонту мобильных телефонов. Тогда эта деятельность была в тренде, а высокая маржинальность и быстрая оборачиваемость товара позволяли зарабатывать вчерашним школьникам неплохие деньги. Но спустя определенное время, вдоволь насладившись неплохими дивидендами и признанием со стороны своих сверстников, юношеский максимализм и неопытность разогнали нас по разным углам.

Далее последовала деятельность в продажах и ресторанном секторе – я работал менеджером по продажам в рекламном агентстве, трудился официантом в алматинском ночном клубе. После 3 курса перебрался в Астану, а окончив университет, устроился юристом в крупную компанию.

Параллельно я открыл продуктовый магазинчик на левом берегу г. Астаны. Этот эксперимент был призван показать уровень моей готовности к более взрослому розничному бизнесу. И начинался он весьма удачно. Поддержка родных и заработанный капитал привели меня в один из лакшери ТРЦ г. Астаны – я открыл собственный брендовый бутик одежды для беременных. Но немного не подрасчитав свои материальные возможности и пренебрегая принципами финансового планирования, я ушел в глубокий минус. На мне висело несколько кредитов. В общем, я задолжал всем, кому мог.

Не желая проигрывать борьбу с рынком и будучи упрямым человеком, я собрал все остатки товара и перебрался в более бюджетный торговый центр, где началась новая история моего бизнеса. Я наконец встал на ноги, расплатился со всеми долгами, закрыл банковские кредиты и довел сеть своих бутиков до 5 в городах Казахстана. Сейчас ими управляет моя мама. Параллельно, вместе с Аршидином и еще одним партнером я стал одним из основателей проекта «Автоматизированный фармацевт» - первого отечественного робота, автоматизирующего процесс торговли и логистики. Вместе с партнерами мы привлекли в реализацию проекта не одну сотню тысяч долларов. Спустя два года с начала реализации и запуска проекта по версии международной рейтинговой организации «Национальный бизнес-рейтинг» я получил звание «Специалист года 2013», Аршидин - звание «Эффективный руководитель», а компания-разработчик - звание лидера отрасли экономики Казахстана 2013 года и доход более 1 млн. долларов. В настоящее время осуществляется наш запланированный выход из проекта и вхождение в проект итальянских инвесторов. И вот, получив колоссальный опыт в продажах, проектном менеджменте, изучив не одну книгу по ведению бизнеса и поверив в свои силы, я наконец пришел в ту сферу, которая меня всегда притягивала – мобильные технологии.

Знание отрасли развлечений, анализ рынка мобильных приложений и предпочтений пользователей привели нас к идее мобильного приложения JetSet. В настоящее время, это единственный бизнес-проект, где я задействован: к счастью у меня появилось понимание того, что нужно сконцентрироваться и отдавать свои силы одному любимому делу.

Аршидин:

По специальности я финансист, после окончания колледжа Академии Банковского Дела, начал свою карьеру в банке. На протяжении 6 лет работал в банковской сфере, занимая различные должности. Начинал с менеджера по обслуживанию физических лиц в отделениях, а последней занимаемой должностью была должность генерального менеджера Управления корпоративных продаж АО «Казкоммерцбанк». Именно там, думаю, я получил максимальный опыт, необходимый для создания собственного бизнеса. Но самое главное - духовно созрел к тому, чтобы начать собственный проект, покинув «зону комфорта».

С Жанибеком мы знакомы со студенчества. Когда мы начали «Автоматизированный фармацевт», я еще работал в банке. Около года мы совмещали свою основную работу с проектной. Но все пришло к тому, что я встал перед выбором: стабильность, хорошая постоянная заработная плата, стандартные перспективы карьерного роста – и серая жизнь офисного планктона. Или полная неизвестности работа над собственными проектами, в начале не приносящая никакого дохода, но сулившая большие перспективы, а самое главное - наполненная духом авантюризма. Вы успели заметить, какой выбор я сделал.

Стартап для тусовщиков

Об идее «цифровой салфетки»

Жанибек:

Собственно, история зарождения идеи и будущей модели мобильного приложения JetSet очень жизненна.

Однажды мы были в длительной командировке в Москве. После тяжелого трудового дня и множества встреч решили посетить один из московских лаундж-баров вдоль набережной. Назывался он, насколько я помню, «Река».

Аршидин очень любит знакомиться с девушками в заведениях. Делает он это очень неординарным и ненавязчивым способом – пишет записку на салфетке с романтическим содержанием и просьбой написать свой номер телефона и передает через официанта понравившейся девушке. Но в этот раз салфетку с ответом девушки сдул московский ветер с подноса официанта, и мы так и не узнали, как отреагировала москвичка на поэтические способности Аршидина.

После этого инцидента, возникла идея создать собственную «цифровую салфетку», которая снимет барьеры перед знакомством даже у самых стеснительных людей. И которую ветром не унести.

В дальнейшем, после долгих обсуждений и анализа рынка, идея оформилась в тематическую социальную сеть для любителей потусоваться.

Мобильное приложение JetSet призвано ответить на вопросы, часто интересующие посетителей ночных заведений. Например, как сделать знакомство в ночных заведениях еще проще (для этого мы разработали функции check-in, гендерной статистики и чата)? Где в вашем городе найти лучшие клубы, лаунж-бары, караоке и стриптиз бары, и какие из них находятся ближе всего к вам? Какие события и акции проходят в ночных заведениях? Где найти фото - и видеоотчеты с заведений? Как проще всего поделиться информацией о ночной жизни с друзьями в социальных сетях и узнать кто из друзей куда идет, кто и где находится? Большинство тусовщиков задаются всеми этими вопросами в любом знакомом либо незнакомом им городе.

Начали работать над проектом с января текущего года, а в июле состоялся его релиз. Пользователь просто качает приложение, устанавливает его на телефон и получает доступ к нашей базе ночных заведений. Функция геолокации атоматически определяет его местоположение, город, в котором он находится, и предоставляет ему необходимую информацию о местах, где можно хорошо провести время. Сегодня приложение охватывает следующую географию городов Казахстана и СНГ: Астана, Алматы, Караганды, Шымкент, Санкт-Петербург, Минск, Бишкек, Ташкент.

Уникальностью JetSet является то, что им можно пользоваться как цифровой салфеткой, но знакомиться только с тем человеком, с которым пользователь сидит в одном заведении. Обеспечивается это с помощью сервиса геолокации, фиксирующего местоположение мобильного телефона пользователя.

Кроме того, пользователь в будущем получит возможность выкладывать в JetSet свой фото- и видео контент. Опять же, эту возможность пользователь получит только в заведении.

Стартап для тусовщиков

О новой эпохе социальных сетей

Аршидин:

JetSet – это олицетворение нас самих, того как мы жили и как мы хотим жить. Думая над концепцией проекта, нам не хотелось создать очередной информационный источник «что?» «где?» «когда?»…

Мы намерены создать настоящую тематическую социальную сеть для тусовщиков, людей живущих в стиле JetSet. Люди устанавливают приложение себе на телефон, создают аккаунт и попадают в мир JetSet, где смогут общаться с другими пользователями.

Но мы не имеем утопических идей создавать второй Facebook или Instagram. Сегодняшний тренд – локализация соцсетей. Например, Instagram предназначен именно для фотоконтента, Whatsapp предоставляет возможность удобной переписки и обмена информацией, Linkedin предназначен для формирования профессиональных контактов… Таких узконаправленных проектов множество. Настала эпоха тематических социальных сетей!

О команде проекта

Жанибек:

Естественно, в начале самым сложным было доказать инвесторам жизнеспособность и перспективность нашего стартапа. Пройдя сквозь призму множества гуру в сфере инвестирования и развития IT-бизнеса, мы столкнулись с проблемой формирования команды проекта. Благодаря тщательному отбору мы собрали одну из самых сильных команд разработчиков и менеджеров по продажам. Сегодня у нас работает 8 человек. Мы с партнером занимаемся вопросами стратегического управления проектом, а также совмещаем функции нескольких специалистов каждый: я обеспечиваю работу фронт офиса – продажи, построение партнерских отношений и продвижение, а Аршидин обеспечивает работу бэк - офиса – реализация, развитие и техническое сопровождение. Также в компании трудятся три разработчика – выпускники программы Болашак, которые получили образование в лучших технических университетах США (Куаныщ Раимбеков, Виталий Зарецкий, Евгений Мещяреков) и 3 менеджера по продажам, совмещающие роли PR и контент менеджеров, имеющие лучшее отечественное образование (Асфендияр Кенжебаев, Биржан Кубаев, Темирлан Мусин).

Стартап для тусовщиков

О целевой аудитории юзеров приложения

Аршидин:

Целевая аудитория проекта – люди в возрасте от 17 до 32 лет, которые тратят не менее $50 за вечер, и имеют доход свыше 700$ в месяц. Они посещает ночные заведения не менее 2 раз в неделю, и, разумеется, активно сидят в соцсетях. В Казахстане, по нашим подсчетам, это не менее 110 тыс. человек, а в СНГ – более 5,5 миллионов человек!

Первую обновленную версию мы запустили в июле 2014 года, и вся аудитория которая сейчас есть (10 000 пользователей) – собрана начиная с этого времени, после выхода JetSet в маркеты (Apple store и Play Market). Я считаю, это очень хороший результат для казахстанского рынка мобильных приложений. Еженедельный рост аудитории составляет порядка 10-15%, хотя в платную рекламу мы практически не инвестировали.

Сейчас JetSet это - 8 городов, 5 стран, около 1000 ночных заведений, и порядка 10 000 активных пользователей.

В ближайшем будущем мы столкнемся с серьезной задачей масштабирования своего бизнеса, то есть вывода отечественного продукта на внешние рынки, к чему мы начали готовиться с самого начала.

Еще у нас есть маленький секрет, о котором все скоро узнают. К началу следующего года мы планируем запустить новый сервис в мобильном приложении JetSet, который позволит в три клика исполнять желания пользователя.

Об инвестициях и доходности

Жанибек:

С начала реализации нашего проекта только на технические работы мы потратили в общей сложности 75 тысяч долларов США. К примеру, дизайн был изготовлен в Европе в одной из самых лучших дизайнерских студий.

В будущем нам потребуется порядка полумиллиона долларов для того, чтобы довести JetSet до финальной функциональности, реализовать свою PR-стратегию и выйти на внешние рынки. Источником инвестиций стали мы сами и наш основной ментор (наставник), который до настоящего времени желает оставаться в тени. Благодаря ему мы получили неоценимый опыт и обошли множество подводных камней. В настоящее время мы с ментором начали подготовительные работы по выводу JetSet на рынки всей Европы и Юго-Восточной Азии, изучаем особенности рынков и пользователей, формируем базу данных, приглашаем к сотрудничеству самые большие и известные ночные заведения и дополняем интерфейс несколькими языками.

Содействие в реализации и развитии проекта готовы оказать несколько зарубежных бизнес-инкубаторов, которые пригласили стать их резидентами. К счастью, мы пока сами в силах решать имеющиеся сложности и намерены работать в Казахстане.

Аршидин: Размер дохода зависит от количества ночных заведений, которые захотят воспользоваться сервисами мобильного приложения, и количества рекламодателей. Доход в месяц только в Казахстане запросто может достигнуть суммы от 60 до 100 тысяч долларов.

Стартап для тусовщиков

О клиентах и монетизации сервиса

Жанибек:

Для рядовых пользователей приложение было и будет бесплатным. Монетизация нашего проекта осуществляется за счет платных услуг для наших клиентов – ночных заведений. По сути, мобильное приложение оказывает для них услуги таргетированного промоушна. Мы предоставляем им аудиторию, которая готова платить деньги.

В мобильном приложении присутствуют следующие категории заведений: ночные клубы, лаундж-бары, караоке-бары, стриптиз-клубы.

Мы принципиально исключили такие заведения как рестораны, кафе, столовые, фастфуды и т.д., так как люди ходят туда исключительно питаться. В настоящее время думаем над тем, включать кофейни либо нет, так как именно от них в последнее время поступает множество запросов о включении их категории в проект.

Минимальный пакет услуг у нас пока бесплатный. В него входит общая информация о заведении, 10 фотографий, меню заведения, анонс событий и акций в боковом меню приложения.

Цены на расширенные функции для заведений варьируются от 100 до 360 долларов. В расширенные функции, помимо бесплатного пакета, могут входить размещение на своей странице фото - и видеоконтента, размещение информации о предстоящих ивентах и акциях, отправка своим клиентам push-уведомлений, контентное сопровождение. JetSet дает возможность клиентам получать аналитику о своем заведении: привлекательности своего аккаунта, активности клиентов в мобильном приложении и качестве сервиса по мнению тусовщиков в режиме онлайн. Также у нас предусмотрена возможность размещения таргетированной, ненавязчивой и легковосприимчивой рекламы для выбранных по желанию групп аудитории.

Основная фишка в том, что клиент (заведение) платит и может самостоятельно управлять собственной страницей в нашем приложении, обновлять и редактировать размещенную на ней информацию.

При этом, у нас есть обработанный механизм исключения из оборота порноконтента, неправомерного и незаконного контента и иного контента, ущемляющего права и свободы других личностей и участников рынка.

Аршидин:

Клиентов и партнеров в самом начале очень сложно было найти. Многие не верили в него, некоторые отвергали очевидный прогресс и новые технологии в сфере продвижения бизнеса и оказания услуг, кому-то было все равно до своих клиентов, кто-то видел в нас конкурентов (из-за плохого понимания рынка и бизнес-процессов).

Но сейчас картина кардинально меняется. Многие заведения, понимая эффективность мобильного приложения в своем бизнесе, заключили с нами долгосрочные контракты. Кроме того, помимо существующих сервисов мобильного приложения, в целях более активного продвижения ночных заведений, мы можем оказывать поддержку по формированию контента, проведению ивентов, техническому оснащению ночных заведений и многое другое. К примеру, в настоящее время мы оказываем поддержку в продвижении ночного клуба VIP ROOM, который открывается 12 сентября 2014 года в г. Астана и имеет амбиции стать одним из лучших luxury клубов города.

Стартап для тусовщиков

О конкуренции

Аршидин:

В мире очень много похожих проектов. Есть и прямые конкуренты, есть и косвенные. Среди наших ближайших конкурентов на глобальном рынке, например, компания Yelp – очень большой игрок со стомиллионным доходом. Сервис позиционируется как справочник по широкому виду предприятий с отзывами и рейтингами. Еще более близкий пример – проект Discotech. Это сервис, нацеленный на ночные клубы и события с бонусной системой. Пока работает в 4-х городах USA. Еще один пример - Drink Adviser, гид по барам и напиткам. Но данный продукт является просто информационным источником. Информация подается одним списком баров, без возможности дополнительных фильтров.

Жанибек:

Что касается Казахстана, то прямых конкурентов у нас нет, но есть косвенные. Не исключено, что появятся и прямые: число тематических мобильных приложений будет только расти, благо, есть куда. В доказательство, озвучу статистические данные.

В 2013 году количество используемых в мире смартфонов превысило миллиард. Такие данные приводятся в последнем отчете компании Strategy Analytics, которая еще в 2012 году насчитала 708 млн мобильных устройств. Согласно прогнозу компании, смартфоны превысят отметку в 2 миллиарда устройств к 2015 году.

Всего в мире на сегодняшний день общее число скачиваний мобильных приложений с момента их прихода в нашу жизнь составляет более 100 млрд.

Казахстан представляет лишь 0, 31% мирового рынка мобильных приложений (около 300 млн. скачиваний). Думаю, по мере роста отечественного IT-рынка, наша страна повысит эту долю.

Об уникальных идеях в мире IT-технологий

Жанибек:

В целом, уникальных идей в сфере IT-технологий не хватает не только в Казахстане, но и во всем мире. Период, когда весь мир придумывал только новое, прошел. Сейчас наступил период, когда новые идеи формируются только несколькими серьезными игроками на мировом рынке IT-технологий.

Остальной мир, в том числе и Казахстан, перерабатывают некогда созданные IT-технологии в нечто актуальное, возводит в новые оболочки, локализирует, дополняет новыми функциями и т.д. И хорошо: Казахстану в настоящее время нужно преуспеть именно в этом, нежели гнаться за фундаментальными вещами, реализация которых может занять годы и обернуться для нашей страны потерей и без того небольшой ценности на мировом IT-рынке.

Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000