BUSINESS Саян Байгалиев Maxim Шатров 12 августа, 2014 12:09

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений
Детское увлечение, которое со временем переросло в серьезный бизнес с десятками клиентов и тысячами людей, ежедневно зависящих от работоспособности компании. Вячеслав Примин, основатель компании «СКП», рассказывает о том, как без особых затрат создать одного из лидеров рынка в IT-аутсорсинге.

О себе и преподавательской деятельности

Меня всегда тянуло к компьютерам. Кроме этого я мало чем в жизни занимался. Сейчас мне 29 лет и я занимаюсь тем, что обслуживаю компьютеры на предприятиях малого бизнеса. Я начал заниматься этим с 14 лет. У меня стандартный путь, как и у всех айтишников. Сначала я сломал собственный компьютер, который мне починил папа в сервисном центре за деньги. Потом снова сломал, но сделал уже сам, затем помогал соседям. Около года или двух работал в компьютерном клубе. Затем преподавал базовые курсы работы в Word и Excel, а также серверные технологии, но не так много, как хотелось бы. Я работал на субподряде в компаниях «Алси» и Hightech for human, они по сей день остаются одними из самых дорогих в городе, также я покатался в командировки по всему Казахстану. Моя преподавательская деятельность не была звездной, я занимался этим ради денег. Для меня, 19-летнего пацана, было круто, что меня могли командировать на самолете, например, в Атырау, я ел там все, что хотел, и это все оплачивалось. А в то же время, мои сверстники ели самсу и ездили по городу на газелях-маршрутках.

Про «Мегалайн»

Аутсорсингом занимаюсь уже более семи лет. Сначала я обслуживал одну организацию и параллельно занимался частными заявками, расклеивал на подъездах объявления о своих услугах. Еще занимался установкой Megaline. В свое время в Алматы был бум на установку интернета от «Казахтелеком», они не справлялись с объемом и развивали дилерскую сеть, привлекали подрядчиков. Наша организация на тот момент была на втором-третьем месте по количеству подключений услуги Megaline по Алматы. В Астане пытался создать филиал, но там что-то не пошло. Видимо, в силу моей лени или менталитета жителей нашей столицы. «Казахтелеком» платил как за привлечение клиентов, так и за подключение услуги. В конце месяца мне за выполненные услуги «Алматытелеком» выплачивал комиссию. Также я имел право получать комиссию за установку и продажу модемов. Тогда хорошо продавались WiFi-модемы, чистый заработок составлял порядка 10 000 тенге со одного модема. В день можно было продать до 10 модемов и ты получал 100 000 тенге, по тем временам это были очень хорошие деньги. Затем рынок освоился и спрос упал, потому что Megaline уже просто некуда было ставить.

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений

Про IT-аутсорсинг

Компании на 30 компьютеров невыгодно содержать своего IT-специалиста в штате. Я с такими компаниями стал договариваться: ежемесячно они будут мне платить фиксированную плату за техническую поддержку. Со временем стал обслуживать 12 компаний. Это был примерно 2007-2008 год. Когда ты сам хорошо обслуживаешь компьютеры и они хорошо работают, то директор особо ничего менять не хочет — ему все нравится. Как работали компьютеры, так и работают. Получается весьма стабильный бизнес. На тот момент со всех компаний у меня был доход порядка 500 тысяч тенге и это было очень круто.

О появлении первого штата

Для меня единственным минусом в работе было отсутствие машины, так как я сам не водитель, а мне нужно было быть мобильным. Я взял себе водителя, платил ему фиксированную заработную плату, оплачивал бензин, мойку, выходило примерно 110 000 тенге. Я терял в доходе, зато был мобильным. Затем решил взять себе мастера. Не сразу я нашел себе нужного человека, человек пять поменял. Затем попался хороший мастер, который настолько хорошо все делал, был на машине, знал больше меня по технической части, что я стал лежать на диване и ничего не делал. Мне стало нечего делать, потому что мастер выполнял всю работу.

Я начал бегать, активно худеть, пошел в бассейн, с друзьями встречался, один словом, бездельничал. Это продолжалось около года. Потом мне это все надоело. Я захотел набрать больше компаний на обслуживание. В среднем у нас привлечение абонентов – 2 компании в месяц. Все они приходят к нам по рекомендациям. Сейчас у нас уже 54 компании на обслуживании, это произошло за 2-3 года работы.

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений

О текущей работе

Сейчас у нас команда из 12 человек и мы являемся одним из крупнейших аутсорсинговых агентств в городе. В целом наш род деятельности идеален для малого бизнеса. Если говорить о крупных компаниях, где более 50 или 100 компьютеров, то им, конечно, выгоднее иметь штатного IT-специалиста. Также такие компании, как банки, редко что могут отдать на аутсорсинг, потому что там вопросы безопасности. У нас структура такая же, как в IT-департаментах больших компаний, есть я – IT-менеджер, мои помощники, helpdesk, который удаленно принимает заявки и удаленно их обрабатывает. То что нельзя решить удаленно, отдается оперативному отделу. Оперативный отдел у нас мобильный, с машинами на радиосвязи. Мы говорим им, что у нас где-то «пожар», они едут туда и решают проблему. Таких оперативных мастеров у нас четверо, пока этого хватает.

Команда у нас еще не идеальная, но она очень важна для меня. У нас все завязано на человеческом факторе. Все обслуживание на 99% завязано на этом. Обслуживают компьютеры все-таки люди. Если у меня их сейчас забрать, то я не знаю, что будет. Здесь работают такие люди, которые очень любят свою работу, они работают тут не за деньги.

Об аутстаффинге

У нас на обслуживании была крупная международная компания, которая сидела в Esentai Tower и занимала целый этаж. С этой компанией мы работали не на основе аутсорсинга, а на основе аутстаффинга. Это когда мы сдаем нашего специалиста в аренду. То есть там сидел наш человек, который решал мелкие IT-вопросы, если возникали крупные проблемы, то подключался центральный офис этой компании, либо наши инженеры. Такая схема работы тоже присутствует, но по ней мы работаем буквально с 2-3 компаниями. Нам эта схема тоже крайне выгодна, потому что нам не требуется выделять ресурсы на обслуживание, если там один раз все настроишь, посадишь туда специалиста, он решает мелкие вопросы, а компании идет пассивный доход за абонентское обслуживание. В этом плане у нас очень стабильный бизнес.

О позиционировании

Мы позиционируем себя как премиум-сегмент. В Алматы не так много хороших аутсорсинговых компаний. Мы позиционируем себя как бизнес-класс, то есть обслуживаем компании, которые хорошо зарабатывают и перед которыми не стоит вопрос: купить принтер за 42 000 или за 46 000 тенге?. То есть разница в 4000 тенге им не так принципиальна, как скорость обслуживания. У нас доходит до того, что клиенты звонят и говорят: "привезите нам срочно принтер". Мы его в течении часа или полутора привозим, подключаем, и в конце месяца они нам его оплачивают. Мы оказываем полный сервис, человек просто сделал звонок, и через час он уже сидит и печатает на новом принтере. А недавно меня попросили записать приветствие на мини-АТС, я позвонил своим знакомым на радио Energy FM, мне диктор записал MP3 файл, прислал его, мы загрузили его на мини-АТС, нам сказали: «Спасибо! Нам такой голос нравится!». Такие вещи мне приятно делать, это что-то новое для меня, потому что починить компьютер - это уже обычная работа. Стараемся выполнить любые требования клиента и не тарифицировать их дополнительно. Нам клиенты итак платят хорошо, и мы стараемся ответить им взаимностью.

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений

О названии

СКП – это скорая компьютерная помощь, это официальная версия. Но есть и много других классных наименований: «Самые классные парни», «Слава, красавчик, Примин» (смеется). Можно интерпретировать как угодно.

О вложениях, слияниях и промышленном шпионаже

Не было никаких вложений. Мне мама купила компьютер и все. Это было в 14 лет. Я никогда не брал больших кредитов. Дважды я проводил слияние со своими конкурентами. Сначала я купил ТОО «Аранеа». Как-то проводил анализ среди конкурентов, захотелось стать большим, тогда я еще был маленьким и нарвался на сайт ТОО «Аранеа» и мне он понравился больше всех. Занялся промышленным шпионажем, пришел к ним в качестве клиента и сказал, что хочу у них обслуживаться. Думал приду к ним, увижу целый стадион, а по факту это был небольшой кабинет. В итоге я сделал точно такой же сайт, как и у них. Очень хотел быть похожим на них. Они это заметили и сказали: ты хоть как-то выделись из толпы. Мне стало немного стыдно. Спустя 4 года после этого хозяин этой компании предложил мне купить его фирму. Тогда я взял кредит и приобрел у него эту компанию. По сути я приобрел его клиентскую базу. В целом сделка прошла успешно, некоторых клиентов я до сих пор обслуживаю. Затем было второе слияние с компанией «Красный квадрат», тогда я уже не брал кредит, а на собственные средства приобрел клиентскую базу. Благодаря этим двум слияниям я вырос, но сейчас мне нравится более естественное развитие.

Работаем мы давно, но я не могу сказать, что мы идеально работаем, мы хреново работаем. Проблем много, так как все завязано на человеческом факторе. Хочется, чтобы было дисциплина, как в армии. Но дисциплину не купишь, можно купить мини-АТС, а дисциплину нужно выстраивать. Для меня сейчас это интересно, если раньше это было второстепенно, то сейчас это первоочередная работа.

О принципах работы

У нас по договору положено 2 профилактических осмотра в месяц. Если у клиента ничего не ломается, значит уже хорошо, что все правильно настроено. Мы все равно приезжаем, спрашиваем, как дела, пьем чай, беседуем, обновляем антивирусы, в общем, следим за текущим состоянием. Бывают экстренные вызовы, когда нужно приехать и срочно что-то сделать. Таких вызовов может быть сколько угодно. Есть компании, которые редко вызывают, есть компании, которые вызывают часто, зависит от многих факторов. Допустим, от состояния компьютеров, от квалификации пользователей, от количества пользователей. Количество экстренных вызовов у нас по договору неограниченно, в этом и есть принцип абонентского обслуживания. Мы не высчитываем ничего по часам. Это наш основной принцип, не всех это устраивает, но мы ищем своих клиентов.

IT-аутсорсинг – бизнес без вложений

О безопасности

Для нас важна репутация. Некоторые компании требуют повышенной безопасности в силу специфики их работы, но не для нас. Они защищаются не от нас, а от того, чтобы пользователи лишний раз не скопировали какую-то информацию. Конфиденциальность данных с нашей стороны закрепляется дополнительным соглашением в договоре.

Об уборщицах

У нас веселая работа. Наш главный враг – это уборщицы! Бывает разное: приезжаешь по заявке, а заявка была от другой компании. Человеческий фактор сплошь и рядом. Бывает говорят: приезжайте, у меня компьютер не включается, приезжаем, а пользователь нажимает не на ту кнопку или компьютер в розетку не включен. Такие истории нас уже не смешат, они сплошь и рядом.

О планах

Как говорится: «Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах!». Когда был моложе, то расписывал свои планы на 5 лет. Сейчас аккуратнее стал, избирательнее, может быть, более последовательным. Хочется собрать лучшую в городе команду специалистов и удерживать лидирующие позиции на алматинском рынке.

P.S. В разделе "мнения" расскажите, кто отвечает за компьютеры на вашем рабочем месте?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000