BUSINESS Дмитрий Гордиенко Дамир Отеген 11 июля, 2014 12:01

Как в Казахстане появилось французское радио

Как в Казахстане появилось французское радио
Как формируется эфир современной радиостанции? Почему на радио Nostalgie 101,8 FM нет новостей? Есть ли место плагиату на радиорынке? Vox Business побеседовал с управляющим директором Nostalgie в Казахстане Максимом Комаровским, программным директором Ольгой Федотовой и техническим директором Андреем Кострикиным.

Радиостанция Nostalgie 101,8 FM запустилась в Казахстане в прошлом году и представлена на отечественном медиарынке в качестве известной западной франшизы.

Контент здесь изобилует громкими именами мировой музыкальной индустрии – от Rolling Stones до Эдит Пиаф и Элвиса Пресли. Радио транслирует проверенную временем музыку, ориентированную на прозападную аудиторию.

Между тем становление радиостанции происходит в условиях, когда рынок радио переживает не самые легкие времена. С одной стороны, активно наступают новые технологии, а с другой – приходится мириться с плагиатом.

С чего начинается радио

Ольга Федотова:

– Идея создания нашей радиостанции родилась в 2012 году. Тогда коллектив был представлен всего двумя людьми – это Максим и Андрей, я влилась в состав третьей. Мы еще не знали, какой именно будет радиостанция с точки зрения формата, хотя у нас было порядка пяти-шести предложений от разных людей.

Андрей Кострикин:

– Любое радио начинается с техники. Мы не исключение. Еще до начала формирования концептуальной основы нашего проекта нам нужно было пройти этап формирования технического комплекса. Сюда относится в первую очередь закуп студийного оборудования: приемника, передатчика, пульта, источников питания и т.д. Еще нужно было получить лицензию на эфирное радиовещание, выиграть частоты в государственном тендере, что тоже непростая задача, так как конкурировать за один диапазон частот приходится сразу с 5–10 компаниями.

Максим Комаровский:

– Хозяйственные вопросы занимают очень много времени и могут обойтись в немалую сумму. В действительности можно вложить 30 тысяч долларов и открыть радиостанцию, вещающую на город, а можно и несколько миллионов потратить, закупить новейшее оборудование, построить современный офис. Расходы идут на оборудование, контент, офис и пр. Срок окупаемости зависит от ваших вложений, от работы коммерческого отдела и популярности вашего радио, конечно же. Не могу назвать точный период, нужно рассматривать каждый проект в отдельности. Мы на окупаемость вышли примерно через год после начала вещания.

Ольга Федотова:

– По мере решения текущих вопросов появилась и концептуальная основа. Ее мы нашли за рубежом – во Франции, где с 1983 года успешно действует формат радиостанции Nostalgie, развиваемый медиахолдингом NRJ. Инициатива заключить договор франчайзинга исходила от нас. Французы достаточно охотно приняли наше предложение, поскольку стремительно растущий медиарынок Казахстана и Средней Азии оказался им интересен. Несмотря на то, что французский холдинг в 2000 году ушел из России, мы сумели договориться и приступили к работе. Так, Казахстан стал 14-й страной, где появился бренд радио Nostalgie.

Как в Казахстане появилось французское радио

Как отбирают музыку

Максим Комаровский:

– Наша радиостанция зазвучала в эфире 5 марта 2013 года. На сегодняшний день вещание осуществляется только в южной столице.

Первое время подход к формированию эфира был скорее экспериментальным. Мы искали себя. Дело в том, что по условиям нашего договора с французами мы заимствовали бренд и концептуальную основу – качественная европейская музыка, прошедшая проверку временем. Однако мы никогда не ретранслировали стопроцентно эфир радио Nostalgie из Франции. С самого начала у нас шел плотный мониторинг эфира французской радиостанции. И чем больше мы слушали, тем сильнее понимали: ретрансляция французского контента не будет тут популярна. Фактически мы создавали радиостанцию с нуля, концептуально придерживаясь требований наших партнеров.

Ольга Федотова:

– Требования эти касаются в первую очередь отбора песен. Основная идея проста: контент должен быть составлен из лучших образцов мировой индустрии музыки 1950–2000-х годов. Это проверенная временем классика: The Beatles, Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Эдит Пиаф, Элтон Джон, Мирей Матье, Демис Руссос. Те исполнители, которых смело можно назвать легендами мировой музыки.

Процесс формирования музыкального контента на радио сам по себе очень интересный, но трудоемкий и нервозный. Все началось с того, что я принесла свою музыкальную базу. Вместе с музыкальным редактором мы приводили ее в порядок, а именно: прослушивали каждую песню, присваивали ей год выпуска, проверяли подлинность исполнителя и т.д. Это очень кропотливая и долгая работа. После этого мы приступили к подготовке клок-листа – это схематическая составляющая плей-листа – конечного продукта, который появляется в эфире.

Адаптация контента

Ольга Федотова:

– Согласно опыту реализации франчайзинговой модели радио Nostalgie в разных странах, контент всегда необходимо адаптировать под локальные особенности и вкусы. Во Франции очень большая доля эфира уделяется популярным у них французским исполнителям-шансонье. Мы же этого позволить себе не можем просто потому, что наш слушатель не привык к такой музыке. Опуская всю лирику, хочу сказать, что сегодня у нас работа достаточно отлаженная. Мы избегаем принципа «Что хочу, то и кручу». Наш музыкальный редактор составляет плей-листы согласно определенному клок-листу. Клок-лист – это определяемая каждой радиостанцией система формирования музыкального часа, согласно которой песни в эфир выдаются в определенном количестве и по определенным правилам.

Сегодня мы предлагаем казахстанскому слушателю выдержанный продукт в рамках различных стилей и направлений: будь то поп-музыка, рок-музыка, джаз, брит-поп и т.д. Главная же наша особенность заключается в том, что мы интегрируем в эфир известные каждому хиты, а также песни, которые не звучат ни на одной другой казахстанской радиостанции. Возьмем, например, Элвиса Пресли. Если брать наших конкурентов, те станции, которые вещают примерно в таком же формате, что и мы, как правило, у них две-три заезженные композиции Элвиса. Это Love Me Tender, Can’t Help Falling In Love и Blue Shoes. У нас же Элвис представлен, если я не ошибаюсь, в 30 треках. Он пел великолепно в конце 50-х, не менее прекрасно в 60-е, 70-е.. Этих треков нет ни у кого. По крайней мере, не было до определенного момента.

Музыка против слов

Максим Комаровский:

– По мере развития проекта мы успели запустить и отказаться от новостей. Это отражает еще одну особенность нашей радиостанции. Большинство людей сегодня включают радио исключительно ради музыки, а не ради информационного контента. Поэтому в определенный момент мы решили, что у нас будут полезные, не забивающие голову проекты, но новостей не будет. Многие в своих отзывах сказали нам за это спасибо. Музыка – это 80% вещания. И 20% вещания – информация, наши мини-проекты.

Как в Казахстане появилось французское радио

Ольга Федотова:

– Например, «Все новое – хорошо забытое старое». Это проект о том, как старые хиты приобрели современное звучание. Другой пример – «История одной песни», где мы всего за минуту рассказываем о том, как на свет появились знаменитые хиты. Большей длительностью отличается проект Bon Appetit, где я дегустирую кухню различных ресторанов нашего города. Пожалуй, единственным исключением здесь является проект «Постельный режим», где мы вместе с Верой Гарсиа ведем в течение полутора часов откровенные разговоры с мужчинами (что характерно – о нас, женщинах). Но беседа не является непрерывной, мы разбавляем разговоры музыкой.

Почему максимально лаконичная система организации информационной части эфира является наиболее верной? Приведу пример наших коллег из Америки. Там уже давно перешли на формат даже не минутного, а секундного вещания. Мозг человека не может воспринимать беспрерывный поток информации больше 2,5-3 минут. Поэтому новости на всех радиостанциях имеют именно такой хронометраж. С песнями та же история, они ведь не по 7–10 минут длятся, а по три, максимум четыре. Поэтому ни в коем случае нельзя перегружать мозг человека потоком беспрерывной информации! Смысл засорять эфир бесконечными мудрыми речами? Человек все равно не уловит сути после отведенных двух с половиной минут!

О плагиате и конкуренции с новыми технологиями

Ольга Федотова:

– Возвращаюсь к вопросу уникальности. Когда мы только появились, другие станции насторожились, слушатели обрадовались. Все слышали, что музыка у нас хорошая, что формат необычный, треки звучат те, которых давно не слышали. По мере развития радиостанции началось самое интересное. Я активно мониторила и продолжаю мониторить другие радиостанции (это входит в мои обязанности), и чем больше я слушаю другие радиостанции, тем крепче во мне укореняется мысль, что наш формат оказался лакомым кусочком как минимум для двух радио в нашем городе. (Соблюдая всю этичность ситуации, называть эти станции не буду.) Объясню подробнее: те треки, которые мы вытаскивали, не побоюсь этого слова, из анналов, те треки, которые действительно были уникальны, ибо про них все дружно забыли и крутили надоевшие хиты, те треки, которые действительно добавили шарм и изящество радио Nostalgie, буквально через полгода после нашего появления активно стали крутиться в эфирах других станций. Понятное дело, что музыка одна на всех, и говорить о плагиате в этой сфере по меньшей мере глупо, но возникает вопрос: ПОЧЕМУ этих песен ни я, ни мои коллеги, ни наши многочисленные друзья до появления радио Nostalgie не слышали ни на одной станции? Выходит, что мы, опробовав почву «новыми» старыми песнями в эфире, дали зеленый свет остальным? И ведь дело не только в музыке... К сожалению, даже контент стал очень похожим. Мы запускаем мини-проект летом, через несколько месяцев такая же программа, но с другой подачей и названием появляется в эфире другой станции. О чем это говорит? К сожалению, скорее всего, о том, что радио как сфера деятельности, как профессия умирает. Люди, которые работают на радио, уже не хотят придумывать что-то новое, удивлять, самовыражаться… Проще сделать идентичный продукт, приправить его другим соусом и выдать в своем формате. Я никого не обвиняю. Понятное дело, что за нас уже давным-давно все придумали и тысячу раз выдали в эфир, но, согласитесь, не совсем красиво, когда слушаешь одну волну в своем городе, переключаешь на другую – и тебя посещает чувство дежавю. Та же музыка, те же проекты. Но во всей этой ситуации мое самолюбие программного директора тешится тем, что нам всего полтора года с хвостиком, а нас уже копируют!

Как в Казахстане появилось французское радио

Андрей Кострикин:

– Вместе с тем рынок радио как таковой сегодня не является конкурентным. Сейчас все идет к тому, что с технической стороны будущее у радио грустное. У нас побеждает интернет-вещание, а доступность музыки становится бичом современности. На этом фоне конкуренция происходит уже не среди радиостанций. На самом деле сегодня это конкуренция радиостанций с новыми технологиями.

Дело в том, что даже на государственном уровне в настоящий момент радио стоит не в выгодных позициях, потому что переход на цифровое вещание назван приоритетным направлением развития телевизионной и радиоиндустрии. Фактически нас обязывают переходить на цифровое вещание. Вместе с тем имеющийся в наличии парк радиоприемников в стране как раз аналоговый! То есть возникает необходимость полной замены оборудования, а это значит, менять надо далеко не только сами радиоприемники. К примеру, в случае перехода на цифровое вещание вы уже не сможете просто взять и поймать волну в вашем автомобиле, как можете это сделать сегодня, просто потому, что аналоговых волн больше не будет существовать. Наши авто, впрочем, как и мобильные телефоны, рассчитаны именно на аналоговые волны.

О рекламодателях

Максим Комаровский:

– Объем рынка радио на всем медиарынке Казахстане можно оценить в сумму около $20–23 млн. Реклама – основной источник доходов любого радио как вида медиа. Рекламодатели нашего радио очень разные, но в большинстве своем это дорогие бренды. Формат радио Nostalgie нацелен на взрослую аудиторию с достатком выше среднего, соответственно, более вероятно услышать в нашем эфире рекламный ролик дорогой марки автомобиля, нежели рекламу ресторана быстрого питания. Среди наших клиентов такие известные бренды, как Samsung, «Казахтелеком», Казкоммерцбанк, отель Ritz-Carlton, Land Rover. Способы продвижения самые разные – от прямой рекламы до разнообразных программ и розыгрышей, спонсорских проектов.

В целом радио можно назвать сегментированным маркетингом, при наименьших вложениях рекламодатель получает максимально полезную для себя аудиторию в отличие от других видов медиа. Каждый рекламодатель нацелен на конкретного потенциального потребителя определенного пола, возраста, социального статуса, с определенным доходом и т.д. Радио же в этом случае выступает в качестве идеального устройства для донесения информации этому самому конкретному потребителю. Так что из положительных особенностей размещения рекламы на радио я бы выделил бюджетность, оперативность и четкий охват целевой аудитории.

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, слушаете ли вы радио?

Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000