BUSINESS Саян Байгалиев Жанара Каримова 6 мая, 2014 12:17

Как заработать на отсутствии Starbucks в Казахстане

Как заработать на отсутствии Starbucks в Казахстане

Последние годы все только и ждут прихода на казахстанский рынок модного Starbucks, но мало кто знает, что их кофе еще с прошлого года продается в одном из казахстанских интернет-магазинов. О том, как построить бизнес на продаже кофе и чая через интернет, нам рассказал Андрей Хорошев – основатель интернет-магазина coffeeone.kz.

О том, как я начал продавать кофе

В 2010 году, когда я был в Америке по программе Work&Travel, в Нью-Йорке с друзьями впервые зашел в кофейню Starbucks. Прежде я об этом бренде ничего не знал, но на слуху вертелось название. Там была абсолютно другая аура, если сравнить с нашими кофейнями, и она привлекла меня больше всего. Другой подход к сервису, другой ассортимент, все другое.

Вернувшись в Казахстан, я заказал кофе Starbucks через интернет-магазин, дал попробовать своим друзьям и знакомым. Им понравилось. Дальше я начал реализовывать кофе. Говорят, что бизнес делают инициативные люди, поэтому я взял инициативу в свои руки. Я завез небольшую партию, создал официальную группу Starbucks Kazakhstan, позже ее пришлось переименовать по просьбе юристов. Сейчас группа называется CoffeeOne, а интернет-магазин – coffeeone.kz. Начал со Starbucks, потом понял, что на нем далеко не уеду. Была узкая аудитория потребителей, нужно было расширять ассортимент. Я начал интегрировать все мировые бренды кофе и чая только премиум-класса: Cellini, Segafredo, illy, Lavazza, Milford, Tazo, Dammann Freres и мн. др. Мы очень тщательно отбираем партнеров, предоставляя клиентам только лучшие сорта кофе и чая. Мы рассчитываем на гурманов.

Я первым завез Starbucks в Казахстан

Первые пачки кофе я заказал для личного пользования. Надо было самому убедиться в качестве продукта. Хотя я не любитель кофе, скорее инициатор идеи ретейла. Я купил четыре пачки. Угостил друзей, соседей, и кто знал, говорили: «О, Starbucks! Круто!». Грубо говоря, я был первым, кто завез Starbucks в Казахстан. Начались вопросы, когда я еще привезу, смогу ли я завезти больше. Появился спрос.

Я и группу назвал именно Starbucks Kazakhstan, потому что в названии присутствуют ключевые слова, поисковые системы их быстрее находят. Дал объявления, увидел, что спрос растет. Договорившись со Starbucks о размере скидки, напрямую, через официальный интернет-магазин Starbucks, заказал партию и начал продавать тем, кто сделал предварительный заказ. Это были в основном мои знакомые и друзья знакомых.

Как заработать на отсутствии Starbucks в Казахстане

О разнице в кофе

Как сказал Говард Шульц, основатель Starbucks, все дело не в кофе, а в культуре, процессе его приготовления и преподнесения, то есть в сервисе. В принципе, любой качественный кофе ничем не отличается, у нас 4 партнера: Cellini, Illy, Lavazza, Segafredo – все это итальянские бренды. Обжаривают кофе в основном в той же Италии, выращивают в одних и тех же регионах Латинской Америки, Эфиопии, Кении, Гватемалы и т.д. Только опытный гурман может отличить эти бренды друг от друга, и то не всегда. Все зависит от культуры преподнесения кофе. Основным спросом пользуется Starbucks, но не потому, что это кофе высшего класса, а потому, что бренд дает о себе знать.

О сайте

Мой друг-программист запускал сайт, и у него был шаблон. Я попросил у него этот шаблон, а дизайн и внедрение различных модулей делал сам. Небольшой опыт в создании сайтов у меня был. Изначально я сам все делал, затем подключился друг, который помог с маркетингом, SMM, пиаром. Моя основная работа сейчас – это договариваться с новыми партнерами, увеличивая объем продаж. Когда этот бизнес будет отлажен, я думаю, он станет менее интересным для меня, и большую часть полномочий я делегирую. Уже сейчас думаю над другим проектом.

О деньгах

Изначально я вложил в проект 300–400 тысяч тенге. Мы дали платную рекламу на Facebook, закинули интернет-объявления. Сейчас запускаем акции на нескольких площадках купонных сервисов: Chocolife, Besmart, «Купикупон» и др. Я завез хорошую партию кофе, которую мы сейчас и реализуем.

О чае

Я работаю напрямую с поставщиками кофе и чая. Если в Казахстане есть официальные дистрибьюторы, то я работаю с ними, если же нет, то импортирую. Наше направление – ретейл. К примеру, если Tazo – американский чай, который в Казахстане не продается, то я импортирую его из США, а если это Dammann Freres и здесь есть их официальные дистрибьюторы, то я договариваюсь с ними и реализую чай через интернет-магазин. Конкурентов не так много, и не все они предлагают тот ассортимент, который есть у нас, кроме того, в нашем интернет-магазине самые низкие цены.

Как заработать на отсутствии Starbucks в Казахстане

О ценообразовании и доходах

Наша маржа составляет от 10 до 25 процентов. Если вы работаете в ретейле с товарами небольшой стоимости, то запаситесь терпением, потому что первые месяцы я сидел на чистой прибыли около 15–20 тысяч тенге в месяц. Это были самые сложные, переломные моменты. До этого я зарабатывал в 10 раз больше. И сразу с зарплаты в 200 тысяч в месяц я упал до 20 тысяч. Главное – пережить это время. В ретейле начнешь много зарабатывать только тогда, когда будет большой объем. В моем случае это около 50–60 заказов в день.

О конкуренции со стороны офлайн-магазинов

Мы осуществляем доставку по всем регионам Республики Казахстан, можем отправлять в СНГ, в дальнее зарубежье. Конечно, можно сходить в Interfood, к примеру, там есть Lavazza, Cellini, ты можешь купить и там. Но вряд ли ты пойдешь туда только из-за кофе или чая. А мы осуществляем мгновенную доставку, и цены с супермаркетами одинаковые! Конкуренция с офлайн-магазинами есть, но с ростом рынка e-commerce она будет снижаться. Мы рассчитываем на то, что рынок онлайн-заказов будет расти, через три года прибыль вырастет в 10 раз, и я пойму, что все это делалось не зря.

Starbucks – это модно

Это же мы всем напеваем: «Пей Starbucks, будь в тренде». На самом деле разницы в хорошем кофе, в принципе, никакой нет. Профессиональный бариста может приготовить тебе эспрессо, допустим, из Lavazza и Illy, и ты не сможешь отличить их друг от друга, хотя это разные бренды и разные цены. Все зависит именно от приготовления кофе, я считаю. Я, например, больше люблю чай. Мы поставляем очень хорошие чаи. И это не коммерческая реклама, чаи действительно очень полезные. Многие из них обладают сертификатом кошерности. Все чаи содержат только натуральные ингредиенты. Если это жасмин, то там не просто кусочки жасмина отшелушенные, а его бутончики. Но пока кофе составляет 80–85% от продаж, а чай 15–20%. Но продажи чая растут быстрее, люди начинают им интересоваться. Особой популярностью пользуются фруктовые чаи: с кусочками малины, черники, апельсина и др.

Когда придет Starbucks

Starbucks – это не франшиза, они собственники и сами рассматривают выход на казахстанский рынок. Когда захотят, тогда и придут в ту или иную страну. Коммерческий менеджер по регионам Starbucks ответил мне в письме, что выход на казахстанский рынок будет рассмотрен либо в 2015 году, либо в 2020-м. Пока все это неясно, многие пытались открыть Starbucks в Казахстане. Не все так легко. Вплоть до того, в каком здании они захотят открыть точку, нужны критерии, и каким бы ты ни был крутым, сколько бы у тебя ни было посетителей, решать будут они сами.

О росте интернет-продаж

Интернет-магазин интересен людям тем, что не нужно приходить в супермаркет за товарами, так как вся продукция супермаркетов уже представлена в интернет-магазине. Не придется стоять в очереди, тратить время на сравнение, платить за парковку и т.д. Не все, конечно, это понимают, но задумайтесь, сколько вы тратите времени и лишних денег на походы в супермаркет? Допустим, Chocomart тоже ретейлеры. Раньше ты приходил в магазин и покупал там, через три года ты будешь покупать через Chocomart, через глобальные интернет-магазины. Но пока, если честно, интернет-рынок слабоват в Казахстане.

Многие с недоверием относятся к онлайн-платежам. У многих собственников интернет-магазинов нет концепции того, как должен функционировать интернет-магазин. Клиенты делают заказ онлайн, но им приходится самим забирать товар, так как этот интернет-магазин не осуществляют доставку. В общем, проблем на рынке e-commerce хватает – от базовых знаний до технических особенностей.

Как заработать на отсутствии Starbucks в Казахстане

Об обороте

В последний месяц оборот составил около 1 000 000 тенге. Онлайн-продажи могут составлять у нас около полумиллиона тенге в месяц, но так как накрутка невысокая, то и прибыль невысока. Также мы поставляем кофе и чай корпоративным клиентам. Таких клиентов у нас порядка 15. Их заказы мы учитываем в офлайн-режиме. Так что общий доход составляет около миллиона тенге ежемесячно. Я думаю, в 2016 году выйти на чистую прибыль около миллиона тенге в месяц, то есть продажи должны составлять около трех-четырех миллионов тенге.

На данный момент максимально в день у нас совершается 12 покупок, в среднем варьируется от 5 до 7 покупок в день. Мы также продаем кофеварки, сиропы, аксессуары. Если брать непосредственно кофе или чай, то это пять-шесть заказов ежедневно. Средний чек составляет пять-шесть тысяч тенге.

Об онлайн-платежах

Мы сейчас подготовили все документы для внедрения модуля онлайн-оплаты, это, скорее всего, будет Visa, MasterCard и, возможно, American Express.

Я человек не то чтобы скупой, скорее скрупулезный: сначала все разузнаю, а потом стараюсь все сделать своими руками. Допустим, модули меню, доставки, социальных сетей я на сайт внедрял сам, поисковую оптимизацию тоже делал сам. Постараемся сами сделать модуль онлайн-оплаты или знакомые помогут. В общем, скоро онлайн-оплата будет функционировать в нашем интернет-магазине.

О будущем

Есть ключевые партнеры, которые уже представлены на рынке Казахстана, наверное, процентов 60 населения о них знают, они также будут интегрированы в наш интернет-магазин. Будет представлена посуда, я имею в виду кофеварки, кофемолки, френч-прессы, термосы, ну и кофе с чаем. Будем внедрять какие-то новые фишки. Допустим, ты хочешь попробовать исключительно кофе в зернах, но у тебя нет кофемолки. Для таких клиентов у нас есть услуга помола кофе. Такой услугой уже пользуются.

Сейчас у нас представлено около 200 наименований продукции. В данный момент мы работаем над привлечением новых партнеров. Один партнер – это еще две дополнительные продажи в день, два партнера – четыре продажи, то есть все должно расти.

Об офлайн-магазине

Мы думаем над этим, также мы планируем открыть кофейню, скорее всего, в торговом центре, там же, где и будет расположен офлайн-магазин. Офлайн-магазин будет ориентирован в основном на тех клиентов, которые хотят увидеть своими глазами качество продукции. Но основной приоритет – это онлайн-ретейл. Все-таки надо его развивать в Казахстане, как ни крути!

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, а ждете ли вы прихода Starbucks в Казахстан?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000