BUSINESS Оксана Скибан Искандер Салиходжаев 18 апреля, 2014 12:56

От сайта до платяного шкафа

От сайта до платяного шкафа

Три месяца назад Алия Ахметова и Роза Усербаева организовали в Астане интересный и молодой во всех отношениях бизнес-проект – девушки шьют юбки и плащи, которые продают в собственном интернет-магазине под названием Hey, Baby!

«Дьявол носит Prada», наверное, многие знакомы с этим кино?! Но пусть «Prada» носит дьявол где-нибудь у себя в Нью-Йорке, а у казахстанских модниц сегодня есть возможность покупать модели сделанные руками своих соотечественниц.

Для старта Алие и Розе потребовалось 600 тысяч тенге, помощь подруг, поддержка семьи и много времени и фантазии. Но это того стоило, ведь проект уникален тем, что они создали единственный в Казахстане сайт готовой одежды отечественного пошива. О своих достижениях, планах, тенденциях текстильной индустрии и подводных камнях бизнеследи рассказали Vox Populi.

О классическом стартапе

Алия Ахметова:

В первую очередь мы две мамы. Я по образованию экономист, втайне мечтающий стать дизайнером (смеется). Мое знакомство с Розой оказалось судьбоносным. До того, как стать дизайнером одежды, она занималась интерьерами. Когда я делала ремонт, она помогала мне сделать его красиво. С тех пор мы подружились, и постепенно дружба переросла в более серьезные рамки – профессиональные, мы стали компаньонами. Мысль сделать что-то совместно посещала нас всегда. Долго экспериментировали. Брались за организацию общепита, хотели делать эксклюзивную мебель из дерева. Прошлым летом посвятили этому несколько месяцев, но в какой-то момент поняли, что это емко по финансам.

И вдруг пришла идея создавать доступную, интересную, стильную, деловую, а главное повседневную одежду, именно казахстанского дизайна и производства. Первые модели появились в январе-феврале 2014 года. Потом сделали сайт на конструкторе, потратили на это всего 130 долларов. Контент сделали самостоятельно. Своими усилиями организовали фотосессию, к которой подключили своих подруг. Сайт, конечно, пока что далек от совершенства, но все что в нем есть, чем он наполнен, создано собственноручно. За три месяца каждая из нас вложила в дело по 300 тысяч тенге. И уже можно сказать, что окупили первоначально вложенные средства. Получился, классический стартап, когда с минимальными затратами хочется добиться чего-то большего.

От сайта до платяного шкафа

О кройке и шитье

Роза Усербаева:

Это интересно, потому что иногда есть желание потратить деньги, но нет того, во что их можно вложить. Моя мама мечтала быть дизайнером одежды, но не стала им, потому что не умела рисовать. А меня свыше наградили даром красиво рисовать. Я родилась и выросла в Москве. И, когда почти поступила в университет и даже ходила уже на подготовительные курсы, наша семья переехала в Астану. Но в казахстанских университетах меня не устроил уровень дизайнерского образования, поэтому я решила получить профессию архитектора. Архитектура – это широкопрофильная профессия, а дизайнер – узкая специализация. Как любила шутить заведующая кафедрой нашего факультета: «Плохой архитектор, хороший дизайнер!».

Для меня создание одежды также в новинку. Научиться кроить и шить совсем не сложно. Этим я сейчас и занимаюсь. Все пособия есть в интернете. Для моделей берутся основные лекала, кое-что заказываем, кое-что делаю сама.

Есть два способа конструирования модели. Мне больше нравится моделирование на манекене, так как на нем получаются более сложные и интересные вещи. Я разрабатываю дизайн, беру ткань, комбинирую, скрепляю булавочками, продумываю образ, крою. Так как мы в этой сфере новички, то нам нужен человек, отлично разбирающийся в шитье. Вместе со швеей потом продумываем, как это все сшить, как поведет себя та или иная ткань в моделях.

О подводных камнях и тенденциях

Алия Ахметова:

Кстати, когда подбирали ткани, то столкнулись с проблемой дефицита в Астане хороших материй. Сейчас заказываем из Турции. Хотя хочется быть не только казахстанским производителем, но и шить из казахстанского материала. Казахстанские ткани наряду с российскими подходят только для бытовых вещей и постельного белья. Дизайнеры в Казахстане в основном работают с импортной материей.

Продвигать отечественную марку очень сложно, потому что рынок захвачен иностранцами. Менталитет людей с трудом поддается изменениям. Допустим, есть фирма, которая производит нейлоновые колготки в Южно-Казахстанской области. Вначале ребята использовали бренд «made in Kazakhstan» – и товар у них не шел. Но как только они поменяли надпись на «design in Italian» как все стало налаживаться.

Проблема в Казахстане в том, что-либо нам завозят китайский ширпотреб, либо это какой-то европейский или же американский масс-маркет, который присылается для рынка СНГ. Но! Их масс-маркет зачастую не подходит нашим девушкам, потому что цветовая палитра рассчитана в основном на европеек со светлыми волосами. Например, местным девушкам не идут такие цвета как морковный или коралловый. Поэтому мы в своих моделях стараемся рассчитывать цвета с учетом особенностей типажа казахстанок.

От сайта до платяного шкафа

О материальном

Роза Усербаева:

Мы прорисовываем и создаем полностью всю коллекцию. Hey, Baby – это не ателье, у нас принцип готового изделия. Человек заходит на сайт, в наш интернет-магазин и видит готовую одежду. Либо он ее выбирает и покупает, либо нет. В нашем ассортименте есть юбки, пиджаки, топы, платья, брюки, пальто, меховые жилеты. Размеры от 42 и больше. Не скажу, что наши вещи не из дешевых, но они доступные. В среднем одна юбка стоит 8-12 тысяч тенге, пальто 20-30 тысяч тенге.

Сейчас мы делаем аксессуары. Наш приглашенный дизайнер Таня Логинова создает свои украшения вручную, применяя уникальную технику! Все композиции эксклюзивные, в единственном экземпляре. Техника исполнения заключается во вкраплениях экибаны, то есть засушенных цветов, в украшения! Сейчас мы работаем над тем, чтобы аксессуары позолотить, потому что наши девушки и женщины любят все яркое. В плане еще пара хороших идей.

Алия Ахметова:

Если покупателям понравилось что-то, то они могут связаться с нами по почте, по телефону и заказать доставку. Допускается вывоз до пяти вещей за один раз. Курьер привезет куда нужно, клиент может примерить и если ему понравится одежда, то сразу может и расплатиться. Если ничего не покупает, то оплачивает услуги курьера, это 500 тенге. Если доставка по регионам, то включительно с оплатой за доставку.

В Астане есть магазин, где выставляем модели, который мы нашли сами. Просто зашли в бутик одежды, подходящий нам по стилю и по духу и договорились с его владельцем. Между прочим, наряду с турецкими изделиями наша одежда смотрится не хуже. В бутике одежда продается с комиссией, то есть дороже, чем на сайте. Сколько моделей у нас сейчас есть, мы пока не считали, но много.

Роза Усербаева:

Кстати, о названии. Оно родилось спонтанно. Моя подруга подписала в Instagramе фотографию «Хэй бэби», где изображена я в мечтательном состоянии в редкие минуты творческого одиночества. Название – это некое игривое настроение. Эти слова у меня ассоциируются с моментом счастья.

О планах и потенциальном покупателе

Роза Усербаева:

Пока ни о чем кроме женской одежды не думали. В планах появление мужской линии, так как есть предложения и заказы. Скорей всего, создадим что-нибудь интересное к осени. Детская тематика тоже в планах, но здесь есть определенные требования, стандарты, одежда должна быть качественной, мягкой, замки должны быть удобными. Это целая наука. Хитом летней коллекции этого года будут двухцветные – например, спереди белое, а сзади черное – длинные платья, которые хорошо смотрятся на высоких девушках. Мне очень нравится работать с цветами. Но всех секретов летней коллекции мы не будем открывать.

Алия Ахметова:

Наш потенциальный покупатель – это девушка от 20 и до 40 лет, с разными размерами, объемами и высотой. Эта девушка работает и знает цену деньгам, которые зарабатывает сама. Да, кому-то легче пойти и купить масс-маркет за не очень большие деньги. Но! Такая вещь будет у всех. Наша покупательница отличается тем, что она думает о том, чтобы быть другой, интересной, особенной. Мы создаем одежду, которая приемлема как днем: на работе, в офисе, с коллегами, людьми, которые видят тебя с официальной стороны; так и вечером, когда можно пойти в кино, в бар, расслабиться с друзьями. Просто достаточно одеть другую обувь и заменить аксессуары.

Роза Усербаева:

Многие модели рождаются под настроение.

Алия Ахметова:

И в основном оно хорошее!

От сайта до платяного шкафа

О характерах

Роза Усербаева:

Мы с Алией абсолютно разные люди: во вкусах, во мнениях, в образе жизни, в отношении к детям. Я по гороскопу рыба, а Алия – близнецы. Это как плюс и минус одной батарейки. И это можно почувствовать в наших моделях, в подборе цвета, где есть некая эклектика, смешение стилей, к примеру, спортивного с классическим. Это особенно будет заметно в летней коллекции. Моя мечта – придумывать одежду, организовывать творческий процесс. Долгое время я не знала, как взяться за свое дело, как это все организовать, а у Алии это хорошо получается.

Алия Ахметова:

Я где-то что-то понимаю, что да, мне это нравится, но это все на уровне дилетантства. Смотрю на вещи исключительно с точки зрения потребителя. Я не особо понимаю в сочетаниях фактур, как это завтра ляжет в само изделие. Творческая начинка – это не мое. Мое – это выявить стоимость, рассчитать норму прибыли, договариваться с клиентами, работать с сайтом.

Роза Усербаева:

Но благодаря такому противоположному союзу, наверное, мы добьемся результата. Потихоньку. Наше дело нас затягивает все больше и больше. Если раньше мы встречались раз в неделю, то сейчас каждый день обсуждаем, спорим и решаем.

Алия Ахметова:

Причем она везде и все успевает. У Розы, не смотря на ее молодость, уже четверо детей, трое сыновей и дочка.

Роза Усербаева:

А у Алии растет замечательная девочка.

О мировой паутине

Алия Ахметова:

В своей работе мы делаем ставку на интернет-продажи, потому что это неизбежно. Сегодня весь мир переходит на мировую паутину. По статистическим данным, казахстанцы потратили за год порядка 1,5 миллиарда долларов на онлайн платежи, но только 10% от этой суммы остались в Казахстане. Представьте, какой денежный объем уходит за рубеж?! В основном, казахстанцы делают заказы в Америке и в России. В США брендовые вещи, продающиеся по интернету, стоят дешевле, потому что там отсутствует налог на товар, который реализуют онлайн. Россия по интернет-продажам ушла вперед Казахстана на три-четыре года.

В Казахстане есть один интернет-магазин, продающий в день порядка тысячи единиц различных вещевых товаров. Это классный показатель для страны! Ребята из этой фирмы очень четко отстроили логистику. У нас при небольших человеческих ресурсах, очень большие территории, поэтому с логистической сетью проблемы.

Сегодня «Казпочта» обещает организовать в крупных торговых центрах так называемые пост маркеты. Это ящечки, куда кладут посылку, а человек приходит и забирает ее. Оплата онлайн. Все эти механизмы для нас огромный плюс, способствующий развитию дела, развитию интернет-торговли.

Когда есть сайт, это добавляет уверенности в себе и в том деле, которым занимаешься. Люди чувствуют серьезность, и что ты – игрок не на один сезон.

От сайта до платяного шкафа

О гармонии и пользе

Алия Ахметова:

Когда покупаешь казахстанского производителя – оставляешь деньги дома. Завтра эти деньги пойдут на социалку, налоги, возможно, на них построят детский комплекс. И каждый человек, по нашему мнению, должен задуматься над этим. Как сказал Джон Кеннеди, не спрашивайте, что страна сделала для вас, спросите, что вы сделали для страны. Возможно, тогда жизнь станет лучше. А так получается, что мы кормим других.

Роза Усербаева

Сейчас популярен Hand made и этника. В последнее время в тренде платки с национальной тематикой. Мы ездили к друзьям в Москву и возили им в подарок такие изделия. И они довольны, и нам приятно, что мы везем что-то свое, а не только коньяк, шоколадные конфеты и казы. И человеку приятно, у которого мы купили, потому что он дальше будет продолжать творить. А пару для этники или хэнд мэйда составим мы, потому что под это необходим фон – наша одежда!

О вещах в шкафу

Алия Ахметова:

В основном в моде существуют два подхода. Первый, так называемый подход рынка масс-маркета, который наблюдает за линейками дизайнерских домов моды и использует эти элементы в своих текущих коллекциях. Это помогает им привлекать молодую аудиторию, не имеющую много денег, но желающую красиво и стильно одеваться.

Есть второй вариант, когда дизайнер сам находится в творческих поисках, рождает шедевр, показывает его на неделе моды. Этот шедевр остается в истории! Однако, кто его купит? Главный редактор глянцевого издания? Возможно, икона стиля. Все остальное не имеет под собой реальности.

Роза Усербаева:

Мы, реальные люди, у нас есть дети, мы гуляем с ними в парке, вечером готовим ужин, поэтому многие вещи рождаются в симбиозе. Конечно, существуют некие тренд сеты, которые неизбежны в моде – от этого никуда не деться, потому что это придумали в Милане или в Париже.

Нам легче еще и в том плане, что мы самостоятельные, сами зарабатываем, даже сейчас у нас есть основная работа и помимо нее занимаемся нашим бизнес-проектом. Это не увлечение домохозяек. Нам с неба ничего не падало, не доставалось. Нам стыдно брать большие деньги за что-то, что может стоить дешевле. Наша задача стать коммерчески успешными, создавать свою коллекцию прет-а-порте, а не претендовать на звание дома мод. Это реальная цель, трудоемкая, но ее можно просчитать. Это интереснее, чем пройтись по подиуму.

У нас нет амбиций, желания громко заявить о себе, засветиться. Наша цель в том, что мы хотим, чтобы созданная нами вещь просто была в шкафу каждой казахстанской девушки.

Поделись
Оксана Скибан
Оксана Скибан
корреспондент
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000