BUSINESS Инесса Шлапак Жанара Каримова 22 апреля, 2014 13:51

Город для детей

Город для детей
Приехать экспатом в Алматы и внезапно открыть детский город Profiland при поддержке зарубежных инвесторов, тогда как местные бизнесмены считали проект изначально убыточным... На такое оказался способен Хасан Екубов, приехавший в Алматы на время и задержавшийся надолго.

О том, как все начиналось

В Казахстан я приехал из Санкт-Петербурга, где родился и вырос, хотя мои близкие родом из Средней Азии. Прибыл в Алматы развивать филиал российского бизнеса, которым я занимался в Петербурге. Со мной приехала семья, и за первый год мы объездили весь Алматы и Алматинскую область. Моим детям 8 и 4 года, и если для себя я нашел увлечения в виде параплана и лыж, то для их возраста инфраструктура развлечений и увлечений не так развита, особенно если сравнивать с Санкт-Петербургом, где мест, куда можно повести детей, чуть-чуть больше. Спустя где-то год пребывания здесь моя супруга подала идею создать детский интерактивный городок в Казахстане, примеры которого уже успешно реализованы в Питере, а в Алматы и других городах ничего подобного нет.

О поиске места и единомышленников

Идея создания детского центра возникла примерно в октябре 2012 года, и с тех пор началась работа над проектом. Мы предлагали реализовать этот проект многим ТРЦ, но никто не согласился, объясняя тем, что проект нерентабельный. Надо отметить, что и место под такой центр найти непросто, – нам нужно было не менее 3500 кв. м. Подобное помещение нашли только в ТЦ Domillion. Кто-то скажет, что далеко от центра, но если ехать по Саина, то из центра можно добраться за 20–30 минут. Да и когда создается нечто новое, чего в городе нет, то я бы своих детей повез.

Об инвестициях и инвесторах

В итоге в проект вложились частные инвесторы из России, бизнес которых я здесь и представляю. К местным тоже обращались, но у людей не было понимания, нужно это или нет. А те инвесторы, которые были привлечены к проекту, довольно сильно заинтересованы в нем, они поняли, что для них этот проект может быть хорош не только с точки зрения финансов, но и с социальной стороны – развитие жизни и досуга города. Объем инвестиций составил порядка миллиона долларов уже по новому курсу. И вложения все еще продолжаются, в том числе и на раскрутку проекта, так как официальный запуск у нас состоится только в мае этого года.

Город для детей

О концепции проекта

Суть проекта основана на воображении детей. Того реквизита, который уже есть, достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя взрослым. Все начинается с границ центра: малыш получает паспорт и становится полноправным гражданином города. Также получает сертификат на подъемные деньги, которые сразу обменивает в банке. Наша валюта называется «навыки». После чего начинается его жизнь в городе, где он может выбрать ту профессию, которая приглянется. Сначала он ей обучается, на что тратит деньги («навыки»), после чего он получает задания и уже зарабатывает, а также продвигается по карьерной лестнице, если захочет. Во время обучения идет взаимодействие не только с реквизитом и мастерами (координаторами по той или иной профессии. – Прим. ред.), но и с остальными детьми и взрослыми. Задача проекта не только в увлечении профессией, но и в вовлечении в социальную жизнь.

Сам центр построен в европейском стиле. Мы хотим немного расширить кругозор, чтобы дети понимали, что мир многогранен, что в нем есть масса возможностей. Мы не говорим, что только Европа – это хорошо, но есть определенные вещи, которые стоит оттуда взять, например обыгрывание интерьеров. Для работы над дизайном проекта мы привлекли алматинских профессионалов еще в начале 2013 года, а в середине начали строительные работы.

А для работы с мастерами и подготовки сценариев обучения каждой из профессий мы пригласили известную актрису и режиссера, соосновательницу театра «АРТиШОК» Веронику Насальскую. Благодаря ей все программы отрабатываются не только с актерской точки зрения, но и по части коммуникации с ребенком – «зацепить» его, вытащить нужные эмоции, вовлечь и увлечь процессом.

Мы многое постарались скопировать с реальных мест. Мы хотим, чтобы дети поиграли во взрослых, благодаря чему лучше поняли, кем они хотят стать во взрослой жизни. Потому что детские мечты, вроде «хочу быть пожарным или полицейским», потом разбиваются о реальность. А тут все можно ощутить на себе, понять, в чем смысл работы, какие есть сложности, подводные камни. Но при этом мы не говорим, что обучаем профессии и являемся каким-то профориентированным учреждением. Мы увлекаем профессией, даем базовые знания о ней и возможность с малого возраста ее испробовать. Причем на полную мощность – со всем реквизитом и антуражем, а не как было у нас в детстве, – «на коленке», из того, что есть.

Город для детей

О ценах и окупаемости

Прогнозы по окупаемости – более двух-трех лет. Цена за вход рассчитана для разных категорий граждан, чтобы все могли позволить себе прийти в данный центр. Цены такие: 2500 тг. в будние дни и 4000 тг. в выходные. Заложены в нашем бизнес-плане они были еще до девальвации, и на данном этапе мы решили не менять их, чтобы сделать вход в центр максимально доступным. И главное, это плата не за час, а за день. Дети, которые к нам приходят, проводят здесь минимум несколько часов. Были и такие, кто проводил здесь почти весь день, приходили в 11 утра и уходили от нас в 8 вечера, вернее, их, уставших утаскивали родители.

О семье в этом проекте

Моим детям нравится проект, они здесь присутствуют с самого начала и чувствуют себя как дома. Моя супруга Светлана курировала все вопросы по строительству и дизайну, этот центр многим обязан ей. А дети наши здесь уже прекрасно освоились – все знают, рассказывают остальным, что и где. Старшему интересна почта – доставлять посылки, полиция – проводить расследования, а младшему еще четыре года, он только входит во вкус таких игр. Это начало того периода, когда детям здесь интересно. Однако все зависит от ребенка. Некоторые родители приходят и говорят: «Пустите нас, нашему ребенку четыре исполнится через полгода, но ему здесь точно будет интересно, мы знаем». Мы готовы пойти навстречу и таких детей запустить.

Город для детей

О профессиях для детей

Мы посмотрели, какие профессии есть в жизни, и составили список основных, но пока не всех, которые возможны. В центре после официального запуска у нас будет 23 зоны, но профессий будет гораздо больше. К примеру, в пресс-центре ребенок может быть фотографом, журналистом, редактором (дети постарше и совместно с мастерами). Наша задача – показать, что выпуск газеты – это работа людей нескольких профессий и в целом довольно трудоемкий процесс.

В центре уже работают или в скором времени запустятся следующие зоны: арт-студия; почта и телекоммуникации, где ребятам будет рассказано, каким образом работает телефония; интернет; пресс-центр; мэрия; дом красоты и моды; ТВ и радио (выпуски программ можно будет увидеть и услышать там же, в центре); МЧС и пожарная часть; СТО, автодром (для того чтобы сесть за руль, нужно будет пройти медкомиссию и сдать на права); больница; пекарня; лаборатория для различных опытов; стройка; студия танцев; комната магии; хранилище тайн; полиция; магазин; банк; военная часть; экостанция; ферма; домик хоббита (игровая зона для детей младше 4 лет ); лазерный лабиринт.

О франшизах и отличиях

Изначально мы думали взять франшизу, но потом решили работать самостоятельно, потому что пришлось бы многое адаптировать под казахстанские реалии и многие вещи создавать заново, что мы и делали. А так, мы вобрали самое лучшее от зарубежных альтернатив и формируем новый бренд на рынке Казахстана. И хотя структура и организация работы схожи с зарубежными аналогами, мы отличаемся тем, что у нас все более театрально. Вероника Насальская привнесла многое из театра, в частности, форма наша уникальна – под каждую профессию придумывались определенные образы.

О поиске хороших сотрудников

Сейчас у нас в штате около 50 человек. Из того количества, которое нам необходимо для работы, это примерно половина, чтобы мы работали без каких-либо накладок. Основной упор здесь делается не на какие-то аттракционы, где ребенок зашел и у него глазки сразу загорелись, а на работу с детьми и реквизитом. И ключевые сотрудники у нас – это мастера, которые не должны быть взрослыми для ребенка, им необходимо вовлечь ребенка в такой мини-спектакль, чтобы малыш сам ощущал себя взрослым.

Мы привлекаем ребят-студентов из разных вузов с помощью хедхантера, университетских профсоюзов и соцсетей. Проводим серию жестких тренингов, на которых идет отсев и благодаря которым понимаем, кто может контактировать, у кого есть способности к актерскому мастерству и вовлечению детей, а у кого нет. Тренинг занимает около двух-трех недель, после чего мы предлагаем ребятам стажировку у нас, которую они отрабатывают с детьми под руководством главного мастера. На этом этапе мы также наблюдаем за коммуникацией с детьми, корректируем работу, и если понимаем, что человек не проходит отбор, то отсеиваем. Эта большая трудоемкая работа, ведь задача в том, чтобы родители, приводя детей к нам, получали удовольствие от того, что их детей увлекают и открывают им новые горизонты для развития.

Город для детей

О безопасности центра

У нас в центре установлено видеонаблюдение в каждой комнате, на каждой профессии, чтобы все понимали, что идет адекватная работа с их детьми, а также на случай каких-то форс-мажорных ситуаций. Мы работаем как автономный центр, куда родители с детьми приходят и могут провести долгое время.

О дальнейшем развитии

Все постановки, программы, квесты не финальные – они будут дорабатываться, обновляться в зависимости от того, что ребятам интересно. Да и общий процесс постоянно отслеживаем: что не так – сразу же вносим изменения, корректируем работу.

В дальнейшем практически каждая зона будет видоизменяться. Возможно, кто-то захочет, чтобы банк был оформлен в их стилистике или машина была из определенного автосалона. Это распространенная у зарубежных проектов практика, благодаря которой центр получает дополнительный доход и имеет возможность развиваться.

После полного запуска центра мы планируем открыть свое кафе в отдельной зоне, а следующим этапом будет и ресторан, где родители смогут проводить время, пока их дети находятся в нашем городе. Сами же дети смогут зарабатывать деньги и тратить их в нашем магазине (одной из зон) на реальные товары. Представить, что ребенок в пять-шесть лет сам заработал себе на шоколадку, – это дорогого стоит.

Сейчас в выходные дни без какой-либо глобальной рекламы к нам приходит около 100 детей в день, в будние дни немного – 10–15 детей. Чтобы заполнить будни, мы работаем со школами, детсадами, детскими лагерями, организовываем групповые поездки. Центр может вместить около 200 детей единовременно, и их вообще не будет видно, они растворятся среди домиков, плюс еще около 150 детей могут находиться в общей зоне. В будущем, если будет перегруз по количеству детей, будем просто закрывать проход на время и устанавливать вход по сменам – до обеда и после, как за рубежом.

Об экспатах в Казахстане

У меня восточные корни и мне нравится солнечная погода в Алматы, чувствуешь себя здесь как-то хорошо и комфортно. Особенно если сравнивать с северным Петербургом, столицей дождей. Да и люди здесь более приветливые и душевные, друг с другом уживаются хорошо. Возвращаться обратно в планах пока нет. Особенно учитывая, что я инициатор большого проекта. Более того, я вам скажу, что российским экспатам, которые приезжают в Казахстан, тоже больше нравится ритм Алматы, нежели Питера или Москвы. Они остаются, приносят разные бизнес-идеи, внедряют их, привлекая как казахстанских инвесторов, так и зарубежных. Немало таких, кто приехал и остался.

Поделись
Инесса Шлапак
Инесса Шлапак
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000