BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 2 апреля, 2014 11:52

От коктейлей до кейтеринга

От коктейлей до кейтеринга
Прошлой осенью сестры Пак решили обеспечить алматинцев свежими коктейлями и запустили Julie's Bar. Для старта своего дела им потребовалось всего 75 тысяч тенге. Затем был успешный первый месяц, опыты с сайтами-купонаторами, открытие нового направления, что в итоге трансформировалось в идею создания собственной кейтеринговой компании.

О мотивации

Юлия Пак:

Я работала юристом, а затем, когда была в положении, задумалась о своем деле. Идея открыть фреш-бар пришла ко мне, когда, будучи беременной, захотелось фреш из киви. Я стала мониторить, искать, кто может сделать доставку, оказалось, что этим вообще никто не занимается. У нас все случилось очень быстро. В сентябре мы решили заняться фрешами, начали уже в середине октября, а активно заработали в ноябре.

Ольга Пак:

Началось все с того, что год назад моя подруга посоветовала посмотреть передачу про молодых миллионеров на ТНТ. Нас эта передача зацепила – там рассказывали истории молодых ребят, которые зарабатывали миллионы, начиная с самых разных ниш. С этого момента мы стали вынашивать идею о запуске своего дела. Но когда у тебя есть постоянный стабильный доход, хорошая работа, неплохой коллектив, то, в принципе, очень сложно уйти в свободное плавание.

Примерно год назад мы пытались запустить свое дело, связанное с фетровой продукцией, – хотели делать чехлы для IPhone, IPad и других гаджетов. Мы уже начали подбирать материалы, но до производства не дошло. Чтобы открыть свое дело, нужно время, а учитывая мою полную занятость на работе, все это так и осталось просто идеей.

В сентябре сестра предложила мне заняться коктейлями, на тот момент она была уже на пятом месяце беременности, и я решила уйти с работы, чтобы помочь ей, потому что брать человека со стороны было рискованно.

От коктейлей до кейтеринга

О деньгах и друзьях

Ольга Пак:

Бюджета не было. Принцип был такой – начать с того, что есть. Без капиталовложений и инвестиций. Примерно 75–80 тысяч тенге у нас ушло на то, чтобы начать дело. Мы купили непрофессиональное оборудование: три вида соковыжималок, крафт-пакеты, стаканы и т.п. Когда у тебя нет денег, то ты вертишься как уж на сковороде. К примеру, чтобы взять пакеты по рентабельной для нас цене, надо заказывать 5–10 тысяч штук, а это уже около 70 тысяч тенге. Уложиться в наш скромный бюджет было очень сложно.

Мы долго искали стаканы, крышки к ним – хотелось, чтобы все было красиво. Нам друг помогал делать сайт, подруга оказывала помощь в Facebook – словом, все, кто мог, принимали участие. Все мои бывшие коллеги, друзья и подружки, работавшие в офисах, покупали у нас фреши.

О продажах

В среднем мы продавали примерно 15–20 коктейлей в день. Были дни, когда мы могли продать 40–45 порций.

В основном люди начали находить нас через Instagram, хотя на него мы особого акцента не делали, мы завели там аккаунт для имиджа. Все имеют там свои аккаунты, и мы свой завели. А уже через пару недель люди начали звонить и говорить, что увидели нас в Instagram. Когда начинали, мы даже не знали, что такое «холодные звонки», просто звонили друзьям и говорили: «Слушай, мы тут компанию открыли, закажи у нас фреш». Люди пробовали, дальше пробовали их коллеги, как минимум пять-шесть человек. Затем нам стали оставлять заявки с вечера на утро. С утра мы развозили заказы.

От коктейлей до кейтеринга

О рецептуре и ценообразовании

Юлия Пак:

Рецептурой занималась я, какие-то фреши мы придумывали сами, тестировали их на своих друзьях. Что-то брали в интернете, у Юлии Высоцкой. Затем стали изучать полезные свойства продуктов. Сначала у нас были разные объемы стаканов, позже мы решили отказаться от этого и сделать один стандарт – 360 мл и единую цену – 990 тенге.

Цену определяли так: брали продукт, взвешивали, измеряли выход, добавляли стоимость трубки, стакана, наклейки, доставки. Маржа составляет примерно 100%. То есть себестоимость напитка получается около 400–500 тенге, а мы продаем его по 990 тенге. Вообще, самим регулировать цены было интересно. Себестоимость, кстати, очень высокая, потому что мы не закупаем в крупных объемах, чтобы это было дешевле. Закупаем на складах, которые находятся за Алтын-Ордой, где отовариваются и все розничные продавцы.

От коктейлей до кейтеринга

О первой прибыли и смене направления

Ольга Пак:

В первый месяц мы заработали около 1000 долларов. А дальше пошел спад, даже несмотря на то, что нам стали звонить все купонные сервисы. Люди покупали, заказывали, но поскольку мы делали 50-процентную скидку через купонные сервисы, то мы просто отбивались по нулям, поэтому в декабре как такового дохода не получили.

С марта мы приостановили розничные продажи, потому что хотим полностью поменять формат работы. Однажды на нас вышел молодой человек, который проводит конференции и семинары. Он обратился с тем, чтобы заказать у нас фреши для одной из таких конференций. Он заказал у нас партию, и тогда мы поняли, что нам выгоднее заниматься кейтерингом. Затем мы обслуживали еще одно мероприятие.

По рознице у нас минимальный заказ 2500 тенге, а на мероприятие – 70 000 тенге. Проблема только в том, что нет постоянного канала заказов, а продукт скоропортящийся. Поэтому у нас несколько задач. И первая – собрать капитал, чтобы открыть какую-то постоянную точку и работать на обслуживание выездных мероприятий.

От коктейлей до кейтеринга

О поиске клиентов

Юлия Пак:

Мы уже собрали базу компаний и потихоньку начинаем всех обзванивать, скидывать свои предложения, делаем «холодные звонки». Нам, конечно, страшновато, учитывая, что мы никогда не занимались продажами. У нас есть дядя, очень хороший маркетолог, именно он нам объяснил, что у нас должны быть скрипты по продажам, что мы должны обзванивать людей и говорить по скрипту. Он нам с самого начала это говорил, и только сейчас мы начали этим пользоваться.

Скрипт мы подготовили, прослушали в интернете кучу семинаров и тренингов, ведь одна из нас юрист, вторая – журналист, мы раньше даже не знали, что такое скрипты, «холодные звонки».

Сначала нам нужно наработать постоянных клиентов и партнеров с помощью тренингов и семинаров, а дальше уже заниматься открытием точки. Открывать точку в торговом центре – это минимум полмиллиона тенге в месяц за аренду. Оборудовать точку стоит еще 10 тысяч долларов, мы этот вопрос изучали.

О кейтеринге

Ольга Пак:

Вообще, была идея купить бойлеры для кофе и чая, ведь всегда можно договориться с какой-либо пекарней. Опять же все зависит от того, удастся ли нам найти хороших клиентов. Когда они появятся, можно будет развивать это направление.

Почему мы вообще решили сконцентрироваться на этом? Просто, когда мы привезли свою продукцию на первое мероприятие, то увидели глаза людей, которые просто смели нашу продукцию. Мы привозили коктейли и утром, и вечером – и все раскупали. После этого нам звонили и интересовались нашей продукцией.

P.S. В разделе «Мнения» ответьте нам, а как считаете вы, насколько доступной является цена 990 тенге за стакан фреша или коктейля?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000