BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 7 февраля, 2014 14:06

Как построить бизнес со 100 долларов

Как построить бизнес со 100 долларов
Как-то два молодых парня Ерлан Манакбаев и Александр Борисов скинулись по 100 долларов на свой первый бизнес. Через несколько лет наши герои, создатели автомобильных накидок CANTRA, уже покорили весь Казахстан и вознамерились завоевать соседние рынки. О финалистах конкурса «Построй свой бизнес» – в нашем репортаже.

Скинулись по 100 долларов

Александр Борисов:

– С Ерланом мы познакомились в колледже, в котором оба учились на связистов, и бизнесом заниматься никогда не планировали. Какую-то роль в том, что мы начали заниматься предпринимательством, сыграли такие книги, как «Богатый папа, бедный папа» Роберта Киосаки и т.п. Ну и вообще было желание зарабатывать самим, быть независимыми от наемной работы. Это была отправная точка, для того чтобы идти своим путем.

Ерлан Манакбаев:

– По окончании колледжа я ушел в армию на контрактную службу, а Александр учился в университете, я же его окончил заочно. Он студент, я военный, доходы у нас мизерные, а еще за учебу надо платить. Начали спонтанно. Александр сказал: «Надо что-то делать, давай скинемся!». Мы скинулись по 100 долларов, тогда доллар стоил 125 тенге, мизерная сумма. 25 тысяч тенге были нашим стартовым капиталом. У нас было единственное условие – не тратить эти деньги ни на что, зарабатываем мы или нет, но, к примеру, купить джинсы либо пообедать мы на них не могли. Эта сумма была неприкосновенным запасом.

Начали со спекуляции

Александр Борисов:

– Начали мы со спекуляции: что-то покупали, что-то продавали. Мобильники, Ipod, PSP, но в основном Sony PlayStation2 были нашим товаром. Однажды чуть не купили на перепродажу игрушечный вертолет. Например, мы брали PlayStation без комплекта, находили места, где дешево можно было докупить комплектующее, сами записывали диски, тем самым создавая готовые комплекты.

В тот момент мы перешагнули планку в 75 тысяч тенге, что для студентов было серьезными деньгами. Мы до сих пор вспоминаем этот рубеж, гордимся им. Не факт, что сейчас можно сделать какой-то большой прорыв, который мог бы принести подобные эмоции. Сейчас смешно, а тогда продашь что-нибудь на 3 тысячи тенге дороже и радуешься, что в кассе прибавились деньги. Так в первый год с этих 200 долларов, ничего не тратя, мы заработали 5000 долларов.

Ерлан Манакбаев:

– Оборота хватало на уже имеющийся товар. Хотелось чего-то большего. Мы начали заниматься мониторами. В какой-то момент запретили игровые автоматы. Им на замену пришли аппараты, требующие как раз такие мониторы. Появился спрос на обычные 17-дюймовые мониторы, Александр где-то нашел около 100 таких мониторов. Мы их купили, загрузили полную «ГАЗель», начали по одному продавать, а в какой-то момент пришел человек и купил все мониторы разом. Тогда мы заработали пусть немного, но что-то порядка 500 долларов сразу.

Как построить бизнес со 100 долларов

Перешли на автомобили

Александр Борисов:

– Затем мы начали параллельно заниматься продажей автомобилей. Покупали и продавали их, как, в принципе, и весь Казахстан тогда. Но мы понимали, что нужно заниматься чем-то определенным, конкретным. Предложили нашему общему другу Асету совместно начать делать первые шаги в коммерции. Собрались втроем в кинотеатре «Арман», пили чай и думали, думали... У меня всегда была любовь к материалу Alcantara. Мы думали, что можно делать из этого материала. Предлагалось и портмоне шить, и ремешки для часов. Асет выдвинул идею шить чехлы, к которой я поначалу отнесся скептически. В итоге пришли к общему мнению шить не модельные чехлы, а что-то универсальное. На тот момент аналогов товару не было. Неоткуда было что-то скопировать.

Ерлан Манакбаев:

– Затем мы благодаря родным и знакомым нашли что-то подобное. Обрадовались, купили примерно за 3 тысячи тенге эти старые чехлы как образец. Это было примерно то, что мы хотели. Но совершенно из других материалов. Мы доработали образец и подали на патент. После этого мы долго ездили по магазинам в поисках материалов, которые бы нас устроили. Материал Alcantara мы искали долго, тестировали, интересовались, кому какой материал больше нравится, затем остановились на том, который сейчас используем.

Стали шить чехлы

Ерлан Манакбаев:

– Мы никакого понятия о шитье не имели. Это сейчас мы уже много чего можем рассказать. Первые наши чехлы вообще были ужасными, там были кривые ромбики, у них был не совсем товарный вид, но тем не менее мы как-то умудрялись их продавать.

Швей мы искали по объявлениям. То одна сошьет, то вторая – и все как-то не очень. Узнавали цены в цехах, и нам называли просто заоблачные цифры. Затем благодаря стечению обстоятельств нам дали контакты цеха. Мы съездили, объяснили, что нам нужно, и начали пробовать шить. Сшили первую партию в количестве 20 штук и стали потихоньку продавать.

Нашли канал сбыта

Александр Борисов:

– Первые чехлы, которые находились в процессе разработки, стоили нам в три раза дороже. В сумме на этот проект мы собрали 4000 долларов. У нас не было бизнес-плана. Мы были совершенно неопытные. Но мы знали, чего хотим.

Ключевой фигурой была продавец на «Карсити», с которой мы случайно встретились через общих знакомых. Подошли к ней и сказали: «Мы хотим делать такой-то товар, но он будет дорогим. Вы хотите им торговать?». Она даже не видела наш товар, но согласилась. Сказала, что что-то подобное искала, в том числе и в Китае, но не нашла. Решила выкупать у нас все. Так и пошло, каким бы наш товар ни получался, мы его делали и отдавали на продажу. Оборот постоянно рос. Тогда у нас не было ни упаковки, ни качества, обычное кустарное производство. В этом плане у нас отличная страна, человек за новинку готов платить. Тогда накидки стоили 15 тысяч тенге, и никто никогда не предъявлял претензии, что это дорого или некачественно. Сейчас такая накидка стоит 9000 тенге, но уже в условиях определенной конкуренции. За эти деньги мы делаем бесплатную доставку и установку, даем один год гарантии. При этом клиент получает идеальный по качеству товар.

Как построить бизнес со 100 долларов

Зарегистрировали компанию

Александр Борисов:

– Самые первые чехлы мы начали продавать в 2008 году. Но официально зарегистрировались и создали компанию в 2010-м.

Ерлан Манакбаев:

– Сейчас мы продаем около 7,5 тысяч накидок в год. А за первый год мы, может быть, продали около 500. В первое время мы сами ездили устанавливать накидки, со временем взяли курьера, приобрели автомобиль для доставки и выкрасили его в корпоративный цвет – так организовали сервис. Но тем не менее нам есть куда развиваться и улучшать сервис.

Поехали по регионам

Александр Борисов:

– Я наблюдал за своим дядей, который был эксклюзивным дилером лакокрасочных материалов, продавал их в Алматы, и у него настал момент, когда он начал ездить по городам Казахстана в поисках партнеров. На его примере мы решили не тянуть и поступить так же. Искать партнеров в других городах. В Алматы на тот момент у нас уже было три точки. Решили не ждать, а сразу ехать. Денег-то всегда не хватает, но так совпало, что мы вкладывали средства в продажу автомобилей и надо было по этому поводу лететь в Астану. Заодно мы решили съездить и по делам CANTRA. Ходили по рынкам, буквально в каждую точку заходили и искали себе дилеров.

Ерлан Манакбаев:

– Может показаться, что все это было легко, но на самом деле это было очень тяжело. В Астане практически все отказывались с нами сотрудничать, говоря: «Что за ерунду вы нам пихаете!». Но мы все же нашли там бабушку, у которой был свой бутик. Дали ей товар под реализацию, сказали, мол, мы вас ни к чему не обязываем. Прошел буквально месяц, ей все понравилось, она попросила выслать еще. С ней мы работаем до сих пор. Через какое-то время снова собрались, заправили полный бак и поехали на восток страны. Так мы нашли новых партнеров в Усть-Каменогорске и Семее.

Александр Борисов:

– Своим дилерам мы всегда помогали. Мы давали объявления на сайте «Колеса» сразу по всем городам, в которых продаем продукцию. Дилер даже не знает, откуда клиент, а мы бесплатно предоставили товар и сами нашли ему покупателя. Это был бурный процесс. Сейчас мы работаем со всеми городами Казахстана. Бывало такое, что люди без проблем отправляли нам деньги, не зная нас в лицо, и ждали товар. Все происходило на уровне телефонных переговоров. Люди верили нам.

Ерлан Манакбаев:

– Сейчас мы начинаем серьезно работать с Россией. Больших показателей пока нет, но мы работаем в этом направлении. Один наш партнер запустил там сайт www.cantra.ru и продвигает наш бренд.

Как построить бизнес со 100 долларов

Организовали собственный цех

Ерлан Манакбаев:

– У нас все было на аутсорсинге, а это, во-первых, удорожание товара. Во-вторых, недостаток в контроле качества. Это была большая проблема. Решили, что нам надо в любом случае иметь свое производство, чтобы оно было рядом и мы могли что-то срочно заказать и держать качество на контроле.

Александр Борисов:

– Мы с Ерланом видим качество своим взглядом, а какой-то цех на аутсорсинге видит его иначе. Они принимали заказ по нашему образцу, а затем отдавали целую партию товара, которая обходилась нам дороже и при этом не соответствовала нашим требованиям. Мы отказывались принимать подобный товар, цеха не были согласны с нашим мнением. Появлялись разногласия. Поэтому и было принято решение открыть свой цех.

Появились конкуренты

Александр Борисов:

– Сначала конкурентов не было, потому что товар был совершенно уникальным. С течением времени стали появляться конкуренты, которые шили накидки низкого качества на дому, в ателье, в Бишкеке. Мы поинтересовались, можно ли запустить производство в Китае, выходило, что если делать хорошо, на нашем уровне, то по работе это будет стоить дороже, чем в Казахстане. А если же делать дешево, экономя на качестве, налогах, сервисе, и продавать на барахолке, тогда нужно в первую очередь перечеркнуть бренд CANTRA и предать свои принципы. Но нам это неинтересно.

Решили, на что потратить 10 тысяч долларов

Ерлан Манакбаев:

– У нас все идет по плану. Для нас один из самых важных вопросов – это расширение цеха, которое мы запланировали. Мы чувствуем постоянную нехватку производственных мощностей и поэтому к весне вдвое увеличим наш цех.

Второе направление – это интернет-рынок, у нас на сайте уже есть онлайн-покупка, но в планах у нас открыть полноценный интернет-магазин автотематики с доставкой, гарантией, возвратом, логистикой, со всем необходимым. Говорить об этом еще рано, но на самом деле целей и работы у нас еще много.

Наметили грандиозные планы

Ерлан Манакбаев:

– Мы работаем над развитием интернет-продаж, хотим больше выходить на рынки СНГ, в частности на Россию. Недавно думали об открытии собственного бутика, но нельзя же все сразу охватить. Если бы мы выиграли 50 тысяч долларов, то, наверное, было бы проще (Смеется.)

Александр Борисов:

– Что касается развития компании на мировом уровне, то все упирается в инвестиции. Почему нужно ориентироваться только на Казахстан или Россию? У нас люди и в Германию заказывают, и в США, Украину и Молдову. Интерес к нам растет, но финансировать командировки за рубеж, например в такие страны, как США, пока возможностей нет. Глобально мы, конечно, хотим, чтобы о нас знали не только в СНГ, но и во всем мире.

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000