BUSINESS Саян Байгалиев Жанара Каримова 4 февраля, 2014 14:21

Сноуборд: из хобби в бизнес

Сноуборд: из хобби в бизнес
20 лет назад мало кто себе представлял, как выглядит сноуборд, а сегодня это уже широко представленный олимпийский вид спорта. Наш сегодняшний герой Николай Романов – создатель магазина «Доски» – не только одним из первых в Казахстане встал на сноуборд, но и основал благодаря своему увлечению любимый бизнес.

Сноуборд – как летающая тарелка

Я с детства увлекаюсь сноубордингом. Еще в 5 лет меня родители поставили на лыжи, а в 1992 году на склоне я впервые увидел человека со сноубордом. Для нас он был словно инопланетянин, мы были просто в шоке и не могли оторвать от него глаз. Мне кажется, летающая тарелка произвела бы на нас меньший эффект, чем этот сноуборд.

Я попросил у него покататься на сноуборде и очень загорелся этим делом. В первое время было трудно, в 90-е, во время развала Союза, снег был неукатанным, учиться приходилось на «пухляке» не в своей стойке, на очень длинной доске, которая, кстати, до сих пор висит у меня в магазине. Но стало потихоньку получаться, и я так загорелся этим, что совсем забыл про лыжи.

Веселые авторитеты

Прошел армию, институт, не знал, чем заняться, брался то за одно, то за другое. Поработал барменом – хоть и получалось, чувствовал, что это не мое. Затем вернулся к своему увлечению и стал учить людей кататься на доске. И доход был нормальным, и учить людей – это великое удовольствие. Переучил много народу.

Но началось все с того, что попал в горнолыжную школу на Шымбулаке. Тогда по сноубордам там было всего несколько инструкторов. У нас была веселая компания, мы были авторитетами, нас все любили, за нами толпы ходили. Все нравилось, но летом заняться было нечем. Хорошо, что у меня было и второе увлечение – парапланеризм. Поэтому летом я катал людей на параплане. У меня появилось два любимых дела, которые дополняли друг друга. А когда занимаешься любимым делом, ты не замечаешь, что работаешь. В сноубординге бывают, конечно, трудности, например холод или трудный ученик. Много всяких нюансов, но все равно дело любимое.

Сноуборд: из хобби в бизнес

Спрос большой, а предложения нет

Спустя какое-то время народу потребовалась экипировка, а сноубординг был достаточно молодым видом спорта. Спрос был очень большим. Даже лыжные инструкторы начали учить сноубордистов. Нам построили хорошую школу на Шымбулаке и каждый год сертифицировали. Сноубординг начал развиваться, а наши магазины очень плохо его представляли, в основном везде была горнолыжная экипировка. Тогда наш народ только начинал ездить за границу, и либо многие оттуда привозили экипировку, либо где-то в очень небольшом ассортименте появлялись доски.

Когда у меня появилась первая доска Burton, я тоже был здесь как инопланетянин. Все смотрели и завидовали. Это было круто! Когда человеку даешь инвентарь под его вес и потребности, то тогда легко его учить, ему самому становится легче кататься. Так я начал возить этот инвентарь сам, челночил, в общем. Летал в Москву, знакомые ребята представляли там самые знаменитые по тем временам бренды. Иногда приходилось летать по два-три раза в неделю, чтобы привезти на себе по 5–10 досок.

Хобби стало бизнесом

Позже меня заметил один из наших магазинов, который предложил мне работу на хороших условиях. Я пошел работать к ним – стало хорошо получаться. Мы были монополистами в городе по сноубордам. Я работал бренд-менеджером и управляющим директором по сноуборд-направлению. Все пошло хорошо, были большие обороты, не было остатков. Я даже прекратил свою инструкторскую деятельность, переключился на продажи. Летом первое время занимался парапланом, но стал подумывать, чем бы еще заняться.

Все увлечения, которыми я занимался, мои хобби, все переросло в работу. Так, летом я стал заниматься скейтбордами, потому что у нас в городе не было ни одного магазина, где можно было купить настоящий качественный товар, связанный со скейтбордингом. Можно было найти только китайские доски. Было очень интересно заниматься и скейтбордом, и сноубордом, так как мы были пионерами всего этого в Алматы.

Мы развивали все с нуля, потому что у нас нормально катающихся ребят-скейтеров было от силы человек десять. Начали поднимать это. Сначала завезли stuff, стали проводить соревнования. Первое время сами всем занимались. Скейт-тусовка из десяти ребят, которые сделали неоценимый вклад в создание этого движения, разрослась до двух тысяч человек. Затем мы занялись BMX, ребят там тоже много, мы поддерживаем их, работаем с ними. Даже появилась какая-то гордость за то, что занятых этим делом ребят стало много. Они не пьют в подъездах, у них есть своя тусовка, они общаются, катаются. Многие сделали это своей профессией, за кого-то катаются, их спонсируют, это приносит доход. У кого-то это был толчок по жизни, ребят заметили, они начали развиваться дальше. Так же и в сноубординге.

Сноуборд: из хобби в бизнес

Первый магазин и скейтпарк

По разным причинам я ушел из магазина. Стал сам заниматься продажами. В 2008 году мы открыли маленький магазинчик возле ТРЦ «Ритц-Палас», потому что ребята, которые катаются на скейтборде или сноуборде, нас знают. Мы создали свою команду, открыли свой магазин, у нас был первый собственный мобильный скейт-парк. Спасибо ТРЦ «Ритц-Палас», что они нас в первое время поддержали. За счет этого в Алматы сильно увеличилось движение скейтбордистов. Затем мы немного выросли и построили здесь отдельный домик, где у нас и летом, и зимой собираются ребята.

Скейт-парк никакого дохода нам не приносит, но ребята понимают, что, приходя к нам в магазин и покупая что-то для себя – скейт, колеса или сноуборд, они вкладывают деньги не только в наше развитие и обогащение, но и в эту индустрию, в проведение соревнований и мероприятий.

Азиада и лучший сноупарк в регионе

У меня были свои сбережения (я продал квартиру), на эти деньги мы понемногу развивались. Поначалу были большие трудности. Мы открыли первый сноупарк на Шымбулаке практически в тот же год, когда и магазин. Мы много вложили в него. Думали, будем долго и счастливо работать, но нам сказали: «Ребята, все, у нас подготовка к Азиаде, извините, до свидания!». Для нас это был сильный удар, после которого мы оправлялись пару лет. Но мы не опустили руки. Мы реализовали большой проект с Quicksilver, который работает по сегодняшний день. Quicksilver сам вышел на нас. Они приехали в Алматы, объездили абсолютно все магазины и остановили выбор на нас. Сейчас это самый большой, красивый и лучший парк не только в Средней Азии, но и на всем пространстве СНГ. Даже россияне третий год подряд признают его лучшим парком СНГ, у них подобных нет. В этом парке мы также регулярно проводим соревнования. Он находится на Шымбулаке.

Мы надеемся, что в будущем парк будет приносить нам доход. Так как сейчас очень много видов в сноубординге, являющихся олимпийскими дисциплинами. А к нам можно приехать, полноценно позаниматься, совершенствовать какие-то трюки.

Расширение бизнеса

Мы планируем расширяться. Мы хотим открыть магазин в Астане и еще два в Алматы. В Астане мы хотим открыть магазин спортивного направления, там очень много ребят-скейтеров. Город быстрорастущий, перспективный, и очень важно там присутствовать. Нас постоянно спрашивают, когда мы там откроемся. Летом мы хотим развивать там скейтбординг, велосипедное направление, а зимой – продавать инвентарь, одежду.

В Алматы хорошо развивается велосипедный спорт, здесь много точек проката велосипедов. Мы же создали один из первых прокатов очень качественных американских велосипедов, чтобы народ пришел и мог выбрать качественный продукт, потому что сейчас в дешевом сегменте у нас очень широкий выбор, а мы хотим занять свое место немного в другой нише.

Со следующей зимы мы планируем открыть прокат премиум-оборудования для сноубординга, возможно, и прокат лыж, а также мастерскую по ним. Даже в нынешнем магазине место позволяет это сделать.

Сноуборд: из хобби в бизнес

Другие лыжи

Нас многие спрашивают, почему мы не занимаемся лыжами. Во-первых, у нас магазин «Доски» и мы любим свое дело. Во-вторых, мы открыли сноупарк на Шымбулаке, и там сейчас начинает развиваться, хоть и не очень быстрыми темпами, направление лыж new school. Это тоже своя культура, их одежда похожа на снаряжение сноубордистов, у них похожие трюки, и мы уже два года завозим специально для них оборудование, лыжи, одежду, то есть мы начинаем эту тему развивать.

Растущий спрос

В 90-х в Казахстане был демографический провал, рождалось мало детей. Но начиная с 2000-х рождается все больше детей, растет благосостояние, родители не экономят на своих детях, так как это здоровье. Катающихся с каждым годом становится все больше.

Я говорил уже, что, как в скейтбординге, так и в сноубординге, было всего несколько человек, а сейчас в Алматы как минимум 3000 сноубордистов. За 15 лет эта цифра выросла в 300 раз. Если смотреть по молодежи, то соотношение катающихся на лыжах и сноуборде – 50 на 50. Если брать более старший возраст, то, конечно, лыжников, наверное, немного больше.

В Европе все немного иначе. Если там выходишь на какой-то среднестатистический курорт, то катающихся лыжников в разы больше. А когда приезжаешь к нам, и мне как сноубордисту это очень приятно наблюдать, соотношение практически 50 на 50. Всего каких-то 20–25 лет назад на многие знаменитые или даже среднестатистические курорты сноубордистов вообще не пускали, а теперь это целое движение, и каждый уважающий себя зимний курорт имеет на горе сноупарк. Я очень благодарен горнолыжному курорту Шымбулак, что они заметили это и пошли сноубордистам навстречу, и теперь здесь есть свой сноупарк.

Недешевое удовольствие

Есть премиум-сегмент, есть средний сегмент, есть дешевый сегмент. В среднем сегменте на 150–200 тысяч тенге можно полностью экипироваться, то есть купить сноуборд, крепления, ботинки, костюм, брюки, очки, маску, перчатки.

Казахстан относится к европейскому рынку, так сложилось исторически. Вся дистрибуция относится к Европе, и цены у нас абсолютно идентичны европейским. Не выше и не ниже. То есть бренды, которые занимаются дистрибуцией в Алматы, держат эту марку, стараются выше не накручивать. В США, возможно, дешевле, но там есть свои минусы, потому что там есть налог, доставка и так далее. Примерно то на то и выходит. Но удобнее и лучше приобретать на месте. Плюс это вклад не в американскую, а в нашу экономику.

Сноуборд: из хобби в бизнес

Конкуренция

Конкуренция растет, открываются магазины, интернет-магазины. Радует, когда кто-то растет в правильном направлении. Конкуренция – это хорошо, любому бизнесмену это не нравится, но все же это хорошая здоровая ситуация для рынка, для развития сноубординга. Если бы не было конкуренции, то не было бы смысла открывать, к примеру, сноупарки, вкладываться в какие-то соревнования, ивенты, когда можно просто сидеть и продавать.

Бывали случаи нечестной игры. Раньше были какие-то обиды, а сейчас все воспринимаю философски. Нравится, что наши друзья, райдеры и сноубордисты, когда видят и знают, какой магазин все делает правильно, приходят туда и оставляют свои деньги там.

О Кок-Жайлау

Двояко отношусь к этому. Если курорт будет построен с учетом всех экологических норм, то, конечно, очень позитивно. А если будут строить так, как на данный момент все строится у нас, то очень отрицательно.

Я сам живу на Медеу и видел, как строительство при вложении таких денег делает Медеу хуже, чем было. Это большой парадокс: вложить такие огромные средства и сделать хуже, чем было. Там была прекрасная набережная, росли реликтовые сосны, которые срубили за одну ночь. Там была классная гостиница, бассейн, магазинчики, бани, кафе... Всего этого там сейчас нет, на этих местах теперь строительный мусор. Если отойти от дороги, то все это можно прекрасно увидеть. Все очень печально, и смотреть на это можно только со слезами на глазах. Конечно, не хочется, чтобы то же самое случилось с Кок-Жайлау. Если это будет действительно правильный проект, то, конечно, хочется, чтобы новый курорт был, возможно, он станет достойным конкурентом Шымбулаку.

Шымбулак имеет свою изюминку, это самый крутой курорт в Центральной Азии, фактически у него нет конкурентов. А если будет какой-то хороший конкурент, то это будет хорошее развитие, правильные цены, крутые трассы, улучшится инфраструктура. Все это пойдет на пользу, главное, чтобы все это развивалось правильно.

Своя команда

Мы пока работаем в своем направлении, от которого получаем большое удовольствие, так как хобби превратилось в работу. Но хочется также развивать молодежь, сноубординг, скейтбординг, велосипедное направление BMX, открыть хороший скейт-парк, улучшать сноупарк, открыть еще два магазина в этих же направлениях.

Очень давно хочется создать свою команду, так как сноубординг является олимпийским видом спорта, очень популярен, а его никто особо не поддерживает. В Казахстане им занимается очень много людей, это перспективное направление, можно вырастить молодежь. Хочется сделать свою команду, которая могла бы показать какие-то большие результаты, а мы могли бы ею гордиться!

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, что предпочитаете вы – сноуборд или лыжи?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000