BUSINESS Саян Байгалиев Виктор Магдеев 18 декабря, 2013 13:24

Зарабатывать на инновациях

Зарабатывать на инновациях
Владимир Таланов – лучший молодой предприниматель года в сфере производства. Ему еще далеко до тридцати, а он уже имеет опыт создания успешного рекламного бизнеса. Сейчас решил покорять и другие высоты, потому что хочет доказать, что у нас тоже можно зарабатывать на инновациях.

О тяге к бизнесу

Бизнес меня интересовал всегда. Своим делом я начал заниматься, когда мне еще не было двадцати. Это была реклама, маркетинг, затем добавилось управление проектами. В период, когда был строительный бум, мы занимались мини-девелопментом. После того как цены на недвижимость упали, этот бизнес стал неактуальным.

О стартовом капитале

Стартового капитала не было. Зарабатывали его сами. Было полторы тысячи долларов, старый ноутбук и советская табуретка. Первый небольшой офис у меня был в старом здании советского времени. Сначала это была дизайн-студия, затем она разрослась до рекламного агентства. На пике рекламного рынка у нас в штате было 47 человек. Для казахстанского рынка рекламы это достаточно много. Сейчас этот бизнес успешно продолжает свое существование, но уже немного в другом ключе, это больше маркетинговые коммуникации. Я остаюсь там совладельцем.

О самореализации

Хотелось и денег заработать, и себя реализовать. Бизнес дает возможность самореализации, и об этом все постоянно говорят. Но еще хотелось попробовать себя в сложных проектах. Полтора года назад мы решили проявить себя в инновациях, в технической сфере. Так был создан проект «Тенре-Аэролайф».

Зарабатывать на инновациях

О появлении «Тенре-Аэролайф»

У меня, как и у многих алматинцев, есть проблема с сезонной аллергией. Приходится пить таблетки, капать капли или уезжать куда-то к морю, что не всегда получается. В одном из проектов, где мы работали с курительными комнатами, мы вышли на российскую технологическую компанию, которая является лидером в своей сфере. Они работают с технологией фотокатализа, сейчас это самая современная технология по очистке воздуха в мире. Свое сотрудничество мы начали с приобретения оборудования, а затем поняли, что можно развивать эту идею в Казахстане.

Появилась какая-то насыщенность рекламным бизнесом. Видимо, есть какой-то семилетний цикл, когда не видишь чего-то нового и хочется попробовать себя в другой сфере. Также государство стало проявлять внимание к инновациям. Сейчас есть реально действующие инструменты поддержки инноваций, есть возможность работать с государственными органами, не секрет, что государство – это очень крупный клиент. У нас многие люди и компании живут только на том, что выигрывают тендеры.

О производственной площадке

Производство – одна из наших конечных целей. Сейчас мы находимся на этапе отверточной сборки, так же, как, к примеру, производятся казахстанские автомобили. Мы получаем сборочные комплекты, собираем, добавляем местные комплектующие, при необходимости производим проектные, пусконаладочные, строительно-монтажные работы и сдаем систему чистого помещения или очистки воздуха, иногда даже в сочетании с системой вентиляции. Мы не производим от нуля до конечного продукта, но мы к этому придем.

О развитии

Казахстанский рынок очень маленький для успешного роста компании. Чтобы мы могли создавать казахстанский продукт, он должен существовать не только на нашем рынке. Сейчас мы разрабатываем казахстанскую модель воздухоочистителя с определенными функциями, которые пока являются новинкой не только для Казахстана, но и для мирового рынка. Но надо понимать, что выжить только за счет казахстанского рынка невозможно. Если, как минимум, работать на рынке стран, входящих в Таможенный союз, то это уже дает определенные возможности. Если выходить на евразийский рынок, включая Китай, это даст существенные возможности для развития.

Мы однозначно никогда не сможем на 100 процентов производить приборы в Казахстане, потому что в силу масштабов нашей страны и удаленности от потенциальных рынков нерентабельно производить микроэлектронику, платы, жидкокристаллические дисплеи здесь, по крайней мере в ближайшем будущем. Для нас большой возможностью является размещение в СЭЗ «Парк инновационных технологий «Алатау». Там есть возможность льготного приобретения и импорта необходимых комплектующих частей.

Зарабатывать на инновациях

О спросе

Основных групп потребителей несколько, и товар является очень востребованным. Я считаю, что мы вышли на рынок в нужное время и с конкурентоспособным продуктом. К примеру, медицина и лаборатории – сейчас очень быстрорастущий сегмент рынка. Строятся новые больницы, модернизируются старые научно-исследовательские объекты. Наконец-то у медиков и ученых появились деньги на то, чтобы переоснаститься по европейским стандартам. Наше оборудование как раз соответствует всем необходимым мировым требованиям, но при этом является конкурентоспособным в части цены. Важно, что мы можем предоставить местный сервис и расходные материалы.

Второй сегмент рынка – это физические лица, офисы и административные здания. Для крупных городов это очень актуально, в первую очередь для Алматы, Астаны, Усть-Каменогорска, где аллергены, выхлопные газы. В Астане это зачастую проблема запахов, даже в элитных домах или офисах. Эти проблемы мы успешно решаем. Я не думаю, что в ближайшие 3–5 лет у нас будет проблема с клиентами или долей рынка.

О ценах

Разные есть системы. Более простые работают на одну комнату до 30 квадратных метров и стоят порядка 60 тысяч тенге. Расходные материалы обойдутся в три тысячи тенге на полтора года. Есть более сложные системы с высоким уровнем фильтрации, такие системы для квартиры или небольшого дома стоят порядка двух тысяч долларов.

О сложностях

На самом деле далось все нелегко. Мы продолжаем завоевывать доверие наших клиентов, потому что казахстанский хай-тек у многих вызывает когнитивный диссонанс. Все считают, что Казахстан ничего не может произвести, кроме нефти. Кто-то смеялся над проектом и предлагал нам заняться производством строительных материалов, например кирпичей. Но я уверен в успехе нашего проекта.

Со всеми нашими крупными клиентами мы начинали работу следующим образом – передавали наше оборудование на апробацию. Наше оборудование тестировали в МЧС, и наша мобильная система очистки воздуха, размещенная в резиновой палатке полевого госпиталя, продуваемой ветрами и засыпаемой песком, смогла создать стерильный воздух, позволяющий проводить полостные операции. Так было и с испытаниями в лаборатории особо опасных инфекций Республиканской СЭС и различными медицинскими организациями. Сейчас мы ведем апробацию наших приборов в масштабе города Алматы.

Никто в этой серьезной, ответственной сфере слову, красивому буклету или красочному ролику не верит. Рекламные материалы – это только первое знакомство, а чтобы действительно доказать, что это хорошее оборудование, способное очищать воздух по высоким стандартам, проводятся апробации, лабораторные исследования, клинические испытания. Мы на все это идем, даже несмотря на то, что это требует определенных затрат.

Зарабатывать на инновациях

Фото Дмитрия Засухина с церемонии награждения «Лучший предприниматель-2013»

О рентабельности

Проект вышел на уровень окупаемости в первый год. Мы довольны темпами роста и нормами рентабельности. Конечно, приходится регулярно инвестировать деньги в развитие, но мы прекрасно понимаем, что технологический бизнес – это длинные деньги, что это проект не на один день и год. Мы не ждем, что данный проект в первые два года принесет нам десятки миллионов долларов.

О конкуренции

После прихода из рынка рекламы и маркетинга для меня было удивительно, что конкурентов на данном рынке можно пересчитать на пальцах одной руки, а те же китайцы не могут предложить такой уровень качества и соответствия мировым стандартам. Основные игроки из развитых западных стран, например Германии, США, Японии. Конкуренция совсем небольшая, и нашим дополнительным плюсом является то, что не все крупные игроки и мировые корпорации пришли со своими продуктами в Казахстан. Продавать такие сложные системы, не говоря уже об их производстве, – это большая ответственность, так как каждый объект становится предметом сервиса. Нам необходимо отвечать за работоспособность системы, а это сервис и расходные материалы. Многие мировые игроки не рассматривают Казахстан как потенциальный рынок для себя. А нам как местной компании специфика понятна лучше, мы четко видим темпы роста, перспективы, поэтому конкуренция для нас не страшна и мы готовы конкурировать как в рамках ВТО, так и Таможенного союза. Мы знаем, что не каждая компания решится прийти в Казахстан, а к тому времени, когда они все-таки решатся на это, мы планируем занимать лидирующую долю рынка.

О планах

Я решил не распыляться на новые стартапы в ближайшее время, а посвятить себя именно «Тенре-Аэролайф». Для нас важно создание приборов с казахстанскими корнями, а также интересен выход на новые рынки. Это большая и сложная задача, реализация которой произойдет в перспективе нескольких лет. Мы не будем оптимистично заявлять, что закидаем всех шапками и за два года завоюем Россию и Китай. Мы понимаем, что это сложная задача, но тем не менее будем пробовать. Сейчас мы разрабатываем экспортную стратегию. Также мы растим нашу команду. Имея профессиональную команду, мы можем усложнять бизнес, открывать новые направления.

P.S. Как вы считаете, реально ли создавать инновации на экспорт в Казахстане? Ответьте нам в разделе "мнения".

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000