BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 4 декабря, 2013 13:30

Считая чужие деньги

Считая чужие деньги
Бывает, что собственный бухгалтер может довести руководителя как до банкротства, так и до тюремной скамьи. О том, как благодаря аутсорсингу избежать подобных рисков и другой головной боли, рассказали собственники компании «Табыс консалтинг» Ярослав Акулич и Константин Пивоваров.

О появлении «Табыс консалтинга»

Константин Пивоваров:

– Идея открытия своего бизнеса у меня появились еще в 10 лет, когда на уроках истории мы проходили НЭП (новую экономическую политику).

В середине девяностых, когда начался массовый бизнес в стране, пришло понимание, что моя мечта сбудется и надо к этому стремиться. Мой отец занялся бизнесом, я думал, что пойду туда же.

У меня всегда было мнение, что руководителю компании необходимо знать бухгалтерский учет, специфику своего бизнеса и разбираться в юридических аспектах, чтобы «закрыться» по всем фронтам. Выбрал себе специальность «бухучет» именно для того, чтобы стать руководителем. В тот момент я еще не думал, что это будет консалтинговая компания. Поступил в колледж, затем в университет. Начинал помощником бухгалтера, затем стал заместителем главного бухгалтера, ну и главным бухгалтером. С 2006 года подрабатывал приходящим бухгалтером. Тогда я и решил, что открою консалтинговый бизнес по оказанию услуг бухгалтерского учета. Но нужно было скопить денег, набраться опыта.

Надо было расти. Потому что приходящий бухгалтер – это хорошо, но нет никакого развития. В 2006-м получил сертификат практикующего бухгалтера международного уровня. Все шло к открытию бизнеса – от физического лица к компании.

О первых клиентах

Константин Пивоваров:

– Первыми клиентами были те, кого ранее я обслуживал самостоятельно. Это было 10–12 компаний. Они были переведены на обслуживание в «Табыс консалтинг». По большому счету, этих клиентов хватило на то, чтобы снять офис, купить какую-то мебель, принести в офис компьютер и распечатать на двери надпись: «Табыс консалтинг». Первый офис был в районе «Саяхата», чуть ли не на складах. Первые два-три года было тяжеловато. В момент открытия, в 2007-м, был как раз всплеск создания консалтинговых фирм в Казахстане. Вторая волна была в 2011 году, ее прошли легко, продвижение бизнеса взял на себя Ярослав. С ним мы познакомились во время работы в Sapienti Group. Там и сдружились.

Ярослав Акулич:

– Я пришел в команду и стал соучредителем в 2010 году. Константин приглашал меня и ранее, но как-то душа не лежала. Моя специфика – продвижение бизнеса, генерация идей и оформление «под бантик», Константин – технарь в бухгалтерии. Поэтому когда мы объединились, удалось достичь хорошего роста.

Считая чужие деньги

О названии

Константин Пивоваров:

– Раньше была мода на иностранные названия, а я решил, что раз живу в Казахстане и представляю казахстанский рынок, то и название должно нести национальный характер. Самым удачным вариантом оказался симбиоз двух слов: национального и иностранного. Получилось удачно – «Табыс консалтинг».

Ярослав Акулич:

– Изначально были переживания, что бренд может быть кем-то захвачен. Есть конкуренты с похожими названиями, но свою торговую марку мы зарегистрировали. Теперь спокойны – название наше.

О деятельности компании

Ярослав Акулич:

– Как в бухгалтерии от азов до баланса, так и у нас – от регистрации компании до... ликвидации компании. Конечно, процесс ликвидации мы не очень любим. Позитивная составляющая в бизнесе нам ближе. Мы за развитие!

Константин Пивоваров:

– Наша компания не только помогает в оказании бухгалтерских услуг, но и в построении бизнес-процессов, координации между всеми отделами. Мы закрываем такие важные вопросы, как кадровое делопроизводство, юридические, бухгалтерские, помогаем построить компанию с нуля «под ключ».

О клиентах и проблеме консервативных взглядов

Ярослав Акулич:

– Забавно, но у клиентов к бухгалтерам нет жестких требований. Для них принципиально важна не квалификация, которую можно проверить, как минимум, тестами, а какой-то условный стаж и опыт. Для них татешка в возрасте более предпочтительна, чем ребята по тридцать лет в галстуках. К сожалению, специалисты, которые имеют большой опыт со времен Союза, теряют тренд. Это объективно и от этого никуда не денешься. У нас масса примеров, когда мы приходили в компании реанимировать учет с потерей актуальности на 3–4 года. Есть множество предприятий, где бухгалтеры сдают отчетность еще на бумажном носителе, по привычке, хотя те же криптоключи появились около 10 лет назад.

Основная проблема в том, что руководителей старой закалки сложно заставить работать по-новому. Им хочется иметь женщину рядом с собой, пообщаться, кофе с ней попить по понедельникам. Наш бизнес хоть и с эмоциями, но несколько безликий. Задача масштабирования на отделения реализуется именно для того, чтобы быть максимально ближе к клиенту. Мы тесно работаем с Клубом молодых предпринимателей: если приходят молодые ребята, желающие открыть свое дело, я отправляю их вступать в клуб, после бесплатно открываем компанию и дарим 20 процентов на обслуживание.

Сейчас наши продажи построены просто: 20–30 процентов дает интернет, остальное приходится на рекомендации от самих же клиентов. Интересно, какой бизнес может похвастаться подобным?

Один год за пять

Константин Пивоворов:

– В Казахстане стало очень много неквалифицированных кадров, и не только в бухгалтерии, а во всех областях. Это не просто казахстанская проблема, это мировая тенденция. Профессионализм работников стал снижаться.

В этой связи мы запустили собственный центр обучения в нашей компании. Это даже не курсы, это вкупе практика, стажировка и обучение. Они рассчитаны на 3 или 6 месяцев. Даже выпускник вуза, который пройдет у нас полугодовую программу обучения, может быть рядовым бухгалтером на предприятии. К примеру, недавно от нас ушел 25-летний сотрудник в крупную компанию бухгалтером курировать 23 филиала предприятия. Потому что жизнь у нас – это один год за пять.

Считая чужие деньги

О конкуренции

Ярослав Акулич:

– Только в Алматы более 200 бухгалтерских фирм. В основном бухгалтерские микрофирмы, которые едят рынок на 90 процентов в количественном выражении, качественный, в смысле денег, приходиться на крупных игроков с иностранным участием. Есть Бухучет НАП, 72 штатных специалиста, 1500 клиентов. Это с их официального сайта. Круто, ничего не скажешь. У нас штат порядка 20 человек и мы обслуживаем 50 компаний. За счет открытия ЦФО наш штат будет постоянно расти на 5–10 человек при каждом появлении нового отделения. Когда мы говорим о клиентах, мы говорим об основных клиентах, какой смысл говорить еще о 150 компаниях, которые просто на отчетах и это копейки по сравнению с тяжеловесами. Хотя, может быть, надо эти цифры складывать и говорить, что у нас больше 200 клиентов. Но это не по правилам.

О ценообразовании

Ярослав Акулич:

– Рынок вообще не адекватен. Есть компании, которые дают предложения клиентам тарифом 10–15 тысяч тенге в месяц. Даже если просто взять заработную плату квалифицированного бухгалтера в 150 тысяч тенге, распилить на количество необходимой работы, то получим другой расклад. Как за 10–15 тысяч можно что-то сделать, в голове не укладывается! У нас минимальная планка 45 тысяч тенге в месяц, и уже оттуда идут дополнительные коэффициенты.

Константин Пивоваров:

– Мы долго считали наши трудочасы. Сидели с секундомером, делали замеры, сколько бухгалтер тратит времени на тот или иной документ. Приходилось высчитывать, сколько выходит в среднем минут в месяц, в квартал, в год на одну счет-фактуру разных форматов. Рассчитали все это в excel. И теперь, когда нас спрашивают стоимость, мы сначала смотрим объем документов, загоняем в наш файл и получаем стоимость. Без тыка пальцем в воздух. В общем, если брать дно и потолок, то наша ценовая политика находится где-то посередине.

О собственном портфеле и предпочтениях клиентов

Ярослав Акулич:

– Три наших основных продукта – это бухгалтерский учет, юридические услуги и кадровое делопроизводство. Бухгалтерские услуги делают 70 процентов нашего объема услуг, 25 процентов – это юридические услуги и буквально 3–5 процентов – кадровое делопроизводство. У предпринимателей отсутствует желание уделять внимание кадровому делопроизводству. Им дела до него нет. Печально.

Константин Пивоваров:

– Может быть, в чем-то кадровое делопроизводство проще бухгалтерского учета, но оно немаловажно, нюансов и подводных камней там тоже хватает. Есть примитивный пример. Если бухгалтерские документы нужно хранить 5 лет, то документы по кадрам и заработной плате необходимо хранить 75 лет.

Ярослав Акулич:

– На рынке, если говорить откровенно, особенно со стороны ИП, бытует такое мнение: «Кому я нужен? Что до меня налоговому управлению? Что оно с меня возьмет?». Отношение у них поверхностное, приходится им разъяснять, садиться вместе за стол, открывать Кодекс об административных правонарушениях, тыкать в статьи. Он начинает читать, что-то понимать, и его мнение уже меняется, он понимает, что, наверное, что-то с ним сделать могут.

Считая чужие деньги

Константин Пивоваров:

– Все предприниматели у нас строят налоговый учет, а про бухучет забывают. Я везде говорю, что налоговый учет строится на бухгалтерском учете, но про него думают не в первую очередь.

Ярослав Акулич:

– Есть масса примеров, когда мы предлагаем клиенту бухгалтерский учет, а он отвечает: «У меня жена окончила курсы, ведет учет сама». Вы о чем думаете, ребята? Жена окончила курсы, а мужу штрафы платить?!

О доверии и «живых» деньгах

Константин Пивоваров:

– Есть клиенты, которые говорят: «Я не могу доверить бухгалтерию посторонним». Однако физическому лицу со стороны, который будет сидеть в их офисе, они доверяют. Можно посадить бухгалтера, который создаст видимость своей работы, но на самом деле это может быть не так, и мы проверяли это на практике. Ну и вдобавок ко всему наша ответственность застрахована. В случае нашего неправильного бухгалтерского суждения или ошибки мы себя застраховали, не потому что мы такие плохие. Мы пошли по пути аудиторских компаний, у которых бизнес должен быть застрахован. Но у них это обязательное страхование, а мы застраховались добровольно. Вопрос доверия для нас очень важен. Если к нам нет доверия, то мы не будем работать с вами.

Ярослав Акулич:

– Для нас принципиально важным моментом в работе является то, что мы не работаем с «живыми» деньгами наших клиентов. Платежи они делают сами. Наши ребята-операторы готовят платежные поручения, но «живых» денег ни в кассе, ни на расчетном счету мы не касаемся. Из-за этого мы потеряли не одного клиента. Потому что они говорят нам: мол, у меня нет времени – занимайтесь платежами вы. Но мы никогда не лезем в чужой карман.

Об изменении рынка и отношении к аутсорсингу

Константин Пивоваров:

– В 2008–2009 годах было тяжело. Все прекрасно знают, что такое консалтинг и что на аутсорсинг отдавать это очень хорошо, но страшно. Мол, я не знаю, что вы там будете делать, а как же с документами? Сейчас мы все еще с этим сталкиваемся, но уже меньше. Вы классные ребята, спецы, но нам кажется, что это дороже. Хотя на самом деле это дешевле того, что вы тратите на штатных работников.

Ярослав Акулич:

– Рентабельнее уйти на аутсорсинг, чем содержать штатного или приходящего бухгалтера. В 2011 году тенденция поменялась, многие начали отказываться от приходящих бухгалтеров. Это произошло после того, как сняли мораторий на налоговую проверку, и тут то все и закрутилось. Тогда руководители начали задумываться об аутсорсинге в целях защиты своего бизнеса. Также после легализации многие начали переходить из теневого бизнеса. На что жалуются предприниматели? В Казахстане крайне низкие ставки налогов и очень благоприятные условия для ведения бизнеса.

Считая чужие деньги

Как бухгалтер может «убить» компанию

Ярослав Акулич:

– Не хватает регулятора на рынке! У аудиторов все понятно: есть лицензия – имеешь право проводить аудит, давать заключение. В бухучете такого нет, на рынке хаос, и мы сами пытаемся придать ему форму. По сути, бухучетом может заниматься любой. К сожалению, сфера наших услуг не лицензируется, и мы как представители этого бизнеса мечтаем об этом. Любой может почитать пару статей Налогового кодекса, бухгалтерские форумы, пойти и сказать: «Я – бухгалтер!», войти в доверие. Если в компанию придет такой бухгалтер – ей конец! В любой момент придет уведомление, вы на него не ответите, и все – ваши счета арестованы. У нас в практике есть реальный пример, где огромное производственное предприятие «погасло» по вине главного бухгалтера. Такую картину мы восстановили по имеющимся документам – весь маршрут и где были ошибки бухгалтера. Руководители одним заняты: купи-продай, заработай, сруби – не хотят вникать в финансовые тонкости... Но наше мнение: директор обязан разбираться в финансах.

О коммуникациях с клиентом и киргизских программистах

Ярослав Акулич:

– Раньше коммуникация была большой проблемой. Казалось бы, все элементарно, у вас есть электронная почта, у нас есть электронная почта, мы будем туда писать, и кто-то вам что-то ответит. Мы от этого отошли. Разработали веб-приложение в Киргизии у замечательных программистов, которые круглосуточно пишут софт. Я к ним ездил на переговоры, мне понравилось. У них низкая цена, подкрепленная количеством проектов. У наших программистов заоблачные цены, мегадлинные сроки и «сонливый» подход.

Софт получился бодрым. Система работает, все довольны. Все это было для централизации. Запросы поступают туда как почту, но без спама. Переписка по существу, письма об изменениях в законе и т.д., видны цифры по налогам, когда вам нужно будет платить суммы налогов. Это было первое мое новшество, которое прижилось.

У нас есть свои серверы в дата-центре «Казахтелекома» и вся работа построена удаленно, обслуживаются клиенты из Астаны, Усть-Каменогорска, Павлодара, и нет никаких проблем в коммуникациях. Личный кабинет был, есть и будет. Все, что нужно нашему клиенту, – компьютер и выход в интернет. Конечно, там серьезные меры безопасности предусмотрены, но вне зависимости от того, где находится наш сотрудник, даже с телефона мы можем войти в 1С. Это был долгий путь, но он дал мощное конкурентное преимущество.

О расширении

Константин Пивоваров:

– Недавно у Ярослава появилась идея открыть ЦФО (центр финансового обслуживания). «Табыс консалтинг» – это бизнес, где мы стали заниматься краткосрочными проектами, но с большей емкостью в деньгах. Бизнес в формате ЦФО, которые у нас сейчас открываются, это уже по обслуживанию клиентов на постоянной основе.

Ярослав Акулич:

«Табыс консалтинг» изначально как бренд не воспринимается бухгалтерской фирмой. Нас ассоциируют с аудиторами. ЦФО как раз такой проект, где сервис будет направлен на клиента, на его доступность. Стратегия направлена на разделение двух брендов, между собой они не вяжутся. Мы идем к тому, что сам «Табыс» останется с консалтингом, аудитом, а то, что будет по абонентской работе, перейдет в ЦФО.

Сейчас я запустил ЦФО в Алмалинском районе, хотя клиентов он берет и из других районов, временно, пока строится сеть. Сервис всегда будет на высоком уровне, но немаловажным вопросом является доступность, потому что город объективно находится в транспортном коллапсе.

ЦФО – это проект, к которому присоединился новый партнер – Кайша Искакова. Она профессиональный бухгалтер, международный внутренний аудитор. Этот проект она развивает вместе со мной. И если есть желающие работать с нами, то мы к этому готовы, но здесь важен вопрос квалификации. Тот человек, который будет директором центра, должен иметь безупречную репутацию и обладать высокой квалификацией.

P.S. В разделе «Мнения» ответьте нам, кому бы вы доверили свой бухгалтерский учет, если бы у вас не было штатного бухгалтера?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000